РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НАРОДНОГО ХОРОВОГО ПЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НАРОДНОГО ХОРОВОГО ПЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Формы и методы обучения детей музыке младшего школьного возраста на занятиях в детском объединении дополнительного образования. Методические вопросы организации хорового пения в начальной школе. Этапы развития у детей вокально-хоровых навыков пения. Методика обучения народному пению малышей. Упражнения по укреплению навыков правильного дыхания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НАРОДНОГО ХОРОВОГО ПЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Быкова Р.С. педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Дом детского творчества №2», Новокузнецк
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НАРОДНОГО ХОРОВОГО ПЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время в теории и практике музыкальной педагогики все острее встают вопросы форм и методов обучения детей младшего школьного возраста на занятиях в детском объединении дополнительного образования. В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Это обусловлено тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, но чтобы добиться высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима немалая педагогическая и музыкальная работа с певцами, вокалистов нужно воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.
Развитие музыкального слуха в процессе пения дает поистине массовый способ музыкального воспитания – интонационный. Его стихийное проявление в народном хоровом исполнительстве нашло выражение в методе обучения. Д.Л. Локшин указывает на важнейшие его принципы – « от живого созерцания, наблюдения, практики - к осознанию и теоритическому обобщению». -1)
Исследования известных ученых, педагогов доказывают, что большое внимания необходимо уделять изучению динамики развития музыкальных способностей; музыкального слуха и певческого голоса, ритмического чувства, отзывчивости ребенка на музыку. Систематическая работа способствует постепенному накоплению ими музыкального опыта. Детям 7-8 лет становятся доступными некоторые музыкальные понятия.
Основные певческие задачи связаны с развитием музыкального слуха младшего школьника. Что значит научить детей петь чисто? Это значит – верно воспринять звук и воспроизвести его. Любой навык требует времени для формирования. Не случайно существует понятие, что песня впевается постепенно. Нужно, чтобы каждый ребенок успел вслушаться в движение мелодии и приказать своему голосу воспроизвести именно этот звук. Главной задачей является научить детей тянуть звук, петь плавно. Практика показывает, что в этом возрасте дети обычно "говорят песню", то есть используют речевой навык, так как певческого навыка у многих еще нет.
Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает «фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем». Задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого, именно они составляют основу музыкальных способностей.
Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.
Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей Развитие вокально-хоровых навыков включает в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.
Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. В младшем школьном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. И значит ладовое чувство – это одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.
Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения.
Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.
Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки ребенок совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов.
Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что-либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же – одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: «ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее». 2)
Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Бывает так, что если какая-либо способность отстает в развитии, то это может тормозить и развитие других способностей. Поэтому, признавая динамичность и развиваемость музыкальных способностей бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка Необходимо проводить постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая 1-2 раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Для развития музыкальных способностей детям необходимо овладеть комплексом вокально–хоровых навыков.
Развитие этих навыков происходит в процессе обучения пению школьников и содержит в себе несколько этапов. Можно выделить два этапа развития вокально-хоровых навыков пения:
1-этап – подготовительный или ознакомительный. Дети узнают кто такой дирижер и что такое хор. Для наглядности можно показать им картинку, на которой изображен хор, а также прослушать пластинку со звучанием детского хора.
Одним из важнейших условий воспитания навыков пения является соблюдение правил певческой установки. Особое внимание уделяется артикуляции. Рот следует открывать естественно и свободно. Вялость артикуляции обычно является причиной плохой дикции, гласные и согласные не имеют необходимой ясности, четкости и устойчивости, звук приобретает однообразный безжизненный характер. Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части артикуляционного аппарата, но и заднего его отдела-глотки. Затем необходимо объяснить, как надо сидеть и стоять во время пения: руки свободно опущены вниз или на колени, голову необходимо держать прямо. К этим требованиям нужно возвращаться каждый урок, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.
2-этап – освоение певческих навыков (дыхание, звукообразование, дикция). Огромную роль в развитии вокально-хоровых навыков играет дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и отсюда - естественная ограниченность силы звука детского голоса. Певческое дыхание необходимо брать через нос. Недостатком у школьников является поверхностное, неглубокое дыхание с участием верхней части грудной клетки. Внешне это выражается в поднимании плеч. Научить экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределить на всю фразу в пении – важная задача вокального воспитания.
Первое время необходимо внимательно следить за посадкой детей. С первых уроков необходимо приучить детей брать дыхание по дирижерскому жесту, это можно сделать с помощью игровых упражнений: дунули на одуванчик, вдохнули аромат цветка, надули шарик и т.д. Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На данном этапе обучения лучше использовать только мягкую атаку. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни.
Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой цели применяется простой и доступный для детей материал, это могут быть заклички, прибаутки, народные песни, игры. Огромное значение при обучении имеет знание диапазона детей, их примарные тона. В первом классе из этой «зоны» наиболее звучащими являются: соль, соль#, ля первой октавы. Постепенно диапазон расширяется выше к «си» и ниже к «фа», «ми».
На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.
Следует отметить, что вокально-хоровые упражнения необходимо выстраивать на произведениях народного фольклора, так как этот материал доступен и интересен детям. Дети младшего школьного возраста в основном чисто интонируют песни, состоящие из одного основного напева. Подготовка слуха учащихся к освоению двухголосия происходит на основе одноголосного пения. Одноголосные упражнения важны и в период работы над многоголосием.
При освоении двухголосия можно использовать различные приемы:
петь и одновременно слушать голосоведение в аккомпанементе;
петь один голос, одновременно слушая другой в звучании аккомпанемента;
вводить в систему упражнений хоровые диалоги;
выстраивать хоровой унисон в условиях, приближенных к двухголосию;
использовать упражнения со скрытым двухголосием;
петь двухголосные каноны и каденции;
петь специальные упражнения и песни.
В двухголосных попевках полезно, чтобы каждый попробовал спеть партию, как первого, так и второго голоса, в результате слух у всех учащихся будет развиваться равномерно.
Следует иметь в виду, что постоянный рост детского организма обуславливает и возможные изменения в голосе ребенка. Поэтому нужно время от времени проверять учащихся и по необходимости переводить их из партии в партию.
Необходимо отметить, что для успешной работы над развитием навыка многоголосного пения в детском ансамбле важная роль должна принадлежать русской народной песне. Постоянное и целенаправленное использование народных образцов дает возможность приобрести этот навык в сравнительно короткие сроки и с большей пользой для музыкального развития детей в целом. 3) Одновременно с народной песней следует использовать и самый разнообразный репертуар, но преимущество отдавать фольклору.
Методика работы по обучению детей народному пению
Необходимым условием выработки певческих навыков у детей являются упражнения, основанные на повторении технического материала с целью совершенствования навыков хорового пения. Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет собой отбор наиболее целесообразных для каждого конкретного случая приемов исполнения.
Специфика работы педагога заключается в том, что все дети независимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому творчеству – искусству коллективного, вокального музицирования. Поэтому главная задача педагога-хоровика состоит в том, чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание, в систему которого входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива, собиранию внимания певцов, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания — песенный, но могут применяться и специальные упражнения.
На занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу — от простого к сложному. Как это принято в народной традиции устной передачи фольклора, разучивание и исполнение песен и упражнений должны происходить «на слух», с голоса руководителя.
При таком разучивании и исполнении внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса и звучание партии, ансамбля в целом, развивают свободу вокального интонирования. Фортепиано или баян используются минимально: для настройки, для уточнения трудного места в партитуре.
Ввиду специфики народного пения и особенностей детского голоса особо следует рассмотреть методы и приемы использования в занятиях с детьми специальных вокально-хоровых упражнений. Певческие навыки также формируются и в процессе работы над разучиваемыми песнями. И работе над отдельными певческими навыками — дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения - необходимо пользоваться как коллективными, так и индивидуальными методами. Только овладев вокальными навыками, певец получает характерные черты звучания народного голоса — это естественный, «близкий» звук; дикцию, близкую разговорной речи; плотное грудное звучание, естественное головное резонирование, без сильного прикрытия голоса. Хороший народный голос всегда отличается ярким, звонким, светлым звучанием.
Русские народные песни известны своей распевностью. «У него душа долгая», — с похвалой говорят в народе о певце, владеющем большим дыханием. В этих словах понятие о дыхании тесно связывается с выразительностью, с выражением «души» в пении. Дыхание используется таким образом, чтобы при общей мягкой вокальной линии звук был гибким, ровным и напевным.
Естественный, красивый звук, без напряжения, без крикливости, зависит от умения правильно владеть дыханием, которое дает певцу возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные, свободно и непринужденно нести мелодическую линию, никогда не теряя звонкости и полетности голоса, проявляя лучшие качества своего тембр.
Укрепление навыков дыхания — одна из основных задач в вокальном воспитании детей, для чего можно использовать как специальные упражнения, так и фрагменты из разучиваемых песен. Техника пользования дыханием – бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать, дыхание, возобновлять его нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети нередко «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряженному звучанию, мешает точности интонации. Чтобы избежать этого, следует добиваться свободы и равномерности в пользовании дыханием.
Каждому юному певцу необходимо практически овладеть дыханием и тренировать его на специальных упражнениях:
1. Сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при этом фиксируется внимание на работе диафрагмы и мышц живота).
2. Сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полный.
3. Сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения регистре, каждую фразу пропевать на одном выдохе.
Главная техническая задача в этом упражнении (как и в других подобных) — естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука, работа грудного и головного резонаторов, а отсюда — ровное звучание голосов в соответствующих регистрах и на их соединении.
4. Добиваясь от детей сознательного пения на одном дыхании каждой отдельной музыкальной фразы, следует начинать тренировку с очень простых по мелодическому развитию произведений детского фольклора.
Короткая попевка, состоящая из простейшего квартового тетрахорда, должна многократно повторяться, с небольшим звуковысотным варьированием и видоизменением ритмического рисунка. Только в процессе такого пения будут вырабатываться правильные рефлекторные навыки дыхания, будет укрепляться дыхательная мускулатура. Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы звук не ослабевал к концу фраз. Поэтому обращаем внимание на исполнение последнего звука, произвольно увеличиваем его длительность.
Поставленная задача заставит юных певцов сосредоточиться на выдохе – моменте расходования дыхания, поможет экономно расходовать дыхание, постепенно приведет их к приобретению нужного навыка.
После этого можно перейти к работе над начальной фазой дыхания — моментом вдоха, для чего следует сократить длительность последнего звука фразы и за счет образующейся паузы возобновить дыхание.
5. В работе над протяженностью хорового звучания следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. И здесь очень полетными упражнениями могут служить мелодии распевов. В народных песнях встречаются распевы на все гласные, на которых вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр, регистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения. а также — и это главное — протяженное дыхание.
Для эффективного решения этой задачи применяется методика, согласно которой урок хора включает в себя три компонента:
распевание, с помощью него дети учатся правильно петь, обучаются основам вокальной грамоты;
хоровое сольфеджио, в условиях которого идет работа над развитием музыкального слуха детей;
работа над песенным репертуаром, разучивание и концертное исполнение произведений, благодаря чему воспитывается и развивается музыкально-художественный и эстетический вкус школьников [34, с. .89].
Цель распевания состоит в том, чтобы привить детям правильную певческую установку, научить особенностям вокального дыхания, объяснить основные приемы хорового звуковедения. Проводится работа над штрихами и нюансами. Педагог подбирает специальные упражнения. На начальном этапе это обязательно одноголосные упражнения, позволяющие совершенствовать различные вокально-хоровые навыки детей.
Хоровое сольфеджио оказывает большую помощь в решении вопросов комплексного вокально-слухового воспитания школьников. Его цель – воспитание высокой слуховой активности, совершенствования и выравнивания всех качеств музыкального слуха учащихся. Хоровое сольфеджио предполагает развитие у детей ладово-интанационного слуха и чувства ритма, воспитания чувства хорового ансамбля, работу над хоровым строем и освоения навыков многоголосного пения.
Пение в народной манере доступно каждому, для чего нужно научиться петь просто и естественно. Звук в народной манере должен быть светлый, яркий и легкий, с очень незначительной вибрацией. Нельзя углублять и перекрывать, его, петь резким, крикливым или глубоким звуком.
Создать хор из певцов, поющих в единой, родственном манере, легче в сельской местности, где дети уже с раннего возраста начинают петь так, как поют старшие. Но как быть с городскими детьми? Ведь у городских детей могут не только быть разные певческие навыки, но и отсутствовать определенные слуховые представления о манере пения. Как часто строй, ансамбль, тембровое звучание хора страдают от пестроты вокальной манеры его участников. Только единое звукообразование обеспечивает тембровый и звуковой ансамбль, способствует хорошему строю.
Перенимание «с голоса» манеры пения — один из методов вокального воспитания. Слабоподготовленных певцов нужно рассадить среди исполнителей с прочными навыками и яркой манерой народного пения. В коллективе, созданном на основе определенной певческой манеры, навыки постепенно «припеваются» к единой манере звучания хора. Необходимы и индивидуальные занятия с певцами, не владеющими манерой пения хора; для их обучения можно использовать магнитофонные пленки и пластинки с записями песенных образцов. Прослушивание песен даст детям слуховые ориентиры о стиле и манере исполняемых произведении, которые запечатлеваются в памяти.
Все вокальные навыки — дыхание, дикция, манера пения, отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей — в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением.
Уже в самом начале обучения детей народному пению на уроках фольклорного ансамбля можно начинать проводить музыкально-образовательную работу. Цель ее состоит в том, чтобы, поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение их к творческому процессу пения.
Методика музыкально-образовательной работы с детьми, осваивающими народное пение, должна основываться на следующих принципах: систематичность музыкального образования; тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным песенным репертуаром; разносторонность музыкального образования.
Общая вокально-хоровая работа с должна вестись в зависимости от подготовленности певцов, их возраста. Преподаватель на уроках фольклорного ансамбля не должен забывать о различиях в работе с детьми старшего и младшего школьных возрастов. Младшие школьники менее выносливы, у них меньше возможностей концентрировать внимание, они быстро устают от частых повторений, нужно уметь активизировать их внимание. Лучшие хоровые произведения для разучивания — народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Таких образцов можно найти довольно много в детском музыкальном фольклоре. А так как у маленьких детей голос очень неровен, что особенно проявляется в пении различных гласных, звучащих подчас пестро и некрасиво, такой песенный материал больше всего подходит для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Сам характер народных детских песен способствует выработке легкого, льющегося звука, который обязательно скажется и на более ровном и красивом интонировании гласных.
На занятиях фольклорного ансамбля в доме детского творчества навыки народного хорового пения прививаются детям по заранее разработанной программе. На первом этапе преобладает пение в унисон с целью образования единой манеры, необходимой для хорового ансамбля, а также исполнение уже ранее выученных попевок и песен различных жанров, что поможет детям почувствовать логику развития мелодической линии в народной песне. Следует не забывать и о хореографическом движении в сочетании с пением.
Сопровождение пения движением, как убеждает практика, влияет и на качество хорового звучания, способствует развитию необходимых вокально-хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамблевой согласованности. Быстрее происходит и процесс усвоения нового материала. У юных певцов вырабатывается умение красиво двигаться, у некоторых заметно исправляется осанка.
Большой интерес и творческий стимул для детей — первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на школьных утренниках и праздничных концертах... Это поможет детям наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придаст им уверенности, станет полезной певческой практикой, разовьет желание к дальнейшему освоению песенного фольклора.
Таким образом для овладения народной манеры необходимо использовать целый комплекс вокально-певческих средств и приемов. Это, прежде всего открытая русская речь, отчетливое, ясное произношение слов, открытое грудное звучание. Народный голос звучит естественно «близко» на «губах». В основе народного вокала лежит ясность, выразительность передачи слова. Петь так, как говоришь, поэтому главный момент в пении «разговорность».
Руководители хоров применяют различные упражнения, попевки, песни, которые основываются на русских народных песнях. Этих упражнений множество и важно сказать, что все упражнения выполняют конкретную вокально-художественную функцию. В методике руководителей определяется главная цель обучения целостному, разговорному способу пения. В этом способе открытая, выразительная, распевная и интонационно-окрашенная речь является ведущим смысловым началом.
При овладении народной манерой пения мы используем народный музыкальный фольклор, который в свою очередь богат разнообразными жанрами; лирическими, игровыми, плясовыми, колыбельными и другими произведениями. При разучивании этих произведений с детьми наибольшие усилия должны быть направлены на развитие вокально-певческих навыков. Для этого мы используем комплекс вокально-певческих упражнений, которые в свою очередь помогают нам при овладении народной манерой пения.
Распевания являются необходимой составной частью обучения пению. Система распеваний дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма. Распевания — наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Это относится к долгосрочным задачам. Помимо этого, распевания имеют и разовое назначение: создания творческого тонуса и приведение голосового аппарата в рабочее состояние. Распевания позволяют избирательно останавливаться на отдельных элементах вокальной техники, тренировать их до автоматической привычки, постепенно расширяя диапазон технических навыков. Это дает возможность певцу более свободно преодолевать вокально—технические трудности репертуара, уделяя главное внимание артистизму и раскрытию идейно—художественного содержания исполняемого произведения.
Исходя из этого, следует подбирать и систематизировать упражнения по степени трудности, учитывая при этом уровень подготовки и индивидуальные особенности ученика. Каждое вокальное упражнение, за отдельными исключениями, должно содержать выраженную в словах мысль, или подтекст, развивающий воображение учащегося.
Методика музыкально-образовательной работы с детьми, осваивающими народное пение, должна основываться на следующих принципах: систематичность музыкального образования; тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным песенным репертуаром; разносторонность музыкального образования. Общая вокально-хоровая работа с детьми должна вестись в зависимости от подготовленности певцов, их возраста. Педагог не должен забывать о различиях в работе с детьми старшего возраста и маленькими.
Большой интерес и творческий стимул для детей — первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на детсадовских и школьных утренниках и праздничных концертах... Это поможет детям наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придаст им уверенности, станет полезной певческой практикой, разовьет желание к дальнейшему освоению песенного фольклора.