Роль концертно-конкурсной деятельности в развитии, обучении и воспитании учащихся фортепианных классов ДМШ и ДШИ: взгляд ученика и преподавателя.
Роль концертно-конкурсной деятельности в развитии, обучении и воспитании учащихся фортепианных классов ДМШ и ДШИ: взгляд ученика и преподавателя.
Автор, анализируя собственный опыт, исследует вопросы о значимости концертно-конкурсной деятельности в обучении и воспитании учащихся фортепианных классов ДМШ и ДШИ, воспитании юныхпианистов и формировани у них процессиональной ориентации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль концертно-конкурсной деятельности в развитии, обучении и воспитании учащихся фортепианных классов ДМШ и ДШИ: взгляд ученика и преподавателя.»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская музыкальная школа № 2 города Нижнего Новгорода
Методическая работа (обобщение) на тему:
Роль концертно-конкурсной деятельности в развитии, обучении и воспитании учащихся фортепианных классов ДМШ и ДШИ: взгляд ученика и преподавателя.
Приложение «Творческое развитие юного пианиста в фотографиях» 21
Информационный лист
Степанова Ульяна Вячеславовна, 05 ноября 2003 года рождения, образование среднее-специальное, закончила в 2023 году ГБУ ПОУ «Нижегородское музыкальное училище (колледж) им. М.А. Балакирева» по специальности Инструментальное исполнительство (фортепиано), присвоена квалификация «Артист, преподаватель, концертмейстер» , студентка 2 курса Нижегородской государственной консерватории, работает преподавателем по классу фортепиано МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 2 г.Нижнего Новгорода». Обладатель Gran Prix и Лауреат Международных (Испания, Франция, Чехия, Италия), Всероссийских конкурсов, участник фестивалей В.Спивакова «Москва встречает друзей», была неоднократным стипендиатом фестивалей «Новые имена», лауреат конкурса «Молодые дарования России».
Введение
Каждый год, 1 сентября, учебные заведения нашей большой страны, в том числе и музыкальные школы, открывают свои двери для новых учеников. Тысячи первоклассников знакомятся со своими преподавателями, и каждый из них, я уверена, находится в состоянии ожидания чуда, ожидания новых открытий.
Преподаватели же, встречая маленьких учеников, знакомясь с ними, оценивают то, какие взаимоотношения у них выстроятся с учениками, каких успехов в обучении достигнет тот или иной ученик, как сложится творческая и исполнительская судьба учеников класса, кто из учеников в последующем выберет работу преподавателя своей профессией.
Мне в этом отношении повезло вдвойне, потому что со своей будущей профессией я познакомилась буквально «с пеленок». Моя мама - преподаватель по классу фортепиано, сумела «заразить» меня любовью к этому инструменту, к музыке и к своей профессии. Затем была учеба в детской музыкальной школе, дополнительное обучение на детском отделении Нижегородского музыкального училища им М.А.Балакирева, обучение в Малой музыкальной академии при Нижегородской государственной консерватории им.М.И.Глинки, поступление в Нижегородское музыкальное училище. В 2023 году, закончив музыкальное училище, тем самым завершив почти 16-летний период ученичества, я стала работать преподавателем по классу фортепиано, и невольно взглянув на учебный процесс не как ученик, а как преподаватель, пришла к выводу о необходимости проанализировать роль концертно-конкурсной деятельности в развитии, обучении и воспитании учащихся фортепианных классов ДМШ и ДШИ, как с точки зрения ученика, так и с точки зрения преподавателя.
Участвуя в десятках районных областных, всероссийских и международных конкурсах, воспитывая в себе исполнительские навыки, профессиональное мастерство пианиста-исполнителя, я постепенно осознала, что хочу посвятить свою жизнь профессии преподавателя детской музыкальной школы и строить свою работу, используя все положительные навыки и умения, которые приобрела за указанное время. Более того, хочу поделиться некоторыми мыслями с другими педагогами.
Цель данного сообщения – поделиться своими размышлениями на тему роли и значимости концертно-конкурсной деятельности в развитии, обучении и воспитании учащихся фортепианных классов ДМШ и ДШИ, в воспитании юных пианистов, формировании у них профессиональной ориентации.
Актуальность работы состоит в том, что, исходя из личного опыта, можно утверждать: выступления в конкурсах и концертах являются сильными стимулами для развития музыкально-исполнительского уровня учащихся ДМШ (ДШИ), а также значимой ступенью в творческом развитии личности ребёнка, в формировании у него основ профессиональной ориентации.
Глава 1
Исследование указанной выше темы, конечно же, невозможно, без анализа сложившегося в музыкальной педагогической науке взгляда на концертно-исполнительскую деятельность в учебном процессе детских музыкальных школ (школ искусств).
Каждый преподаватель на протяжении всего своего творческого пути ищет новые подходы к развитию, обучению и воспитанию в ДМШ и ДШИ, обеспечивающие воспитание у учащихся устойчивого интереса к учебной деятельности.
Понятно, что основной акцент в классах по исполнительству ставится на формирование необходимых знаний, умений и навыков, но дополнительным мотивирующим фактором является концертно - конкурсная деятельность.
С заинтересованным учеником намного легче работать, решать учебные задачи и достигать результата. Привлечение учащихся к активной творческой деятельности, таких как: конкурсы, фестивали, концерты класса, являются одной из составляющих системы образовательного процесса в ДМШ и ДШИ.
Конкурсная и концертная деятельность призвана решать следующие учебные задачи:
-обобщение методических знаний и опыта, направленного на привитие интереса к фортепианному исполнительству;
-создание условий для расширения творческого потенциала детей;
-развитие музыкальных способностей, воспитание артистизма, формирование сценической культуры;
-формирование психологической устойчивости у ученика, выдержки, способности собраться, перебороть волнение, страх перед выступлением и в процессе исполнения программы.
Если учащийся интенсивно вовлечен в концертную и конкурсную деятельность, у него формируется устойчивый интерес к обучению и, как следствие, повышается успеваемость. Участие детей в конкурсах и концертах делает их опыт богаче и разнообразнее, дает толчок личностному развитию учащихся. Они становятся более уверенными в себе и целеустремленными, растет их эрудиция, образовательный уровень.
В музыкальной школе, где я училась, у меня было очень много публичных выступлений. Сначала это были выступления в концертах, проводимых в стенах школы, затем к ним прибавились выступления на сцене районного Дома культуры, участие в районных, межрайонных, областных конкурсах. Нарабатываемый опыт позволил впоследствии принять участие во Всероссийских и международных конкурсах. Анализируя свое развитие как пианиста-исполнителя, в настоящее время я понимаю, что это своеобразное движение строилось на принципах последовательности, этапности, постепенного усложнения как исполняемых программ, так и профессионального роста.
Важной составляющей этого процесса, будь то экзамен, концерт, конкурс — предшествовала длительная подготовительная работа. Ничто не заставляет ученика так внимательно и прилежно работать над произведением, как осознание того, что ему придётся исполнить его перед слушателями. Очень часто бывает, что ученик отлично выучил произведение и вполне благополучно исполнил его в классе, но на концерте растерялся и сыграл неудачно. Поэтому уже в начальный период обучения преподаватели прививали нам чувство ответственности за качество исполнения на сцене. Ученик должен привыкать, что выступление - это серьёзное дело, за которое он несёт ответственность перед композитором, слушателем, педагогом, собой. И вместе с тем, постепенно прививалась любовь к игре для публики.
Первые свои выступления я воспринимала как большой праздник и с нетерпением их ждала. Хотелось выйти на сцену, доставить слушателям радость и, конечно, получить их одобрение.
Конечно каждому исполнителю, независимо от того на какой сцене он выступает знакомо и сценическое волнение. Сценическое волнение проявляется в различных видах и формах: в виде страха, неверия в свои силы. Волнение присутствует перед началом выхода на сцену, и уже на сцене.
Очень важно было научиться перевести сценическое волнение в творческое вдохновение. Главное, что должен понять юный исполнитель: сценическое выступление — это не только испытание на прочность, но и радость от общения с публикой. Никогда не забуду, как на одном из конкурсов от волнения остановилась во время исполнения произведения, но, собравшись с силами, продолжила играть, показав жюри все свои возможности исполнителя. И жюри по достоинству это оценило.
Вспоминая этот эпизод, я испытываю гордость за себя, сумевшую достойно выйти из ситуации, и большую благодарность к членам жюри, которые благосклонно отнеслись к 8-летнему ребенку. Но, самое главное, этот опыт помог мне в дальнейших выступлениях, в формировании умения собраться на сцене.
Уверенность в себе, пианистический и исполнительский профессионализм формируются постепенно. При этом чем чаще выходишь на сцену — тем больше появляется уверенности, сцена — лучшее лекарство от волнения. Но это верно лишь тогда, когда есть поддержка и понимание со стороны преподавателя, позволяющие нивелировать любые негативные ситуации. Мне с такими чуткими, понимающими преподавателями повезло.
К сожалению, как учащейся, мне приходилось на конкурсах наблюдать, когда конкурсанта, допустившего ошибку в выступлении, его преподаватель начинал резко критиковать. Думаю, что не каждый ребенок после такой критики сможет собраться, сделать правильные выводы и продолжить свою конкурсную деятельность. Участвуя на протяжении нескольких лет в одних и тех же конкурсах, часто приходилось наблюдать, как уменьшалось количество участников - моих ровесников на таких конкурсах. Если в младших группах число участников исчислялось десятками, то в средней, а тем более в старшей группе их количество уменьшалось в несколько раз. Наверно, кто-то, получив негативный опыт, уже не решался повторно участвовать в конкурсах.
Говоря о конкурсно - концертной деятельности в воспитании юных музыкантов, нельзя не отметить разнообразие форм, тематики, направленности концертов. Такое разнообразие было и в музыкальной школе, где я обучалась.
Прошло уже много лет, но запомнились в нашем классе фортепиано такие формы мероприятий, как лекции-концерты «Знакомство с творчеством современных композиторов».
Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего! Между тем, в России живут молодые композиторы, именно они — лицо России в области современной музыки. Но, к сожалению, информация об этих композиторах практически отсутствует в нашем информационном и учебном пространстве.
Оценивая опыт участия в конкурсах и концертах, соглашусь с устоявшимся мнением, что чем раньше начинается приобщение юных пианистов к сочинениям современной музыки, тем выше эффективность музыкального обучения, тем шире и глубже постигают исполнители закономерности музыкального искусства.
Изучение трудов классических композиторов, конечно же, занимает важное место в образовательном процессе юного музыканта, однако без знания музыкального творчества современников, он не будет полным.
Исполнение произведений современных композиторов, требует полноценного музыкального представления его творческого стиля, ознакомления как минимум с несколькими его произведениями и только тогда, научившись понимать музыкальный язык конкретного композитора, юный пианист постепенно проникается её образным миром и содержанием.
Мы живем с современными композиторами в одно время, некоторые из них не известны широкой публике, поэтому в нашей музыкальной школе решили, что не надо ждать, когда имена этих композиторов станут известны.
И вот на протяжении всех лет обучения в музыкальной школе я вместе с учащимися нашего класса познакомилась с творчеством композиторов Ю.Весняка, Ю.Савалова, Ю.Савельева, В.Коровицына, И. Парфенова, А.Классена, Л.Жульевой. Это композиторы нашего времени. Они живут и сочиняют в настоящем времени, а мы знакомились и с удовольствием играли пьесы. Я с другими учениками класса с большим удовольствием разучивала современную музыку и самое главное, мы очень много выступали на концертах-лекциях для учащихся, преподавателей и родителей. Ходили с концертами в садики, приглашали к себе в школу школьников из общеобразовательной школы. Успех был потрясающий. Концерты очень нравились всем.
В музыке современных композиторов раскрывался перед нами мир детства – особый мир, близкий детям, мир, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность.
Посмотрите на эти названия: «Шествие котят, которые слопали сметану», «Вариации мужичок с гармошкой» «Дюймовочка», Гавот Чебурашки и Буратино» «Емеля на печке едет»- «Бал в замке принца», «Кот Василий» «Два клоуна» …… Такая музыка не приемлет скуки и зубрежки, и мы становились подлинными соавторами этой удивительной музыки.
Сейчас я понимаю, что музыка, написанная этими композиторами, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. Детская публика - это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И мы получали его…
Помню свое первое исполнение на таком концерте, когда знакомились с композитором В. Коровицыным. Я исполняла польку «Деревянные башмаки». Эта пьеса написана в характере народного немецкого танца и как бы передает постукивание деревянных башмаков по булыжной мостовой.
В деревянном башмаке ты да я, да мы с тобой
В деревянном башмаке при попутном ветерке
К морю выйдем по реке.
А потом, а потом море мы переплывем,
За море приедем, музыканта встретим.
Музыкант сыграет нам что-нибудь такое,
Чтоб ногам, чтоб ногам не было покоя. (Р. Ципор)
И еще исполняла пьесу «Дюймовочка». Подвижный темп, штрих стаккато передает музыкальный портрет сказочной героини. Все девочки в детстве читали про Дюймовочку и поэтому с удовольствием играли эту пьесу.
Крошечная девочка,
Я сошла с цветка.
Жизнь казалась дивною
В алых лепестках.
Только душу нежную
Заперли во тьму.
Звери злые, жадные,
Вам она к чему?
Мне б на небо синее
Хоть разок взглянуть.
Попрощаться с солнышком
И навек уснуть.
Слышу: в небе звонкая
Песенка твоя.
Ласточка родимая!
Ты нашла меня. (Т.Керстен)
Мы с заинтересованностью и желанием ждали нового концерта. Лично для меня концерты были источником радости, возможность реализовать себя посредством музыки, получить новые знания и опыт.
Здесь хочется добавить слова Владимира Коровицына: «Музыкальное образование — это большой труд над самим собой. Поэтому я очень ценю решение тех родителей, кто несмотря ни на что даёт возможность своему ребёнку посещать музыкальную школу. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт. В то же время понимание настоящей музыки может сделать человека по настоящему счастливым».
Важную роль играло и то, что концерты проводились часто, и с каждым новым выступлением волнение уходило, уступая место спокойствию и уверенности. Но если же случались значительные перерывы в публичных выступлениях, то приходилось заново испытывать волнение и стресс.
Сегодня, с точки зрения преподавателя, я понимаю, что концерты класса являлись хорошей психологической подготовкой учащихся к экзаменам, ведь в процессе подготовки к концерту разучивались произведения, исполнение доводилось до совершенства. А самое главное – пропадал страх ошибиться, исполнить неверно. А еще было ценным то, что во время концертов были взаимные переживания и взаимная поддержка со стороны других учащихся класса, тем самым формировался наш дружный, пусть маленький, но коллектив.
Глава 2
2.1 Концерты в формировании юного музыканта
Говоря о концертах, как правило, речь идет о выступлении перед посторонней публикой. Однако в нашем классе практиковалась и иная форма концерта.
Иногда в нашем классе мы проводили свои «прослушивания» для учащихся одного класса, когда дети слушают друг друга, дают оценку своей игры и игры других.
Цель таких концертов – обыграть программу, которая будет выноситься на экзамен или на концерт, проверить, насколько прочно улеглись в памяти исполняемые произведения. Недостатки, выявившиеся во время этих прослушиваний, устранялись в классе.
После такого «прослушивания» выступления на экзамене обычно проходили более успешно. Дети чувствовали себя увереннее, играя свою программу, по сути, повторно.
Каждую четверть в нашей школе проводилось родительское собрание с концертом. Играли все дети без исключения. Именно на таких концертах перед родителями каждый ребенок может почувствовать себя концертирующим пианистом, который за трудолюбие награждается удовольствием поиграть на рояле в красивом зале и получить за это аплодисменты публики. Яркие впечатления, полученные на таких концертах, положительно сказывались на последующей работе в классе, на экзаменационных выступлениях.
Сценическое выступление ни одного учащегося не оставляло равнодушным. Заметно менялось наше отношение к занятиям, каждодневный труд уже не казался таким скучным. Родители с удовольствием приходили на наши концерты. Они были самыми благодарными слушателями. Мы знали, что они приходили нас поддержать, а не ради того, чтобы обращать пристальное внимание на недостатки выступлений.
Р. Шуман писал: «Исполнение артиста перед публикой или перед отдельными лицами не одно и то же, да и сам он становится иным. Прекрасный, ярко освещенный зал, блеск свечей, нарядное собрание — все это поднимает настроение, как исполнителя, так и слушателей».
Благодаря тому, что на момент обучения в школе появилась техническая возможность проводить видеосъемку и фотосъемку выступлений, на память оставались фотографии и видеозаписи, которые с удовольствием просматривались дома, в кругу семьи.
Семья – это важный участник воспитательного процесса. Именно она является одним из главных объектов воздействия, активными помощниками и союзниками преподавателя. Немногие учащиеся стали музыкантами, но все сейчас очень благодарны тому опыту, что дали эти концерты. Творческое начало, фантазия, сценический опыт, чувства ответственности; воспитание артистических способностей и способности владеть собой в момент выступления; проявлению собственной инициативы остались в каждом ученике навсегда.
2.2 Конкурсы инструментального исполнительства
Рассматривая концертно-конкурсную деятельность в развитии, обучении и воспитании учащихся фортепианных классов ДМШ и ДШИ, невозможно недооценивать роль конкурсов инструментального исполнительства.
Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для всех детей. Конкурс – это очень ответственное и волнующее выступление, это оценка умений и навыков, проверка собственных сил. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме.
Хорошо организованные конкурсы становятся сильными стимулами для активности всех участников этой деятельности, праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ.
В нашей школе было много различных конкурсов. Но больше всего запомнился конкурс этюдов «За ширмой».
Конкурс проводился в музыкальной школе ежегодно между учащимися фортепианного отделения в I полугодии. Все учащиеся 2 – 7 классов фортепианного отделения принимали в нем участие.
Цель такого конкурса – повышение уровня технического исполнения учащимися музыкальных произведений.
Для каждого класса преподаватели тщательно подбирали концертный этюд, и начиналось самое интересное - подготовка к конкурсу. Участвуя в подготовке к конкурсу, дети начинали сравнивать свои успехи с достижениями других детей, повышался уровень самооценки при лучшем исполнении этюда. Наличие соревновательной компоненты требовало высокой степени мобилизации способностей усилий как детей, так и преподавателей.
Особенность этого мероприятия заключалась в том, что дети исполняли одно и то же произведение, но при этом играли за ширмой, никто из членов жюри не видел исполнителей, а порядок исполнения участников конкурса определялся жеребьевкой. При подведении итогов тем самым соблюдался принцип наибольшей объективности при оценке результатов исполнения произведения.
Конкурс дал возможность посоревноваться ребятам со своими одноклассниками, показать свое мастерство, проявить волю к победе!
Широко применялась в нашей школе такая форма конкурсов как конкурс-фестиваль, конкурс-фестиваль «Ансамбль-это здорово!», придуманный и реализованный как межрайонный, в настоящее время приобрел статус областного конкурса.
Конкурсы-фестивали, большие и маленькие призваны доставлять, прежде всего, радость юным музыкантам. Для них, в конце концов, конкурсы и фестивали устраиваются. Участники должны ощутить атмосферу праздника Музыки. А те, кто постарше, почувствовав вкус победы, получают новую сильную мотивацию к продолжению занятий. Самое главное достижение таких конкурсов-фестивалей заключается в том, что помимо лауреатов, побеждают в них все участники, никто не остается обделен вниманием жюри.
Благодаря участию в конкурсах, у учащихся появляются новые стимулы для занятий на фортепиано, мотивация для более серьезного овладения инструментом. Все это способствуют не только росту исполнительского и музыкально-художественного мастерства, но и создает здоровую конкуренцию среди учащихся класса.
Успехи «звездочек» воодушевляют заниматься более целенаправленно и других учащихся. У них появляется стимул так же трудиться и готовиться к конкурсам. А первые успехи на этом поприще вызывают уже более осознанное желание и дальше пробовать себя в очень не простой, но захватывающей и увлекательной исполнительской деятельности. Привлечение начинающих музыкантов к публичным выступлениям в концертных условиях, не обремененных экзаменационными требованиями, в большей степени способствует их творческому росту и пробуждает в них желание выступать.
Следует немного остановиться на областных, всероссийских и международных конкурсах и конкурсах-фестивалях. Полагаю, что эти мероприятия заслуживают отдельного разговора. В настоящей же работе считаю необходимым отметить, что эти конкурсы позволяют приобрести такой исполнительский и профессиональный опыт, который невозможно приобрести в стенах школы. Участники таких конкурсов, прибывшие из разных регионов страны, мира, представляющие разные пианистические и исполнительские школы, позволяют в полной мере осознать все многообразие и единство, универсальность и индивидуальность в прочтении музыкальных произведений. Учитывая, что, как правило, в таких конкурсах принимают участие достойные соперники, победа в них вызывает гордость и повышает самооценку конкурсанта. Удачная «проба сил» позволяет стремиться к достижению более высоких результатов, что, в свою очередь, крайне положительно влияет на результаты учебного процесса.
Подводя некоторые итоги, хочется сказать, что конкурсы, конкурсы- фестивали, проводимые учащихся по предмету «Фортепиано» имеют много положительных моментов. Они поднимают престиж курса фортепиано, способствуют заинтересованности этого предмета у учащихся. Участвуя в исполнительских состязаниях, конкурсанты, выходят на новый, более качественный уровень профессиональной подготовки.
С каждым годом востребованность таких конкурсов у студентов и педагогов растет, что, несомненно, радует и позволяет надеяться на перспективы развития. Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключении хотелось бы еще раз отметить значение концертной деятельности в развитии юного музыканта.
Публичные выступления, являясь важным элементом образовательного процесса в ДМШ и в ДШИ, способствуют развитию у юных пианистов определенных исполнительских качеств: владение необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками подготовки к выступлениям; предоставление учащимся возможности творческой самореализации в исполнительской деятельности, создание особых психолого-педагогических условий в процессе их подготовки к выступлениям и способствовавание формированию у них определенного «багажа» профессиональных знаний.
Обращаясь мысленно к школьным годам, я понимаю сейчас, как мне повезло с преподавателями, какую большую работу провели они со мной, формируя пианиста-исполнителя, способствуя выбору моей профессиональной деятельности.
Преподаватели прививали искреннюю любовь к музыке, к инструменту, им хотелось, чтобы мы были духовно и интеллектуально развитыми , чтобы мы были уверенными в себе людьми, творческими личностями, умели видеть и ценить прекрасное, делиться добром с другими людьми. И сейчас я могу сказать, что наш совместный труд вызывает только светлые и радостные воспоминания.
Процесс обучения в музыкально-исполнительском классе подтверждает, что отсутствие или недостаток возможности самореализации учащихся в открытых публичных выступлениях, существенно снижает результативность всей учебно-воспитательной деятельности.
Поэтому, начав работу в качестве преподавателя музыкальной школы по классу фортепиано, моя задача - создать обширное поле для творческой деятельности детей моего класса.
Конкурс как творческое состязание всегда является большим стимулом в развитии, как ученика, так и преподавателя. На таких состязаниях воспитывается воля, сценическая выдержка, мастерство и многие другие качества будущего музыканта. Ступенька за ступенькой, от конкурса к конкурсу, от концерта к концерту, юный пианист может постепенно вырасти в прекрасного исполнителя-профессионала.
Я убеждена, можно и нужно сохранять лучшие исполнительские традиции прошлых десятилетий. Используя при этом новые, передовые музыкально-педагогические приемы, мы сумеем и сохранить, и обогатить бесценный опыт наших предшественников, вывести музыкально-творческий процесс на новый, более высокий уровень, добиться еще больших достижений в области музыкального исполнительства.
Список литературы
Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч1 и 2.2-е изд., доп. – М.: Музыка 1988.-415с., нот
Алексеев А. Воспитание музыканта-исполнителя. // Советская музыка, № 2. 1980.
Алиев Ю. “Подросток-музыка-школа” вопросы методики музыкального воспитания детей. Издательство Музыка М-1975
Бискер Л.М Программа “Одаренные дети”// “Завуч”.-2001. -№ 4.с. 39-45
Вопросы музыкальной педагогики, вып.3.-М.: Музыка 1971
Гончарова Н. “Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении” Феникс. Ростов-на Дону 2002.
Золотарева А.В Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.-304 с.
Крюкова В. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования. М. Москва. С-34-48 2007г
Подласный И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 - с 132-137.
Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология. Сб.: Спутник учителя - М., 1993
Шмит-Шкаловская. О воспитании пианистических навыков
Щапов А. Вопросы фортепианной техники Изд. М.:. 2001г.
Юдовина-Гальперина Т.Б За роялем без слез. - С.Пб., 1996
Литература С. Фортепианные конкурсы и современное исполнительское искусство//Вестн. муз. науки. – 2016. – №3. – С 13-25.
Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей. История и методические принципы// Вопросы истории, теории и методики. – М.: Музыка, 1988. – 48с.
1. Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л.: Музыка, 1974.
2. Гольденвейзер П. «О фортепианном исполнительстве. Вопросы музыкально – исполнительского искусства» вып.2. М.: Музыка, 1965.
3. Гофман И. «Фортепианная игра» (вопросы и ответы о фортепианной игре).- М.: Музгиз, 1961.
4. Литвиненко Ю.А. «Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке» М.; «Педагогика искусства» №1, 2010.
5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М.: Классика-XXI, 1999.
6. Фейнберг С.Е. «Пианизм как искусство». М.: Музыка, 1969.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Творческое развитие юного пианиста в фотографиях
Первое выступление в детском саду
Первый концерт в ДМШ
Исполнение пьесы композитора И.Парфенова «Подснежник» в концерте в музыкальной школе
Выступление в районном ДК
Выступление на сцене Нижегородской филармонии
Концерт в Ардатовской ДШИ
Выступление на конкурсе в г.Выкса
Выступление на конкурсе «Будущее России»( г.Москва)
Выступление в первом международном конкурсе (Испания)
Первое выступление с оркестром в Нижегородской консерватории
На сцене с оркестром Нижегородской филармонии
Выступление в концерте М.Казинника в Нижегородской филармонии
Выступление с оркестром на сцене Нижегородской филармонии
Выступление в концерте в рамках фестиваля «Москва встречает друзей» (г.Москва)
Выступление в финале конкурса «Салют талантов» (г.Санкт-Петербург)
Выступление в образовательном центре Сириус»( г.Сочи)
Выступление в концерте в образовательном центре «Сириус»