Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, руководителей вокально-инструментальной студии. В рекомендациях описывается опыт педагога подростковой вокально-инструментальной студии по организации образовательного процесса в студии, направленного на развитие творческого потенциала студийцев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развития творческого потенциала обучающихся вокально-инструментальной студии»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец творчества детей и молодежи
г.о. Тольятти
Методические рекомендации
«Развития творческого потенциала обучающихся
вокально-инструментальной студии»
Выполнил педагог
дополнительного образования
МБОУ ДОД ДТДМ
Коннов В.Ю.
Тольятти, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Создание условий для развития творческого потенциала школьников
Приемы развития творческих способностей
Модель занятий по развитию творческого потенциала
IV. Сроки реализации программы обучения
Самостоятельное творчество обучающихся в ВИА
Заключение
Введение
Спецификой музыкального обучения в учреждениях ДО является то, что сюда приходят дети по желанию, обладающие врождёнными качествами, нервной организацией, индивидуальной восприимчивостью.
Непосредственный результат обучения – развитие ребёнка, привитие интереса к творческой деятельности, приобретение им навыков и умений, которые пригодятся им в жизни, помогут стать успешными людьми.
Воспитание творчества дает такие качества и способности, которые необходимы ребенку, чтобы иметь дело с неизвестными ситуациями и переменами и осознанно с ними справляться. Творческий ребенок находится в постоянном контакте с окружающим миром и принимает в нем живое участие. Творчество необходимо воспитывать, чтобы со временем оно стало жизненной установкой, которая, с одной стороны, позволяет нам увидеть новое в знакомом и близком, а с другой – не бояться столкнуться с новым и неизвестным. Рассматривание творчества как процесса дает возможность выявить способности к творчеству и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его результаты.
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников.
Индивидуальный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
Создание условий для развития творческого потенциала.
На современном этапе развития дополнительного образования детей, в условиях его включения в общеобразовательный процесс, основными задачами творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования является, прежде всего, обучение детей навыкам создания пространства для своего творческого самоопределения и развития, формирование культуры общения, развитие у детей логического мышления, творческого и познавательного потенциала, с использованием для этого богатейшего методического и информационного материала. Достижение ожидаемого результата от совместной деятельности педагога и ученика возможно при выполнении ряда устоявшихся в педагогической деятельности истин:
а) Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы по своему, и важно этот талант найти и помочь ребенку его раскрыть. И здесь важно доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей, стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием.
б) Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении, ведь для ребенка справедливость это условие его непосредственной защищенности. А педагогическая справедливость заключается в том, чтоб увидеть, пусть даже самую маленькую победу ребенка, даже если эта победа не над другими, а над самим собой, или просто отметить старание ребенка.
в) Быть примером для детей, совершенствоваться самому, быть увлеченным богатством разнообразной музыки, заниматься творчеством. Всегда думать о своих учениках, знать их конкретные проблемы, и находить способы и методы, с помощью которых эти проблемы, возможно решить, уметь радоваться и восхищаться успехами своих учеников.
Помещение для занятий должно быть просторным и звукоизолированным, оборудование соответствовать современному техническому уровню. В студии необходимо иметь:
набор электро-усилительной аппаратуры : усилитель, микшерский пульт, колонки;
набор музыкальных инструментов: бас-гитара, соло-гитара, ударная установка, ритм-гитара, клавишные электромузыкальные инструменты;
шнуры и пальчиковые джеки для подключения музыкальных инструментов к электро-усилительной аппаратуре;
набор из барабанных палочек, треугольника, ковбелла, бубна эстрадного, тарелок для ударной установки;
музыкальный центр, цифровые видеокамера и фотоаппарат, CD и DVD диски, мини-диски, набор инструментов для настройки музыкальных инструментов, комплекты запасных струн для гитары ритм, гитары бас, и деталей для музыкальных инструментов;
шнуровые и радио-микрофоны, стойки и держатели для микрофонов;
- компьютер с установленной или выносной звуковой картой, принтер, сканер;
- компьютерные программы для записи и обработки звука.
Приемы развития творческих способностей
Данные методы работы наиболее оптимально раскрывают творческие способности учеников, дают им возможность проявить себя в творческой деятельности, и ощутить результаты своего становления и развития в творческом плане.
Методы развития творческих способностей:
1.Создание хорошего психологического климата при организации познавательной деятельности.
2.Использование различных методов для усвоения новых тем программы, при изучении музыкальных и вокальных произведений, для разной возрастной категории учащихся.
3.Выработка и формирование в коллективе в целом, и каждым в отдельности учеником, устойчивой мотивации, четким определением направления творческой деятельности.
4.Включение учеников в социально значимую деятельность (молодежные объединения и проекты, концерты, конкурсы).
5. Приобретение учащимися опыта сотрудничества с различными коллективами осуществляющими различного рода творческую деятельность, воспитание уважительного отношения к результатам работы и творчества других людей.
III. Модель занятий по развитию творческого потенциала
Главным направлением в развитии творческого потенциала является репетиция.
В учебном процессе используются следующие методы обучения:
метод наблюдений
метод упражнения
словесный метод
метод показа
метод мотивации и стимулирования
метод поощрения
Для первого года обучения:
Звеньевые занятия на инструментах.
Гитара. Общие сведения, устройство и настройка гитары.
Ударные инструменты. Общие сведения, устройство, эксплуатация. Основы музыкальной грамоты. Нотация для ударных инструментов. Посадка за инструментом. Малые ударные инструменты: бубен, трещотки, маракасы, треугольник и т.д.
Практическая работа: Одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением, простые и сложные размеры, пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Дробь. Принцип игры на ударных инструментах. Упражнения и пьесы для ансамбля с участием ударных инструментов и фортепиано.
Клавишные инструменты. Роль и функция фортепиано в ансамбле. Фортепиано в аккомпанементе.
Практическая работа: Изучение пьес и песен для ансамбля. Аккомпанирование солисту-вокалисту, вокальной группе, солирующему инструменту. Фактура. Изучение различных видов фортепианной фактуры: мелодической, гармонической, смешанной. Буквенно-цифровое обозначение аккордов, построение и игра их на инструменте. Соединение главных трезвучий и гармонизация мелодии. Гармонизация мелодии по готовой буквенно-цифровой схеме.
Основы музыкальной грамоты и сольфеджио включающие в себя: сведения о музыкальном звуке и его свойствах, понятие о ритме, метре, размере, ладе. Мажор и минор. Интервалы.
Практическая работа: Запись ритмических диктантов. Чтение нотных примеров с тактированием. Построение и пение мажорного звукоряда, минорного звукоряда. Определение на слух устойчивых ступеней звукоряда. Сольфеджирование мелодий до 2-3 ключевых знаков с тактированием.
4) Музыкально-образовательные беседы и прослушивание музыки. Роль и значение музыки в нашей жизни. Жанровое разнообразие музыки. Музыкальный образ. Что выражает музыка. Народно-песенные истоки музыки. Песня - искусство звучащего слова. Танцевальные традиции и ритмы современной музыки. Классическая музыка в обработке рок-музыкантов.
5) Ансамбль. Ансамбль, как небольшой коллектив исполнителей (дуэт, трио, квартет и т.д.) Изучение пьес и песен в ансамблях различного состава. Единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука. Развитие музыкально-слуховой дисциплины.
6) Индивидуальные занятия. Постановка голоса вокалистов. Ознакомление с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. Основы певческого дыхания. Понятие «атака звука» как начало пения. Упражнения на дыхание. Артикуляция и артикуляционный аппарат. Основные правила чистого интонирования. Знакомство со звуковедением: легато, нон легато. Пение округлым звуком.
Посадка за инструментом, постановка рук на грифе и деке гитары. Исполнение упражнений, гамм штрихами легато, деташе, стаккато, тремоло, глиссандо, разучивание и исполнение музыкальных произведений. Приемы игры с медиатором.
7) Концертная деятельность. Участие в конкурсах вокалистов и вокально-инструментальных ансамблей, выступление на концертах.
IV. Сроки реализации программы обучения
По программе обучаются дети 13-16 лет в течение трех лет. Освоение
ансамблевого музицирования возможно без предварительной подготовки.
Ансамблевое музицирования в силу своей естественной природы развивает у детей способность к заинтересованному, продуктивному общению, чувство взаимной поддержки, коллективизма.
Обучение направленно на подготовку в концертах художественной
самодеятельности, развитию в более полной мере музыкальных способностей
и интересов, формированию хорошего музыкального вкуса.
Цели и задачи обучения включают в себя:
Получение базовых знаний по музыкальной теории;
Изучение художественных возможностей инструментов ансамбля
(гитара, бас-гитара, синтезатор, ударные);
Освоение исполнительской техники и навыков игры в ансамбле;
Совершенствование в практической музыкально-творческой
деятельности.
Данная программа рассчитана как на обычных детей, которые хотят заниматься музыкой, так и одаренных детей, которые более способны от
природы.
Главным критерием подбора произведений для репертуарного списка в
программе послужили яркость музыкального материала и соответствие его
особенностям современной инструментальной музыки.
Учет успеваемости детей осуществляется в формах прослушиваний,
концертов, конкурсов и прослушиваний к ним, а так же на классных занятиях.
Для этих выступлений за год обучения подготавливаются 3-4
разнохарактерных произведения.
Минимальное необходимое оборудование для проведения занятий по
классу ансамбля составляют ритм гитара, бас-гитара, ударная установка,
синтезатор. Для организации концертных выступлений так же нужно иметь
усилитель, акустические колонки, микшерный пульт и микрофоны.
Учебно-тематический план. 1-ый год обучения.
№
п/п
Темы
Общее количество часов
В том числе
Теоретические часы
Практические часы
1
Введение. Техника
безопасности. Понятие
ансамбля. Выразительны возможности инструментов
ансамбля
4
2
2
2
Краткая история инструментов
ВИА.
4
4
3
Базовые компоненты нотной
грамоты: нотоносец, ключи,
обозначения нот и др.
Элементарная теория музыки
14
8
6
4
Приемы игры на инструментах
ансамбля. Посадка во время
игры. Постановка рук.
Постановка голоса.
10
3
7
5
Метроритм (понятие
длительностей и обозначение).
Навыки интонирования и
владения голосом.
8
2
6
6
Упражнения на развитие
исполнительской техники.
12
6
6
7
Музыкальная грамота:
интервалы, аккорды,
тональности.
10
4
6
8
Наиболее используемые
аккорды при подборе.
Основные трезвучия. Игра по
слуху. Подбор простейших
песен.
14
4
10
9
Динамические оттенки.
6
2
4
10
Знакомство с ритмами.
Импровизация.
10
4
6
11
Ансамбль (работа с
репертуаром, импровизация)
42
4
38
12
Интервалы в пределах октавы,
обращение, аккорды.
6
2
4
13
Концертная деятельность
(репетиционные занятия,
творческие отчеты)
22
4
18
Итого:
162
49
113
Прогнозируемые результаты.
изучение инструмента; обучение ребенка основным приемам игры;
сообщение элементарных сведений по теории музыки; развивающий кругозор ребенка и способствующих освоению музыкальной грамоты;
развитие слуха, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти; вовлечение детей в мир прекрасных песен и романсов;
развитие аналитического мышления, способности к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром, освоения информации по истории песенного творчества;
развитие трудолюбия, коллективизма и ответственности; формирование нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе.
Критерии оценки.
В конце годичного обучения ребенок должен обладать определенным набором умений и знаний:
элементарными представлениями об игре на инструменте;
грамотно читать нотные обозначения аккордов и находить их на инструменте;
самостоятельно подбирать по слуху аккомпанемент знакомых песен;
знать творчество известных авторов;
знать, любить и уважать культуру своего народа.
Одним из критериев освоения программы можно считать количественный показатель контингента кружка: на начало года и конец года. Практика работы показывает, что численность занимающихся детей не снижается.
Учебно-тематический план. 2-ой год обучения.
№
п/п
Темы
Общее количество часов
В том числе
Теоретические часы
Практические часы
1
Введение. Техника
безопасности. Знакомство с
программой обучения на год.
2
2
-
2
Историческая справка об
инструментах ансамбля.
Повторение репертуара 1го года
обучения.
6
1
5
3
Обозначение фразировочной
лиги, знаков повторения и
сокращения. Артикуляция.
4
2
2
4
Ключевые понятия
(музыкальные термины).
5
4
1
5
Табулатура.
Разбор песен по табулатуре.
Подбор по слуху.
16
4
12
6
Подключение и настройка
инструментов. Звуковой баланс ансамбля.
5
2
3
7
Импровизация. Создание
собственных стилей
исполнения. Аранжировка.
12
2
10
8
Понятие о музыкальных стилях и направлениях современности. Компьютерная музыка.
6
6
9
Ансамбль (работа с
репертуаром, импровизация)
44
10
34
10
Основы исполнительского
мастерства. Диспуты,
дискуссии, слушание учших
композиций российской и
зарубежной эстрады.
12
4
8
11
Подготовка соло. Основы
солирования.
8
2
6
12
Упражнения на развитие
исполнительской техники.
14
2
12
13
Работа с электроаппаратурой
4
1
3
14
Работа над сценическим
образом песен. Сценическое
движение.
12
-
12
15
Концертная деятельность.
12
-
12
Итого:
162
42
120
Прогнозируемые результаты.
изучение инструмента; обучение ребенка основным приемам игры;
сообщение элементарных сведений по теории музыки; развивающий кругозор ребенка и способствующих освоению музыкальной грамоты;
развитие слуха, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти; вовлечение детей в мир прекрасных песен и романсов;
развитие аналитического мышления, способности к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром, освоения информации по истории песенного творчества;
развитие трудолюбия, коллективизма и ответственности; формирование нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе.
Критерии оценки.
В конце годичного обучения ребенок должен обладать определенным набором умений и знаний:
элементарными представлениями об игре на инструменте;
грамотно читать нотные обозначения аккордов и находить их на инструменте;
самостоятельно подбирать по слуху аккомпанемент знакомых песен;
знать творчество известных авторов;
знать, любить и уважать культуру своего народа.
Одним из критериев освоения программы можно считать количественный показатель контингента кружка: на начало года и конец года. Практика работы показывает, что численность занимающихся детей не снижается.
Учебно-тематический план. 3-ий год обучения
№
п/п
Темы
Общее количество часов
В том числе
Теоретические часы
Практические часы
1
Введение. Техника
безопасности. Знакомство с
программой обучения на год.
2
2
-
2
Историческая справка об
инструментах ансамбля.
Повторение репертуара 2-го
года обучения.
6
1
5
3
Основы музыкальной грамоты
4
2
2
4
Работа над приемами игры и способами звукоизвлечения.
8
3
5
5
Чтение с листа.
Работа с табулатурой.
Подбор по слуху.
16
4
12
6
Звукооператорская
деятельность.
Работа с «музыкальными
конструкторами».
6
2
4
7
Импровизация. Создание
собственных стилей
исполнения. Аранжировка.
6
2
4
8
Понятие о музыкальных стилях и направлениях современности. Компьютерная музыка.
4
4
-
9
Ансамбль (работа с
репертуаром, мпровизация)
44
10
34
10
Основы исполнительского
мастерства. Диспуты,
дискуссии, слушание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.
10
4
6
11
Подготовка соло. Мелодия. Понятие. Принципы
интонационного развития.
10
2
8
12
Упражнения на развитие
исполнительской техники.
16
2
14
13
Работа с электроаппаратурой
6
2
4
14
Работа над сценическим образом песен. Сценическое
движение.
12
-
12
15
Концертная деятельность.
12
-
12
Итого:
162
40
22
Прогнозируемые результаты.
изучение инструмента; обучение ребенка основным приемам игры;
сообщение элементарных сведений по теории музыки; развивающий кругозор ребенка и способствующих освоению музыкальной грамоты;
развитие слуха, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти; вовлечение детей в мир прекрасных песен и романсов;
развитие аналитического мышления, способности к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром, освоения информации по истории песенного
творчества;
развитие трудолюбия, коллективизма и ответственности; формирование нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе.
Критерии оценки.
В конце годичного обучения ребенок должен обладать определенным набором умений и знаний:
элементарными представлениями об игре на инструменте;
грамотно читать нотные обозначения аккордов и находить их на инструменте;
самостоятельно подбирать по слуху аккомпанемент знакомых песен;
знать творчество известных авторов;
знать, любить и уважать культуру своего народа.
Одним из критериев освоения программы можно считать количественный показатель контингента кружка: на начало года и конец года. Практика работы показывает, что численность занимающихся детей не снижается.
V. Самостоятельное творчество обучающихся в ВИА
Существует огромное количество вариантов создания песен. Однако, по большей части, все их можно свести к четырем.
П текст Е мелодия С гармония Н ритм Я
Любая песня состоит прежде всего из слов, которые поются на определенную мелодию, которые затем гармонизируются аккордам, и естественно, что мелодия не может существовать без ритма.
Таким образом мы видим, что каждый из этих четырех элементов составляет основу песни. И этот же элемент может быть начальной точкой при создании вашей песни.
Оказание помощи при написании песен:
Подбор музыки
Подбор аккордов
Подбор ритма
Подбор мелодий
Помощь при аранжировке
Корректировка текстов
Помощь в выборе тональности
Помощь при вокале
Расклад на голоса, бэк-вокал
Заключение
Музыка действительно тот предмет, который может решить эти задачи. Развитие творчества на уроках музыки заложено в самой специфике предмета. Для того чтобы достичь основных педагогических целей и решить задачи стоящие перед учителем музыки необходимо сделать предмет интересным, современным и привлекательным для учащихся, наполнить его новым содержанием.
Материально- техническое оснащение ВИА должно соответствовать определенным нормам и требованиям. Инструменты ансамбля необходимо подбирать хорошего качества, соответственно с современным запросами общества. Оснащение вокально-инструментального ансамбля может быть следующее: акустическая гитара (2-4 шт.); электрогитары ( бас и ритм, соло- гитара); ударная установка (бас- бочка, хетт, малый барабан, альтовый барабан, тарелки); клавишные инструменты(синтезатор);микрофоны(2-4 шт.); микшерный пульт, усилитель, колонки (мощностью не менее 150 Вт), монитор, наушники, стереомагнитофон, гитарный процессор, звукоисказитель для электрогитары, стойки для микрофонов (2-3 шт.),библиотека музыкальной литературы для детей и педагога. Группа первого года обучения может включать в себя от 8 до 15 человек. На втором году обучения состав ансамбля не должен превышать 5-8 человек, в зависимости от наличия инструментов и солистов группы. Аудитория проведения занятий должна быть звукоизолирующей, инструменты тщательно настроены, их звучание умеренное. Ансамблевая и концертная деятельность на третьем, четвертом и пятом году обучения является ведущей. Творческие и конкурсные выступления включают в себя репетиционные часы (до трех часов в неделю, соответственно учебно-тематическому планированию). Проверкой эффективности усвоения программы являются творческие отчеты, публичные выступления, участие в мастер- классах, концертная и гастрольная деятельность. Правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту коллектива, определяет его лицо и в целом профессиональное самоопределение школьников.