kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над освоением навыка цепного дыхания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по предмету эстрадный вокал. 

Просмотр содержимого документа
«Работа над освоением навыка цепного дыхания»







Разработка открытого занятия

по вокалу на тему:

«Работа над освоением навыка

цепного дыхания»


(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"Волшебный мир искусства")









Педагог дополнительного образования

МБОУ ДО Дом детского творчества

Плавская А.А.


г. Новый Уренгой

2020г.

Открытое занятие «Работа над освоением навыка цепного дыхания»

представляет собой комбинированное занятие. В ходе занятия ребята познакомятся с понятием цепного дыхания, приобретут новые знания, закрепят ранее изученный материал. На занятии применяются традиционные и современные методы обучения. Это способствует индивидуализации обучения, доброжелательной обстановке на занятии, поддерживает атмосферу сотрудничества. Представленное занятие входит в образовательную программу "Волшебный мир искусства". Предназначено для детей 13-15 лет, обучающихся в детских вокальных объединениях Домов творчества, кружков при Городских Дворцах и Домах культуры, и классах вокала ДШИ.


Цель занятия: Обучить вокалистов навыку цепного дыхания.

Тема занятия: «Работа над освоением навыка цепного дыхания»

Задачи:

1. Знакомство с понятием "цепное дыхание".

2. Освоение основных типов певческого дыхания, пения на цепном дыхании и вокальных навыков на примере канонов и песен.

3. Обучить различным способам звукоизвлечения.


Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный;

- сравнение, анализ, обобщение;

- по характеру деятельности – словесный и практический;

- метод эмоциональной драматургии;

- по назначению и дидактическим задачам – формирование умений и навыков,

приобретение знаний.


Применяемые технологии: личностно-ориентированная, теория общего развития, здоровьесберегающая, коллективного взаимообучения.

Оборудование: Фортепиано, компьютер, комплект электроаппаратуры для вокалистов (радио-микрофоны, усилитель, колонки, шнуры, микшерный пульт) и рабочий стол.


Используемый на занятии музыкальный материал:

1. Сведения о типах певческого дыхания, технике исполнения и области применения приёма "цепного дыхания".

2. Вокально-хоровые упражнения, гамма C-dur , канон " Солнышко вставало", скороговорки, отрывок из стихотворения Н.Некрасова "Однажды в студёную зимнюю пору", стихотворение З.В.Совковой "Скакалка".

3. Песня "Нам этот город стал судьбой", слова и музыка Ларисы Сёминой.


Структура занятия:

1. Организационный момент. Постановка темы и задач занятия.

2. Понятие "цепное дыхание". Освоение основных типов певческого дыхания.

3.Вокально-хоровые упражнения, развитие интонации, ритма. Развитие гармоничекого слуха и координации. Работа над дикцией - поговорки, скороговорки. Работа над дыханием - стихотворение "Скакалка".

4. Работа над разучиванием песни. Знакомство с фразировкой, дыханием.

5. Подведение итога занятия. Самостоятельный анализ.



Ход занятия.

1.Организационный момент. Постановка темы и задач занятия.

Педагог: Добрый день, ребята!

Тема нашего занятия: «Работа над освоением навыка цепного дыхания»

Сегодня на занятии мы с вами должны усвоить навык исполнения приёма, который применяется в ансамблевом и хоровом пении - "цепного дыхания". Для этого нам надо:

- узнать о том, что такое "цепное дыхание" и где оно применяется;

- обучиться приёму пения на цепном дыхании, выразительному исполнению слов;

- на примере новой песни «Нам этот город стал судьбой» поработать над интонацией,

ритмом, фразировкой и цепным дыханием.


2. Понятие "цепное дыхание". Освоение основных типов певческого дыхания.

Педагог: Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха. Они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым надо сознательно управлять. Фундаментом вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука.

Ребята, скажите, как мы дышим в жизни, чем отличается певческое дыхание от обычного, повседневного? (Ответы детей: автоматически, мы не замечаем как делаем вдох и выдох. А в пении дыхание более активное, на опоре - работает диафрагма. Важно правильно стоять, держать корпус и голову. При вдохе плечи остаются на месте.)

Педагог: Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического.

Выдох, во время которого происходит пение, значительно удлиняется, а вдох укорачивается! Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в управляемый, волевой! Работа дыхательных мышц становится более интенсивной. Основная задача - формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения.

В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:

  • ключичный, или верхнегрудной, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи; такое дыхание часто встречается у детей, но оно для пения неприемлемо;

  • грудной - внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки; диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается;

  • брюшной, или диафрагматический- дыхание осуществляется за счёт активных сокращений диафрагмы и мышц живота;

  • смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.


В вокальной практике наиболее целесообразным я считаю смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину. При работе с группой после вдоха я рекомендую певцам сделать мгновенную задержку дыхания. Это необходимо для точности интонирования звука в момент его атаки. Чем подвижнее темп исполняемого произведения, тем быстрее должна быть скорость вдоха и короче задержка дыхания.


Педагог: А что же такое "ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ"? Это специфическое дыхание, при котором певцы меняют его не одновременно, а как бы “цепочкой”, поддерживая непрерывность звучания. Благодаря цепному дыханию в группе возможно слитное, без цезур, исполнение больших музыкальных фраз и целой пьесы. Является одним из средств выразительности и должно применяться уместно, без злоупотребления им.


Существует 3 правила исполнения приёма цепного дыхания:
1 правило: Для певцов при цепном дыхании: не менять дыхания в конце слова, лучше — в середине его, на гласном звуке;

2 правило: После смены дыхания следует вступать на нюанс тише;

3 правило: Менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до “истощения”.


Педагог: И сейчас, мы с вами поработаем над долгим и ровным выдохом. Давайте вспомним отрывок из стихотворения Николая Некрасова "Однажды в студёную зимнюю пору"

Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка,

Везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

"Здорово, парнище! - "Ступай себе мимо!"

- "Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?"

-"Из лесу, вестимо, Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

(В лесу раздавался топор дровосека.) -


Сейчас мы прочитаем первую фразу так:

Однажды в студёную / зимнюю пору / я из лесу вышел, / был сильный / мороз.

Далее укрупняем фразу:

Однажды в студёную зимнюю пору / я из лесу вышел, / был сильный мороз.

А затем читаем более крупной фразой:

Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел, / был сильный мороз.

И в конце прочтём на одном дыхании:

Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз /


Педагог: Хорошо. Для выработки навыка цепного дыхания я рекомендую петь гамму большими длительностями, без пауз. При этом необходимо выполнять 2 условия:

1) во время пения гаммы нельзя менять дыхание вместе, одновременно;

2) дышать обязательно в середине длинных звуков, и между ними.

Смену дыхания нужно научиться делать быстро и незаметно. Голос каждого певца должен мягко вливаться в общее звучание, как бы "пристраиваться" в соответствии с нюансом данного момента в произведении.

Сейчас мы научимся приёму цепного дыхания на примере исполнения гаммы

C -dur. Давайте споём гамму с названием нот и показом звуковысотности.(Работа над дыханием. Объяснение и показ педагогом правильных дыхательных движений, их целесообразности, сущности и значения).

3.Вокально-хоровые упражнения, развитие интонации, ритма. Развитие гармоничекого слуха, координации и дикции. Поговорки, скороговорки.

1.Упражнения на формирование высокой позиции. Закрытом ртом на звук - М-м-м..;

2. Упражнение на формирование гласных. Исполняется на одном звуке (Да-дэ-ди-до-ду, Ма-мэ-ми-мо-му, Бра-бре-бри-бро-бру);

3. Упражнение нисходящее движение через ступень от V ст. к I ст. (ми-я-ми-я-ма);

4. Упражнение на воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения, на штрих «стаккато» для активизации диафрагмы и отработку октавных скачков (и-и-и..);

5. Упражнение на развитие гармонического слуха. Канон " Солнышко вставало"- литовская народная песня, обработка С.Шимкуса). Сначала упражнение исполняется в унисон, затем в 2-3 голоса (по желанию 4 голоса);

6. Пословицы, скороговорки, насыщенные гласными звуками, требующие широкого раскрытия рта. В процессе выполнения этих упражнений следить за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки произносить немного подчеркнуто.

- Мал, да удал.

- Два сапога – пара.

- Нашла коса на камень.

- Знай край, да не падай.

- Каков рыбак, такова и рыбка.

- Под лежачий камень вода не течет.

- У ужа ужата, у ежа ежата.

7. Упражнение на тренировку дыхания. Стихотворение З.В.Совковой "Скакалка". Сначала текст стихотворения педагог проговаривает построчно, а ребята за ним повторяют. Далее во время упражнения ребята имитируют прыжки через скакалку. Стихотворение читается в движении.


Со скакалкой я скачу, научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы звук держать оно могло бы,

Глубоко, ритмично было и меня не подводило.

Я скачу без передышки и не чувствую одышки.

Голос звучен, льётся ровно, и не прыгаю я словно.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз!

Можно прыгать целый час!





4. Работа над разучиванием песни. Знакомство с фразировкой, дыханием.

Педагог: Ребята, сейчас мы переходим к работе над музыкальным произведением. Прослушайте песню, посвящённую нашему городу Новый Уренгой и написана она местным композитором Ларисой Сёминой - "Нам этот город стал судьбой". (Прослушивание песни)

Нам этот город стал судьбой. (С-dur)

(слова и музыка Ларисы Сёминой)

1. Тихо закружится снег, в добрый путь

Время замедлит свой бег на чуть-чуть.

Ярким сиянием севера пой-пой-пой!

Город, рождённый теплом Уренгой.


2. Белым свечением улицы в ряд,

Белые звёзды на небе горят,

Белая тундра, волшебный покой, по-кой,

Белою птицей, мечтой, быстро летишь надо мной

Новый, всегда молодой, Уренгой!


ПРИПЕВ:

Нам этот город стал судьбой,

Любимый Новый Уренгой,

И загораются огни по всей России.

И нет профессии важней, чем эта - согревать людей,

И зажигать сердца огнём небесно-синим!


2. Верим, что сбудутся наши мечты (а-а-а)

Знаем, на нас так надеешься ты ( надеешься ты)

Мы сохраним твой заветный огонь (огонь)

Вместе расти нам с тобой, вместе гордимся судьбой,

Город, согретый теплом Уренгой.

ПРИПЕВ:

Модуляция:

ПРИПЕВ:

И зажигать сердца огнём небесно-синим!

И зажигать сердца огнём небесно-синим!



Работа над интонацией, ритмом, фразировкой и дыханием в 1 куплете и припеве. В процессе работы уделяется внимание исполнению унисонов, интервалов и аккордов. Певческое дыхание должно соответствовать характеру произведения. Вдох по активности и объёму должен соответствовать длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.

Педагог: Ребята, в конце 1 куплета, на словах (Белою птицей, мечтой, быстро летишь надо мной, Новый, всегда молодой, Уренгой!) звучит очень длинная фраза. Кто мне скажет, каким приёмом можно исполнить эту фразу, что бы звучание не прервалось?

(Ответы детей - спеть на цепном дыхании.)



Педагог: Правильно! Каждый берёт дыхание строго в свою очередь.

(Закрепляется навык исполнения "цепного дыхания", ощущения плеча соседа. Благодаря этому приёму, группа вокалистов пропевает длинный фрагмент как бы на одном дыхании.)



5. Подведение итога занятия. Самостоятельный анализ.

Педагог: Ребята, кто из вас помнит, какова тема нашего занятия? (Дети называют тему занятия)

Педагог: Совершенно верно - "Цепное дыхание". Как вы поняли, что такое цепное дыхание? Где применяется цепное дыхание? (Ответы детей).

Правильно! Ребята, скажите, у вас всё получалось на занятии? (Самооценка обучающихся о выполнении поставленных задач на занятии. Педагог вместе с обучающимися анализирует прошедшее занятие и обсуждает результаты.)

Педагог: Хорошо! Нам предстоит ещё много работы для того, чтобы эта песня стала полноценным концертным номером. (Определяет дальнейшие перспективы работы: произношение, выразительность исполнения, хореографические движения).

Наше занятие прошло успешно!

Спасибо вам за работу!


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над освоением навыка цепного дыхания

Автор: Плавская Алла Алексеевна

Дата: 20.03.2020

Номер свидетельства: 543542

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства