kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Раздаточный материал для урока музыки "Музыкальные образы в вальсовой музыке Шопена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В архиве собран весь раздаточный материал для работы в группах  к уроку "Музыкальные образы в вальсовой музыке Шопена":высказывания о Шопене, история создания вальсов Шопена №7 и "Минутка", план-задания для команд, словарь эстетических эмоций,стихи о музыке Шопена, таблички для команд, таблица музыкальных образов.Материал полностью готов к распечатке, что существенно облегчит коллегам подготовку к уроку.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Высказывания о Шопене»




Шопену шёл всего 21-й год, когда Роберт Шуман сказал: «Я низко склоняю голову перед таким гением, перед таким полётом, перед таким мастерством»


Шапки долой, господа, перед вами гений

Роберт Шуман.

Каждая нота у Шопена – чистое золото

Антон Григорьевич Рубинштейн


Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…

Лев Николаевич Толстой




Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано

Ада Рубинштейн


Варшавянин по происхождению, сердцем - поляк, а по таланту - гражданин мира

Цыприан Норвид

Там сердце мое, где моя родина

Фридерик Шопен

Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине

Ференц Лист





Просмотр содержимого документа
«ИСТОРИЯ вальсов Шопена»

Вальс № 6, ор.64 № 1.

Посвящен графине Дельфине Потоцкой.


Дельфина Комар. Она была также чудо-ребенок, как и Шопен. В свои детские годы она прекрасно пела, писала и читала стихи.

Дельфина вышла замуж за графа Потоцкого, одного из богатейших и влиятельнейших людей Польши.

В конце сентября 1831 г. (Шопену 21год) Шопен прибыл в Париж. Здесь он встретил графиню Дель­фину Потоцкую. Женщина редкой красоты (ей 25 лет) и веселого нрава, одаренная разнообразием талантов, она хорошо играла

на фортепиано и прекрасно пела. Её музыкальный салон был самый модный в Париже. Ее пением был покорен не только Шопен, но и Гейне, Делакруа, Лист.
Шопен посвятил Дельфине Потоцкой Шестой вальс (1846), так называемый «Вальс-минутка». Почему его так нарекли, никто не знает. Иные уверенно заявляют, что сочинение получило это название потому, что его можно исполнить ровно за одну минуту. Другие говорят, будто наименование означает, что сей вальс — не вальс, а «вальсик», коротенький, как минутка. Это прелестная, очень изящная миниатюра с непрерывным кружением и стремительной полетно­стью. Этот вальс, светлый и мажорный от первого до по­следнего звука, Шопен очень любил играть в своих кон­цертах.


Легкость, танцевальность, хрупкость, пластичность – выразительная сторона музыки. Волчок, юла – изобразительный момент, он придает музыке веселое, радостное, шутливое настроение. Вальс №6 построен на повторяющемся спиралеобразном движении дробных звуков. Эта милая фантастическая вальсовая миниатюра по характеру напоминает игру лёгких бабочек на летнем лугу. А возможно, таким образом, Шопен пытался имитировать любимую игру собачки Жорж Санд - погоню за собственным хвостом. Потому его иногда называют ещё «Собачьим вальсом».

Пианисты-виртуозы всего мира стремятся исполнить его именно за одну минуту, а то и быстрее.











Вальс № 7, ор. 64 № 2. Один из поздних вальсов - знаменитый элегический Седьмой до-диез минорный.

Есть предположение, что этот вальс был навеян мыслями о Марии Водзиньской. Это произведение, завоевавшее чрезвычайную популярность, можно назвать вальсом – прощанием, вальсом-мечтой.

Фридерик Шопен был обручен с дочерью польского магната Марией Водзиньской, сестрой лицейского друга. Эта девушка привлекала не только внешностью, она хорошо знала литературу, владела несколькими языками, писала стихи, неплохо пела. Давно уже его сердце не знало такого волнения. Прелестная Мария Водзиньская вызвала в его душе забытые чувства. Свою нежность и восхищение он выразил в строчках мажорного вальса, записанного им на нотном листе и подаренного Марии; в ответ он получил розу.

Но свадьба не состоялась, семья была против брака с пианистом, хоть и очень знаменитым. Потомкам трудно судить о том, насколько тяжело переживал Шопен этот разрыв, ведь он был очень сдержанным человеком. Однажды он собрал все письма Марии, присоединил к ним засохшую розу, когда-то ею подаренную, перевязал пакет и написал на нем: « Мое горе». А прекрасным памятником поэтической влюбленности Шопена стал его вальс, который назвали «прощальным вальсом Марии Водзиньской».

Форма здесь оригинальна. Её можно определить, как трёхчастную с припевом; появляясь трижды, припев придаёт форме черты рондо.

Спокойное грациозное начало сменяет лиричная средняя часть, очень близкая по настроению к ноктюрну. Этот вальс совсем не похож на ранние, искрящиеся и весёлые вальсы Шопена. На музыку Вальса до-диез минор теперь нередко ставятся балетные миниатюры - поэтичные лирические хореографические сценки, исполняемые балериной и танцовщиком. Переложение этой пьесы для оркестра А. К. Глазунов даже включил в балет «Шопениана».


Некоторые музыковеды предполагают, что седьмой вальс навеян мыслями о другой женщине – известной французской писательнице Жорж Санд.

Большую часть жизни Шопен прожил в Париже в поместье Ноан, принадлежавшем Жорж Санд. Седьмой вальс написан в ситуации разрыва с Жорж Санд, с которой он прожил десять лет. Расставание с любимой женщиной травмировало Шопена и сильно подорвало его здоровье. Через три года после этого горестного для композитора события Шопена не стало.

Этот вальс является одним из самых популярных произведений композитора. В сочинении есть трижды повторяющийся, «кружащий» пассаж, который и придает вальсу некую головокружительную зыбкость, завораживающую слушателей. Такие пассажи носят название ритурнель, т.е. «нечто возвращающееся».





Просмотр содержимого документа
«План - задание для команд»



План – задание

Группа исследователей - команда «МИНОР» обучающихся 7-Б класса

Предмет исследования - «Вальс №7» Фридерика Шопена

Объект исследования - музыка вальса

Проблема: выяснить, какой образ создан композитором в этом произведении?

Итог исследования: заполнить таблицу музыкальных образов для этого произведения

Ход исследования:

1. Исследовать историю создания вальса (каждая команда исследует свой вальс)

2. Подобрать определения из словаря эстетических эмоций

3. Подобрать иллюстрацию к музыкальному образу

4. Подобрать стихотворение к музыкальному образу

5. Заполнить графы таблицы «музыкальный образ (ы)» и

« характерные особенности»

6. Подготовить краткие итоговые выступления по каждому этапу плана-задания, выбрав одну из форм – коллективную или индивидуальную (распределение ролей в команде)









Просмотр содержимого документа
«СТИХИ»



О, как люблю я в ясный летний час,

Когда заката золото струится

И облаков сребристых вереница

Обласкана зефирами, - хоть раз


Уйти от тягот, что терзают нас,

На миг от неотступных дум забыться

И с просветленною душой укрыться

В заглохшей чаще, радующей глаз.


***

Здесь в зале сам Шопен,

И сладок песен плен,

И чутко ловит слух

Музыки длинный звук.

Рояль, как белый дух,

Мелодия плывет,

То радость в сердце льет,

То светится печалью.


*** Мелодия плывет…

И легкий вальс цветет –

То плачет, то смеется,

То к небу вознесется,

То эхом отзовется -

Любви воспоминанье

И гения дыханье.


***

Я слышу вальс, знакомый с детских лет,

Его дыханье, трепет и волненье

Как тихий шелест облетающей листвы,

Как грациозно музыки мгновенье!

В нём всё, как в дымке, как в прекрасном сне…

И даже лёгкое кружащее движенье

Не потревожит тайной красоты

И не смутит сердечное волненье!










***

Как много грусти в музыке Шопена...

В ней слышен вздох тоскующей души,

Она для нас волнующа, нетленна,

И вальсами неистово кружит.


Печаль таится в трепете мелодий,

В пассажах нежных, в звуках высоты,

Как будто ангелы на небосводе

Грустят в объятьях светлых красоты.


И тихий шёпот страждущего сердца

В небесной музыке его звучит,

И кажется, откроется вдруг дверца

В мир добрый этот, где Любовь молчит.


Прекрасны звуки, нежностью чаруя,

И, души заставляя вновь грустить,

Как будто, прикасаясь поцелуем,

Зовут сердца неистово любить...


***


Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.


Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве


***

Шопен, ты словно море выплаканных слёз,

Круженье, виражи и игры над волной

Воздушных бабочек, стремительных стрекоз!

Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой…

Мечта сквозь слёзы улыбается, как прежде,

Даруя светлый луч утраченной Надежде!






























































Просмотр содержимого документа
«Словарь эстетических эмоций»

СЛОВАРЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ


ЭЛЕГАНТНО

тонко, изящно, хрупко,

галантно, пластично,

деликатно, грациозно

капризно


ШУТЛИВО

забавно, насмешливо,

затейливо, шаловливо,

пикантно, иронически


ПОЭТИЧНО

мечтательно, трепетно,

проникновенно, возвышенно,

задушевно, трогательно,

грустно, чутко, мягко,

полётно


СПОКОЙНО

мирно, безмятежно, светло,

добродушно, созерцательно,

наивно, непринужденно,

печально, задумчиво


ТАИНСТВЕННО

загадочно, интригующе,

вкрадчиво, мистически,

призрачно, затаенно


СТРАСТНО

горячо, порывисто, бурно,

запальчиво, пылко,

стремительно, нетерпеливо,

победно


ВЗВОЛНОВАННО

смятенно, обеспокоено,

лихорадочно, упруго


РАДОСТНО

весело, празднично, живо,

приподнято, задорно, игриво,

звонко


ВЛАСТНО

могущественно, твердо,

сурово, деспотично,

величественно,

повелительно


НЕЖНО

ласково, любовно, благородно,

мягко, трогательно, чисто,

доверчиво, приятно,

приветливо


ДЕРЗКО

вызывающе, бесцеремонно,

навязчиво, нескромно


РАЗДРАЖЕННО

вязко, грубо, сердито,

агрессивно, яростно,

деспотично, мрачно



ТОРЖЕСТВЕННО

триумфально,

гордо, уверенно, восторженно,

величественно, пышно,

величаво, открыто, ликующе

ЭНЕРГИЧНО

смело, решительно, гордо,

уверенно, мужественно,

маршеообразно, настойчиво












Просмотр содержимого документа
«ТАБЛИЦА МУЗ, ОБРАЗОВ ДЛЯ КОМАНД»

Автор

Произведение

Музыкальный образ (ы)

Характерные особенности

Фредерик Шопен (Польша)

1.Вальс – минутка

( вальс№6)











Фредерик Шопен (Польша)

2.Вальс №7













Просмотр содержимого документа
«ТАБЛИЦА МУЗ, ОБРАЗОВ»

Автор

Произведение

Музыкальный образ (ы)

Характерные особенности

Морис Равель (Франция)

Болеро – испанский народный танец

Единый развивающийся образ танца

Машинообразная музыка, картина надвигающейся катастрофы.

Изменяются: громкость исполнения (динамика), звучность оркестра;

Неизменны: мелодия, ритм, темп


Ференц Лист (Венгрия)

Рапсодия №2 (от слова «рапсод» - древнегреческий певец-сказитель)

Музыкальное сочинение на тему народных мотивов свободной формы, как правило, имеет две или несколько контрастных тем

1.Суровый мужественный образ старого цыгана.

2.нежный лирический песенный душевный образ

3.зажигательная пляска

Жизнь табора во всём её многообразии


Яркая танцевальность в музыке, острый ритм, резкая смена мелодий, красочная оркестровка, яркий финал

Дварионас

(Литва)




Лаурушас

(Литва)



Пьеса «Деревянная лошадка»





Пьеса «В путь»

(Использованы литовские народные инструменты: духовой - скудучай, струнный - канклесы, ударный - скрабалай)

Образ весёлой игрушечной, как бы ожившей лошадки


Образ движения поезда

Приём «изобразительные музыкальные подробности» - создание изобразительных моментов в музыке: подражание звукам, отображающим явления окружающего мира, изображение разных видов движения, характерных для предметов, явлений, в данном случае – для игрушечной деревянной лошадки или звуков движения поезда


Иоганн Себастьян Бах

(Германия)

Токката и фуга для органа полифоническое многоголосное произведение, в котором нет деления на главный голос и аккомпанемент; токката – прикосновение;

фуга – бег, бегство, в этом произведении одна тема, изменяясь, проходит в разных голосах и преобразуется, развивается

Образ бесконечной, магической, космической, бесконечно сильной энергии

Начало – вступление, использована вся звучность органа.

Вторая тема – лёгкая, поднимается то вверх, то вниз; бесконечные голоса переплетаются друг с другом;

Финал мощный, философский



Просмотр содержимого документа
«Таблички командам»



МИНОР
























МАЖОР



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Раздаточный материал для урока музыки "Музыкальные образы в вальсовой музыке Шопена"

Автор: Николаева Елена Александровна

Дата: 27.05.2018

Номер свидетельства: 471196


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства