разработка урока по предмету "Обязательное фортепиано"
Разработка урока по предмету "Обязательное фортепиано"
разработка предназначена для преподавателей специализирован ных школ по предмету общее фортепиано (в нашей школе по плану "обязательное фортепиано").класс 2 по программе музыкальной школы, однако урок индивидуальный, поэтому должны учитываться индивидупльные особенности ребёнка, уровень его подготовки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка урока по предмету "Обязательное фортепиано" »
Место проведения: класс фортепиано
Тема урока: Разбор музыкального произведения Д. Кабалевского «Клоуны»
Цель урока: ознакомление с музыкальным произведением, работа над деталями, оформление (то есть приспособление и корректировка деталей) и подготовки пьесы к сценическому воплощению.
Задачи урока:
Образовательные: развитие навыков музыкального мышления, творческого воображения.
Развивающие: развитие метроритмического чувства, интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.
Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.
б) Ознакомление с музыкальным произведением (показ, краткий музыкально-теоретический анализ произведения: тональность, размер, темп, строение произведения, ритмический рисунок)
в) Работа над деталями.
III Заключительный этап:
а) оценка;
б) домашнее задание.
Организационный этап.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего открытого урока «Разбор музыкального произведения Д.Б. Кабалевского «Клоуны»». Творческий процесс работы над музыкальным произведением рассматривался в трудах многих выдающихся деятелей фортепианного искусства А.Вицинского, С.Е.Фейнберга, А.П.Щапова, Б.Милича и других. В основном этот процесс подразделялся на три этапа, в современной методологии говорится о четырех этапах. А.П. Щапов характеризовал их как начальный, «ранний серединный», «поздний серединный», заключительный; Г. Гинзбург – «зарождение образа, элементарная работа, приспособление»; А. Вицинский – первоначальное формирование музыкального образа, техническое овладение произведением, исполнительская реализация музыкального образа. Карл Черни называл эти этапы «разбором, техническим освоением, художественной отделкой»; Сегодня на уроке мы будем работать над первым этапом знакомства с музыкальным произведением – разбором, на примере фортепианной пьесы Дмитрия Борисовича Кабалевского «Клоуны».
Дмитрий Борисович Кабалевский родился 17 декабря 1904 года в Петербурге, в интеллигентной семье. Его отец был математиком, выпускником Петербургского университета, мать, посвятившая свою жизнь семье, детям — прирожденным педагогом, воспитателем. С ранних лет мальчик проявил разнообразные способности, которые поощрялись и развивались в семье. В числе их была и музыкальная одаренность, но строгая учительница, пресекавшая желание юного Кабалевского импровизировать, надолго отвратила его от музыки. В 14 лет он решил всё-таки стать музыкантом и серьёзно занялся музыкой. Это было трудное послереволюционное время. "Взятое напрокат пианино стояло в нетопленной комнате - зимой здесь было несколько градусов ниже нуля, - вспоминает Дмитрий Борисович. - Надев на себя все, что мог - от валенок до ушанки, - я садился за плохонький инструмент и распухшими от холода и недоедания, растрескавшимися пальцами начинал учить заданный урок: Играл упражнения и гаммы, играл этюды и пьесы. Уж очень хотелось стать настоящим музыкантом". За 6 лет Кабалевский сумел закончить музыкальную школу, техникум и поступить в Московскую консерваторию сразу на 2 факультета - композиторский и фортепианный. Ещё в годы учёбы в техникуме будущий композитор настолько увлекся творчеством, что директор, заразившись его энтузиазмом, открыл в техникуме композиторское отделение. Правда, Кабалевский оставался его единственным студентом почти полгода. Годы учёбы были интересными и насыщенными. Он занимался спортом, посещал школу живописи и рисования. С шестнадцати лет ему пришлось подрабатывать и помогать семье. Он рисовал плакаты, служил почтальоном, преподавал, играл в кинотеатре на сеансах тогда еще немого кино. По воспоминаниям самого композитора, на сеансах комедий он так смеялся, что не мог играть, за что и был уволен. Уже в студенческие годы музыка превратилась в смысл его существования. В 1929 году он блестяще сдал выпускные экзамены в консерватории, и его имя написали золотыми буквами на мраморной Доске почета. А через десять лет Дмитрий Борисович стал профессором той же консерватории и оставался им на протяжении 50 лет. В своём творчестве Дмитрий Борисович уделял много внимания воспитанию юных музыкантов, сочинял для них музыку. Пьеса «Клоуны», над которой мы будем работать, содержится в сборнике Кабалевского «Двадцать четыре легкие пьесы для детей» соч. 39 под номером 20.
Основная часть урока.
Педагог: Сейчас я исполню произведение Дмитрия Борисовача Кабалевского «Клоуны». Постарайся определить характер произведения, количество частей и основные выразительные средства, использованные композитором.
Педагог: А теперь приступим к разбору произведения. Мы определили, что произведение состоит из трёх частей, узнали что в нём есть мелодия и аккомпанемент, мотив мелодии состоит из трёх звуков, композитор использует чередование мажора и минора изображая двух клоунов - веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному не везет, все он делает неуклюже.
( Наигрывается мелодия).
Педагог: Постарайся определить, где в мелодии весёлый клоун, а где грустный?
А сейчас приступим к чтению нот.
1. Изучение нотной записи с помощью методов:
2. Прочтение вслух всех нот;
3. Беззвучное контактирование пальцев с клавишами;
4. Проигрывание голосов одним пальцем вне ритма;
5. Игра (вне ритма) с предварительным названием каждого пальца;
Педагог: Теперь рассмотрим ритмический рисунок. Повторяющийся ритмический оборот из двух шестнадцатых и восьмой длительности передает движение, изображая клоунов, которые веселыми проделками забавляют зрителей.
6. «Звук - слово» (придумать на каждый звук слово и проговаривать их
одновременно с игрой)
7. «Осторожное» проигрывание;
8. Простукивание ритмического рисунка до исполнения произведения
9. Сольфеджирование;
10. Дробление на звенья;
11. Счет вслух;
12. Возврат на определенное расстояние;
13. Вычленение простого из сложного;
14. Преувеличенный, гиперболизированный показ;
15. Наводящие вопросы;
16. «Нескучные способы борьбы с трудными местами» (Г.Хохрякова).
17. Чтение с листа (эскизное проигрывание);
Заключительный этап
Сегодня на уроке мы очень плодотворно поработали. Домашним заданием будет закрепление и отработка пройденного на уроке материала. Попробуй сочинить дома для этой музыки пластический этюд или пантомиму, передающие характер ее персонажей.