Работа концертмейстера в классе вокала в рамках изучения студентом профессионального модуля
Автор:
Савченко Л.И.
Клинцы
2018
Содержание
Введение
1. Концертмейстер вокального класса
2. Специфика работы концертмейстера на уроках вокала и внеурочной практики
Заключение
Приложение
Список литературы
Введение
Научиться хорошо аккомпанировать
не менее трудно, чем научиться
хорошо играть на рояле
Е. Шенденрович
По программе курса МДК 03.01 вокальный класс студенты знакомятся с детским репертуаром для дошкольного и школьного возраста, что поможет им во время прохождения педагогической практики, а также в их будущей профессиональной деятельности. Студенты на уроках вокала получают необходимые исполнительские вокальные навыки для работы с песенным репертуаром различных жанров и стилей.
На уроках вокала ведется целенаправленная работа над развитием общих музыкальных способностей студента, обогащение музыкального и , в частности, вокального опыта, развитие эмоциональной сферы.
Концертмейстер – правая рука и первый помощник на уроке вокала. С этим связана разносторонняя деятельность концертмейстера, в данном случае в классе вокала.
Концертмейстер вокального класса
Работа концертмейстера заключает в себе и чисто творческую (художественную), и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе учащимися любых специальностей. Педагогическая сторона деятельности особенно отчетливо выявляется в работе с учащимися вокального класса.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, ^особенностей игры на различных^ инструментах— также- отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано.
Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной
и хоровой литературы, педагогики - в их взаимосвязях.
Специфика работы концертмейстера в вокальном классе и внеурочной практике
В обязанности пианиста-концертмейстера вокального класса, помимо аккомпанирования певцам на концертах, входит помощь учащимся в подготовке нового репертуара. В этом плане функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо фортепианной подготовки и аккомпаниаторского опыта, ряда специфических знаний и навыков, и в первую очередь умения корректировать певца, как в отношении точности интонирования, так и многих других качеств исполнительства.
При этом резко повышается роль внутреннего слуха в концертмейстерской работе. Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный строй и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово.
Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер наблюдает за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он должен следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала - особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания и т.д.
В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, от точно найденной фортепианной звучности порой зависит и звучание сольной партии. Например, грубый, стучащий звук аккомпанемента вызывает форсирование звука вокалистом, мягкое «пение» фортепиано приручает солиста к правильному звуковедению, оберегает его от «крика».
Начиная работу с учащимся-вокалистом, концертмейстер должен вначале представить ему возможность услышать произведение в целом. Для этого пианист либо интонирует голосом вокальную партию, аккомпанируя себе, либо воспроизводит вокальную партию на фортепиано вместе с аккомпанементом. При этом можно поступиться деталями фактуры. Произведение лучше исполнить несколько раз, чтобы ученик с первого же урока понял замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию. Важно увлечь и заинтересовать певца музыкой и поэтическим текстом, возможностями их вокального воплощения. Если юный певец еще не обладает навыками сольфеджирования по нотам, пианист должен сыграть ему мелодию песни или романса на фортепиано и попросить воспроизвести ее голосом. Для облегчения этой работы всю вокальную партию можно разучивать последовательно по фразам, предложениям, периодам.
В процессе работы над произведением нельзя отделять работу над точным воспроизведением нотного текста от проникновения в сущность музыкального образа. Руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому исполнителю, нельзя обозначить единый план ведения занятия, одинаково пригодный для всех учащихся. Пианист должен помнить, как ученик пел в классе на уроке у педагога, как прошел предыдущий урок у концертмейстера и, исходя из этого, продумать заранее, над чем именно лучше поработать на следующем занятии. В случае прихода на урок ученика в утомленном или не совсем здоровом состоянии, понадобится на ходу менять задачу, выбирая направления, не требующие большой вокальной нагрузки.
В случаях, не зависящих от чисто технических причин, концертмейстеру приходится находить разные способы устранения фальшивых нот: показывать гармоническую опору в аккомпанементе, связь с предыдущими тонами и др. Таких способов много, в каждом произведении можно найти себе музыкальных «помощников» для устранения фальши и для скорейшего запоминания мелодии.
Одной из серьезных проблем для начинающего певца часто является ритмическая сторона исполнения. Он еще недостаточно осознает, что ритмическая четкость и ясность определяет смысл и характер музыки. Воспринимая мелодию на слух, певец порой приблизительно поет ритмически сложные места. Концертмейстеру необходимо на уроках отучать ученика от небрежного отношения к ритму, обратив внимание на художественное значение того или иного момента
Если ученик не сразу полностью воспринимает сложный ритмический рисунок, он обязательно должен считать вслух или про себя, а не только запоминать музыку на слух. Привычка запоминать на слух, без сознательного анализа, часто подводит. Для лучшего освоения ритмической стороны иногда полезно дирижировать, чтобы почувствовать сильную долю такта, основной пульс произведения, добиться ритмической ровности. Концертмейстер предостерегает начинающего певца от бессмысленных жестов во время пения. Лишние движения у певца легко превращаются в привычку и выдают его физическую (вокальную) скованность и напряженность. Жестикуляцию может себе позволить лишь большой артист, умеющий оправдать жестом внутреннее состояние, и чем она будет сдержаннее, тем уместнее и выигрышней для солиста.
На концертмейстера возлагается ответственная задача - ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус.
Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности, тесситурные слабости и достоинства. Все певцы, а юные в особенности, ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но человеческой чуткости.
Являясь помощником педагога-вокалиста, концертмейстер не только учит со студентом репертуар, но и помогает ему усваивать указания педагога. Чем больше работает концертмейстер в классе одного педагога, тем прочнее устанавливается между ними взаимопонимание, даже «рабочая терминология» у них становится общая. Концертмейстеру на уроке надо быть в подтянутом, творческом состоянии, не допускать игры недоученных произведений, благожелательно и добросовестно заниматься с любым учеником-вокалистом, независимо от его способностей.
2. На занятиях хора
Работа концертмейстера в хоровом классе значительно отличается от занятий с вокалистами. Пианист должен овладеть навыками общения с младшим и старшим хоровыми коллективами. Он должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы как цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция и др. Именно концертмейстер помогает дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а также способствует формированию вокальнохоровых навыков, задавая четкий ритм работы. Подчеркнем, что не только от дирижера, но от профессионализма Аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений для распевания xоpa. Пианисту необходимо постоянно следить за жестами дирижера, поэтому он обязан знать основы дирижерской техники и уметь играть «по руке» дирижёра. Важным моментом в работе концертмейстера является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от жестов дирижера, порой даже наперекор логике исполнения произведения.
На занятиях хора концертмейстеру (на этапах разучивания репертуара) иногда нужно показать звучание отдельных фрагментов музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры. Здесь нё обойтись без навыков беглого чтения хоровой партитуры с листа, а также без умения совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в исполняемой произведении. В процессе такой игры следует добиваться выразительности, создавая образец тактов, «добросовестный» ученик возвращается назад, чтобы сыграть все пропущенное. Даже опытный концертмейстер может растеряться от такой неожиданности, но с течением времени вырабатывается внимание к тексту и способность сохранять ансамбль со студентом, несмотря на любые сюрпризы.
Иногда даже способный исполнитель на инструменте запутывается в тексте настолько, что это приводит к остановке звучания. Концертмейстеру в этом случае следует сначала применить музыкальную «подсказку», сыграв несколько нот мелодии. Если это не помогло, то надо договориться с учеником, с какого места продолжить исполнение и далее спокойно довести пьесу до конца. Выдержка концертмейстера в таких ситуациях позволит избежать образования у учащегося комплекса боязни эстрады и игры на память. Еще лучше обговаривать до концерта, с каких моментов может быть возобновлено исполнение в случаях остановок в определенных частях формы.
Заключение
Для педагога по специальному классу концертмейстер - правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.
Для солиста (певца и инструменталиста) - концертмейстер - наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер - оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
Специфика работы концертмейстера в музыкальной -школе- требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися в качестве педагога. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха - аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. «Концертмейстер - это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога».
Список методической литературы
1. Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. - М., 1982
2. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в Вузе // СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - Вып. 2
3. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Изд-воЛОЛГК, 1986
4. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. - М., 1966
5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.,
1961
6. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. - 2001. - № 5
Приложение
Детская песня – одна из самых ярких страниц всего песенного творчества. Его художественно-образная основа имеет огромное влияние на воспитание подрастающего поколения.
Детская песня активизирует ребенка на проявление живого эмоционального отклика, развивает интеллектуальные способности и духовную сферу, ориентирует на позитивное мироощущение, дает чувство родного языка, интонационной и мелодической сферы музыкального искусства.
В центре этого мира – ребенок с его внутренней вселенной, с его радостями, забавами и переживаниями.
Очень важная задача по развитию этого мира лежит на учителе музыки общеобразовательной школы, ведь в его руках сосредоточены ниточки, ведущие к сердцу каждого ребенка.
Студенты музыкального отделения – будущие учителя музыки – готовят себя к этой важной воспитательной деятельности на учебных и практических занятиях.
Рекомендации по работе с детскими песнями помогут будущим специалистам в их профессиональной деятельности.
Рекомендации по работе с детским репертуаром
Требования к репертуару
Соответствие репертуара изучаемой возрастной группе
Детская песня должна иметь яркое, запоминающееся зерно-интонацию, что поможет узнаванию и запоминанию репертуара
Детская песня должна развивать ладо-тональный слух
а) опорное ощущение лада в дошкольном и младшем школьном возрасте
б) использование элементов модуляции и отклонений в среднем и старшем школьном возрасте, что дает ощущение более полной тональной картины музыки
В младшем школьном возрасте возможно введение хроматических интонаций, чередование мажора и минора, но эти элементы красочной звучности можно вводить уже после установления у учащегося устойчивого тонального слуха.
При выборе детской песни нужно учитывать художественную роль аккомпанемента, его фактурный характер, поддержку мелодической линии, гармоническую и тональную структуру. Зачастую именно аккомпанемент дает ощущение жанрового разнообразия, гармонической красочности, ладо-тональной основы.
В дошкольном и младшем школьном возрасте репертуар должен иметь яркое образное художественное содержание. Использование элементов инсценирования, интересного реквизита, детских музыкальных инструментов, шумовых эффектов, хорошей фонограммы, ритмических движений даст возможность достичь высокого результата в изучении материала.
Средний и старший школьный возраст, обладая более развитой эмоциональной сферой, базой певческих умений и навыков, уже готов к восприятию более сложных произведений.
Владение учителем навыками игры на различных инструментах (гитара, синтезатор), его профессионализм в выборе фактуры аккомпанемента, умелое использование элементов импровизации активизирует интерес школьников и поднимает авторитет самого педагога.
Использование в своей педагогической работе инновационных технологий и личностно-ориентированного подхода сделает деятельность педагога успешной и благодарной.
Именно к такой профессиональной деятельности призван готовить студентов преподаватель вокального класса в союзе с концертмейстером.