Просмотр содержимого документа
«Работа над методикой подбора песен и аккомпанемента на слух»
Разработка открытого занятия
на тему:
«Работа над методикойподбора песен и
аккомпанемента на слух"
(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ЮНЫЙ АРАНЖИРОВЩИК")
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Дом детского творчества
Плавский М.С.
г. Новый Уренгой
2020г.
Открытое занятие "Работа над методикой подбора песен и аккомпанемента на слух" представляет собой занятие, которое направлено на приобретение навыков самостоятельного аккомпанирования музыкальных произведений и песен. В ходе занятия ребята знакомятся с принципами подбора аккомпанемента . На занятии применяются традиционные и современные методы обучения. Это способствует индивидуализации обучения. Занятие входит в образовательную программу "Юный аранжировщик". Предназначено для детей 12-16 лет, обучающихся в детских объединениях игре на инструментах Домов творчества, кружков при Городских Дворцах и Домах культуры, и классах ДШИ.
Тема занятия: "Работа над методикой подбора песен и аккомпанемента на слух"
Цель занятия: "Освоение учащимися практических навыков аккомпанемента на гитаре".
Задачи:
1. Знакомство учащихся с таблицей аккордов.
2. Обучить практике игры аккордов.
3. Развить навыки подбора аккомпанемента для песни.
Используемый на занятии музыкальный. дидактический материал и нотно-методическая литература :
1. Песни "Во поле берёза стояла".
2. Таблица гитарных аккордов, карточка с рисунком буквенных обозначений нот
3. Птиченко Н. "Подбор аккомпанемента на слух". Вып.5 СПБ- 2010г.
4. Агеев Д. "Самоучитель игры на шестиструнной гитаре"+СД с видеокурсом. Питер - 2016г.
Структура занятия:
1. Организационный момент. Постановка цели и задач занятия.
2. Знакомство с таблицей аккордов и системой их прочтения.
3. Игра учащимися последовательности аккордов в тональности ля-минор (Т, S, D).
4. Подбор и игра аккомпанемента на практике - р.н.п. "Во поле берёза стояла".
5. Пение и коллективная игра аккомпанемента ранее изученных песен. ("В траве сидел кузнечик", " Маленькой ёлочке")
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесный
- объяснительно-демонстрационный;
- сравнение, анализ, обобщение;
- по назначению и дидактическим задачам – формирование умений и навыков,
приобретение знаний.
Применяемые технологии: личностно-ориентированная, теория общего развития, здоровьесберегающая, коллективного взаимообучения.
Оборудование:
Комплекты электроаппаратуры для гитаристов и вокалистов (акустические и электрогитары, комбики, микрофоны, усилитель, колонки, шнуры, микшерный пульт), компьютер, рабочий стол.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Постановка цели и задач занятия.
Педагог знакомит обучающихся с темой и задачами занятия.
Педагог:
Теманашего занятия "Работа над методикой подбора песен и аккомпанемента на слух" .
Сегодня на занятии мы с вами:
- познакомимся с таблицей основных аккордов;
- закрепим знания буквенного обозначения аккордов, понятия - мажор, минор, тоника, субдоминанта, доминанта;
- поработаем над аккомпанементом в русской народной песне "Во поле берёза стояла";
- соединим мелодию и аккомпанемент в песне.
2. Рассказ о таблице аккордов и системе их прочтения.
Педагог: На сегодняшний день существует три основных вида записи музыки:
– ноты; – буквенное обозначение; – табулатура.
С течением времени запись перерабатывалась многократно, музыканты искали оптимально удобные записи.
Рассмотрим таблицу гитарных аккордов и научимся их читать.
1) читать необходимо снизу в верх; 2) шесть линеек изображают струны гитары с 1-ой по 6-ую; 3) закрашенные кружочки указывают место прижима струны, а не закрашенные кружочки – это открытые струны; 4) каждый аккорд обозначен буквенно.
Педагог: Хорошо, как обозначается минор и мажор? (7 - moll) (Ответы детей)
3. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля-минор (Т, S, D).
Педагог:
1) Настройте гитары.
2) Давайте поупражняемся в игре аккордов и возьмём тональность ля – минор. Назовите, пожалуйста - T, S, D.(Ответы детей) Я попрошу вас взять гитары и левой рукой поставить первый аккорд Am (тонику). Запоминайте расположение пальцев.
Далее поставьте аккорд Dm (субдоминанту), E7 (доминанту) и тонику. Повторите эту последовательность ещё 2-3 раза. (Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задание на инструменте.)
4. Подбор и игра учащимися аккомпанемента на практике - р.н.п. "Во поле берёза стояла".
Педагог: Ребята, сейчас я познакомлю вас с р.н.п. "Во поле берёза стояла". Задание 1:
- определите тональность, в которой написана песня. Для этого, внимательно прослушайте аккорд, которым заканчивается песня (если она написана без модуляций).
Педагог исполняет на гитаре 1,2 куплеты песни "Во поле берёза стояла".
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Лю-ли, лю-ли стояла,
Лю-ли, лю-ли стояла.
Не кому берёзу заломати,
Не кому кудряву заломати,
Лю-ли, лю-ли заломати,
Лю-ли, лю-ли заломати.
Педагог: Какой аккорд прозвучал в конце песни? (а-moll).(Ответ детей)
Правильно, тональность песни - ля-минор. Большинство песен написано в минорных тональностях.
Задание 2:
Подберите на слух на гитаре этот аккорд.
Педагог: У всех получилось? Хорошо. Итак, песня написана в тональности ля-минор. давайте проиграем её мелодию. (Дети играют на инструменте мелодию песни).
Педагог: А теперь одна пара гитаристов играет мелодию, исполняя роль «музыкантов», а остальные, исполняя роль «вокалистов», поют эту песню со словами. (Исполнение песни воспитанниками).
Педагог: Хорошо. Меняемся ролями и повторяем задание, исполняя первый куплет и один припев.
Педагог: Молодцы! Вы отлично запомнили мелодическую основу этой песни и теперь готовы подобрать к ней аккомпанемент. Теперь, ещё раз прослушайте песню и отметьте в песне места смены аккордов. Для этого я раздам вам сейчас текст песни. (Проставление аккордов в тексте).
Педагог: Следующий этап - это исполнение аккордов в нужной последовательности. Смотрим в текст, пропеваем внутренним слухом слова и аккомпанируем себе на гитаре. (Можно сыграть каждому учащемуся по очереди, потом всей группой. Повторить несколько раз. Внести окончательные коррективы.)
Педагог: После того, как мы убедились в правильности аккордов, нужно определить необходимый тип аккомпанемента и разучить песню.Прекрасно! Вы подобрали аккорды и к куплету, и к припеву. А теперь предлагаю вам спеть и сыграть эту песню со мною вместе. (Учащиеся, используя сделанные записи, исполняют песню вместе с преподавателем все вместе под самоаккомпанемент.)
Умение подбирать на слух напрямую связано с развитием "слуховой мышцы", которую можно развивать так же, как и любую другую мышцу.
5. Пение и коллективная игра аккомпанемента ранее изученных песен.
Педагог: Ребята, давайте вспомним, какие песни мы исполняли ранее с аккомпанементом - "В траве сидел кузнечик", " Маленькой ёлочке". (Ответы детей)
Педагог: Хорошо. Я попрошу вас исполнить их. Повторим инструментальную партию (мелодию). После уверенного и чистого исполнения можно соединить вокал и аккомпанемент.
Педагог: Итак, давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали , чему вы научились на занятии?
Дети: Название аккордов, как подбирать аккомпанемент к песне.
Педагог: Правильно.Ребята, скажите, у вас всё получалось на занятии?
(Самооценка обучающихся о выполнении поставленных задач на занятии. Педагог вместе с обучающимися анализирует прошедшее занятие и обсуждает
результаты.)
Педагог: Хорошо! На начальном этапе обучения преобладает техническая работа, а на более позднем внимание концентрируется больше на художественной стороне произведения. Нам предстоит ещё много работы для того, чтобы эта песня стала концертным номером. (Определяет дальнейшие перспективы работы).
Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за работу!