kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по предмету "Обязательное фортепиано"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка предназначена для преподавателей специализирован ных школ по предмету общее фортепиано (в нашей школе по плану "обязательное фортепиано").класс 2 по программе музыкальной школы, однако урок индивидуальный, поэтому должны учитываться индивидупльные особенности ребёнка, уровень его подготовки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока по предмету "Обязательное фортепиано" »


Место проведения: класс фортепиано

Тема урока:  Разбор музыкального произведения Д. Кабалевского «Клоуны»

Цель урока:  ознакомление с музыкальным произведением, работа над деталями, оформление (то есть приспособление и корректировка деталей) и подготовки пьесы к сценическому воплощению.

Задачи урока:

Образовательные: развитие навыков музыкального мышления, творческого воображения.

Развивающие:  развитие метроритмического чувства, интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.

Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.

Методы:  аналитический, эмоционально-восприимчивый, развивающий логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания.

Структура урока:


I  Организационный этап:

а) приветствие;

б) сообщение  цели и хода работы на уроке.

II Основная часть урока:

а) Краткая информация о композиторе произведения.

б) Ознакомление с музыкальным произведением (показ, краткий музыкально-теоретический анализ произведения: тональность, размер, темп, строение произведения, ритмический рисунок)

в) Работа над деталями.

III Заключительный этап:

а) оценка;

б) домашнее задание.

 

Организационный этап.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего открытого урока «Разбор музыкального произведения Д.Б. Кабалевского «Клоуны»». Творческий процесс работы над музыкальным произведением рассматривался в трудах многих выдающихся деятелей фортепианного искусства А.Вицинского, С.Е.Фейнберга, А.П.Щапова, Б.Милича и других. В основном этот процесс подразделялся на три этапа, в современной методологии говорится о четырех этапах. А.П. Щапов характеризовал их как начальный, «ранний серединный», «поздний серединный», заключительный; Г. Гинзбург – «зарождение образа, элементарная работа, приспособление»; А. Вицинский – первоначальное формирование музыкального образа, техническое овладение произведением, исполнительская реализация музыкального образа. Карл Черни называл эти этапы «разбором, техническим освоением, художественной отделкой»; Сегодня на уроке мы будем работать над первым этапом знакомства с музыкальным произведением – разбором, на примере фортепианной пьесы Дмитрия Борисовича Кабалевского «Клоуны».

Дмитрий Борисович Кабалевский родился 17 декабря 1904 года в Петербурге, в интеллигентной семье. Его отец был математиком, выпускником Петербургского университета, мать, посвятившая свою жизнь семье, детям — прирожденным педагогом, воспитателем. С ранних лет мальчик проявил разнообразные способности, которые поощрялись и развивались в семье. В числе их была и музыкальная одаренность, но строгая учительница, пресекавшая желание юного Кабалевского импровизировать, надолго отвратила его от музыки. В 14 лет он решил всё-таки стать музыкантом и серьёзно занялся музыкой. Это было трудное послереволюционное время. "Взятое напрокат пианино стояло в нетопленной комнате - зимой здесь было несколько градусов ниже нуля, - вспоминает Дмитрий Борисович. - Надев на себя все, что мог - от валенок до ушанки, - я садился за плохонький инструмент и распухшими от холода и недоедания, растрескавшимися пальцами начинал учить заданный урок: Играл упражнения и гаммы, играл этюды и пьесы. Уж очень хотелось стать настоящим музыкантом". За 6 лет Кабалевский сумел закончить музыкальную школу, техникум и поступить в Московскую консерваторию сразу на 2 факультета - композиторский и фортепианный. Ещё в годы учёбы в техникуме будущий композитор настолько увлекся творчеством, что директор, заразившись его энтузиазмом, открыл в техникуме композиторское отделение. Правда, Кабалевский оставался его единственным студентом почти полгода. Годы учёбы были интересными и насыщенными. Он занимался спортом, посещал школу живописи и рисования. С шестнадцати лет ему пришлось подрабатывать и помогать семье. Он рисовал плакаты, служил почтальоном, преподавал, играл в кинотеатре на сеансах тогда еще немого кино. По воспоминаниям самого композитора, на сеансах комедий он так смеялся, что не мог играть, за что и был уволен. Уже в студенческие годы музыка превратилась в смысл его существования. В 1929 году он блестяще сдал выпускные экзамены в консерватории, и его имя написали золотыми буквами на мраморной Доске почета. А через десять лет Дмитрий Борисович стал профессором той же консерватории и оставался им на протяжении 50 лет. В своём творчестве Дмитрий Борисович уделял много внимания воспитанию юных музыкантов, сочинял для них музыку. Пьеса «Клоуны», над которой мы будем работать, содержится в сборнике Кабалевского «Двадцать четыре легкие пьесы для детей» соч. 39 под номером 20.




Основная часть урока.

Педагог: Сейчас я исполню произведение Дмитрия Борисовача Кабалевского «Клоуны». Постарайся определить характер произведения, количество частей и основные выразительные средства, использованные композитором.

Педагог: А теперь приступим к разбору произведения. Мы определили, что произведение состоит из трёх частей, узнали что в нём есть мелодия и аккомпанемент, мотив мелодии состоит из трёх звуков, композитор использует чередование мажора и минора изображая двух клоунов - веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному не везет, все он делает неуклюже.

( Наигрывается мелодия).

Педагог: Постарайся определить, где в мелодии весёлый клоун, а где грустный?

А сейчас приступим к чтению нот.

1. Изучение нотной записи с помощью методов:

2. Прочтение вслух всех нот;

3. Беззвучное контактирование пальцев с клавишами;

4. Проигрывание голосов одним пальцем вне ритма;

5. Игра (вне ритма) с предварительным названием каждого пальца;

Педагог: Теперь рассмотрим ритмический рисунок. Повторяющийся ритмический оборот из двух шестнадцатых и восьмой длительности передает движение, изображая клоунов, которые веселыми проделками забавляют зрителей.

6. «Звук - слово» (придумать на каждый звук слово и проговаривать их

одновременно с игрой)

7. «Осторожное» проигрывание;

8. Простукивание ритмического рисунка до исполнения произведения

9. Сольфеджирование;

10. Дробление на звенья;

11. Счет вслух;

12. Возврат на определенное расстояние;

13. Вычленение простого из сложного;

14. Преувеличенный, гиперболизированный показ;

15. Наводящие вопросы;

16. «Нескучные способы борьбы с трудными местами» (Г.Хохрякова).

17. Чтение с листа (эскизное проигрывание);


Заключительный этап

  Сегодня на уроке мы очень плодотворно поработали. Домашним заданием будет закрепление и отработка пройденного на уроке материала. Попробуй сочинить дома для этой музыки пластический этюд или пантомиму, передающие характер ее персонажей.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
разработка урока по предмету "Обязательное фортепиано"

Автор: Онищенко Галина Викторовна

Дата: 27.05.2015

Номер свидетельства: 215534


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства