Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание - как метод образовательной и воспитательной работы ДШИ.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Е. М. Беляева»
г. Клинцы Брянской области.
Методические рекомендации:
«Родительское собрание – как метод образовательной и воспитательной работы ДШИ».
(из опыта работы преподавателя МБУДО «ДШИ им. Е.М. Беляева» г. Клинцы Брянской области.)
Подготовила:
Фоминых Г.Г. преподаватель
по классу фортепиано
МБУДО «ДШИ им. Е.М. Беляева»
Г. Клинцы Брянской области.
г. Клинцы
2022 г.
Родительское собрание - всего два слова, а сколько эмоций вызывают они у каждого из нас! Когда мы были учениками, то с тревогой и волнением ждали возвращения родителей с собрания! Став родителями нас уже обуревали другие чувства и походы в школу наводили чаще ощущения скуки, страха, а порой и отчаяния!
А ведь эффективность обучения и воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
Родительское собрание-это универсальная форма работы, т.к. позволяет реализовывать много функций: решение насущных проблем, управление процессом воспитания, образования и т.д..
Родительское собрание является важнейшей формой работы с семьей. Однако для того, чтобы оно выполняло свою роль, необходимо правильно его провести и подготовить. Родители-люди занятые, им порой некогда прийти на собрание , некогда поговорить с педагогом .В этом случае необходимо заинтересовать родителей. Родительское собрание будет эффективным, если: ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные.
В самом начале своего педагогического пути, эта тема особо не волновала меня. Все проходило как у всех .Форма собрания была всегда традиционна и одинакова, а именно: концерт учеников и общение с родителями на тему успеваемости. Постепенно это однообразие стало тяготить меня саму. Я обратила внимание, что родители во время собрания часто посматривают на часы, смотрят в окно, зевают и уходят с собрания очень уставшими .Все это заставило задуматься, почему так происходит? Что надо поменять? Как менять? Однажды, обстоятельства сложились так, что многие ученики играли на академическом концерте вальсы разных композиторов. И пришла мысль ,объединить это в одну тему и рассказать родителям и самим ученикам про вальс, истоках его возникновения, ведь это очень всем знакомая и любимая музыка. Были выучены стихи о этом прекрасном танце ,рассказана история зарождения танца. Собрание закончилось в другом настроении и даже по времени прошло как-то быстрее. Стало понятно, что немного измененный формат проведения оказался удачным. Следующее свое собрание я стала готовить заранее и выбирала ученикам специально пьесы именно для темы собрания. Тема собрания была «танцевальные жанры в музыке», здесь был большой простор для выбора. Захотелось познакомить родителей и учеников с танцами, которые часто звучат в их репертуаре, но история их возникновения, эпоха в которой они «жили» и звучали , были неизвестны большинству присутствующих.Были исполнены такие пьесы как Менуэт, Аллеманда, Полонез ,Гавот, Жига, Полька, Танго разных композиторов и эпох. Информация была воспринята с большим интересом. Родители были удивлены ,что это не просто названия пьес, а пьесы в определенном характере, темпе, размере. После собрания, многие родители выразили благодарность за новую информацию и попросили в дальнейшем «расширять их кругозор».Именно после этого собрания, я поняла ,что двигаюсь в правильном направлении. И еще, стало понятно ,что современным родителям с их ритмом жизни, загруженностью работой, очень не хватает этих познаний. Ведь сейчас, к большому сожалению, «очагом культуры» стал телевизор, который не знакомит нас с классической музыкой и не прививает к ней любовь и понимание. Поэтому, музыкальная школа стала именно тем «маяком», который может и должен помочь в этом направлении.
Теперь подготовка к родительскому собранию стала проходить более углубленно и с большей ответственностью за подаваемую информацию. Следующее собрание было посвящено теме ансамблевого музицирования. Слушателям было рассказано, что эта работа способствует развитию многих способностей учащегося-музыканта: музыкального слуха, чувства ритма, памяти, двигательно-моторных навыков. Каждый ученик подготовил небольшое сообщение на эту тему , были показаны разные виды этой работы. С большим успехом прозвучали фортепианные ансамбли педагог-ученик, ученик-ученик, ансамбль двух сестер. Большое удивление вызвало выступление мамы со своим сыном, звучание камерного ансамбля, в котором учащаяся класса аккомпанировала виолончелисту, а также вокальный ансамбль ученицы, посещающей дополнительный предмет «вокал». В завершении этого вечера состоялся небольшой номер-сюрприз, в котором приняла участие бывшая выпускница класса, которая на этот момент работала в общеобразовательной школе преподавателем английского языка. Сюрприз удался на славу и стал наглядным примером, что любовь к музыке не проходит с окончанием музыкальной школы. Родители покидали собрание очень воодушевленные, в хорошем настроении и просили в следующий раз продолжать их удивлять и радовать.
Обстоятельства сложились так, что в следующем учебном году в класс было зачислено 5 первоклассников. Это внесло новшество в проведении собрания, а именно, появилась необходимость представить такую многочисленную группу. Начиная с этого собрания зародилась традиция знакомства с новыми учениками класса. Каждый из них на этом собрании проходил через своеобразное испытание – первое публичное выступление, как правило, это игра в ансамбле с педагогом нескольких пьесок. А после этого, под аплодисменты всех присутствующих, каждый первоклассник «посвящался в юные музыканты», с выдачей памятного диплома и медали в виде скрипичного ключа. Следующей необходимой традицией стала своеобразная «миссия», каждое собрание подавать информацию о пользе обучения в музыкальной школе, о положительном влиянии классической музыки на здоровье человека, об исцеляющих звуках различных музыкальных инструментов а также , как родителям грамотно организовать продуктивную домашнюю подготовку, как контролировать занятия и влиять на их качество. В качестве положительного примера, каждый раз напоминать о выпускниках, об их успешном окончании общеобразовательной школы и успешном поступлении в различные учебные заведения, подчеркивая, что музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину, приучают трудиться каждодневно и соблюдать необходимый режим. Рассказывать что, музыка учит ребенка не только видеть, но воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Каждый ученик, за годы обучения в школе, учится преодолевать своё волнение и страхи при публичном выступлении, учится умению концентрироваться на главном. Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь. Все эти приобретённые качества очень помогают в дальнейшей жизни.
Представление первоклассников стало традиционно первым разделом или блоком каждого родительского собрания.
Следующий блок , основной и самый обширный, это каждый раз новая информация, новая тема, новый интересный материал. Выбирается она чаще по какой-либо юбилейной дате в мире музыки или интересной информации. В качестве примера, родительское собрание 2019 года, которое было посвящено 115-летию любимой многими поколениями и очень известной детской, новогодней песенки «В лесу родилась ёлочка». Материал был очень интересен и удивителен своими подробностями. Не только ученики, но и родители были поражены богатой историей этой, вроде бы, незатейливой песенки. Ученики младших классов спели саму песенку под аккомпанемент, напомнив присутствующим известные всем слова. Родители дружно и с удовольствием им подпевали. Далее, ученицей 4-го класса были исполнены вариации на тему этой песни, а старшеклассники сыграли фортепианный ансамбль «Ёлочка». Новогодняя тематика была продолжена исполнением других пьес и ансамблей. И в самом конце этого раздела собрания ученицами, в составе 5 человек, была исполнена современная новогодняя песня, под заготовленную фонограмму, с добрыми поздравлениями ко всем присутствующим.
Собрание продолжалось в радостном настроении, родители получили порцию добрых новогодних пожеланий. А чтобы поддержать и закрепить это настроение есть заключительный блок-раздел нашего собрания - это подведение итогов. Что входит в этот раздел? Сразу скажу, только самое хорошее и позитивное, наши победы, конкурсные и концертные выступления, сдача зачетов и академических концертов, прослушивание выпускников . Ученикам вручаются грамоты, дипломы, полученные за этот период, а родителям – благодарственные письма! Прожитые классом события подаются только в позитивном свете, для каждого находится доброе, ободряющее слово.
Если наша встреча проходит в преддверии нового года, а так происходит чаще всего, то обязательно украшается аудитория. Ставится ёлка, развешиваются гирлянды, готовятся небольшие новогодние сувениры для детей! Каждая наша встреча это не «разборка полетов» и не скучный концерт из выученных для академического концерта пьес, а встреча-концерт близких друзей! И именно поэтому, родительские собрания всегда проходят со 100% посещаемостью, приходят не только мамы, папы но и бабушки, дедушки ,а также дяди, тёти, друзья и близкие знакомые. Аудитория заполнена полностью, не бывает свободных мест! Нет скучающих зевающих лиц! Каждый родитель испытывает гордость за своего ребенка, но и видит других более продвинутых учеников и замечает, что совершенству нет предела! И знает, что для этого надо правильно и упорно трудиться. Конечно, чтобы получать такой результат на собрании, надо иметь крепкий «костяк» класса, на который можно положиться и который сможет отработать качественно и ярко. Обычно это старшие классы и, конечно же, выпускники, которые к этому времени уже являются лицом класса и обладают нужными навыками и умениями.
«Хорошие родители важнее хороших педагогов»- так говорил Генрих Нейгауз! Самые лучшие педагоги бессильны, если родители абсолютно равнодушны к музыке. Это строгий закон, почти не знающий исключений .Именно родители должны помогать развить и заразить ребенка любовью к музыке .А наша задача заразить музыкой родителей! Для этого им надо помогать доступными способами, заинтересовывать новой информацией, повышать их педагогическую культуру, расширять музыкальную культуру. Такие встречи работают как маленькая «филармония», которую родители посещают обязательно и надо все сделать, чтобы эти посещения были с удовольствием и остались в памяти как самые лучшие воспоминания !