Развитие чувства ритма у младших школьников в условиях игры в ансамбле ложкарей
Развитие чувства ритма у младших школьников в условиях игры в ансамбле ложкарей
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которого не возможна никакая музыкальная деятельность. Методическая разработка посвящена развитию чувства ритма у младших школьников в условиях игры в ансамбле ложкарей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие чувства ритма у младших школьников в условиях игры в ансамбле ложкарей»
Маркеева Александра Николаевна
МБУДО «Центр дополнительного образования «Созвездие»
г.Балашова Саратовской области»
Развитие чувства ритма у младших школьников в условиях игры в ансамбле ложкарей
В настоящее время ребенок испытывает перегруженность музыкальной средой. Музыкальное воспитание усложняет чрезмерная «загрязненность» бытового музыкального фона. Это обусловлено обилием малохудожественной информации, особенно в сфере массовой культуры. Данный процесс усиливается СМИ и огромным числом низкопробных звукозаписей. Особенно пагубно такое слуховое воздействие влияет на детей младшего школьного возраста как на эмоциональном, так и на физическом уровнях, так как они самостоятельно не в состоянии регулировать окружающий звуковой фон, в результате чего дети испытывают сильный стресс, который в свою очередь негативно сказывается на эмоциональном, психическом, физическом, творческом и интеллектуальном развитии детей.
В создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой огромную роль играет система музыкального образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей. Такой подход является основой для детского здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития. В детской психологии и методике развития речи детей хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей и их влияние на становление развернутой (слитной) речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнкаᡃ ограничивая не только сферуᡃ интеллектуальной деятельности, но и общениеᡃ со сверстниками, а в дальнейшемᡃ и способность к творческойᡃ самореализации. Через элементарное музицированиеᡃ на шумовых народных музыкальныхᡃ инструментах у детей формируетсяᡃ чувство ритма, речь становитсяᡃ более совершенной, развиваются математическиеᡃ способности и творческие проявленияᡃ
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих учреждений дополнительного образования, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности и формирование основ музыкальнойᡃ культуры нужно начинать в раннемᡃ детском возрасте.
В современномᡃ мире при общем затуханииᡃ народных музыкально-исполнительских традицийᡃ России возрастает роль возрожденияᡃ фольклорных ансамблей, где дети черезᡃ мир искусства постигают богатствоᡃ человеческого духа, учатся мыслитьᡃ искать, творить. Именно играᡃ в таких ансамблях являетсяᡃ прекрасным средством развития мышленияᡃ творческой инициативы, сознательных отношенийᡃ между детьми. Игра в ансамблеᡃ ложкарей дисциплинирует произвольное слуховоеᡃ внимание, помогает вслушиваться в музыкуᡃ Эта деятельность сплачивает детскийᡃ коллектив, учит взаимодействовать с нимᡃ повышает ответственность каждого ребёнкаᡃ за правильное исполнение своейᡃ партии, учит слышать и анализироватьᡃ собственное исполнение и исполнениеᡃ других участников ансамбля, помогаетᡃ детям преодолеть неуверенность, расширяетᡃ музыкальный кругозор, развивает музыкальныеᡃ способности — чувство ритма, звуковысотныйᡃ и тембровый слух. В процессеᡃ игры на ложках у детейᡃ развивается художественный вкус, ониᡃ приобщаются к инструментальной музыкеᡃ и игре на народныхᡃ музыкальных инструментах.
Стук ложекᡃ отлично сочетается с любойᡃ мелодией, и маленькие ложкариᡃ справляются с любым ритмомᡃ и темпом. Доступность такихᡃ инструментов, привлекательность и легкостьᡃ игры на них приноситᡃ детям радость, создает предпосылкиᡃ для дальнейших занятий музыкойᡃ формирует интерес к познаниюᡃ мира музыки в разныхᡃ его проявлениях. Деревянные ложки – этоᡃ самый простой и распространённыйᡃ инструмент русского народа, этоᡃ отражение самобытности нашей русскойᡃ культуры и народных традицийᡃ пришедший к нам из глубиныᡃ веков и очаровавший всехᡃ своим колоритом и неповторимостьюᡃ Когда мы ударяем ложкамиᡃ друг о друга, ониᡃ издают удивительно гармоничный и чистыйᡃ звук. Подобное свойство деревянныхᡃ ложек сразу оценили музыкантыᡃ всего мира, и сейчасᡃ существуют несколько школ игрыᡃ на этом самобытном народномᡃ музыкальном инструменте. Кто и когдаᡃ впервые додумался превратить нашиᡃ обыкновенные столовые ложки в ударныйᡃинструмент, сказать теперь совершенно невозможноᡃ Можно предположить, что какᡃ только человек во времяᡃ приема пищи услышал характерныйᡃ стук ложки о дноᡃ тарелки, он догадался о музыкальныхᡃ свойствах ложек.
Существует множествоᡃ способов и приемов игрыᡃ на деревянных ложках. Обычноᡃ в игре одного исполнителяᡃ используют две, три илиᡃ четыре ложки среднего размераᡃ Иногда вдоль рукоятки исполнителиᡃ навешивают на ложки бубенцыᡃ украшающие цокающий перестук дополнительнымᡃ звоном. Этот уникальный музыкальныйᡃ инструмент выдержал испытание временемᡃ Ловкий ложечник напоминает фокусникаᡃ или жонглера, только жонглируетᡃ он не предметами, а ритмомᡃ и звуком. Освоение игрыᡃ на ложках требует большогоᡃ труда и терпения. Разучиватьᡃ тот или иной, особенноᡃ сложный, ритмический рисунок следуетᡃ медленно, добиваясь автоматизма в движениях.ᡃ
Цель, которая ставится передᡃ ансамблем, не столько научитьᡃ играть на инструменте, выраститьᡃ будущую знаменитость, сколько создатьᡃ такую среду, где бы ребенокᡃ развивался как личность, развивалисьᡃ его ритмические, музыкальные способностиᡃ и дарования.
Простота инструментовᡃ используемых в ансамбле ложкарейᡃ допускает устную передачу «секретовᡃ игры на них», но нужноᡃ помнить, что для творческогоᡃ развития детей нужны и теоретическиеᡃ знания. В фольклорно-инструментальномᡃ ансамбле теоретические знания включаютᡃ определённые сведения о народнойᡃ музыке: её истоках, особенностяхᡃ художественной ценности, понятия о тактеᡃ ритме, темпе, длительностях нотᡃ так как все этоᡃ будет способствовать более осознанномуᡃ отношению детей к освоениюᡃ различных видов деятельности, используемыхᡃ в фольклорном коллективе. Раскрытиеᡃ идейно-образного содержания произведенийᡃ требуют от учащихся соответствующегоᡃ комплекса знаний: знания ритмическойᡃ организованности, закономерности фразировки, динамическогоᡃ развития, владения исполнительскими приемамиᡃ и штрихами.
Игра на детскихᡃ музыкальных инструментах обеспечивает единствоᡃ воспитательных, развивающих и обучающихᡃ целей и задач и предполагаетᡃ построение образовательного процесса на адекватныхᡃ возрасту формах работы с детьмиᡃ Основу методики музицирования с детьмиᡃ младшего школьного возраста составляетᡃ формирование метроритмического чувства (чувствоᡃ темпа, метра, ритма). Всеᡃ внимание педагога (особенно на начальномᡃ этапе обучения) должно бытьᡃ направлено на развитие способностиᡃ ребёнка ощущать равномерную метрическуюᡃ пульсацию музыки и приᡃ этом создавать эмоциональный настройᡃ у детей во времяᡃ занятий. Отсюда следуют требованияᡃ к педагогу: грамотно подобранныйᡃ репертуар и выразительное исполнениеᡃ музыки; умение чувствовать общееᡃ эмоциональное содержание музыки и передаватьᡃ его в движении; стремлениеᡃ к активному творческому поискуᡃ в передаче музыкальных образов.ᡃ
В ансамбле ложкарей имеютсяᡃ все возможности для формированияᡃ творческой индивидуальности детей: совместноᡃ с педагогом учащиеся создаютᡃ ритмические и инструментальные импровизацииᡃ танцевальные композиции, не сложныеᡃ игровые миниатюры, инсценировки. Приᡃ этом ребенок не простоᡃ является исполнителем, он являетсяᡃ со творцом, вкладывает своиᡃ чувства, свое понимание, своиᡃ переживания в исполняемую музыкуᡃ а не просто механическиᡃ ее воспроизводит.
Весь творческий процесс в ансамбле ложкарей, начиная с создания музыкальной пьесы, репетиционной работы над ней вплоть до ее концертного исполнения представляет для детей увлекательное, захватывающее действо, тем более что пьесы, исполняемые ансамблем, насыщены ритмикой, быстрыми темпами, замысловатыми игровыми пируэтами. Это во многом напоминает увлекательную детскую игру. Поэтому данный вид самодеятельного творчества в силу его игрового начала психологически близок детям.
Игра активирует внимание, память, воображение. Дети через игровые формы легко усваивают даже сложный материал. Это еще раз подчеркивает то, что игровые формы обучения, которые применимы в ансамбле, играют очень важную роль в развитии разносторонних способностей детей.
Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает музыкально-ритмические способности, художественно-образное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления.
Я считаю, что внимание к народному фольклору в системе детского музыкального образования приведет нашу педагогику к более значительным успехам в деле эстетического и художественного воспитания детей.