«Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя музыки»
«Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя музыки»
Появление примерных утвержденных программ по музыке даёт возможность учителю единого подхода в образовательном процессе, единую структуру программы, где описаны подробно предметные результаты образования, распределены по видам деятельности, разделены по тематике, и вот такое комплексное расширение позволяет учителю всё найти в одном месте.В условиях модернизации общества остро встает проблема общей культуры личности обучающихся. Развивать общество – значит воспитать каждого человека, дать ему духовно – нравственный стержень, обогатить его мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя музыки»»
6
«Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя музыки»
Министерством просвещения утверждены новые федеральные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, которые начали действовать с 1 сентября 2022 года. Уже первые - четвертые и пятые классы целый год обучались по обновлённым ФГОС. Приказ был утвержден ещё 31 мая 2021 года № 286.
Мы сейчас находимся на этапе новых изменений и включены в процесс глобального переустройства образовательного содержания. А ведь не секрет, что наш предмет музыка не всегда становился важным в кругах ученической и родительской общественности и все те трудности, которые есть на нашем педагогическом пути они - объективны. Но они старицей окупаются тем светом в детских глазах, которые мы видим, когда нам удается донести всё, то прекрасное и удивительное через многогранный мир музыкального искусства.
Сейчас мы с вами становимся участниками третьего этапа - обновлённые ФГОС, это не принципиально какие - то новые стандарты, это всё еще те стандарты, которые устояли временем, стали более доступными, понятными.
И что же происходит в обновлениях? Наконец – то начинает происходить комплексный подход, единое решение, когда в одной связке начинают работать все системы образования, наполняя образовательное содержание государственных стандартов. Появление примерных утвержденных программ по музыке даёт возможность учителю единого подхода в образовательном процессе, единую структуру программы, где описаны подробно предметные результаты образования, распределены по видам деятельности, разделены по тематике, и вот такое комплексное расширение позволяет учителю всё найти в одном месте.
Впервые появилась модульная линия, которая, кстати, могла вызвать трудности: во внедрении, в апробации программы. В чем трудность? Необходимо было посмотреть, проанализировать насколько тот или иной модуль органично или менее органично встраивался в те возможности, которые есть в образовательной организации.
Что касается задач учебного предмета Музыка, то они остались теми же, ---- это и воспитание грамотного слушателя,
----и изучение лучших образцов музыкальной культуры,
---- и приобщение к музыкальной деятельности и т. д.
И вот с таким педагогическим багажом мы перешли работать в обновлённые программы, где от нас потребовалось в период начального образования заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразие музыкальной культуры в жизни современного человека от фольклора до современной музыки. А уже далее в основном образовании происходит расширение музыкальной грамоты, музыкального кругозора за счёт увеличения количественного состава модулей, так сказать более углублённо.
Содержательные блоки нацелены на достижение предметных результатов, они как раз привязаны к модулям, в которых очень тщательно прописан каждый результат, в которых должен прослеживаться системно - деятельностный подход. К каждому модулю добавляется целевой блок, который является вспомогательным, а также в каждом модуле есть разбивка на более мелкие блоки, учитывающие разные индивидуальные сочетания, что позволяет учителю либо расширить, либо наоборот уменьшить количество часов на изучение той или иной темы. В этом и заключается главное качество обновлённого государственного стандарта – это его вариативность.
Еще одна очень важная часть программы в том, что к каждому тематизму для более глубокой содержательной линии прописываются необходимые виды деятельности ученика, таким образом, происходит стыковка богатого разнообразия репертуара, а значит, урок становится интереснее и многогранней.
Учитель спокойно может варьировать мелкие блоки в любой последовательности, тем самым проявляя гибкость в образовательном процессе. Из чего следует, что когда учитель будет создавать свой календарный план, то может выбрать те «кубики» - блоки, которые хорошо будут укладываться в «пазл» его урока, в его драматургию, таким образом, учитель продолжает творчески работать.
Давайте перейдем непосредственно к современному уроку музыки.
Что же такое современный урок?
Современный урок – это урок, отвечающий требованиям времени. Современный урок – это высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность обучающегося. Каждое время предъявляет свои требования к уроку.
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский
Во главу угла ставится планирование урока с использованием системно-деятельностного подхода в обучение:
это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Современное общество требует от человека постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность найти необходимую информацию, осмыслить и применить ее. Вот почему сейчас приоритетным является умение учиться, самостоятельно находить и осваивать новые знания.
«Предмет «Музыка» развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира» - читаем у авторов программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. «…он способствует формированию духовно – нравственного, эмоционально – ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры…».
В процессе деятельностного освоения курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие образовательныерезультаты:
личностные (хочу)
предметные (знаю)
метапредметные (могу, хочу)
Эти результаты достигаются посредством универсальных учебных действий (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. В более узком понимании термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т. е. умение учиться.
Разработчиками ФГОС выделены следующие виды УУД:
Личностные;
Регулятивные;
Познавательные;
Коммуникативные.
Прежде чем говорить о педагогических приемах формирования УУД, уточним, в чем они выражаются в контексте предмета «Музыка».
Личностные УУД – в стремлении реализации своего творческого потенциала; готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании представлении о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости на основе восприятия мировой музыкальной классики, в формировании мотивации к музыкальному творчеству…
Регулятивные УУД – в умении ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей;
в планировании собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки (импровизации); в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках…
Познавательные УУД – в сравнении, анализе, рассуждении;
в формировании интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей, к особенностям музыкальной культуры своего края; в усвоении терминов и понятий музыкального языка; в адекватном восприятии музыкальных произведений, в осознании многозначности содержания их образов….
Коммуникативные УУД – в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем в процессе музыкальной, художественно – творческой, исследовательской деятельности; в формировании адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования; в самооценке; в поиске разрешения конфликтных ситуаций…
Обратимся к уроку музыки.
Развитие личности учащихся обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. На своих уроках я выделяю личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные виды УУД. Одна поставленная задача или вопрос развивает разные виды УУД. Для того чтобы понять как я это реализую на своих уроках, предлагаю вам пройтись по музыкальным страницам, какие приемы я ипользуюна уроках музыки.
Регулятивные УУД. На уроках музыки учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества.
Урок в 5 классе “Всю жизнь мою несу родину в душе…” начинается со вступительной беседы…
Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие слова:
«Это не делится, Это – едино: Жизнь человека, С Родиной милой».
Формулирование темы урока.
- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?
- Ответы уч-ся:О Родине.
- Откройте учебник на странице 30 и прочтите тему урока.
- «Всю жизнь мою несу Родину в душе».
- Исходя из темы, определите цель нашего урока.
Ответы уч-ся: знакомство с произведениями о Родине.
Вопрос к ребятам: А что такое родина?
Ответы учащихся: Россия, это Калининград, это мой дом и т.д.
Планирование деятельности.
- Рассмотрите развороты учебника на стр. 30,32,34 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
дать определение программной музыке, симфонии;
ознакомление с фрагментами из симфонии-действа Валерия Гаврилина и отрывком из рассказа В.Шукшина “Слово о малой родине”;
сравнение художественных и музыкальных образов.
Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
- Что унесёте вы с собой с этого урока?
-Захотелось ли вам встретиться с этой музыкой ещё?
-Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
Познавательные УУД. Практика показывает, что школьники любят серьёзную музыку, умеют её слушать и слышать. Учащиеся постигают музыку посредством анализа, получают эстетическое удовольствие от неё, познают идейно-художественную ценность произведений, яркость музыкальных образов. Слушая “Арию Кончака” из оперы “Князь Игорь” А.Бородина ученики сами замечают присутствие речитатива и объясняют его назначение: Кончак-величественный и горделивый хан, сдержанно выражает своё гостеприимство Игорю, предлагает ему все блага.
Дети отвечают, почему лишена красивой мелодии “Ария Игоря”, начало которой написано в форме речитатива (Игорь, находясь в плену, ночью размышляет, терзается стыдом и осознанием своей вины, вспоминая о поражении, вздыхает, задаёт себе вопросы и не находит на них ответы, поэтому речитатив и каждая фраза завершаются печальной интонацией)
На вопрос почему именно в таком темпе написана ария Игоря, учащиеся безошибочно находят ответ: передаётся медленный тяжёлый шаг князя, помогающий почувствовать и принять близко к сердцу положение и состояние Игоря.
Слушая “Арию Снегурочки” и “Песню Леля” из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова, в которой композитор прекрасно изобразил русскую природу, картины старины, ученикам после прослушивания предлагается поделиться впечатлениями об изобразительных возможностях музыки в обрисовке природы. Дети отмечают, что услышали пение птиц, которое изображала флейта, грохот грома в звучании литавр, накрапывание частого дождика в звуках бубна, дуновение ветерка, замечательно переданные струнными инструментами. Учащиеся поясняют, что композитор рисует картины прошлого, так как звучание арфы имитирует гусли, флейта напоминает свирель пастушка, бубен – звенящие колокольчики.
Моя задача-помочь детям услышать в музыке оперы старинную речь, распевные мелодии, напоминающие русские народные песни. Подобные фрагменты на моих уроках способствую развитию сотрудничества, речевой деятельности, анализу, планированию, оценке своих действий.
Работая по программе, важно учитывать те произведения, с которыми учащиеся знакомятся на уроках литературы и изобразительного искусства. Реальные события, которые берутся за основу той или иной оперы, балета, кантаты или песни, изучаются на уроках истории, литературы, что позволяет учитывать межпредметные связи, расширяет знания школьников в различных областях жизни и деятельности, повышает результативность урока, способствует формированию предметных умений и метапредметных универсальных учебных действий.
Эффективность урока во многом зависит от использования разнообразных видов деятельности: слушание музыки, интонационно-образный анализ; исполнение произведений; пластическое интонирование; умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой; игра; проектная деятельность. Перечисленные виды деятельности формируют все виды УУД.
Личностные УУД.
Урок о мелодии.3 класс.
- Что в человеческом организме отвечает за чувства? (Душа).
- Может человек жить без души? (Нет).
- В музыке есть душа? Докажите свой ответ. (Музыка передает чувства, настроения, эмоции. Она может быть веселой и грустной, торжественной и траурной).
- Что мы можем назвать душой музыки? (Мелодию).
- Во всех произведениях есть мелодия? Докажите свой ответ. (Любое музыкальное произведение передает какие – либо чувства).
- Какой из этого можно сделать вывод? (Мелодия – это душа музыки, её основа).
- Можно ли спеть песню, если у нее нет мелодии?
Данный диалог с третьеклассниками показывает связь между метапредметными и предметными компетенциями, предметную интеграцию, развитие личностных и регулятивных, познавательных УУД.
Личностные и коммуникативные УУД на уроке музыки формируются во время выполнения подготовительного этапа для хорового пения в форме дыхательной гимнастики. Для этого используются следующие упражнения:
1. Упражнение на дыхание: снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, повышается работоспособность. Исходное положение: встать прямо. Делаем короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимаем ладошки в кулачки (хватательное движение). После активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаются самостоятельно.
3. Упражнение “Отогреем окошко”. Глубокий вдох и медленный выдох на ладошки, которые держим на уровне лица.
4. Голосовые распевки.
Театрализация. Разыгрывание сценок на учебную тему. В 1 классе разыгрывается сказка про Бабу-Ягу, песня “Раз морозною зимой”, а в 4 классе в рамках темы «Музыкальные инструменты. Квартет» дети разыгрывают басню И.А.Крылова «Квартет».
Идеальное задание: Я предлагаю выполнить дома работу на выбор учащихся. Например: сочинить мелодию к стихотворению, которое понравилась ребенку больше всего (учебник 2 класс с.64-65) или нарисовать рисунок на понравившееся стихотворение; сочинить стихотворение на произведение, прослушанное во время урока, или нарисовать свои впечатления.
Здесь важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, т.е. ребенок делает то, что ему больше нравится.
Коммуникативные УУД.
Коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других, участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы дети могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная. Хороводные песни связаны с движением. Исполняя их, дети разыгрывают содержание песни. Разбиваются на группы, ходят «стенка на стенку» или двигаются змейкой, проходят «через ворота», или, взявшись за руки, идут по кругу, например: «А я по лугу», «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли». Такие приемы сплачивают ребят, учат сотрудничеству со сверстниками.
Одна из форм работы на уроке взаимоопрос.
В конце урока дети друг другу задают вопросы по пройденной теме.
В заключении я хочу сказать:
В условиях модернизации общества остро встает проблема общей культуры личности обучающихся. Развивать общество – значит воспитать каждого человека, дать ему духовно – нравственный стержень, обогатить его мышление.
Музыка востребована молодежью и является мощным фактором, определяющим ее музыкально – эстетические вкусы, накладывает особую ответственность на систему общего музыкального образования. В ее основе лежит цель: формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности, которая в наше время актуальна как никогда, так как устремлена на воспитание духовной культуры, признание приоритета общечеловеческих ценностей.
В связи с этим хотелось бы вспомнить слова В. А. Сухомлинского о том, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать.
Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают уже в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра.