Просмотр содержимого документа
«Результаты методической деятельности преподавателя ДШИ как показатель профессионального мастерства»
МБУДО «Детская школа искусств № 7» г.Смоленска
РЕФЕРАТ:
«Р Е З УЛ Ь Т А Т Ы М Е Т О Д И Ч Е С К О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И
П Р Е П О Д А В А Т Е Л Я Д Ш И К А К П О К А З А Т ЕЛ Ь
П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н О Г О М А С Т Е Р С Т В А»
Выполнил:
преподаватель по классу
Воробьёва Л.П.
2022-2023 учебный год
ПЛАН:
1. Вступление.
Основные цели и задачи методической работы педагога.
Методические подходы в системе дополнительного образования.
Виды методической деятельности.
Заключение.
Основной целью методической деятельности педагога является повышение уровня профессионального мастерства как самого преподавателя, так и педагогического коллектива в целом. Как следствие, обеспечивается рост методической культуры, творческого потенциала, повышается качество и результативность образовательного процесса. Методическая работа-это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счёте-повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Основой формирования педагогической деятельности и создания инновационной образовательной среды в организациях дополнительного образования является методическая работа, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, основанных на педагогическом опыте и научных факторах: методическая работа нацелена на помощь и обеспечение профессионального роста педагога и его творческого потенциала, что в конечном результате способствует повышению уровня воспитанности и образованности учащихся, а также способствует их социализации в современных условиях. Первоочередная задача методической работы заключается в повышении научно-теоретического и методического уровня в их профессиональной деятельности.
В системе дополнительного образования существуют следующие методические подходы:
Системный. В данном подходе самостоятельные компоненты рассматриваются в виде совокупности взаимосвязанных между собой компонентов, таких как образовательные цели; педагоги и обучающиеся как субъекты образовательного процесса; содержание образования и воспитательного процесса; формы, методы и средства обучения.
Личностный. В данном подходе личность признаётся как творение исторического развития и носителя культурного наследия. Личность является важнейшим критерием оценивания эффективности образовательного процесса.
Деятельностный. Данный подход выделяет деятельность как основное средство развития личности.
Полисубъективный. Данный подход рассматривает личность не только со стороны его деятельности, сколько со стороны его человеческой сущности, отслеживаются его способность к доброжелательным отношениям и создание позитивного психологического климата в коллективе.
Культурологический подход рассматривает связь человека с культурой, которая является системой ценностей, сформированной в процессе развития человечества. В процессе освоения культуры человеком происходит и развитие самого человека, его становление как личности творческой.
Этнопедагогический. Данный подход делает опору на воспитание личности с опорой на национальную культуру, традиции и обычаи.
Антропологический подход использует данные всех наук о человеке и учитывает при осуществлении образовательного и воспитательного процессов.
Среди видов методической деятельности можно выделить несколько основных:
Самообразование, т.е. целенаправленное приобретение знаний и навыков в какой-либо области науки.
Методическое исследование, которое имеет своей целью разработку методических средств исследования и диагностики новых методик, а также модификацию и адаптацию уже используемых на практике.
Описание и обобщение передового педагогического опыта.
Обучение педагогических кадров с целью повышения их квалификации.
Методическое руководство, которое включает в себя организацию методической деятельности, начинающуюся с отбора целей, содержания, форм и методов педагогической деятельности.
Создание методической продукции, цель которой выражение и распространение методических знаний. Методическая продукция является методической копилкой и решает различные задачи в зависимости от её вида:
описывает сведения предназначенные для распространения;
даёт пояснения приёмам и методам;
обобщает педагогический опыт;
разъясняет цели и порядок действий, методику организации различных мероприятий.
Методическая продукция классифицируется по нескольким параметрам: периодичности, адресату, информационному характеру, инновационному потенциалу или функциональному назначению. Наиболее часто применяется классификация по функциональному назначению. В этом случае вся методическая продукция делится на: информационно-методическую, организационно-методическую, прикладную методическую продукцию, научно-методическую продукцию, образовательную продукцию.
Педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трёх основных видах методической продукции:
информационно-пропагандистской,
организационно-инструктивной,
прикладной.
Информационно-пропагандистская методическая продукция содержит
сведения, подлежащие распространению, разъяснения приёмов и методов, анализ опыта, описание педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности. Для педагогов фортепианного отделения подходит написание реферата. Реферат-это краткое изложение в письменной форме одной или нескольких статей, научных работ, а также обзор источников. Это итог углублённой самостоятельной работы над определённой темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на рассматриваемую проблему, накопленный результативный опыт. Реферат не содержит поучительных аннотаций, а описывает имеющийся материал. Педагогический работник в реферате демонстрирует теоретические и практические навыки по определённой проблеме, показывает умение изучать, систематизировать и структурировать материал, обобщать и делать выводы.
Организационно-инструктивная продукция предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса. Для педагогов фортепианных отделений ДШИ наиболее всего подходит методическая разработка. Методическая разработка-это комплексная форма, включающая в себя рекомендации по организации мероприятий, методические советы, планы выступлений. Помогает лучше понять теоретические и практические возможности рекомендованного материала.
Прикладная методическая продукция-это вспомогательный материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отражённую в других видах методической продукции. Сценарий-это самый распространённый вид прикладной методической продукции. Сценарий-это конспективная, подробная запись праздника, концерта. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актёров, названия пьес.
Методическая работа в ДШИ является составной частью единой системы непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации, развития способностей. Методическая компетентность педагога ДШИ - одно из необходимых условий его профессиональной эффективности. Методико-технологическая оснащённость преподавателя позволяют ему оперативно и качественно решать массу возникающих проблем, выбирая оптимальные способы их решения, проявляя изобретательность и творчество.
Обобщение педагогического опыта-это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание своей работы и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта одного работника, либо группы единомышленников. Обобщение опыта-это научный метод изучения и анализа состояния, практики, выявление новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. В основе деятельности педагога заложено прежде всего осмысление, обоснование, анализ и обобщённое систематизированное описание педагогического опыта. Важным этапом в ходе изучения педагогического опыта является постановка чёткого целеполагания дальнейшего обобщения. Обобщить-это вывести и сформулировать основные идеи, на которых базируется конкретный педагогический опыт. Не менее важно обосновать актуальность, продуктивность и перспективность выявленных идей, раскрыть условия, при которых возможна их реализация.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Гуров В. А. Развитие мотивации педагогов учреждений дополнительного образования.
2. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителей.