" Роль ансамблевой игры в младших и средних классах на отделении специального фортепиано."
" Роль ансамблевой игры в младших и средних классах на отделении специального фортепиано."
«Для игры в ансамбле человеческие качества важнее музыкальных…Если прекрасный музыкант не обладает скромностью, гибкостью, терпением, не хочет слышать партнёра, он не добьётся хороших результатов в ансамбле.» Эти прекрасные слова великого музыканта Рудольфа Борисовича Баршая весьма тонко подмечают суть ансамблевой игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Роль ансамблевой игры в младших и средних классах на отделении специального фортепиано." »
Роль ансамблевой игры в младших
и средних классах
на отделении
специального фортепиано.
Выполнила преподаватель
фортепианного отделения Малых Н.С.
«Для игры в ансамбле человеческие качества важнее музыкальных…Если прекрасный музыкант не обладает скромностью, гибкостью, терпением, не хочет слышать партнёра, он не добьётся хороших результатов в ансамбле.» Эти прекрасные слова великого музыканта Рудольфа Борисовича Баршая весьма тонко подмечают суть ансамблевой игры.
Интернет энциклопедия даёт определение слову «ансамбль», как согласованность, единство частей, образующих что-либо целое. Фортепианный ансамбль- один из видов коллективного музицирования. Как отмечает руководитель интернет- проектов , музыкант Иван Фёдоров « Фортепианный ансамбль как "один из самых парадных жанров музыки" в последние десятилетия переживает необычайный взрыв популярности во всем мире. Востребованность этого вида камерного музицирования обусловлена рядом факторов. Среди них: общая тенденция к возрождению забытых ансамблевых традиций прошлых веков; обилие высокохудожественных произведений композиторов XVIII-XX веков, неиссякающий интерес к жанру современных композиторов.».
Маленький пианист сталкивается с игрой в ансамбле практически с самых первых уроков обучения игре на фортепиано. Многие преподаватели, чтобы привлечь внимание ребёнка и поддержать интерес к инструменту буквально при первой встрече с музыкой вовлекают ученика в ансамбль. Весь донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: педагог- ученик. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Разумеется, что такой ансамбль пока ещё не является полноценным партнёрством преподавателя и ученика. Однако от урока в урок, с накоплением знаний и опыта, ученику предлагаются всё более сложные (отвечающие требованиям ансамбля) произведения. Вот та дорога, которая ведёт маленького музыканта к полноценному овладению всеми возможностями инструмента, в том числе и игрой в ансамбле.
Большинство ансамблевых произведений для младшего и среднего возраста написаны для четырёхручного исполнения на одном инструменте. Четырёхручный дуэт – единственный род ансамбля, когда два человека музицируют за одним инструментом. Мы знаем, что детям нравится играть в ансамбле с педагогом, т.к. именно так начинающий пианист ощущает себя частью единого целого в звучании музыки. В этом случае ученик чаще всего становится ведомым, надеясь на знания и умения своего преподавателя, т.к. играя вместе с педагогом ученик находится в определённых метроритмических рамках, ощущает плечё сильного партнёра, на которого можно рассчитывать в любой ситуации ( ошибся, забыл вовремя вступить и т.д.)
Очень важна воспитательная функция ансамбля, поэтому игра с педагогом в паре постепенно сменяется игрой в ансамбле с одноклассником , т.к. большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом ( ученик- ученик).Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре.
Исполняя произведение с учеником своего класса ребёнок учится думать о партнёре, решать вместе с ним различные музыкальные и исполнительские проблемы, вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга , уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Как известно- ансамблевая игра закладывает основы также для воспитания слухового внимания, развития ритмической дисциплины и гармонического слуха, а так же способствует развитию истинного чувства ритма.
Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учеников не только в профессиональном плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов.
Особенности игры в четыре руки лучше выявляются при сравнении её с игрой пианистов на двух фортепиано. Различия между этими ансамблями очень велики касаются их принципиальных стилевых основ.
Два инструмента дают исполнителям гораздо большую свободу, независимость в использовании регистров, педалей и прочее, в то время как близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствуют их внутреннему единству и сопереживанию. Различия ансамблей отразились и в музыке. Создаваемой для них; произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности, концертности, сочинения же для четырёхручного дуэта- к стилю камерного музицирования.
Среди несомненных плюсов игры в ансамбле можно выделить следующие:
Ансамблевая игра способствует хорошему чтению с листа. Детям интересно, зачастую они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят её освоить, быстро учат текст.
Дети учатся видеть паузы в тексте, которые часто недодерживают , играя сольно какое-либо произведение ( « Я один, и ждать никого не надо!»). Всем известно, что дети не хотят и не видят паузы в нотном тексте. А что такое паузы? Паузы это не только знак молчания, но и дыхание в музыке, которое может быть более или менее долгим, но обязательно длится определённое время. А в ансамбле паузы- это ещё и умение дать возможность «высказаться» партнёру.
Ансамблевое музицирование очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения, детям обычно лень думать о штрихах. Как раз ансамблевая игра заставляет внимательнее относиться к звукоизвлечению и штрихам.
Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Ансамблевая игра развивает умение играть синхронно. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры.
В средних и старших классах осваивается более сложный ритм, дети учатся выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из одной партии в другую и т.д. Детям это нравится и они лучше справляются с произведением, чем при сольном исполнении, чувствуют большую ответственность. Необходимо стараться не прекращать этот вид обучения, предлагать детям читать с листа ансамблевые пьесы, всё это способствует концентрированному музыкальному мышлению.
Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на фортепиано очень велико. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие.
Используемая литература.
Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное исполнительство, вып.8. М. 1973.