«Работа над переходами в позиции на скрипке в средних классах ДМШ»
«Работа над переходами в позиции на скрипке в средних классах ДМШ»
Позицией называется положение левой руки (и пальцев) в определенном месте грифа. Принято различать позиции в зависимости от положения на грифе первого пальца левой руки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- практическая - разбор двигательных функций левой руки, свободное владение 2-й и 3-й позициями, изучение различных видов переходов, развитие навыков чистого интонирования и слухового контроля обучающегося.
Тип занятия: урок формирования умений и навыков.
Методы ведения:
- наглядные;
- практические;
- эмоционально-познавательные.
Средства обучения: Скрипка, смычок, канифоль, фортепиано, нотный материал (сборники упражнений, этюдов), пюпитр
Структура урока
1. Введение (3 мин.).
2. Основная часть урока (37 мин.):
- гамма;
- упражнения;
- этюд;
- пьеса;
- концерт;
3. Заключительная часть урока (5 мин.):
- домашнее задание;
- итог урока, выводы.
1. Введение
Позицией называется положение левой руки (и пальцев) в определенном месте грифа. Принято различать позиции в зависимости от положения на грифе первого пальца левой руки. Перемещение руки от одной позиции к другой называется сменой позиции или переходом. Игра в позиции – это такое положение левой руки, когда, не сдвигая её с места, можно сыграть мелодию или её часть на всех четырёх струнах; что в каждой позиции звуки следуют один за другим, как и в первой позиции.
В работе над сменами позиций должны быть определены два основополагающих момента: 1.Воспитание четкого предощущения крайних границ интервала и слухового контроля происходящего. 2.Воспитание четкой двигательной координации и общего настроя всех частей руки, особенно кисти и пальцев. Важно подчеркнуть, что практически при любом движении левая рука действует целостно, изолированных движений пальцев (тем более других частей руки) физически быть не может. Любое движение является комплексным, сблокированным с предыдущим и последующим. В основе техники переходов в позиции лежит координация между вертикальным движением – падением и подъемом пальцев, и горизонтальным движением – перемещение руки вдоль грифа на играющем пальце. Учить смены позиций следует в медленном темпе, чтобы иметь возможность проследить за движениями руки, кисти, пальцев, а также за чистотой интонации.
Основная часть.
Предлагаю исполнить однооктавную гамму Соль мажор в первой позиции. Потом эту же гамму в третьей позиции от первого пальца. Следим за ведением смычка, играем плотным звуком, чисто интонируем. Периодически останавливаю ребёнка и интересуюсь, какую ноту он сейчас играет. Это необходимо для того, чтобы ребёнок запоминал аппликатуру в позициях.
Затем переходим к подготовительному упражнению для смены позиций. Упражнение способствуют устойчивому держанию скрипки на ключице и не дает возможности зажимать крепко шейку скрипки большим и указательным пальцами левой руки, а также приучает локтевой и плечевой суставы к той работе, которая будет необходима при смене позиций. Во время этого упражнения смычком нужно играть длинную ноту, а левую руку плавно перемещать вдоль шейки скрипки. Необходимо, чтобы ребёнок уяснил, что в процессе смены позиций принимает участие вся рука в целом. В пределах первых четырёх позиций смена происходит при помощи предплечья с участием плеча.
Переходим непосредственно к переходам. Прошу ребёнка поставить 1-й палец на струну Ля. Остальные пальцы свободно приподняты над струной. Ослабляем напряжение руки (особенно локтя), палец легко скользит по грифу и «везёт» за собой всю руку. Дойдя до ноты Ре в середине грифа, останавливаем руку, прижимаем палец ; таким же образом возвращаемся обратно в 1-ую позицию. Повторяем упражнение несколько раз. Добиваемся чёткого попадания 1-го пальца в нужную ноту. Ни в коем случае не позволяю выгибаться кисти «горбом»! Выполняем это упражнение по очереди каждым пальцем. (Используем сборник С.Шальмана – стр.28-29) Следим, чтобы переходы были плавными, но чёткими. Должны быть слышны основные звуки с легким глиссандо. Отрабатываем этот переход в Ре минорном «Этюде» Баклановой, а потом в «Мелодическом вальсе» Глинки. Переходим к переходу с нижележащего пальца на вышележащий вверх и с вышележащего на нижележащий вниз. В самом начале изучение этого вида перехода можно использовать вспомогательные звуки для облегчения понимания процесса переходов ( С. Шальман, стр. 32). Отрабатываем этот вид переходов в пьесе (Глинка «Мелодический вальс») Не забываю периодически давать возможность ребёнку отдохнуть, расслабить игровой аппарат. В это время можно сделать расслабляющие упражнения, ненадолго переключить внимание ребёнка. Переходим к следующему виду переходов. Это переход с вышележащего пальца на нижележащий вверх и с нижележащего на вышележащий вниз. Здесь работает подмена пальцев. Вышележащий палец начинает плавно скользить, затем подменяется 1-м пальцем; вниз скользит 1-й палец, сменяясь в конце пути 2-м пальцем ( С.Шальман, стр. 34). Данный вид перехода отрабатываем на гамме, чередуя 1-й и 2-й пальцы, а также на этюде (Ре минорный «Этюд» Баклановой).
Следующий вид переходов - переход через открытую струну. В предыдущих переходах из позиции в позицию мы скользили по грифу. Но с открытой струной этого делать нельзя. Поэтому нужно научиться брать звук с воздуха. Для этого его нужно себе представить, спеть. ( С.Шальман, стр. 74). Делаем это упражнение неоднократно, добиваясь чёткого попадания в нужную ноту. Отрабатываем этот вид перехода в Ля минорном «Концерте» Телемана.
Самоанализ проведённого урока.
Благодарю Маргариту за продуктивную работу на уроке.
Заключительная часть
Домашнее задание: гамма Соль мажор – поработать над интонацией и качеством звукоизвлечения. Этюд Баклановой - работа над переходами, используя упражнения из сборника С.Шальмана. В пьесе Глинки «Вальс» закрепить перемещение левой руки из III позиции в I позицию и обратно. Телеман «Концерт» - закрепить переход во вторую позицию, обратить внимание на проходящие знаки.
Выводы: обучающаяся обладает хорошим слухом, успешно справляется с поставленными задачами, интонационно чистым исполнением гамм, упражнений, этюда и концерта.
Список используемой литературы
1. С. Шальман - Я буду скрипачом. 33 Беседы с юным музыкантом. 1987г.
2. Бакланова Н. Пятнадцать мелодических этюдов. Двадцать упражнений-вариаций (для скрипки без сопровождения), 1980г.
3. Хрестоматия для скрипки. 2-3 классы ДМШ.
Хрестоматия для скрипки 3-4 классы ДМШ.
Для Альбины отзыв
Урок проведён в соответствии с намеченным планом. Педагогом применяются дозированные задания, как на уроке, так и в домашних занятиях, предлагаются конкретные посильные для девочки способы работы, чтобы мотивировать ученицу на успешное осознанное овладение инструментом.
Выполнены следующие задачи:
1.обучающие (ученик с помощью педагога работал над освоением грифа, различных видов переходов в позиции);
2. воспитательные (ученик проявил терпение и трудолюбие, старался выполнять все требования учителя);
развивающие (в процессе занятия проведена работа по развитию музыкального слуха и техники левой руки).
Были использованы педагогические принципы:
-индивидуальности;
-наглядности;
-доступности;
-опоры на интерес ученика;
-личные качества педагога;
-сознательности;
-активности учащегося;
-систематичности.
Новый материал учащийся осваивал с удовольствием и интересом.
Задачи развития учащегося были выполнены благодаря наглядным, словесным и действенным методам обучения, а также поощрительным приёмам и частичному показу материала педагогом.