Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом нескончаемой и пестрой вереницей проходят произведения различных авторов, художественных стилей, исторических эпох. Иными словами, чтение с листа это постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. «Сколько читаем – столько знаем» - эта давняя, многократно проверенная истина полностью сохраняет свое значение и в музыкальном образовании.
Музыкально-интеллектуальные качества учащегося кристаллизуются, естественно, не только при чтении, но и в других видах профессиональной деятельности. Однако именно чтением музыки с листа создаются для этого условия «максимального благоприятствования». Музыкально-интеллектуальные качества учащегося кристаллизуются, естественно, не только при чтении, но и в других видах профессиональной деятельности. Однако именно чтением музыки с листа создаются для этого условия «максимального благоприятствования».
Факторы эмоционального порядка играют принципиально важную роль в структуре мыслительной деятельности человека вообще и в художественно-образном мышлении в особенности. На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально-интеллектуальных действий, они насыщаются большей энергией, протекают с особой четкостью и определенностью, из чего следует, что занятия чтением с листа, коль скоро они вызывают непосредственный и яркий эмоциональный отклик у играющего, важны не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления различных музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений, в конечном счете эти занятия способствуют качественному улучшению самих процессов музыкального мышления.
Чтение с листа - один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. Именно в процессе чтения нот со всей полнотой и отчетливостью выявляют себя такие принципы развивающего обучения, как увеличение объема используемого учеником музыкального материала и ускорение темпов его прохождения. Если общемузыкальное развитие учащегося - его способностей, интеллекта, профессионального слухового сознания - призвано быть специальной целью музыкальной педагогики, то чтение музыки с листа имеет в принципе все основания стать одним из специальных средств практического достижения этой цели.
Чтением с листа можно назвать не только одноразовое, но также и двух – трехкратное проигрывание нового материала целиком. Понятно, что приведенные здесь количественные «нормы» не являются жесткими.
Не случайно Г.М. Коган, в последующих изданиях своей книги «Работа пианиста» снял их и ограничился общим указанием: «Проигрывание с листа следует прекратить, как только исполнитель приобретет самое общее представление о характере музыкального содержания». Д.Ойстрах также считал необходимым «некоторое время поиграть» произведение с листа. С.Фейнберг советовал при первой встрече «лучше подождать, пока новое произведение превратится в музыкальный образ».
Чтение с листа становится основным методом работы на первоначальной стадии, при первой встрече с новым произведением.
Этому способствует психологическая природа беглого чтения, особый способ мысли, установка на целостное восприятие и исполнении, специальные исполнительские стратегии, статус художественной деятельности и даже условие необязательности выполнения всех указаний нотного текста.
Предварительное чтение-ознакомление необходимо для того, чтобы «постигнуть идею в целом» (Л.Ауэр), «молниеносно овладеть музыкой», соприкоснуться с «духовным образом» сочинения (Г.Нейгауз). Оно направлено на то, чтобы схватить его «психологическую тональность» (Г.Коган). При этом важно «сформировать отношение к данному произведению» (Я.Зак), «дать произведению воздействовать на себя», только в результате чего и возникает «предчувствие его подлинного содержания» (С.Савшиский).
При всей «приблизительности» игры с листа – оно прежде всего свободное и увлеченное исполнение музыки. Свободное не столько в техническом, сколько в художественно-содержательном отношении. Оно требует активного восприятия и переживания музыки. Именно благодаря переживанию эмоционально-образного содержания произведения создается первое яркое представление о нем. Создается то образное видение, которое становится «камертоном» всей последующей работы, ее «путеводной звездой».
Сыграть произведение с листа означает не просто бегло проиграть его без предварительного разучивания. Первоначальное прочтение предполагает прежде всего проникновение в его художественную сущность.
Прочесть произведение с листа – значит быстро схватить и эскизно передать эмоционально-образный смысл музыки, при некоторой приблизительности воспроизведения нотной записи.