Просмотр содержимого документа
«Работа мышц рук в процессе игры на домре»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ильинская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
Работа мышц рук в процессе игры на домре
Преподаватель
Симонова Светлана Ивановна
2017 г.
Работа мышц рук в процессе игры на домре
О причинах возникновения мышечного напряжения у начинающих.
Самым большим злом в процессе обучения ученика игре на домре является напряжение мышц всего его тела. Это напряжение появляется с первых же уроков. Если такое напряжение вовремя не предупредить, оно может стать серьёзной помехой для правильного усвоения постановочных и игровых навыков. Зажатые руки неподатливы и не эластичны, выглядят на инструменте неуклюже. Напряжение мышц сказывается самым отрицательным образом на звукоизвлечении, интонации на смене позиций, на выполнении различных штрихов, ограничивает беглость пальцев, быстро вызывает утомление.
Как обычно поступает педагог? Он показывает, какой должна быть рука в свободном состоянии, и неустанно следит за выполнением своих указаний. Постепенно вырабатывая игровые навыки, ученик начинает в какой-то мере «освобождать» руки. Но иногда, несмотря на все усилия педагога, напряжение не исчезает, а входит в привычку ученика, которая отрицательно влияет на всё его дальнейшее развитие.
Всегда ли появляется напряжение в мышцах ученика в начальный период его обучения?
Ответ на этот вопрос даёт сама практика. Довольно часто встречаются ученики, которые, не испытывая напряжения, легко приспосабливаются к инструменту и правильно усваивают постановку с первого же года обучения. Значит, есть причины, вызывающие напряжение в мышцах на первоначальной стадии обучения. Причины эти должны быть известны каждому педагогу. Поэтому необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с работой и свойствами мышц.
О работе и свойствах мышц.
Мышцы состоят из большого количества мышечных волокон, густо пронизанных кровеснабжающими капиллярами и нервными волокнами, соединяющими мышцу с центральной нервной системой.
Работой мышц называется их попеременное сокращение и расслабление. Сокращение сопровождается окислением питательных веществ, поступающих через кровь. Энергия, которая освобождается при этих реакциях, используется мышцей для очередных сокращений. При окислении в этом процессе участвует кислород, который поступает по дыхательным путям в кровь и разносится ею по всему организму.
Если мышца не работает, то для циркуляции крови раскрыта только небольшая часть капилляров, но, как только мышца начинает сокращаться, большая часть капилляров раскрывается. При этом увеличивается скорость тока крови. Таким образом, работа мышц тесно связана с обменом веществ, кровообращением, дыханием и прежде всего с деятельностью центральной нервной системы.
Мышца обладает тремя свойствами – эластичностью, сокращаемостью и напрягаемостью.
Эластичность – это способность мышц восстанавливать своё естественное состояние после прекращения воздействия на них внешних сил. Например, при нажатии на любую мышцу на ней образуется углубление, после прекращения нажатия мышца сама восстанавливает своё исходное состояние. Сокращаемость и напрягаемость – разные свойства. Так, при свободном сгибании руки в локтевом суставе двуглавая мышца плеча сокращается, но при этом остаётся на ощупь мягкой, не напряжённой. В таком состоянии рука может находиться довольно долго. Если же сгибать руку в том же суставе с целью показать силу и крепость своего «бицепса», то мышца руки, как бы преодолевая большую тяжесть, сильно напрягается и становится твёрдой. Следует отметить, что продолжительное время в таком состоянии мышца находиться не может из-за быстро наступающего утомления.
Всякое напряжение мышц сопровождается большой затратой энергии, количество которой расходуется в зависимости от силы и продолжительности действия нагрузки, которую испытывают мышцы.
Следовательно, напряжением мышц называется такое физиологическое их состояние, которое является их противодействием в ответ на всякую испытуемую ими нагрузку.
Но этой нагрузкой может оказаться не только физическое действие, как например преодоление тяжести, но и психическое состояние: страх, волнение, отчаяние и другие переживания, которые обычно вызывают непроизвольное напряжение мышц.
Плохо освоенные двигательные навыки тоже требуют затраты лишней энергии, гораздо большей, чем для них необходимо. Например, начинающий писать ребёнок напрягает все мышцы тела, вплоть до языка, тогда как навык писания требует участия мышц только кисти одной руки. То же можно часто наблюдать у ребёнка, который впервые берёт в руки домру. Для поддержания домры, имеющей незначительный вес, ребёнок часто включает мышцы всего тела, затрачивая массу лишней энергии, о чём свидетельствует быстрое утомление руки.
Итак, напряжение мышц может быть вызвано у ученика волнением, страхом, застенчивостью, неумением обращаться с инструментом, чрезмерным старанием, а так же большим количеством требований, которые предъявляет к нему педагог. Следовательно, при работе с начинающим учеником педагог должен так продумать методику первоначального обучения, чтобы ею предупреждалась возможность возникновения перечисленных выше явлений. Другими словами, педагог должен учесть, что у каждого ученика могут возникнуть все эти явления, и быть готовым к их предотвращению.
На практике же часто бывает так, что педагог не придаёт особого значения тому, что ребёнок, который впервые пришёл к нему на урок, испытывает волнение, робость, смущение, вызванные новой, непривычной обстановкой. Подобное состояние обычно выражается в общей скованности, при которой все его мышцы могут оказаться напряжёнными ещё до знакомства с инструментом. Это первое, на что педагогу следовало бы обратить внимание. Но он считает такое состояние естественным, что оно со временем пройдёт, и не теряя времени, с первого же урока приступает к постановке рук.
Когда педагог даёт ученику домру, то напряжение может усилиться за счёт хватательного рефлекса, чрезмерного старания и неумелого обращения с инструментом. Не придавая этому значения, педагог начинает показывать ученику правильное положение руки, пальцев, головы, ног. Каждое его указание ученик должен успеть осознать и выполнить, а если указаний даётся сразу много, то они представляют значительную трудность и могут вызвать у ученика ещё большее напряжение мышц.
Таким образом, педагог не предотвращает причины возникновения напряжения в мышцах ученика, а скорее усугубляет их, и постановка рук усваивается долго и не всегда правильно. Самый факт появления напряжения часто воспринимается как неизбежное зло в работе с начинающими, с которым надо бороться.
Основная ошибка неопытного педагога заключается в том, что, приступая к постановке, он видит перед собой только зажатую руку ученика, которой тот держит домру и всё своё внимание обращает только на её освобождение. На самом же деле у ученика напряжены мышцы не одной руки, а всего корпуса, ног спины, шеи. Ребёнка надо освободить от общего напряжения и лишь после этого приступать к занятиям, иначе ощущение мышечного напряжения, испытанного на первом уроке, может связаться с навыком держания домры и от него будет очень трудно избавиться.
С постановкой рук не следует торопиться. Нужно дать ученику возможность освоиться в новой обстановке. Первые уроки должны вызвать у ученика только положительные эмоции.
До освоения навыков постановки надо дать ученику представление, что такое свободное состояние мышц (чтобы он знал, к чему стремиться) показав ему на примере, что любое действие можно выполнить напряжёнными и свободными мышцами. При многократных подобных упражнениях на каждом уроке ученик постепенно научится сам контролировать состояние своих мышц и освобождать их от напряжения. Добиваясь свободы движений рук, не следует смешивать понятия активной свободы мышц с их излишней расслабленностью, при которой мышцы становятся инертны и вялы. Контроль за состоянием своих мышц ученик должен вырабатывать с первого дня обучения, тогда этот контроль перейдёт в необходимую привычку.
Работа над освобождением мышц от напряжения.
Выше были предложены способы, помогающие избежать возникновения напряжения в мышцах у начинающего ученика.
А как быть, если напряжение уже имеется? Как с ним бороться?
В педагогической практике часто встречаются случаи, когда ученик, проучившийся на домре несколько лет, играет очень напряжёнными руками. Бороться с напряжением мышц у таких учеников гораздо труднее, чем допустить его в самом начале обучения. С годами ученик так свыкается с напряжённым состоянием мышц при игре, что не замечает его, и, следовательно, все возникающие трудности и самоё качество игры не связывает с этим напряжением.
Опытному педагогу сразу бросается в глаза вредное воздействие напряжённого состояния мышц ученика на постановку его рук и всего корпуса, на качество звукоизвлечения, смену позиций, техническое развитие и приобретение игровых навыков.
Не опытному педагогу иногда бывает трудно определить состояние мышц ученика и вот по какой причине: Мышечное напряжение может проявляться внешне, то есть быть видимым, а иногда оно замаскировано, скрыто от глаз. Приведём пример внешне выраженного напряжения: у ученика жёсткая хватка руки, особенно кисти, будто застывшие; пальцы левой руки так крепко сжимают гриф домры, что большой палец почти невозможно от неё оторвать; пальцы правой руки сильно сжимают медиатор при этом часто бывает поднято правое плечо, напряжена шея, стиснуты зубы, дыхание не ровное, движения рук затруднены. Неопытный педагог в подобных случаях фиксирует своё внимание, главным образом, на имеющихся внешних отклонениях от стандартной формы постановки, таких, как не правильное положение пальцев на грифе левой руки, не правильное положение медиатора в правой руке. В этих недостатках он видит «корень зла» и пытается путём внешних исправлений привить ученику плавные, свободные движения, создавая этим иллюзию правильной постановки. Внешне правильные движения ещё не означают того, что руки свободны от напряжения, тем более что все другие незамеченные педагогом проявления напряжения мышц остаются. Просто это напряжение превратилось в скрытое, что ещё более опасно.
Таким образом, скрытое напряжённое состояние мышц у играющего ученика может сохраняться при формально правильно выполняемых им сгибательных и разгибательных движениях кисти (иногда даже преувеличенных). Это обстоятельство часто вводит в заблуждение неопытного педагога, и он тщетно ищет причину плохого звукоизвлечения и других недостатков.
Кроме причин, перечисленных в предыдущем разделе, напряжение может быть вызвано неудобной для ученика постановкой рук. Нахождение удобного положения рук на инструменте оказывается достаточным, чтобы движения стали свободнее. Однако ошибочно добиваться освобождения только рук. Необходимо обеспечить свободу мышц всего тела, с этого и следует начинать работу.
Задача педагога заключается в том, чтобы научить ученика контролировать состояние своих мышц во время работы. Для этого нужно, чтобы он путём сравнения ощутил и осмыслил разницу между «зажатым» и свободным состоянием своих мышц. К примеру, ученик берёт домру напряжённой рукой, привычно зажимая её гриф между большим и указательным пальцами, а корпус домры – под мышку правой руки. В этот момент нужно попросить ученика «прислушаться» к ощущению своих мышц. Затем сделать ряд упражнений без домры, освобождающих мышцы от напряжения. Затем педагог сам должен положить домру на правую ногу ученику, и тот поднимает освобождённую, «лёгкую» руку и без всяких усилий приложит её к домре в нужном положении. Такое многократное упражнение постепенно приучит ученика к свободе движений. Коль скоро ученик уловит ощущение свободы, он будет знать, к чему стремиться, и с помощью самоконтроля гораздо легче добьётся освобождения мышц и исправит недостатки в постановке, если таковые имеются. При работе над освобождением мышц у играющего ученика необходимо временно оставить разучиваемыеим произведения, использовать самый облегчённый материал: упражнения или простые гаммы.
Об утомлении и правильной тренировке мышц.
Всякая незнакомая работа нередко вызывает у человека непроизвольное включение большого количества лишних мышц, и каждое движение при этом получается неуклюжим, требует излишней затраты энергии. При систематических занятиях мышцы тренируются, специализируются и в управлении ими, человек обретает ловкость, быстроту и точность.
Обучение на домре тем и сложно, что специфика этого инструмента требует очень тонкой дифференциации в работе мышц. Чтобы обеспечить максимальную эффективность труда без утомления и болевых ощущений, необходимы следующие условия: экономная трата мышечной энергии во время выполняемой работы, чередующейся с отдыхом, ровное дыхание без задержек вдоха и выдоха и регулярная ежедневная тренировка на инструменте. Экономия мышечной энергии тесно связана с режимом их работы: не следует долго занимать одни и те же мышцы. Не нужно долго учить одно и то же трудное место, нужно чередовать его с другими упражнениями, тогда оно лучше и быстрее усвоится. Кроме того, мышцы, как всякий живой орган, нуждаются в правильном чередовании работы и отдыха. Работой для мышцы является её сокращение, а отдыхом – её расслабление. Чем правильнее чередовать в мышцах эти состояния, тем выносливее и продолжительнее будет их работа. Правильная ежедневная тренировка укрепляет мышцы, постепенно делая их выносливыми для более продолжительной работы.
Если домрист жалуется на быструю утомляемость или на ощущение боли в мышцах при игре, это значит, был нарушен режим его занятий. Например, он несколько дней не занимался, а затем хотел наверстать упущенное время, или увлекшись забывает передохнуть. Бывает и так, что ученик на уроке устал, но стесняется сказать об этом и , превозмогая усталость продолжает играть утомлёнными руками, после чего они начинают болеть. Физические возможности у каждого учащегося разные. Некоторые ученики не могут долго сидеть, особенно в начальных классах. Педагог должен быть внимателен, и постоянно наблюдать за состоянием ученика, правильно распределять нагрузку на данного ученика.
Список литературы.
1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая. 2-ое изд. М., 1971.
2. Вольская Т. – Уляшкин М. Школа мастерства домриста. Екатеринбург, 1995.
11. Михеев Б. Школа игры на четырёхструнной домре. Киев, 1989.
16. Цыпин Г. Музыкант и его работа. М., 1988.
17. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.
19. Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. - М., 1972.
20. Польшина А. За дальнею околицей. Сов. Культура, 1982.
21. Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. - М., 1968.