Развитие начальных навыков игры на виолончели в среднем регистре с применением вибрации
Развитие начальных навыков игры на виолончели в среднем регистре с применением вибрации
Посредством вибрато – колебательных движений левой руки, вызывающих повышение-понижение звука, – в игре на смычковых инструментах достигается особая певучесть звука и выразительность исполнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие начальных навыков игры на виолончели в среднем регистре с применением вибрации»
- 13 -
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Курчатовская детская школа искусств»
Методический доклад
на тему:
Развитие начальных навыков игры на виолончели в среднем регистре с применением вибрации
Выполнил:
Преподаватель по классу виолончели
Мурга Татьяна Анатольевна
Курчатов 2016 г.
Проблема развития начальных навыков игры с применением вибрато (или вибрации) обычно возникает на третьем году обучения, после того, как ученик в достаточной степени овладевает приемами игры в пределах нижнего регистра и когда уже невозможно перейти к работе над кантиленой. Преждевременное применение вибрато, как показал опыт, крайне отрицательно влияет на интонацию. Однако оттягивать слишком долго начало изучения этих приемов также нельзя, если учащийся психологически и практически подготовлен к работе над кантиленой, важнейшим компонентом которой является вибрато. Стремясь к певучести исполнения, более активные ученики самостоятельно начинают «вибрировать», подражая своим старшим товарищам (или артистам, услышанным в концерте). Но, не зная требуемых для этого приемов, они усваивают неправильные навыки, которые очень трудно исправить. Поэтому своевременное и правильное развитие навыков игры с вибрато совершенно необходимо.
Рассмотрим условия и приемы игры с применением вибрато.
Посредством вибрато – колебательных движений левой руки, вызывающих повышение-понижение звука, – в игре на смычковых инструментах достигается особая певучесть звука и выразительность исполнения. Анатомо-физиологические условия достижения вибрато и характер движений руки тщательно рассмотрены в специальном исследовании выдающегося советского музыковеда Б. А. Струве (1897 – 1947). Из этой работы в основном почерпнуты приведенные ниже сведения о характере движений руки при различных формах вибрато.
В практике игры на смычковых инструментах наблюдаются три основные формы вибрационных колебаний левой руки, или три типа вибрации: вращательная, локтевая и кистевая (встречаются еще и смешанные виды вибрато). В игре на виолончели применяется в основном вращательная форма вибрато и только изредка – локтевая.
Колебательные движения руки при выполнении вращательной формы вибрато с внешней стороны проявляются как неполные вращения предплечья (слитно с кистью); рука совершает повороты вдоль струны в сторону подставки (супинация) и обратно в сторону порожка (пронация). Кисть самостоятельно не участвует в выполнении этой формы вибрато. Вся рука осуществляет малозаметные вспомогательные движения (в плечевом суставе).
Локтевая вибрация выполняется небольшими по размаху сгибательно-разгибательными движениями в локтевом суставе. На этой форме вибрато мы останавливаться не будем.
Основные условия достижения художественно полноценного вибрато следующие:
1. При выполнении вибрато на струне остается только один палец, другие пальцы приподнимаются, сохраняя свободное состояние (лишь в отдельных случаях совместно с 4-м пальцем участвует и 3-й).
Колебательные движения руки надо выполнять равномерно-ритмично, тогда повышение-понижение звука не нарушает художествен-ного впечатления.
И, наконец, самое важное условие: вибрационные колебания руки не должны быть ни слишком мелкими и частыми, ни слишком широкими и медленными. В первом случае получается антихудожественный «дрожащий» звук, а во втором – тоже неэстетичный – «качающийся», «плывущий» звук. Необходимую степень размаха и скорости движений руки подсказывает музыкальный слух и художественный вкус играющего.
Для развития навыков игры с применением вибрато прежде всего необходимо подготовить музыкальный слух ученика, воспитать у него правильное представление о певучем звучании и исполнении. Вполне понятно, что если учащийся не имеет нужных слуховых представлений и не знает, к какому характеру звука ему надо стремиться, то бесполезно учить его приемам, которые предназначаются в качестве средства достижения певучести звука и исполнения. Поэтому при переходе к изучению приемов вибрато очень важно уделить особое внимание соответствующей подготовке слуха учащегося, рекомендуя ему серьезнее заниматься сольфеджио, пением в хоре, внимательно вслушиваться в исполнение хороших музыкантов и певцов. Учащимся полезно заниматься выразительным сольфеджированием изучаемых пьес и этюдов кантиленного характера. Педагог по специальности может оказать своим ученикам неоценимую помощь в воспитании у них требуемых слуховых представлений, в частности, понимания роли вибрато в достижении певучести звука, демонстрируя на занятиях приемы вибрато. Целесообразно также наглядно показать учащимся неправильные формы вибрато – «судорожную», которая приводит к дрожащему «блеящему» звуку, и разболтанную, результатом которой является звук вялый, «качающийся».
Разумеется, ученик должен понять и почувствовать требуемый характер движений руки при выполнении вибрато, для чего нужно найти соответствующие пояснения, сопровождая их наглядным показом. Особенно важно подчеркнуть значение вполне свободного состояния руки, имея в виду, что при игре с вибрато длительно участвуют одни и те же мышцы-антагонисты. Учащиеся поэтому должны сосредоточить большое внимание на устранении чрезмерного напряжения руки и научиться регулировать ее усилия, своевременно предоставлять ей необходимый отдых. Опыт показал; что соблюдение указанных условий имеет решающее значение для правильного развития навыков игры с вибрато.
Перейдем к рассмотрению методики работы над вибрато.
Известно, что многие даже очень опытные педагоги-скрипачи и виолончелисты придерживались мнения, будто вибрато развить невозможно и не нужно, так как на определенном этапе обучения оно появляется «само собой». Подобные мнения иногда высказывались даже в методической литературе (например, в Школе А. Борисяка). Однако практика опровергла эти взгляды. Передовые педагоги давно поняли необходимость осознанного развития у учащихся навыков игры с вибрато. И поскольку самые приемы, требуемые для достижения вибрато, были достаточно изучены, вопрос заключался в разработке соответствующей методики, а это зависело от творческих исканий педагогов.
В некоторых исследованиях, посвященных вибрации, в частности, в указанной работе Б. А. Струве, были сделаны первые шаги в разработке методики развития этого сложного навыка. Но то были лишь отдельные попытки, которые не могли поколебать устоявшийся среди педагогов взгляд о «самозарождении» вибрато.
Будучи совсем молодым педагогом, Р.Сапожников, уделивший большое внимание развитию вибрации, еще в 30-х годах в поисках решения проблемы начал экспериментировать с целью выработать практические методы развития навыков игры с вибрато. Постепенно с течением времени «отстоялась» система упражнений, которые неизменно приводили к положительным результатам. Эти упражнения мы подробно рассмотрим ниже.
По его наблюдениям, вибрато становится достаточно устойчивым в результате работы над ним примерно в течение месяца – двух, в зависимости от подготовленности учащегося. Этот период можно условно разделить на три этапа.
Первый, или подготовительный, этап обычно длится 8—12 дней. В этот период только зарождаются необходимые представления, двигательные ощущения и внешние формы сложных колебательных движений руки. Упражнения на этом первом этапе работы применяются беззвучные – для одной левой руки, с тем, чтобы всецело сосредоточить внимание учащегося на анализе сложных колебательных движений руки и усвоении их. Педагогу необходимо при этом следить, чтобы ученик с самого начала не закреплял каких-либо неправильных движений. Эти трудные для внимания беззвучные упражнения требуют терпеливой усидчивой работы, но длительно продолжаться они не могут, поскольку ученик не имеет возможности контролировать звуковой результат своих движений.
В первых упражнениях намеренно применяются широкие замедленные движения с последующими короткими остановками, что напоминает колебательные движения маятника стенных часов. В дальнейшем эти движения будут выполняться без остановок и с меньшим размахом.
Нажим пальца на струну в первых упражнениях значительно ослаблен. Струна нажимается лишь настолько, чтобы рука могла удержаться на месте. При таком слабом нажиме струны рука наиболее свободна, и это облегчает ученику выполнение колебательных движений. Большой палец легко, но достаточно плотно прилегает к шейке инструмента так, чтобы не соскальзывать с занимаемого места во время полувращательных движений руки. Упражнения выполняются сначала на одной из средних струн (во II—III позиции), где рука находится в наиболее удобном положении. По мере закрепления навыка рука постепенно перемещается в сторону первой позиции. Целесообразнее всего начать упражнения вторым пальцем – наиболее сильным и занимающим среднее положение по отношению к другим пальцам. Когда ученик почувствует требуемые движения и научится их выполнять, удерживая свободную руку на весу, можно перейти к упражнениям третьим и первым пальцами. Четвертый палец в первое время лучше не применять, так как при нажиме им струны труднее всего выполнять полувращательные движения руки, а самый размах ее ограничивается. Поэтому четвертый палец более целесообразно применить только после того, как вибрационные колебания руки в достаточной мере закрепятся в упражнениях другими пальцами.
В первых упражнениях педагог может оказывать ученику физическую помощь, поправляя положение руки и содействуя правильному выполнению сложных движений, что особенно необходимо, если ученик серьезно затрудняется выполнять движение или согласовывать действия той и другой руки. Эта помощь должна быть только временной, ибо важнее добиваться стремления учащегося самостоятельно найти удобное для себя положение руки и выполнять требуемые движения.
Второй этап. Когда требуемые движения руки становятся более или менее определенными, нужно перейти к работе над озвученными упражнениями, применяя для начала простейший способ извлечения звука – pizzicato, а по мере закрепления навыка – агсо. В этот период вибрато постепенно закрепляется и может быть применено эпизодически на отдельных выдержанных нотах.
Включение правой руки, даже при использовании простейшего способа звукоизвлечения – pizzicato, заметно усложняет задачу ученика ввиду необходимости координировать различные по характеру движения обеих рук. При этом особенно необходимо оказывать ученику физическую помощь, рекомендуя ему в то же время уверенно и внимательно выполнять упражнение. Колебательные движения руки при вибрато можно условно изобразить в виде волнистой линии:
На протяжении каждой половинной ноты, энергично взятое pizzicato, осуществляются два полных колебательных движения. В результате получается «плывущий» звук, поскольку колебания левой руки продолжаются и после того, как произведен щипок струны. Но с этим приходится мириться, пока движения не станут вполне ритмичными, равномерными и плавными.
Такие малоинтересные упражнения не должны слишком долго продолжаться, и,когда движения становятся вполне упорядоченными, следует перейти к игре смычком, что значительно усложняет задачу координации действий рук. Но если на предыдущем этапе упражнения выполнялись внимательно и последовательно, то у большинства учащихся переход к игре смычком обычно не вызывает особых затруднений; только у некоторых учеников вначале возникают «перебои» в колебаниях левой руки: они становятся неравномерными, непластичными, и звук часто прерывается. Для преодоления этих недостатков требуется большое внимание, уверенность движений и терпеливая работа как педагога, так и ученика.
Третий, последний, этап работы характеризуется тем, что сложные двигательные навыки все более закрепляются и вибрато постепенно внедряется в практику художественного исполнения юного музыканта в качестве неотъемлемого выразительного средства. На этом этапе работы над вибрато целесообразно применять следующие упражнения.
В первом упражнении на каждой ноте совершаются два полных колебательных движения (4 раза), а во втором – одно (два раза). После того, как ученик привыкает извлекать ровный звук при равномерно-ритмичных движениях левой руки, можно начать упражнения целыми нотами, осуществляя на каждую четверть одно полное вибрационное колебание, а на целую ноту – четыре.
Для упражнений можно использовать двухоктавные гаммы, исполняя их половинными и целыми нотами, а в дальнейшем применять также legato (по две и четыре ноты). На первых порах берется нетрудная гамма, например, соль мажор. Разумеется, для развития вибрато – важнейшего компонента кантилены – одних только отвлеченных упражнений недостаточно. Поэтому наряду с упражнениями необходимо начать применение его в художественном репертуаре, в первую очередь – в легких, ранее изученных пьесах.
Одной из таких пьес, которую можно с успехом использовать для закрепления и совершенствования приемов вибрации, является известная «Песня» Бетховена. Пьеса эта очень мелодична и не трудна для учащихся на рассматриваемом этапе обучения. В ней применена аппликатура, при которой используются все четыре пальца, притом в удобном для руки положении. Кроме того, пьеса может быть сыграна на каждой струне, что содействует закреплению вибрато.
При таких условиях учащимся легче усвоить сложную, но интересную для них задачу – применение вибрато в художественном исполнении. Предварительно им следует основательно выучить и запомнить «Песню», играя ее без вибрато. Имеется много других несложных пьес кантиленного характера, которые можно использовать для закрепления навыков игры с вибрато, например «Романс» Шумана, «Полевая песня» Мясковского.
Это дает возможность применять вибрато на более протяжных нотах и прекращать его при переходе к коротким нотам. Такие перерывы в движении крайне важны, так как длительное применение вибрато очень утомляет начинающих учеников. Поэтому необходимо как можно чаще предоставлять руке отдых.
Подчеркнем еще раз, что работа над вибрато требует и от педагога и от ученика огромного внимания, спокойствия и терпения, ибо речь идет об очень сложном навыке, от которого во многом зависит достижение выразительности игры. Торопиться здесь ни в коем случае нельзя, нужна большая постепенность и вместе с тем уверенность в достижении конечной цели. Первые упражнения, возможно, покажутся некоторым учащимся скучными и утомительными, но сознание важности задачи обычно помогает им собраться и настойчиво добиваться цели. (По наблюдениям Р.Сапожникова, даже самые неусидчивые ученики, стремясь достигнуть певучести звука, преодолевают трудности, связанные с овладением вибрато).
По мере дальнейшей работы над кантиленными пьесами вибрато все более совершенствуется и приобретает различные выразительные качества. Но еще долго педагогу необходимо следить за тем, чтобы учащийся осмысленно работал над этим приемом и правильно использовал его в качестве важного средства выразительности, не допуская применения антихудожественного «судорожного» или «разболтанного» вибрато. Если же по каким-либо причинам ученик усвоил такого рода искаженные формы вибрато, то потребуется уже длительный период «лечения» этого крайне неприятного недуга. Известно, что неправильно развитая форма вибрато оказывает разрушающее действие на интонацию и отрицательно влияет на все развитие исполнительской техники ученика. Поэтому педагогу необходимо принять все меры к тому, чтобы ученик мог преодолеть опасную «болезнь» и усвоить правильную форму колебательных движений руки. При этом нужен большой опыт педагога, наблюдательность его, тщательное изучение в каждом отдельном случае причин, вызвавших «болезнь».
Для исправления неправильно развитого вибрато, прежде всего, необходимо на время вовсе прекратить его применение, выясняя в то же время причины появления замеченных недостатков.
Одной из причин, вызывающей появление «судорожного» вибрато, нередко оказывается неправильное представление о певучем художественном звуке. В таких случаях необходимо, в первую очередь, перестроить понятия и представления учащегося, доказать ему, что «судорожное» вибрато приводит лишь к «дрожащему» антихудожественному звучанию. Нужно добиться, чтобы ученик сам стремился окончательно избавиться от неправильных приемов и проявил волю к преодолению связанных с этим трудностей. Тогда успех дела можно считать наполовину обеспеченным, так как практические меры уже не встретят обычного в таких случаях психологического противодействия со стороны учащегося.
Очень часто «судорожное» вибрато связано с общим перенапряжением мышц, с проявлением излишней их активности во время игры. Поэтому необходимо направить внимание учащегося на полное освобождение мышц от чрезмерного напряжения, давая ему соответствующие указания.
«Разболтанное», чрезмерно вялое вибрато чаще всего является результатом неумения управлять своим мышечным тонусом, а в некоторых случаях – следствием болезни мышц или общей флегматичности. В таких случаях следует также на время отказаться от применения вибрато и внимательно проследить, в чем причина неправильного развития навыка.
Одной из причин может быть ранее усвоенная неправильная или не соответствующая индивидуальным данным учащегося постановка руки – например, слишком высокое положение локтя, неправильное положение кисти и другие. В этих случаях, необходимо сначала исправить недочеты в постановке, и только после этого ученик сможет очень постепенно заново начать изучение вибрато.
Здесь рассмотрена методика развития основных навыков игры на виолончели у начинающего ученика. Разумеется, речь идет лишь о первоначальном усвоении рассмотренных приемов и навыков, которые ученик будет совершенствовать в дальнейшем обучении.
Важно еще раз отметить, что при решении указанных задач педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности, возраст и развитие каждого ученика, соответственно видоизменяя материал и методы обучения. В данной работе всюду имеется в виду нормально успевающий ученик, обладающий средними музыкально-исполнительскими способностями. Более одаренные ученики, естественно, могут двигаться несколько быстрее, а при работе с менее способными или с малолетними учениками и указанный темп, и объем работы могут оказаться недоступными.
ЛИТЕРАТУРА
Броун А.В. Очерки по методике игры на виолончели. М., Музыка, 1997
Давыдов К. Школа игры на виолончели. Редакция С. Козолупова и Л. Гинзбурга. М., Музгиз, 1996.
Сапожников Р. Обучение начинающего виолончелиста. М., Музыка, 1998