kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие начальных навыков игры на виолончели в среднем регистре с применением вибрации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Посредством вибрато – колебательных движений левой руки, вызывающих повышение-понижение звука, – в игре на смычко­вых инструментах достигается особая певучесть звука и выра­зительность исполнения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие начальных навыков игры на виолончели в среднем регистре с применением вибрации»

- 13 -



Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Курчатовская детская школа искусств»


Методический доклад

на тему:

Развитие начальных навыков игры на виолончели в среднем регистре с применением вибрации







Выполнил:


Преподаватель по классу виолончели


Мурга Татьяна Анатольевна



Курчатов 2016 г.



Проблема развития начальных навыков игры с применением вибрато (или вибрации) обычно возникает на третьем году обучения, после того, как ученик в достаточной степени овладевает приемами игры в пределах нижнего регистра и когда уже невозможно перейти к работе над кантиленой. Преждевременное применение вибрато, как показал опыт, крайне отрицательно влияет на интонацию. Однако оття­гивать слишком долго начало изучения этих приемов также нельзя, если учащийся психологически и практически подготов­лен к работе над кантиленой, важнейшим компонентом которой является вибрато. Стремясь к певучести исполнения, более активные ученики самостоятельно начинают «вибрировать», подражая своим старшим товарищам (или артистам, услышан­ным в концерте). Но, не зная требуемых для этого приемов, они усваивают неправильные навыки, которые очень трудно ис­править. Поэтому своевременное и правильное развитие навы­ков игры с вибрато совершенно необходимо.

Рассмотрим условия и приемы игры с применением вибрато.

Посредством вибрато – колебательных движений левой руки, вызывающих повышение-понижение звука, – в игре на смычко­вых инструментах достигается особая певучесть звука и выра­зительность исполнения. Анатомо-физиологические условия до­стижения вибрато и характер движений руки тщательно рас­смотрены в специальном исследовании выдающегося советского музыковеда Б. А. Струве (1897 – 1947). Из этой работы в основном почерпнуты приведенные ниже сведения о характере движений руки при различных формах вибрато.

В практике игры на смычковых инструментах наблюдаются три основные формы вибрационных колебаний левой руки, или три типа вибрации: вращательная, локтевая и кисте­вая (встречаются еще и смешанные виды вибрато). В игре на виолончели применяется в основном вращательная форма виб­рато и только изредка – локтевая.

Колебательные движения руки при выполнении вращательной формы вибрато с внешней стороны проявляются как неполные вращения предплечья (слитно с кистью); рука совершает повороты вдоль струны в сторону подставки (супинация) и обратно в сторону порожка (пронация). Кисть самостоятель­но не участвует в выполнении этой формы вибрато. Вся рука осуществляет малозаметные вспомогательные движения (в пле­чевом суставе).

Локтевая вибрация выполняется небольшими по размаху сгибательно-разгибательными движениями в локтевом суставе. На этой форме вибрато мы останавливаться не будем.

Основные условия достижения художественно полноценного вибрато следующие:

1. При выполнении вибрато на струне остается только один палец, другие пальцы приподнимаются, сохраняя свободное состояние (лишь в отдельных случаях совместно с 4-м пальцем участвует и 3-й).

  1. Колебательные движения руки надо выполнять равно­мерно-ритмично, тогда повышение-понижение звука не нарушает художествен-ного впечатления.

  2. И, наконец, самое важное условие: вибрационные колеба­ния руки не должны быть ни слишком мелкими и частыми, ни слишком широкими и медленными. В первом случае получается антихудожественный «дрожащий» звук, а во втором – тоже не­эстетичный – «качающийся», «плывущий» звук. Необходимую степень размаха и скорости движений руки подсказывает му­зыкальный слух и художественный вкус играющего.

Для развития навыков игры с применением вибрато прежде всего необходимо подготовить музыкальный слух ученика, вос­питать у него правильное представление о певучем звучании и исполнении. Вполне понятно, что если учащийся не имеет нуж­ных слуховых представлений и не знает, к какому характеру звука ему надо стремиться, то бесполезно учить его приемам, которые предназначаются в качестве средства достижения пе­вучести звука и исполнения. Поэтому при переходе к изучению приемов вибрато очень важно уделить особое внимание соот­ветствующей подготовке слуха учащегося, рекомендуя ему серь­езнее заниматься сольфеджио, пением в хоре, внимательно вслушиваться в исполнение хороших музыкантов и певцов. Уча­щимся полезно заниматься выразительным сольфеджированием изучаемых пьес и этюдов кантиленного характера. Педагог по специальности может оказать своим ученикам неоценимую по­мощь в воспитании у них требуемых слуховых представлений, в частности, понимания роли вибрато в достижении певучести звука, демонстрируя на занятиях приемы вибрато. Целесооб­разно также наглядно показать учащимся неправильные формы вибрато – «судорожную», которая приводит к дрожащему «блеящему» звуку, и разболтанную, результатом которой яв­ляется звук вялый, «качающийся».

Разумеется, ученик должен понять и почувствовать тре­буемый характер движений руки при выполнении вибрато, для чего нужно найти соответствующие пояснения, сопровождая их наглядным показом. Особенно важно подчеркнуть значение вполне свободного состояния руки, имея в виду, что при игре с вибрато длительно участвуют одни и те же мышцы-антагони­сты. Учащиеся поэтому должны сосредоточить большое внима­ние на устранении чрезмерного напряжения руки и научиться регулировать ее усилия, своевременно предоставлять ей необхо­димый отдых. Опыт показал; что соблюдение указанных усло­вий имеет решающее значение для правильного развития навы­ков игры с вибрато.

Перейдем к рассмотрению методики работы над вибрато.

Известно, что многие даже очень опытные педагоги-скрипачи и виолончелисты придерживались мнения, будто вибрато развить невозможно и не нужно, так как на определенном эта­пе обучения оно появляется «само собой». Подобные мнения иногда высказывались даже в методической литературе (напри­мер, в Школе А. Борисяка). Однако практика опровергла эти взгляды. Передовые педагоги давно поняли необходимость осознанного развития у учащихся навыков игры с вибрато. И поскольку самые приемы, требуемые для достижения вибрато, были достаточно изучены, вопрос заключался в разработке соответствующей методики, а это зависело от творческих исканий педагогов.

В некоторых исследованиях, посвященных вибрации, в част­ности, в указанной работе Б. А. Струве, были сделаны первые шаги в разработке методики развития этого сложного навыка. Но то были лишь отдельные попытки, которые не могли поко­лебать устоявшийся среди педагогов взгляд о «самозарожде­нии» вибрато.

Будучи совсем молодым педагогом, Р.Сапожников, уделивший большое внимание развитию вибрации, еще в 30-х годах в поисках решения проблемы начал эксперименти­ровать с целью выработать практические методы развития на­выков игры с вибрато. Постепенно с течением времени «отстоя­лась» система упражнений, которые неизменно приводили к по­ложительным результатам. Эти упражнения мы подробно рас­смотрим ниже.

По его наблюдениям, вибрато становится достаточно устойчивым в результате работы над ним примерно в течение месяца – двух, в зависимости от подготовленности учащегося. Этот период можно условно разделить на три этапа.

Первый, или подготовительный, этап обычно длится 8—12 дней. В этот период только зарождаются необходимые представления, двигательные ощущения и внешние формы сложных колебательных движений руки. Упражнения на этом первом этапе работы применяются беззвучные – для одной левой руки, с тем, чтобы всецело сосредоточить внимание учащегося на анализе сложных колебательных движений руки
и усвоении их. Педагогу необходимо при этом следить, чтобы
ученик с самого начала не закреплял каких-либо неправильных
движений. Эти трудные для внимания беззвучные упражнения
требуют терпеливой усидчивой работы, но длительно продол­жаться они не могут, поскольку ученик не имеет возможности контролировать звуковой результат своих движений.

В первых упражнениях намеренно применяются широкие замедленные движения с последующими короткими остановками, что напоминает колебательные движения маятника стенных часов. В дальнейшем эти движения будут выполняться без оста­новок и с меньшим размахом.

Нажим пальца на струну в первых упражнениях значитель­но ослаблен. Струна нажимается лишь настолько, чтобы рука могла удержаться на месте. При таком слабом нажиме струны рука наиболее свободна, и это облегчает ученику выполнение колебательных движений. Большой палец легко, но достаточно плотно прилегает к шейке инструмента так, чтобы не соскаль­зывать с занимаемого места во время полувращательных дви­жений руки. Упражнения выполняются сначала на одной из средних струн (во II—III позиции), где рука находится в наи­более удобном положении. По мере закрепления навыка рука постепенно перемещается в сторону первой позиции. Целесооб­разнее всего начать упражнения вторым пальцем – наиболее сильным и занимающим среднее положение по отношению к дру­гим пальцам. Когда ученик почувствует требуемые движения и научится их выполнять, удерживая свободную руку на весу, можно перейти к упражнениям третьим и первым пальцами. Четвертый палец в первое время лучше не применять, так как при нажиме им струны труднее всего выполнять полувраща­тельные движения руки, а самый размах ее ограничивается. Поэтому четвертый палец более целесообразно применить только после того, как вибрационные колебания руки в доста­точной мере закрепятся в упражнениях другими пальцами.

В первых упражнениях педагог может оказывать ученику физическую помощь, поправляя положение руки и содействуя правильному выполнению сложных движений, что особенно не­обходимо, если ученик серьезно затрудняется выполнять движе­ние или согласовывать действия той и другой руки. Эта по­мощь должна быть только временной, ибо важнее добиваться стремления учащегося самостоятельно найти удобное для себя положение руки и выполнять требуемые движения.

Второй этап. Когда требуемые движения руки становят­ся более или менее определенными, нужно перейти к работе над озвученными упражнениями, применяя для начала простейший способ извлечения звука – pizzicato, а по мере закрепления на­выка – агсо. В этот период вибрато постепенно закрепляется и может быть применено эпизодически на отдельных выдержан­ных нотах.

Включение правой руки, даже при использовании простей­шего способа звукоизвлечения – pizzicato, заметно усложняет задачу ученика ввиду необходимости координировать различ­ные по характеру движения обеих рук. При этом особенно необ­ходимо оказывать ученику физическую помощь, рекомендуя ему в то же время уверенно и внимательно выполнять упражнение. Колебательные движения руки при вибрато можно условно изо­бразить в виде волнистой линии:





На протяжении каждой половинной ноты, энергично взятое pizzicato, осуществляются два полных колебательных движения. В результате получается «плывущий» звук, поскольку колебания левой руки продолжаются и после того, как произведен щипок струны. Но с этим приходится мириться, пока движения не станут вполне ритмичными, равномерными и плавными.

Такие малоинтересные упражнения не должны слишком долго продолжаться, и, когда движения становятся вполне упорядоченными, следует перейти к игре смычком, что значительно усложняет задачу координации действий рук. Но если на предыдущем этапе упражнения выполнялись внимательно и после­довательно, то у большинства учащихся переход к игре смыч­ком обычно не вызывает особых затруднений; только у некото­рых учеников вначале возникают «перебои» в колебаниях левой
руки: они становятся неравномерными, непластичными, и звук часто прерывается. Для преодоления этих недостатков требует­ся большое внимание, уверенность движений и терпеливая ра­бота как педагога, так и ученика.

Третий, последний, этап работы характеризуется тем, что сложные двигательные навыки все более закрепляются и вибрато постепенно внедряется в практику художественного исполнения юного музыканта в качестве неотъемлемого выра­зительного средства. На этом этапе работы над вибрато целесообразно применять следующие упражнения.

В первом упражнении на каждой ноте совершаются два полных колебательных движения (4 раза), а во втором – одно (два раза). После того, как ученик привыкает извлекать ровный звук при равномерно-ритмичных движениях левой руки, можно на­чать упражнения целыми нотами, осуществляя на каждую чет­верть одно полное вибрационное колебание, а на целую ноту – четыре.

Для упражнений можно использовать двухоктавные гаммы, исполняя их половинными и целыми нотами, а в дальнейшем применять также legato (по две и четыре ноты). На первых по­рах берется нетрудная гамма, например, соль мажор. Разумеет­ся, для развития вибрато – важнейшего компонента кантиле­ны – одних только отвлеченных упражнений недостаточно. Поэтому наряду с упражнениями необходимо начать применение его в художественном репертуаре, в первую очередь – в легких, ранее изученных пьесах.

Одной из таких пьес, которую можно с успехом использовать для закрепления и совершенствования приемов вибрации, является известная «Песня» Бетховена. Пьеса эта очень мелодична и не трудна для учащихся на рассматриваемом этапе обучения. В ней применена аппликату­ра, при которой используются все четыре пальца, притом в удобном для руки положении. Кроме того, пьеса может быть сыграна на каждой струне, что содействует закреплению виб­рато.

При таких условиях учащимся легче усвоить сложную, но интересную для них задачу – применение вибрато в художест­венном исполнении. Предварительно им следует основательно выучить и запомнить «Песню», играя ее без вибрато. Имеется много других несложных пьес кантиленного характера, которые можно использовать для закрепления навыков игры с вибра­то, например «Романс» Шумана, «Полевая песня» Мясковского.

Это дает возможность применять вибрато на более протяж­ных нотах и прекращать его при переходе к коротким нотам. Такие перерывы в движении крайне важны, так как длитель­ное применение вибрато очень утомляет начинающих учеников. Поэтому необходимо как можно чаще предоставлять руке отдых.

Подчеркнем еще раз, что работа над вибрато требует и от педагога и от ученика огромного внимания, спокойствия и тер­пения, ибо речь идет об очень сложном навыке, от которого во многом зависит достижение выразительности игры. Торопиться здесь ни в коем случае нельзя, нужна большая постепенность и вместе с тем уверенность в достижении конечной цели. Первые упражнения, возможно, покажутся некоторым учащимся скучными и утомительными, но сознание важности задачи обыч­но помогает им собраться и настойчиво добиваться цели. (По наблюдениям Р.Сапожникова, даже самые неусидчивые ученики, стре­мясь достигнуть певучести звука, преодолевают трудности, свя­занные с овладением вибрато).

По мере дальнейшей работы над кантиленными пьесами вибрато все более совершенствуется и приобретает различные выразительные качества. Но еще долго педагогу необходимо следить за тем, чтобы учащийся осмысленно работал над этим приемом и правильно использовал его в качестве важного сред­ства выразительности, не допуская применения антихудожест­венного «судорожного» или «разболтанного» вибрато. Если же по каким-либо причинам ученик усвоил такого рода искажен­ные формы вибрато, то потребуется уже длительный период «лечения» этого крайне неприятного недуга. Известно, что не­правильно развитая форма вибрато оказывает разрушающее действие на интонацию и отрицательно влияет на все развитие исполнительской техники ученика. Поэтому педагогу необходи­мо принять все меры к тому, чтобы ученик мог преодолеть опас­ную «болезнь» и усвоить правильную форму колебательных движений руки. При этом нужен большой опыт педагога, наб­людательность его, тщательное изучение в каждом отдельном случае причин, вызвавших «болезнь».

Для исправления неправильно развитого вибрато, прежде всего, необходимо на время вовсе прекратить его применение, выясняя в то же время причины появления замеченных недо­статков.

Одной из причин, вызывающей появление «судорожного» вибрато, нередко оказывается неправильное представление о пе­вучем художественном звуке. В таких случаях необходимо, в первую очередь, перестроить понятия и представления учащего­ся, доказать ему, что «судорожное» вибрато приводит лишь к «дрожащему» антихудожественному звучанию. Нужно добиться, чтобы ученик сам стремился окончательно избавиться от не­правильных приемов и проявил волю к преодолению связанных с этим трудностей. Тогда успех дела можно считать наполовину обеспеченным, так как практические меры уже не встретят обычного в таких случаях психологического противодействия со стороны учащегося.

Очень часто «судорожное» вибрато связано с общим перенапряжением мышц, с проявлением излишней их активности во время игры. Поэтому необходимо направить внимание учащегося на полное освобождение мышц от чрезмерного напряжения, да­вая ему соответствующие указания.

«Разболтанное», чрезмерно вялое вибрато чаще всего яв­ляется результатом неумения управлять своим мышечным тону­сом, а в некоторых случаях – следствием болезни мышц или общей флегматичности. В таких случаях следует также на вре­мя отказаться от применения вибрато и внимательно просле­дить, в чем причина неправильного развития навыка.

Одной из причин может быть ранее усвоенная неправиль­ная или не соответствующая индивидуальным данным учащего­ся постановка руки – например, слишком высокое положение локтя, неправильное положение кисти и другие. В этих случаях, необходимо сначала исправить недочеты в постановке, и только после этого ученик сможет очень постепенно заново начать изу­чение вибрато.

Здесь рассмотрена методика развития основных навыков игры на виолончели у начинающего ученика. Разумеется, речь идет лишь о первоначаль­ном усвоении рассмотренных приемов и навыков, которые уче­ник будет совершенствовать в дальнейшем обучении.

Важно еще раз отметить, что при решении указанных задач педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности, возраст и развитие каждого ученика, соответственно видоизме­няя материал и методы обучения. В дан­ной работе всюду имеется в виду нормально успевающий уче­ник, обладающий средними музыкально-исполнительскими спо­собностями. Более одаренные ученики, естественно, могут дви­гаться несколько быстрее, а при работе с менее способными или с малолетними учениками и указанный темп, и объем работы могут оказаться недоступными.

ЛИТЕРАТУРА


Броун А.В. Очерки по методике игры на виолончели. М., Музыка, 1997


Давыдов К. Школа игры на виолончели. Редакция С. Козолупова и Л. Гинзбурга. М., Музгиз, 1996.


Сапожников Р. Обучение начинающего виолончелиста. М., Музыка, 1998


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мурга Татьяна Анатольевна

Дата: 27.03.2017

Номер свидетельства: 403743


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства