kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над музыкальным произведением (Н. Чайкин "Маленькое рондо")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка познакомит с методикой разучивания музыкального произведения для учащихся 4 класса ДШИ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над музыкальным произведением (Н. Чайкин "Маленькое рондо")»



Методическая разработка на тему

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

(Н. Чайкин Маленькое рондо)





Выполнил преподаватель

Чердаклинской

детской школы искусств

Эшенбренер

Виктор Генрихович










2016 г.

Работа над музыкальным произведением

Работа над музыкальным произведением складывается в основном из следующих этапов:

  1. Ознакомление с произведением, прочтение нотного текста, определение формы, выявление наиболее трудных мест в музыкальном и техническом отношении, выбор наиболее удобной аппликатуры и т.д. На этом этапе намечается план работы над пьесой.

  2. Разбор музыкальных особенностей пьесы, преодоление технических трудностей, выработка нужного звучания мелодии и аккомпанемента, работа над достижением необходимых штрихов и динамических оттенков, запоминание произведения.

  3. Окончательная отделка пьесы, подготовка к концертному исполнению, концертное выступление.

Следует также отметить, что разбор пьесы нужно начинать с проигрывания в медленном темпе. Настоящий темп пьесы достигается лишь в конце второго этапа работы.

Для лучшего запоминания и более успешной работы желательно условно разделить изучаемую пьесу на отдельные части. Вначале эти части могут быть очень мелкими, затем постепенно укрупняться. Такой метод работы даёт возможность сосредоточить внимание на каждом отрезке произведения. Для менее подготовленных исполнителей рекомендуется на первом этапе разучивать отдельно партию правой и левой руки.

При изучении отдельных частей пьесы или проигрывании её целиком, необходимо ставить перед собой конкретные задачи: достичь нужного звучания мелодии или аккомпанемента, добиваться чёткого исполнения штрихов и пр. бесцельное проигрывание пьесы не дает нужных результатов и приводит к неряшливому исполнению и, как говорят музыканты, к «заигранности».

Необходимо научиться вслушиваться в звучание инструмента, т.е. слушать свою игру, и подмечать недостатки с тем, чтобы преодолеть их.

Очень важно уметь играть пьесу не только с её начала, но и с разных частей, с любого предложения, с любого периода. В противном случае могут остаться недоработанными многие моменты, и во время публичного выступления исполнитель не сможет при ошибке продолжить игру.

Наиболее трудные места следует внимательно прорабатывать отдельно, применяя разные варианты игры: ритмические, штриховые, темповые и др.

При смене движения меха следует руководствоваться принципом игры по музыкальным фразам, а если это затруднительно (при большой фразе, медленном темпе), то лучше менять движение меха перед сильной долей такта, т.к. это менее заметно, чем перемена движения меха при на слабых долях такта. Вообще смена движения меха должна быть мягкой, без рывков, незаметной для слуха, а смена движение меха на одном звуке совершенно недопустима.

Исполнение аккомпанемента – важнейший элемент игры на баяне или аккордеоне. Характер исполнения аккомпанемента должен полностью соответствовать характеру изложения мелодии, её содержанию, стилю всей пьесы в целом. Так, в пьесах медленного темпа и в мелодии напевного склада, басы часто плавно соединяются с аккордами, а аккорды играются полными длительностями. В мелодии, построенной на мелких ритмических дробных длительностях, особенно в быстрых темпах, такое связывание баса с аккордом («педализация баса») будет только мешать мелодии, отяжелять и заглушать её. Выдерживание аккордов сопровождения возможно только тогда, когда они не заглушают мелодию, а наоборот поддерживают её. Большей частью аккорды играются коротко, легко, особенно в пьесах подвижного темпа.

В подборе наиболее удобной аппликатуры следует исходить из принципа естественной, свободной постановки руки и индивидуальных особенностей учащегося.



Н.Чайкин. Маленькое рондо.

Эта пьеса, специально написанная для баяна, представляет собой как бы зарисовку с натуры картинки сельского праздника. В ней слышны интонации русской хороводной песни, наигрыши рожечника.

В форме рондо пишутся пьесы, где главная партия (рефрен) повторяется не менее трёх раз, а между её проведениями помещаются эпизоды, т.е. части иного содержания, чаще всего нового. Тематика рондо близка к песенно-танцевальному жанру музыки.

Главная партия – рефрен – написан в тональности ре-минор и представляет собой как бы довольно подвижный массовый танец. Характер её исполнения острый, подтянутый. Ударения и акценты в мелодии подчёркивают движения танца. Так, в первой фразе мелодии мы видим, что опорные моменты приходятся на последние доли первого и второго тактов; во второй фразе – на третью долю четвёртого такта. Некоторую трудность представляет здесь партия левой руки, исполнение которой должно быть очень чётким, острым. Повторяющиеся аккорды нужно брать разными пальцами.

Первый эпизод написан в Ля-мажоре. Он отличается от рефрена большей индивидуальностью. Проставленные автором штрихи подчёркивают танцевальный характер темы. Гармония этой части ассоциируется с русскими образами в музыке. Партия сопровождения должна исполняться очень чётко. Следующий за эпизодом рефрен повторяется в первоначальном виде.

Второй эпизод – более песенный, распевный. Это как бы песня во время танца. В партии правой руки слышится песня, а в аккомпанементе сохраняется синкопированный ритм танца. В конце фраз в партии сопровождения появляются паузы вместо синкоп. При этом сохраняется ощущение танцевальности и мелодия не заглушается. В конце эпизода наступает небольшое успокоение, сопровождающееся замедлением темпа и ослаблением звучания. После этого особенно ярко звучит главная тема в первоначальном темпе, возвращая нас к образу массового танца. После повторения первого эпизода исполняется рефрен с переходом на заключение где танец завершается как бы уходом танцующих.




_________________ В.Г.Эшенебренер


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Работа над музыкальным произведением (Н. Чайкин "Маленькое рондо")

Автор: Эшенбренер Виктор Генрихович

Дата: 03.08.2016

Номер свидетельства: 338531


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства