kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Роль концертмейстера в музыкально-педагогическом процессе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе обсуждается проблема работы концертмейстера музыкальной школы в классах разных специализаций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Роль концертмейстера в музыкально-педагогическом процессе"»



Выпускники фортепианных отделений специальных учебных заведений получают квалификацию преподавателя и концертмейстера. По сути это две стороны одной профессии. В музыкальных же школах большинство пианистов работают преподавателями по фортепиано и существенно реже специализируются в качестве только концертмейстера. В начале своей профессиональной деятельности, зачастую, еще будучи студентами, многие работают концертмейстерами, но в дальнейшем постепенно переходят на педагогическую работу, некоторое время совмещая обе нагрузки. Это достаточно типичная ситуация в ДМШ. Однако, если потребность в преподавателях по фортепиано удовлетворена, то концертмейстеров в музыкальных школах зачастую не хватает. В связи с этим возникает производственная необходимость распределять концертмейстерскую нагрузку среди педагогов. Тем не менее, многие пианисты стараются отказаться от этого по разным причинам. В результате концертмейстеры в ДМШ – это в основном молодые, начинающие, а более взрослые и более опытные сотрудники игнорируют этот вид деятельности. На самом деле концертмейстер – одна из самых распространенных профессий среди пианистов. Он нужен практически везде: в классах по всем специальностям, кроме пианистов, и в хоровых коллективах, и в театрах, и в хореографии и т.д. Без него не могут обойтись музыкальные школы, дома творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические колледжи и ВУЗы. Таким образом, сочетая на протяжении профессиональной деятельности фортепианную педагогику и концертмейстерство, в рамках внутреннего совмещения, легко поддерживать пианистическую форму и всегда иметь достаточную нагрузку, а также подрабатывать в других коллективах. Быть востребованным на рынке труда

Необходимость совмещения педагогической и концертмейстерской деятельности в ДМШ диктуется производственной необходимостью. Но надо понимать, что и для самого педагога такое совмещение дает мощный творческий импульс, обогащает его как педагога и как музыканта в целом. На самом деле концертмейстер и педагог делают общее дело, и потому цели и задачи у них одинаковые. В конечном итоге это музыкальное воспитание и творческое развитие детей. И в более широком смысле общее воспитание посредством занятий музыкой. Для достижения этих целей и педагогу, и концертмейстеру приходиться решать целый ряд профессиональных задач:

  • выявление творческого потенциала каждого ребенка;

  • разностороннее развитие музыкальных данных (слуха, памяти, эмоциональности, интонационной выразительности, чувства ритма и др.);

  • содействие накоплению учащимися музыкально-слуховых представлений, музыкально-теоретических знаний (решаются в сотворчестве с педагогом-специалистом);

  • содействие и помощь педагогу по специальности в продвижении одарённых детей для продолжения профессионального образования

Собственно, все перечисленное относится и к деятельности педагога, и к деятельности концертмейстера. Разница в том, что педагог решает эти задачи самостоятельно и, так сказать, единолично, педагогическими средствами, а концертмейстер, являясь частью команды, - в содружестве с педагогом по специальности. При этом в его арсенале добавляются возможности влиять на процесс изучения произведений средствами ансамблевого исполнительства и художественно содержательного, обучающего и профессионального музыкального сопровождения занятий, а также непосредственно своим качественным исполнением во время выступления с учеником на сцене.

И педагог, и концертмейстер в ходе учебного процесса, решая воспитательные задачи, способствуют обогащению внутреннего мира ребенка, развитию образно-эмоционального восприятия явлений окружающего мира; формированию социально ценных качеств личности (трудолюбия, чувства коллективизма и коммуникативности, заинтересованности в результате своей деятельности, ответственности за общее дело). Также они проводят беседы, актуализирующие нравственно-этический аспект и образное содержание исполняемых произведений (с опорой на общий кругозор, внеучебный и индивидуальный жизненный опыт детей).

Наконец, задачи общеэстетического развития обучающихся также входят в сферу деятельности педагогов и концертмейстеров. Они расширяют кругозор учеников в области музыки и искусства, развивают эстетический вкус, способность воспринимать искусство и музыку, быть грамотным слушателем и зрителем. Несомненно, решение всех этих задач для концертмейстера возможно исключительно в сотворчестве с педагогом-специалистом при наличии налаженного профессионального и личностного взаимодействия.

Таким образом, в деятельности педагога по специальному фортепиано и концертмейстера много общего, что обусловлено сходством решаемых задач в процессе обучения детей, изучения с ними музыкальных произведений и сценического исполнения выученных программ. Опыт педагогической работы по специальности бывает весьма полезным для концертмейстера. Соответственно, и практикующий концертмейстер обогащает палитру средств и возможностей преподавателя по фортепиано.

Сочетание работы преподавателя и концертмейстера в ДМШ имеет огромную пользу. Например, поддержание и совершенствование пианистического мастерства.

Для работы концертмейстером всегда надо иметь хорошую пианистическую форму. Этому, неизбежно, приходится уделять много внимания. Но и сама практическая работа концертмейстера способствует сохранению и развитию навыков пианистического мастерства, владения чтением с листа, транспонирования, подбора по слуху, что приобретается и совершенствуется в течение всей профессиональной жизни. Также развивается скорость реакции, что достигается при определённом эмоционально-волевом усилии, при постоянной тренировке в практической работе.

Концертмейстер при работе с детьми исполняет как бы несколько функций, что связано с разными этапами изучения произведения. Еще при выборе программы бывает нужно составить общее представление о данной музыке. Это нужно педагогу, чтобы адекватно подобрать программу для конкретного ученика. Это нужно ученику, чтобы услышать, быть может, впервые и полюбить новую пьесу. Для этого надо сыграть, зачастую, с листа, в ансамбле с педагогом или дублируя партию солиста произведение, которое концертмейстер быть может никогда не играл, а то и не слышал вовсе. И здесь, конечно, понадобятся такие профессиональные качества, как хорошее чтение с листа, общая музыкальность и интуиция, хорошее владение инструментом, чувство партнера в ансамбле, интонационная грамотность и т.д. Хорошее владение инструментом понадобится концертмейстеру и на всем протяжении репетиционной работы и, конечно, на самом выступлении. Существует мнение, что в ДМШ не приходится играть сложные произведения и потому с этой работой справится и малоквалифицированный, откровенно слабый пианист. Часть репертуара действительно может оказаться не сложной, но в целом нагрузка концертмейстера обширна и включает не только работу с начинающими, но также и старшие классы, и выпускников, и занятия с одарёнными детьми для продолжения их профессионального образования. Так что произведения, которые приходится исполнять, бывают и весьма сложными, требующими разучивания фортепианной партии, технической работы над трудными местами, что позволяет поддерживать хорошую форму и содействует совершенствованию пианистического мастерства.

Нет особой надобности подробно разбирать те преимущества, которые имеет преподаватель, не растерявший свое пианистическое мастерство. Он сумеет более качественно осуществить педагогический показ (и на этапе знакомства с произведением, и в процессе работы над ним); ему легче найти пути решения сложных технических задач; подобрать наиболее удачную аппликатуру; подсказать способы и приемы адекватного звучания (динамического, тембрального); добиться лучшего исполнения ритмических рисунков, агогики и пр. К тому же можно выступать в концертах педагогов, а также на собраниях класса как в ансамбле вместе со своими учениками, так и сольно, что имеет серьезное воспитательное значение, т.к. является весьма действенным способом вдохновить детей своим примером. К тому же расширяются возможности реализации интересных творческих проектов силами своего класса, т.к. часть концерта может прозвучать более профессионально в исполнении преподавателя.

Концертмейстер, как музыкально-педагогический работник, самым непосредственным образом участвует в процессе обучения и воспитания детей, в выполнении программных требований, в решении учебных задач, в реализации эффективных методов обучения. Для того чтобы эта работа была более целенаправленной и эффективной, приходится знакомиться с рабочими учебными программами по предмету, анализировать репертуарные планы, обсуждать их с ведущим преподавателем, в соответствии с компетенциями принимать участие в подборе учебного репертуара для обучающихся, в развитии дидактического обеспечения работы. В итоге собирается целая библиотека нотной и методической литературы, фонотека записей произведений учебного репертуара. Это помогает в подготовке к занятиям и в работе с учащимися в учебных, репетиционных и конкурсных ситуациях, а также во внеурочной деятельности. Таким образом, концертмейстер знакомится с большим количеством музыкальных произведений различных жанров и стилистической направленности, написанных для разных инструментальных составов, что расширяет его кругозор в области музыки и искусства, обогащает тембровыми, интонационными, стилистическими представлениями, увеличивает освоенный им репертуар.

Все это также помогает в работе преподавателя фортепиано. Не секрет, что с годами накапливается усталость от работы, появляется зацикленность на одном и том же репертуаре, возникают штампы в работе, эмоциональное выгорание. Преодолеть эти негативные явления, внести свежесть восприятия, снова вдохновиться очень поможет новый, не знакомый ранее репертуар. К тому же инструменталисты, кроме произведений, написанных специально для их инструмента, много играют всевозможных переложений - оркестровых, оперных, фортепианных произведений. Интересно, что наши родные пьесы из детского репертуара пианистов звучат совершенно неожиданно и свежо при исполнении другими инструментами в сопровождении фортепиано. К тому же эта работа дает образцы различных переложений, и помогает понять и научиться делать их из самого разнообразного нотного материала. Все это расширяет репертуар класса фортепиано, дает больший простор для фантазии, музицирования и творческих устремлений преподавателя и его учеников.

Работа концертмейстера также дает возможность поработать с различными специалистами: музыкантами, педагогами, хореографами, вокалистами. Среди сотрудников ДМШ можно встретить музыкантов, работающих в разных коллективах города. Это симфонические и камерные оркестры, а также другие коллективы филармоний, оркестры оперных театров и других театров города, военные оркестры и т.д. Многие из них успешно подрабатывают в музыкальных школах. Знакомство с ними и общая практическая деятельность чрезвычайно обогащает и вдохновляет концертмейстера как музыканта. Иногда складываются и новые профессиональные дуэты, т.к. поиграть с профессиональным солистом всегда очень интересно и увлекательно.

Благотворно на работу преподавателя фортепиано влияют и новые, почерпнутые из практики концертмейстера, сведения о специфике других инструментах и их тембровых, динамических, интонационных и прочих возможностях звучания. Известный педагог-пианист профессор Ленинградской консерватории Натан Перельман изобрел для этого прекрасный термин. Он говорил: «Все хорошее, что есть в исполнительской кладовой любого инструмента и во всех сочетаниях инструментов, можно и должно прироялить.» Ведь недаром о пианистах говорят «человек-оркестр». Рояль действительно обладает огромными тембровыми возможностями, позволяющими имитировать звуки природы, голоса птиц, другие музыкальные инструменты. Конечно, это все равно фортепианный звук, но пианист, обладающий широкой палитрой тембровых звуковых представлений и умеющий воплотить их в реальное звучание, гораздо интереснее, выразительнее, разнообразнее исполняет музыкальное произведение. Так же как художнику нужны разные краски для создания картины, так и музыканту нужны разнообразные музыкальные краски, т.е. умение добиться необходимой тембровой окраски для создания музыкального образа.

Поиски различных способов передать музыкальными инструментами конкретные звуки из жизни были во все эпохи. Это и оркестровые произведения, и инструментальные. Разумеется, фортепиано здесь занимает важное место. Иногда композитору даже не хватало звучания музыкальных инструментов, и он использовал некое аутентичное звучание. Так великий выдумщик Й. Гайдн в пасторальной симфонии использовал натуральный лай собак за сценой для создания более полной звуковой картины сельской жизни. В классической инструментальной музыке, вообще, много примеров разного рода звукоизобразительных эффектов. У Моцарта шумовой турецкий оркестр изображен средствами музыкального языка венских классиков (Турецкое рондо). Бетховен звонил в дверной венский колокольчик - и не слышал его! Зато мы прекрасно слышим этот колокольчик в известном пассаже «Аппассионаты». И такие жемчужины рассыпаны по всем произведениям венских классиков. Так они слышали свое время, так создавался интонационный язык эпохи. Можно сказать, что это те зерна, которые проросли и в творчестве композиторов романтиков, и в более поздние времена. Но настоящее пиршество тембров и красок, умение создавать образы средствами звукоизобразительности –это музыка импрессионистов. Помимо этого, композиторы, те же венские классики, были универсальны и писали не только для ф-но. Они мыслили оркестрово. И фортепианные сонаты тому подтверждение. Играя их и изучая с учеником, обязательно надо пытаться понять, какому инструменту автор предполагал поручить озвучить ту или иную тему. И пытаться передать голос этого инструмента. Опять в этом нам поможет концертмейстерская практика. В ДМШ происходит обучение практически на всех музыкальных инструментах. И концертмейстер имеет возможность познакомиться, так сказать, изнутри с их спецификой, звучанием, возможностями голосоведения, темповыми, ритмическими, динамическими и тембровыми особенностями и в дальнейшем использовать это знание в своей педагогической деятельности.

В классе спец. фортепиано с самых первых шагов дети приобщаются к ансамблевому музицированию. В более старших классах добавляется еще и аккомпанемент. Эти предметы также ведут педагоги-пианисты. И здесь тем более, деятельность концертмейстера благотворно скажется на работе педагога. Ведь именно участником ансамбля является концертмейстер, и от его ансамблевого мастерства зависит успех солиста.

Дети обычно с удовольствием играют в ансамбле, в то время как для преподавателя это дополнительная нагрузка. Для начала ему надо подобрать репертуар, что представляет собой некоторую сложность, т.к. четырехручное переложение сложно проиллюстрировать в две руки. Однако, в концертмейстерской практике развивается умение дублировать сольную партию. Это крайне важно при работе с детьми и требует определённых пианистических навыков, в том числе умения изменять фактуру. К тому же целостное музыкальное понимание, слышание, всего произведения, его формы, партитуры, - является спецификой профессии и также развивается в практической работе. Эти навыки помогут выбрать ансамблевые пьесы и суметь удачно показать их детям, чтобы сформировать первоначальное музыкальное представление о новом произведении и вдохновить их на работу над ним. Кроме того, в классе одного педагога трудно бывает подобрать учеников примерно одинакового уровня мастерства и близких по возрасту. И тогда приходится соединять в одном ансамбле очень разных участников, а умение изменять, упрощать фактуру, делать грамотно купюры поможет отредактировать текст и сделать его приемлемым для конкретных участников ансамбля.

Концертмейстерское мастерство – преимущественно ансамблевое мастерство. Это не только хорошее владение инструментом, но умение делать с солистом общее дело. Для этого необходимо чувствовать неразрывность партии солиста и аккомпанемента (солист и пианист должны быть частями единого музыкального целого); синхронность исполнения - ритмическая, темповая, динамическая, интонационная, штриховая и т.п., синхронными должны быть вступление, заключение, снятия звука, умение работать в унисон; единство фразировки, умение вести фразу и поддерживать интонации солиста; умение выстраивать звуковой баланс, то есть правильное соотношение звучания солиста и фортепиано, которое зависит как от звуковых возможностей ученика, так и его инструмента.

Эти же качества следует воспитывать и при работе с учениками над фортепианным ансамблем. Концертмейстер развивает и совершенствует эти навыки в своей профессиональной деятельности, и потому ему легче передать это своим ученикам. Следить необходимо за единством всех компонентов музыкального произведения, соразмерности разделов, соответствием эпохе, традициям исполнения и обучать этому детей. Также следует обращать особое внимание на жанровую принадлежность, форму, драматургию, на важность пульса как единого организма, на соответствие тембра и способа звукоизвлечения на фортепиано стилю произведения и особенностям солирующего инструмента (в случае аккомпанемента), на органичное взаимодействие всех участников ансамбля во всех деталях (фразировка, тембровая окраска, педаль и прочее). Можно сказать, что это и есть основы ансамблевого мастерства, которые следует передавать ученикам в ходе занятий фортепианным ансамблем и аккомпанементом.

Сегодня, несмотря на бурное развитие технических средств обучения, концертмейстер был и остается самой распространённой профессией среди пианистов и большинство инструменталистов не могут без него обойтись. Работа концертмейстера в сфере детского музыкального образования, как и работа преподавателя, направлена на приобщение детей к музыке, на воспитание их эстетического вкуса и культуры, расширение кругозора, на развитие таких качеств, как наблюдательность, эмоциональная отзывчивость, воображение, фантазия, общительность и многое другое.

Особенности работы концертмейстера в ДШИ связаны и с чисто творческой (музыкально-художественной, исполнительской), и с педагогической деятельностью. При этом творческие, исполнительские, педагогические и психологические функции трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Эти аспекты проявляются в работе с учащимися любых специальностей: с исполнителями на струнных смычковых и духовых инструментах, с учащимися вокального и хорового классов. Специфика работы концертмейстера в ДШИ – это универсализм, умение переключаться на работу с учащимися различных специальностей.

Все это сближает целеполагание деятельности концертмейстера и преподавателя. И даже методы работы у них зачастую аналогичные. Разумеется, есть и существенные различия, но в рамках одной профессии, что делает не только возможным совмещение данных видов деятельности, но и приводит к творческому, профессиональному взаимообогащению, расширению кругозора, поддержанию и совершенствованию пианистического мастерства, что благотворно сказывается на работе преподавателя.

Кроме того, практика концертмейстера помогает сформировать и развивать дополнительные навыки и умения, что приводит к расширению профессиональных компетенций и дает возможность легко переключаться на разные виды деятельности, всегда иметь достаточную нагрузку в своей школе, а также подрабатывать в других коллективах. В итоге такой профессиональный универсализм помогает повысить собственную востребованность на рынке труда.













Литература:



1.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка/Н.А.Ветлугина. - М.: Просвещение, 1968. - 415 с.

2. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. – Ростов- на- Дону: Феникс, 2002. – 280 с.

3. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в

классе специального фортепиано/Б. Кременштейн. -- М.: Классика - XXI, 2003 г. - 127 с.

4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой/А. Д. Артоболевская. --Москва: Советский композитор, 1992. — 103 с.

5. Брагина О. О работе над музыкальным произведением/О.Брагина //Вопросы фортепианной педагогики. Вып.3 – М.: Музыка, 1971. – с.77-91.

6. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения./Н.А.Крючков.- М.: Музыка, 1961 г. 72с. 

7.Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога /Е.М.Шендерович .-М.; Музыка, 1996.-207с.

8.Перельман Н. В классе рояля / Н.Е.Перельман. – Ленинград: Музыка, 1970г.-56 с.

9. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера / Е.И.Кубанцева // Музыка в школе. – 2001г. - № 4. -

52- 56с. 

10.Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: методологические основы/ А.А.Люблинский – Л. Музыка, 1972г.-80с.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Роль концертмейстера в музыкально-педагогическом процессе"

Автор: Стукалина Маргарита Викторовна

Дата: 23.03.2022

Номер свидетельства: 603080


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства