kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Равитие музыкально-творческих способностей школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как развить музыкально-творческие способности музыки у школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Равитие музыкально-творческих способностей школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

«Развитие музыкально-творческих способностей школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Описание материала: данная работа содержит описание инновационных технологий, которые могут быть использованы учителем на уроках музыки, для развития у школьников познавательной активности и творческой деятельности.

Целью современного образования является не только передача информации, но и творческое развитие, а так же, усвоение знаний с учетом реальных жизненных условий. Постепенно, главной целью обучения становится формирование умения управлять процессами творчества.

Введение. У каждого ребенка есть способность и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, это умное руководство со стороны взрослых.

Проблема развития творчества, творческой активности, творческих способностей не нова. В различные исторические периоды этой проблемой занимались Платон, Аристотель и другие. Внесли большой вклад в изучение данной темы современные ученые: П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

Цель - выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектной деятельности на уроках музыки.

Объект исследования – учебная проектная деятельность.

Предмет исследования – развитие творческих способностей у младших школьников.

Ключевая идея отражается в следующей гипотезе: метод и прием развития мышления, способствующие развитию творческих способностей учащихся.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1.Охарактеризовать творческие музыкальные способности;

2.Определить специфику развития творческих способностей у младших школьников;

3. Рассмотреть проектную деятельность на уроках музыки как фактор развития творческих способностей у младших школьников;

4. Обосновать педагогические условия эффективности развития творческих способностей у младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ работы.

Ребенок в мир искусства входит.

Пройти он должен путь творца:

Создать известные шедевры

С нуля, с начала до конца.

Поразмышлять и осознать,

Прожить, пропеть и воссоздать.

Все это в сумме, как ведется,

Уроком Музыки зовется.

 

     Урок музыки – это урок искусства. Каким мне видится этот урок? Конечно же творческим. А лучший способ для учителя развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью.

      (на слайде - Цель: формирование музыкальной культуры школьников как части всей духовной культуры).  В соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом  целью моей работы является развитие творческих способностей обучающихся в различных видах музыкальной деятельности (на слайде выстраиваются: слушание, пение, инструментальное музицирование, пластическое интонирование, импровизация).   Для этого я использую разнообразные приемы и формы работы.  

Достигнуть цели мне помогают чётко поставленные задачи  (на слайде- Задачи:

  • увлечь музыкой;

  • заложить основы творческих музыкальных способностей,     

   практических умений и навыков;

  • развивать музыкально-образное мышление;

  • развивать музыкально-эстетический вкус;

  • побуждать к музыкальному самообразованию. )

 

На протяжении многих лет у меня сложилась своя система проведения урока.

     Перед занятием я всегда знакомлю ребят с планом урока. Но не просто  перечисляю задания, а с помощью условных знаков изображаю его на доске. Эти обозначения ребята легко запоминают. Они сразу знают, какую работу надо сделать на уроке. Урок музыки обычно разделён на несколько этапов.

   Одной из основных форм приобщения детей к музыке является её слушание. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании. Для этого я использую  разные приёмы для разных возрастных групп.

   Ребята младшего школьного возраста охотно воплощают музыкальные образы в художественные. Это иллюстрации к музыкальным произведениям. Воображение у них, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием. Ведущая задача – развить умение слушать, целостно анализировать музыкальное произведение, создавать рисунок.

 

     Более старшие ученики во время  прослушивания произведения  показывают карточки в зависимости от настроения и характера музыки.

 

     Ребятам старших классов я предлагаю  прослушать музыкальное произведение и записать свое мнение о нём. Желающие озвучивают свои мысли. Не всегда ученики единогласны в своих выводах, и тогда обсуждение перерастает в бурный спор.

 

     Пение – активная деятельность в приобщении к музыкальному искусству, способствующая творческому развитию школьников. Репертуар, используемый для пения, самый разнообразный. Я подбираю песни, в которых перед ребятами раскрываются современные проблемы, общечеловеческие темы. Стараюсь давать ребятам музыку, как саму жизнь, бесконечно меняющуюся, способную к превращению, к тайне. 

 

     Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. В практике работы я столкнулась с тем, что у детей не сформирован достаточный запас умений и навыков игры на музыкальных инструментах, поэтому я решила формировать интерес к музыке через игру на нетрадиционных инструментах.  

     В своей работе использую методику Карла Орфа, которая открывает для детей удивительный мир звуков, их можно изображать любым предметом – кубиком, бумагой, деревянными палочками и т.д. Иногда я даю задание на дом: изготовить какой-нибуди музыкальный инструмент. Самоделки затем использую на занятиях, праздниках. Такие разные  нетрадиционных виды оркестров воспитывает у детей навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.

 

     Ни для кого не является открытием, что в музыкальном обучении первостепенная роль, прежде всего, отводится игровой деятельности, движению ребёнка. Очень полезно и нужно использовать на уроке момент психологической разгрузки детей – это «минутки здоровья», музыкально- ритмические движения, пляски. Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности.

 

     Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Поводом для пластических интонирований могут быть множество произведений. В работе с младшими школьниками я использую инновационную  музыкально-педагогическую технологию Татьяны Боровик «Хор рук». Она заинтересовала  меня тем, что  является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, цветотерапии. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма.  Применение этой музыкальной технологии даёт огромный полёт фантазий, творческого вдохновения на создания красИвейших номеров и конечно радость от полученного результата.  Использование  технологии «Хор рук» эффективно в работе со всеми детьми, в том числе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья.

Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции.

 

     Казалось бы, предмет музыка, насыщенный чувствами и эмоциями, несовместим с точным языком операционных систем.  Однако использование мультимедиа делает урок музыки более ярким, зримым, запоминающимся.  Информационные технологии позволяют эффективнее развивать у детей все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное; задействовать на уроке все виды памяти: зрительную, слуховую, образную и др. На уроках музыки применяю презентации, анимацию, видеофрагменты, слайды, электронные варианты тестов.

     Кроме преподавания в школе предмета «Музыка», важной частью моей деятельности как педагога является внеурочная деятельность, где продолжают развиваться творческие способности учащихся. В школе я являюсь руководителем вокального объединения «Радуга» К каждой песне стараемся подойти креативно: от продумывания костюмов до исполнительского мастерства. Формы участия детей различны: фестивали, конкурсы, музыкальные путешествия, смотры, традиционные мероприятия.  Каждый учебный год открывается Днём Знаний, в День учителя классы спешат порадовать педагогов своим музыкальным номером. Далее – осенние праздники, посвящение в первоклассники, занятия по правилам дорожного движения, Международный женский день 8 марта, День Победы и Последний звонок.

     Дети из творческого объединения «Радуга» участвуют в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там они применяют всё своё умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений. Награда за труд- аплодисменты зрителей.

     Успех в работе по развитию творческих способностей детей достигается только при тесном взаимодействии с родителями. Те знания, которые ребёнок получает в школе, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому проводится работа по ознакомлению родителей с возможностями школы в музыкальном воспитании детей. Главное правильно научить раскрывать возможности влияния музыки на творческое  развитие ребёнка и привлечь родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми.

     Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, их стремление к прекрасному;я не боюсь рисковать, пробуя новые приёмы и технологии.

 

Закончить хочется словами Василия  Александровича Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Юсупова Наталия Валентиновна

Дата: 09.02.2021

Номер свидетельства: 572636


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства