kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»



Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО





Осмольская Марина Викторовна, музыкальный руководитель

МБ ДОУ «Детский сад №37», г.Новокузнецк





Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству происходит через

  • Слушание

  • Пение

  • Песенное творчество

  • Музыкально-ритмические движения

  • Развитие танцевально-игрового творчества

  • Игра на детских музыкальных инструментах


Формы работы с детьми в соответствии с ФГОС ДОО по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с возрастными особенностями представлены в таблицах


Таблица 1 Формы работы с детьми по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

3-5 лет вторая младшая и средняя группы

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Слушание музыкальных сказок,

-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

- рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

Игры, хороводы

- Рассматривание портретов композиторов (средняя группа)

- Празднование дней рождения

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- в продуктивных видах деятельности

- во время прогулки (в теплое время)

- в сюжетно-ролевых играх

- перед дневным сном

- при пробуждении

- на праздниках и развлечениях

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, ТСО.

Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты

Игры в «праздники», «концерт»

Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии

Импровизация танцевальных движений в образах животных,

Концерты-импровизации Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками,

Музыкально-дидактические игры



Таблица 2Формы работы с детьми по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»



Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

5-7 лет старшая и подготовительная к школе группы

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Слушание музыкальных сказок,

- Беседы с детьми о музыке;

-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

- Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

- Рассматривание портретов композиторов

- Празднование дней рождения

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- во время прогулки (в теплое время)

- в сюжетно-ролевых играх

- перед дневным сном

- при пробуждении

- на праздниках и развлечениях

Инсценирование песен

-Формирование танцевального творчества,

-Импровизация образов сказочных животных и птиц

- Празднование дней рождения


Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО

Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор» Придумывание простейших танцевальных движений

Инсценирование содержания песен, хороводов

Составление композиций танца Музыкально-дидактические игры

Игры-драматизации

Аккомпанемент в пении, танце и др.

Детский ансамбль, оркестр

Игра в «концерт», «музыкальные занятия»



Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память. Для определения уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков используем диагностическую методики Н.А.Ветлугиной ,О.П.Радыновой , М.Л.Лазарева ( Таблица 3)


Таблица 3 «Определение уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста»


Критерии

Показатели

Уровень

низкий

средний

высокий

1.

Особенности голоса

Сила звука

Голос слабый

Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко

Голос сильный

2.

Особенности тембра

В голосе слышен хрип и сип, голос тусклый, невыразительный

Нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно

Голос звонкий, яркий

3.

Певческий диапазон

Диапазон в пределах 2-3 звуков

Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си)

Широкий диапазон по сравнению с нормой

4.

Развитие дыхания

Продолжительность дыхания (звуковая проба «м»)

Менее 13 сек.

13-15 сек.

Более 15 сек.

5.

Задержка дыхания на вдохе (гипоксическая проба)

Менее 14 сек.

14-16 сек.

Более 16 сек.

6.

Развитие звуко-высотного слуха

Музыкально-слуховые представления

Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога. Невозможность воспроизведения хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне

Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Воспроизведение знакомой попевки с небольшими ошибками.

Пение знакомой мелодии самостоятельно.

7.

Точность интонирования

Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, проговаривает слова песни в ее ритме

Возможно чистое интонирование 2-3 звуков

Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии

8.

Различение звуков по высоте

Не различает

Различение в пределах октавы и септимы

Различение в пределах сексты и квинты

9.

Вокально-хоровые навыки

Певческая установка

Поза расслабленная, плечи опущены

Удерживает правильную позу при пении непродолжительное время

Удерживает длительное время без напоминания взрослого

10

Звуковедение

Пение отрывистое, крикливое

Пение естественным голосом, но иногда переходит на крик

Пение без напряжения, протяжно, естественным голосом

11

Дикция

Невнятное произношение, значительные речевые нарушения

Достаточно четкое произношение, но неумение правильно произносить при пении

Четкое произношение

12

Дыхание

Дыхание берется непроизвольно

Не всегда берется между фразами

Берется между фразами

13

Умение петь в ансамбле

Не слушает товарищей

Стремится выделиться при хоровом исполнении

Начинает и заканчивает пение вместе с товарищами

14

Выразительность исполнения

Пение неэмоциональное

Старается петь эмоционально, но на лице мало эмоций

Поет выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой


  • Низкий уровень – 1 балл,

  • Средний уровень – 2 балла,

  • Высокий уровень – 3 балла.

При суммировании 14-22 балла – низкий уровень, 23-33 – средний, 34-44 – высокий.

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.

В своей профессиональной деятельности использую следующие правила:

  • Принимать ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким он должен быть по вашему мнению.

  • Чувствовать и понимать причины и мотивы поступка ребенка, которые зачастую являются естественным проявлением его эмоциональной напряженности.

  • Уважать личность ребенка, т. е. ненасильственно привлекать его к процессу деятельности. Дети иногда боятся, стесняются начать любую собственную деятельность, и им легче сначала быть в качестве зрителей в тех действиях, которые хотели бы совершить, но еще не осмеливаются. А после того, как один ребенок решается сделать что-то, другим детям легче повторить это.

  • Важность и значение не результата деятельности, а самого процесса.

Работу над песней условно можно разделить на несколько этапов

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Различные методические приёмы подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни , помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию:

  • краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);

  • пояснение непонятных слов;

  • чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;

  • разгадывание загадок, ребусов;

  • вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

2 этапразучивание песни.

Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.

3 этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями. Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

В обучении детей пению помогает работа с родителями, через использование разных форм взаимодействия ( таблица 4 )


Таблица 4 Формы взаимодействия с родителями по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие »


Образовательная область

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Художественно - эстетическое развитие

  1. Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.

  2. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.

  3. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.

  4. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства» и др.).

  5. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).

  6. Встречи с родителями в «Художественной гостиной». Цель: знакомство с основными направлениями художественно-эстетического развития детей.

  7. Участие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.

  8. Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника.

  9. Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.

  10. Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видеотеку. Регулирование тематического подбора для детского восприятия.

  11. Семинары-практикумы для родителей художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

  12. Создание игротеки по Художественно-эстетическому развитию детей.

  13. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.

  14. Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям.

  15. «Поэтическая гостиная». Чтение стихов детьми и родителями.



На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.

  • «Охрана детского голоса»,

  • «Пойте на здоровье»,

  • «Мелодии для самых маленьких»,

  • «Колыбельные песни – лирика материнства»,

  • «Советы тем, кто хочет научиться петь».

Так же в родительских уголках помещаются тексты разучиваемых песен. Родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на дошкольников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу.

 

 











Литература

1.Авдеев В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретаций на компоненты музыкального восприятия: Автореф. дис. канд. псих. наук.-М., 1989.

2.Барышева Т.А. Психологические особенности эмоциональных отношений младших школьников к музыкальным текстам. - Л., 1989.

3.Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.

4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

5. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.

6.А.Н.Зимина. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. // Творческий центр «Сфера», Москва, 2010г

Методика музыкального воспитания в детском саду. Издание второе, исправленное и дополненное, под редакцией Н.А.Ветлугиной // Москва, «Просвещение», 1982г.

7.Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1998.

8. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2

9. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.











6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Автор: Осмольская Марина Викторовна

Дата: 12.05.2016

Номер свидетельства: 325964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Игровая технология"
    ["seo_title"] => string(24) "ighrovaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "300555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456753099"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства