kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представленны основные задачи в процессе распевания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе.»

Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе.


Введение:


Детское хоровое пение – один из самых распространенных, общедоступных видов музыкально-эстетического воспитания детей, это – коллективное музицирование, процесс творчества, процесс обучения; это – возможность обратиться к хоровой музыке как к источнику и способу развития ребенка.

Воспитательные и образовательные возможности хоровых занятий влияют не только на развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка но и на его интеллектуальное развитие, на формирование речи, мышления.

В процессе хоровых занятий развивается и воспитывается певческий голос, музыкальный слух, вырабатываются певческие умения и навыки. А необходимым условием выработки певческих навыков являются вокальные упражнения, то есть целенаправленные повторяемые специально организованные вокальные действия используемые при распевании.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию вокально- слуховых навыков. Распевание- это путь к овладению техническими основами вокального искусства. Распевание проводится в начале занятия , дает определенную настройку певческому аппарату , упражнения должны органично связываться с работой над репертуаром, должны носить универсальный характер, принципиальное значение имеет стабильность некоторых приемов используемых из года в год , так же необходимо периодически пополнять группу приемов.

Систематическое пение определенного количества стабильных упражнений облегчает наблюдение за певческим развитием детей из урока в урок, из года в год, способствует быстрейшему возникновению у поющих устойчивых певческих навыков.



Вокальные задачи в процессе распевания:

Одной из главных задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

  • певческую установку;

  • певческое дыхание и опору звука;

  • высокую вокальную позицию;

  • точное интонирование;

  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

  • использование различных видов звуковедения;

  • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки тесно взаимосвязаны , поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.



1. Элементарные навыки певческо­го вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных.

Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей. На первом этапе обучения вполне до­статочно объяснить детям три общих правила, ка­сающихся певческого дыхания:

1. Вдох надо делать быстро, легко и незамет­но (не поднимая плеч);

2. После вдоха перед пением следует на корот­кое время задержать дыхание.

3. Выдох производить ровно и постепенно (как будто ты дуешь на зажженную свечу).

С этими приемами дыхания можно вначале познакомить детей без пения, по знаку учителя. Но дыха­ние — это часть единого певческого комплекса, и поэтому отдельно взятые дыхательные упражнения мало приносят пользы. Качество зву­ка определяется лишь в процессе пения, с участи­ем всех компонентов певческого аппарата, и нель­зя надеяться, что если ученик научится делать долгий выдох без пения, то он обязательно будет хорошо петь. Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком зависит, прежде всего, от правиль­ного формирования гласных. Согласные же играют роль в искусстве дикции.

Для этого необходимо знать артикуляционные свойства гласных при пении:

Гласный А лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождая его от зажатости и напряжения, больше, чем другие гласные, требует округленности звучания, что достигается путем его при­ближения к О

.Гласный О обладает теми же свойствами, что и округленный звук А, но более затемнен по тембру. Глоточная полость на О принимает его округлую форму и несколько более расширена, чем при пе­нии на А.

Гласный И обладает, с одной стороны, такими положительными качествами, как собранность и острота звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», с другой — на­именьшей природной громкостью из-за узости фор­мы рта при пении этого звука.

Работа над И полезна для устранения таких недостатков, как тусклое и глухое звучание голоса. Но в случаях зажатости звука применение этого гласного должно быть весьма осторожным и педа­гогу следует сначала обратить внимание на устра­нение этого недостатка.

Наиболее «темным», «глубоким» и «малогром­ким» среди всех гласных является звук У, при ис­полнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Гласный Успособствует вы­равниванию звучания других гласных.

Имеются еще сложные, йотированные звуки Е, Ю, Я, Ё, представляющие собой сочетание гласных Э, У, А, О с полугласным Й. Так, например, е состоит из Й+Е. Особен­ность пения йотированных гласных состоит в том, что в них сразу же после Й звучит простая гласная, то есть Е-Э. Йотированные гласные приносят большую поль­зу, помогая устранению вялости, тусклости и ин­тонационной расплывчатости звука.

В работе над гласными важно добиваться округленности звука, его высокой позиции, иначе говоря, звонкости, остроты звучания.

При работе над высокой позицией практикует­ся предварительное пение закрытым ртом, при ко­тором поднимается мягкое нёбо и во рту создается ощущение купола . До­стижению остроты и звонкости помогает также ис­пользование йотированных гласных и слогов с на­личием полугласного Й , который ставится не впе­реди, а позади гласной: Ай, Ой, Эй. Эти слоги-меж­дометия часто употребляются в русских народных песнях и составляют одну из характерных особен­ностей национальной народно-песенной кантилены.

При обучении детей правильному пению глас­ных звуков следует тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуля­ционного аппарата.


2. Развитие протяженности дыха­ния. Работа над кантиленой и дикцией.

Протяженность дыхания достигается работой над экономным и более или менее продолжитель­ным выдохом. Для продолжительного выдоха не­обходимо научиться делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. При небольшом вдо­хе дыхание расходуется быстро, а слишком глубо­кий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного дыхания можно петь длинные фразы на одном вдохе. Вторая задача на­учить детей связному и отчетливому исполнению гласных в сочетании с согласными, иначе говоря, певческой кантилене и дикции. Все согласные делятся на звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных включаются голосовые связки (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). Глу­хие согласные имеют шумовой характер и произно­сятся без помощи голосовых связок (к, п, с, т, ф, х. ц, ч, ш, щ).

Среди звонких согласных выделяются так на­зываемые «сонорные», которые содержат элементы вокального звучания (л, м, н, р). Сонорные соглас­ные играют в пении особенно важную роль. Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мяг­кого нёба, оказывают большое влияние на ха­рактер атаки звука, то есть начального момента звукообразования, связанного с большей или мень­шей активностью смыкания голосовых связок. На­пример, согласный д в сочетании с гласным а (да) способствует твердой атаке; согласный л в соче­тании с гласными я, е, ё (ля, ле, лё) помогает мяг­кой атаке звука. Если дети поют чересчур «жестким» звуком, то для его «размягчения» можно применять слоги с согласным л (ля, лё, лю, ли), а при звуковой вя­лости полезно петь слоги с согласным д (да, дэ, ди, до, ду).



3. Выработка подвижности голоса.

Подвижность голоса — это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и четкой дикции. Подвижность, или гибкость, голоса - понятие многогранное. Это не только умение быстро произ­носить слова песни, но и искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа, например, небольшим ускорени­ем или замедлением, усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью голоса должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упраж­нения в быстром темпе, надо научить детей петь в умеренном темпе, с умеренной си­лой звучания. Но при обучении детей излишне мед­ленные темпы не приемлемы, так как приводят к «расползанию» му­зыкальной линии.



4. Элементарные навыки много­голосного пения.

Основой красивого многоголосного пения явля­ется интонационно чистый унисон. Начальным этапом изучения многоголосия яв­ляется пение на два голоса. При разучивании двухголосных упражнений наиболее целесообразно вначале использовать знакомые детям, простые по структуре напевы ти­па русских народных прибауток в двухголосном из­ложении, а затем, по мере их освоения, предлагать новые, более сложные задания. Перед разучиванием двухголосных упражнений следует разделить хор на две группы. В первую группу, которая будет петь основной напев, можно отнести большую часть хора, в том числе и де­тей с более узким диапазоном. Во вторую группу, исполняющую второй голос, можно отобрать детей с нормальным диапазоном. При исполнении трехголосных упражне­ний третья группа голосов может состоять из не­скольких учеников с наиболее хорошим слухом и голосом. Приступая к разучиванию двухголосных упражнений необходимо просольфеджировать каждый голос всем хором. Выбирать упражнения для хора нужно в зависимости от уровня певческого развития участников хора, а так­же наличия тех или иных певческих недостатков.

Заключение.

К распеванию, как и ко всякому другому раз­делу урока, необходима тщательная и серьезная подготовка, продуманность общих за­дач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной и поможет наиболее бы­строму усвоению основ певческого искусства. Следует особо обратить внимание на то, что любое упражнение, помимо главной задачи, решает целый ряд дополнительных задач. В хоровой практике упражнения обычно делят на две группы. Одни из них применяются в связи с каким-либо конкретным произведением и имеют связь с конкретными задачами, обусловленными разучиваемым репертуаром. Обычно они целиком основываются на музыкальном материале какого-либо произведения или подчеркивают определенную трудность. Другие упражнения направлены на подготовку певческого аппарата к работе в целом.

Стоит отметить, что цель каждого упражнения должна быть понятна детям, только тогда они смогут активно работать над ее осуществлением. Во время пения упражнений педагог должен быть предельно внимателен к каждому ребенку, чаще вызывать петь по одному, анализировать качество исполнения. Доступность и сравнительная легкость музыкального материала даст возможность каждому певцу в полной мере проявить свои способности. А это приведет к росту исполнительского мастерства хорового коллектива в целом. Кроме того при распевании очень важна выразительность. Таким образом при пении распевок важна и техническая работа и работа над музыкальной выразительностью и только тогда вокально-хоровое развитие де­тей будет носить более широкий и гармонический характер.



Примеры упражнений для распевания:

Задача 1. Элементарные навыки певческого вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных.

1.Песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.



2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.

3.Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.



4.Формирование гласных.

Задача 2. Развитие протяженности дыхания. Работа над кантиленой и дикцией.

1. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.



2.Усложнённый вариант предыдущего упражнения

.

3. Упражнение, требующие более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

4.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

5.Высокая позиция звука, активность артикуляции, дикции.






Задача 3. Выработка подвижности голоса.

1.Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.



2.«Кукушка»

Швейцарская народная песня,

русский текст Е. Манучаровой





Задача 4. Элементарные навыки двухголосного пения.

На примере р.н.п. «Как пошли наши подружки»

.



Используемая литература:

1.Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

2.Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.



















Педагог Хромова Е. А.

г. Томск 2018г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Хромова Елена Анатольевна

Дата: 22.02.2018

Номер свидетельства: 458958


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства