kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся ДШИ во внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный взгляд на образование в сфере культуры и искусства диктует нам иной подход к выстраиванию образовательного процесса, направленного на обеспечение перехода к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческого мышления и познавательной активности учащихся, широкого применения в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий. В системе дополнительного образования детские школы искусств играют особую роль в этом направлении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся ДШИ во внеурочной деятельности"»

«Развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся ДШИ во внеурочной деятельности»

Попова Татьяна Ильинична, МБУДО Новоспасская ДШИ Ульяновской области, преподаватель теоретических дисциплин и эстрадного вокала.

Современный взгляд на образование в сфере культуры и искусства диктует нам иной подход к выстраиванию образовательного процесса, направленного на обеспечение перехода к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческого мышления и познавательной активности учащихся, широкого применения в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий. В системе дополнительного образования детские школы искусств играют особую роль в этом направлении.

Творческое мышление и познавательная активность учащихся развиваются не только в рамках классно-урочной системы, но и во внеурочной деятельности. В связи с этим были разработаны и проведены следующие мероприятия: Всероссийская дистанционная олимпиада «Великий музыкальный сказочник» по творчеству Н. А. Римского-Корсакова; «Путешествие по опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила»; Всероссийская дистанционная олимпиада «175- летие П. И. Чайковского»; школьный конкурс презентаций «Мой любимый композитор»; Музыкальный вечер, посвящённый юбилейной дате П. И. Чайковского; совместное мероприятие с Павловкой ДШИ «Чародей русской музыки»; открытая заочная олимпиада по музыкальной литературе по творчеству С. С. Прокофьева; мастер- класс «Сказочные образы в музыке М. И. Глинки» в рамках зональной педагогической конференции в р. п. Радищево.

В ходе олимпиад учащимся были предложены вопросы разного уровня сложности, в том числе тесты, определение музыкальных фрагментов, соотнесение их с произведениями живописи и литературы, изложение в свободной форме впечатлений о музыкальных произведениях.

Развитию логического и ассоциативного мышления, формированию познавательной и творческой деятельности способствовали увлекательные задания разделов «Любимые сцены», «Слово и музыка», «Музыка и живопись».

В задании «Музыка и живопись» олимпиады по творчеству Чайковского предлагалось определить произведения, созвучные картинам художников: фрагменты симфонии №1 (рисунок 1. Б. Смирнов-Русецкий. Ладога, рисунок 2. Б. Смирнов-Русецкий. Морозный вечер), цикла «Времена года» (рисунок 3. И. Левитан. Март, рисунок 4. Л. Шамцов. Зимняя дорога, рисунок 5. И. Айвазовский. Вид на венецианскую лагуну), балетов «Лебединое озеро» (рисунок 6. Д. Тьеполо. Сцена карнавала, или Менуэт) и «Щелкунчик» (рисунок 7. К. Маковский. Пустыня), романса «Средь шумного бала» (рисунок 8. В. Первуницкий. Великосветский бал).

В задании «Любимые сцены» предлагалось с помощью музыкальных фрагментов вспомнить сцены оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и соотнести их с иллюстрациями и цитатами из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Фантазию и воображение проявили конкурсанты при выполнении творческого задания, посвящённого «Детскому альбому» Чайковского, результатом которого стали видеоролики к пьесам «Утренняя молитва», «Сладкая грёза», книжка – малышка для детей с музыкальным приложением пьес, сочинения – размышления, эссе и др.

В олимпиаде по творчеству С. С. Прокофьева ребятам было предложено подумать, с музыкой какого произведения композитора созвучна картина В.Васнецова, назвать это произведение и описать, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания музыкального образа.

Результатом этого конкурса стали стихотворения, сочинения учащихся, рисунки.

Следующим мероприятием стал музыкальный вечер, посвящённый 175-летию П. И. Чайковского. Цель мероприятия: формирование творческой личности через приобщение к музыке Чайковского и пропаганда его творческого наследия. Красочной презентацией были проиллюстрированы основные этапы творческой биографии Чайковского, которые чередовались с музыкальными номерами концерта. Первый блок презентации был посвящён детству композитора и учёбе в училище правоведения и Петербургской консерватории. Второй блок рассказывал о Московском периоде жизни и творчества П. И. Чайковского. Третий – посвящён расцвету творчества и всемирной славе композитора.

В январе 2018 года в рамках зональной педагогической конференции в р. п. Радищево было показан мастер- класс «Сказочные образы в музыке М. И. Глинки», который также сопровождался красочной презентацией. Ребятам была предложена музыкально- литературная викторина, в которой они участвовали с огромным интересом и показали своё мастерство в чтении великого Пушкинского текста.

Помимо презентаций на внеурочных мероприятиях широко применялись мультимедийные технологии, были показаны яркие видео- фрагменты на музыку Чайковского и Глинки. Это были видеоролики на музыку из цикла «Времена года»: «Октябрь. Осенняя песнь», «Декабрь. Святки»; отрывок из балета «Щелкунчик» в постановке Большого театра и отрывки из оперы Глинки в постановке разных театров. Особый интерес у ребят вызвали Сцены Наины и Фарлафа и боя Руслана с Головой.

Хочется отметить, что показ видеосюжетов, презентаций сделали данные мероприятия интересными, запоминающимися, вызвали ответное желание у детей самим посмотреть отрывки классических произведений.

Работу в данном направлении необходимо продолжать, т.к. в условиях сельской школы искусств именно внеурочная деятельность даёт импульс к развитию творческого мышления и активизирует познавательную деятельность учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Попова Татьяна Ильинична

Дата: 19.09.2019

Номер свидетельства: 520217


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства