kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Работа над звуковыми эффектами в классе клавишного синтезатора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • В данной статье рассматривается один из основополагающих вопросов электронного исполнительства.  Выбор темы обоснован необходимостью постоянно пополнять традиционные знания преподавателя-музыканта (владение инструментом, знания полифонии, гармонии и т.д.) и овладевать правилами аранжировки и звукорежиссуры, использовать технологии электронного звукообразования. Поэтому к деятельности преподавателя клавишного синтезатора добавляется необходимость знаний в области информатики, электротехники, электроники и акустики. Цифровые эффекты и связанные с ними выразительные возможности клавишного синтезатора (реверберация, ее типы и параметры, способы практического использования, хорус, эхо, панорамирование и др.)  разделяются в зависимости от способа преобразования звука:  изменение амплитуды, использование задержки, фильтрация и частотные преобразования. Объемный и достаточно подробный материал по переводу и расшифровке технической терминологии послужит большой помощью преподавателям в практической работе с учащимися класса клавишного синтезатора. Это позволит активнее использовать синтетические тембры синтезатора и, самое важное, создавать свои неповторимые звучания.< >
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Работа над звуковыми эффектами в классе клавишного синтезатора" »

Электронный звуковой материал объективно является основой радикального обновления музыкального искусства. Всё большое распространение получают электронные музыкальные инструменты, музыкально-компьютерные технологии, предоставляющие огромные возможности композиторам и музыкантам в творческой деятельности.

Подобные факты не могли не обойти и музыкальное образование, обязанного идти в ногу со временем, учитывая интересы современной молодёжи и потребности общества. В настоящее время электронное музыкальное творчество завоевывает своё достойное место в музыкальном образовании. Наблюдается стремительный рост количества детских музыкальных учреждений, в которых открываются классы синтезатора, отделения электронных инструментов и студии компьютерной музыки.

Образовательный процесс на электронных музыкальных инструментах становится более высокотехнологичным и интенсивным, что, соответственно, ведёт к необходимости изменения и обновления методов обучения.

Музыкант-преподаватель нашего времени призван сочетать в себе музыкально-творческие способности с инженерными навыками.

Новые технологии предъявляют иные требования к музыканту, теперь уже недостаточно умений играть на инструментах, знаний по музыкальной грамоте, классической гармонии, полифонии, становятся необходимыми знания правил оркестровки, техники исполнения, фразировки, диапазона всех инструментов, для того чтобы звучание в создаваемом электронном проекте было убедительным и более реалистичным. Современному музыканту и педагогу важно владеть законами аранжировки, преобразовывая жанровую основу музыкального текста в новые художественные формы; законами звукорежиссуры, обоснованно используя технологию электронного звукообразования, к такой расширенной музыкальной деятельности добавляется и технический спектр знаний в области информатики, электротехники, электроники и акустики. Таким образом, электронное музыкальное творчество объединяет в себе традиционную музыкальную деятельность – композиторскую, исполнительскую, звукорежиссерскую с профессиональным владением современных технологий, что существенно увеличивает информационно-художественное поле музыканта. Поэтому от педагога и музыканта требуется постоянно совершенствовать, легко адаптироваться к новым реалиям цифровой эпохи, и главное помнить, что в такой творческой деятельности невозможно научиться один раз и на всю жизнь!

«Без освоения новой технологии, которая нам дана в руки, мы не добьемся нового качества, прежде всего эмоционального. Всегда было, что некий огромный творческий дух вырывается и открывает нечто совершенно новое, но если мы ведем речь о движении музыки в целом, то сегодня прорыв духа надо поддержать мощью технологических достижений», – эти слова принадлежат нашему современнику, русскому композитору, президенту Ассоциации электроакустической музыки Эдуарду Артемьеву.

В настоящее время споры о применимости электронных технологий в музыкальном образовании прекратились. Сейчас многим понятно, что для музыканта современная техника открывает широкие возможности в художественной деятельности, а также становится его надёжным помощником. Музыканты, композиторы активно осваивают электронные инструменты – клавишный синтезатор и музыкальный компьютер, совершенствуют новую область деятельности, которая основана на активизации художественного воображения и эмоционально-образного мышления.

Обучение на электронных музыкальных инструментах помогает преодолеть одностороннюю исполнительскую деятельность традиционного музыкального образования. Освоив техническую сторону синтезатора, музыкант-исполнитель должен уметь создать собственную аранжировку, изменить по своему вкусу электронный проект, не прибегая к услугам звукорежиссёра и аранжировщика.

В настоящее время основная задача состоит в освоении методики обучения на музыкальных электронных инструментах, в умение грамотно и профессионально пользоваться возможностями синтезатора.

Уместным будет привести авторитетное высказывание крупнейшего музыковеда - академика Бориса Асафьева: "Культура тембра, развиваясь, сделает ненужным оркестр, ибо возможность композиторского общения с тембром без инструментов с помощью электрифицированных приборов, открывает небывалые перспективы... когда-нибудь композитор просто и удобно сможет записать свои идеи, не думая об исполнителях, оркестре, инструментах, имея дело непосредственно с беспредельным миром звукотембров, и к его услугам будут соответствующие аппараты".

Музыкально-цифровой инструментарий открывает огромные возможности в художественной деятельности. Расширились рамки искусства, появились новые выразительные возможности, например, использование тембра как средства музыкальной выразительности. Электронные инструменты предоставляют музыканту довольно большой тембровый набор, который можно видоизменять в соответствии со своим художественным замыслом. Последние модели синтезаторов имеют адекватные стереосэмплированные тембры, их более 332, которые звучат достаточно «натурально», хорошо передают пространство, динамическую текстуру и тончайшие нюансы звучания. Тембровая окраска звука имеет значение при восприятии её характера, например, одна и та же мелодия, исполненная разными инструментами, вызывает различные эмоции.

Цифровой синтезатор предоставляет дополнительную возможность работы над художественным образом. Сделав запись собственного исполнения, музыкант редактирует текст, выбирает такие тембровые краски и виды оркестровой фактуры, которые соответствовали бы характеру произведения, его мелодическому и ритмическому содержанию. В каждой композиции можно использовать новый приём или интересную функцию, которые подчеркнут индивидуальность исполнению. И это тоже одна из важных возможностей синтезатора, так как оценка качества творческого процесса в электронной музыке – в первую очередь, это оценка художественного результата. Для музыканта важно донести до слушателя индивидуальную творческую интерпретацию, используя все возможности инструмента: не копировать оригинал, а сочинять новую электронную версию проекта. «Главное - создавать произведения, которые захватывают эмоционально. Эмоции в музыке - самое главное. То, что делает музыка, - эмоционально объединяет людей, заставляет плакать - это фантастическая сила, которой ни одно искусство в такой степени не обладает. И мы, люди, занимающиеся электронной музыкой, должны, мне кажется, все силы направить туда». Э. Артемьев

Выразительность в исполнении на синтезаторе достигается не только за счёт использования интересных тембров. Существует возможность редактирования звуков, а также создание собственных тембров при условии, что художественная трактовка произведения не достаточна яркая, убедительная, не хватает оригинальности в тембровом изложении. В этом случае можно добавлять к тембрам различные эффекты. В данной методической работе рассмотрены те изменения со звуком, которые позволяют добиваться появления таких звуковых эффектов, как реверберация, хорус, эхо, панорамирование.

Существуют различные способы преобразования звука: с использованием задержки, изменением амплитуд, фильтрацией и изменением частотных составляющих. На основе этих преобразований реализуются звуковые эффекты. Целью обработки звука является придание существующему звуку каких-то новых качеств или устранение нежелательных. Звуковые эффекты относятся к тем преобразованиям звука, которые придают звучанию новые формы или полностью изменяют звуковую информацию.

Свою реализацию звуковые эффекты находят в цифровых сигнальных процессорах (DSP). МИДИ-синтезатор имеет встроенный эффект-процессор с определенным количеством DSP.

Эффект реверберации (англ. «повторение, отражение»).

Реверберация сопровождает любой звук, возникший в естественной акустической среде (пустая гулкая комната и ковры, шторы и т.д.). Возникает она при отражении звуковой волны от каких-либо препятствий и ее возврата в точку прослушивания. Поэтому в восприятии акустического звука присутствует его прямой источник и многочисленные отражения от ближайших поверхностей-преград.

В аудиозаписи реверберация придает чувство глубины пространства. Источник звуков с более выраженным эффектом реверберации субъективно ощущается расположенным в отдалении от слушателя.

Чем больше размеры помещения и меньше поглощающая способность поверхностей, тем больше длительность реверберации. Под временем реверберации понимают длительность затухания сигнала на 60 дБ от первоначального значения.

По времени реверберации и ее глубине в естественной звуковой среде можно оценить размеры помещения и его акустические свойства.

Звук голоса или инструмента на сцене концертного зала, в пустой комнате, в комнате с множеством мягких вещей заметно отличается по воспринимаемому тембру.

В процессе естественной реверберации меняется частотный спектр звука. Высокие частоты затухают быстрее, чем низкие, поэтому тембр отраженного звука в сравнении с оригиналом имеет более мягкий, приглушенный характер. Величина потери высокочастотных составляющих спектра зависит от расстояния, пройденного акустической волной, и от свойств материалов отражающих поверхностей.

Синтезатор имеет достаточно качественный процессор эффектов, в котором можно выбирать тип реверберации и управлять ее параметрами.

Типы реверберации

В любом современном цифровом ревербераторе можно выбрать несколько программ, имитирующих различные реальные условия прослушивания или синтезирующих некие фантастические ситуации для специальных эффектов. Ниже кратко описаны наиболее популярные примеры.

Hall (зал) - имитирует акустику концертного зала. Глубокая реверберация с большим временем затухания. Субъективно как бы отдаляет источник звука от слушателя.

Room (комната) — реверберация небольшого помещения. Для применения к акустическим инструментам в камерной атмосфере.

Live (Stage) — имитирование живого выступления на сцене. Считается, что данный тип реверберации хорошо подходит для солирующих инструментов.

Plate (пластина) — симуляция плоской электромеханической реверберации металлической пластины. Применяют для вокала и ударных инструментов.

Spring (пружина) — lo-fi реверберация, имитирует пружинную электромеханическую конструкцию.

Chamber (эхо-камера) — имитация помещения для записи реверберации.

Gate (гейт, шлюз) — реверберация с отрезанием конечной фазы затухания. Придает звуку некий динамичный характер и используется для ударных инструментов и, в частности, для барабанов.

Reverse (реверс) — тип искусственной реверберации с инвертированной огибающей, т.е. она сперва плавно нарастает, затем резко обрывается. Подобный эффект может быть получен путем инвертирования звука в редакторе, применения к нему обычной реверберации и обратному инвертированию. В этом случае реверберация начинается еще до старта основного звука. Специфичный эффект, иногда используется для вокала.

Иногда можно встретить и другие, экзотические типы реверберации. Например, в XG устройствах Ямаха можно найти White RoomTunnelCanyonBasement — реверберация при искусственных условиях.

Параметры реверберации:

Balance (Dry/Wet) — регулирует соотношение прямого звука и звука, обработанного эффектом.

Density — плотность ранних (первичных) отражений, характеризует геометрию имитируемого помещения.

Diffusion — характеризует расплывчатость реверберации, при низких значениях ощущается её дискретность или подобие эха.

Early Reflection Level — уровень ранних отражений, соотносится с отражающими свойствами материалов помещения.

Er/Rev Balance — соотношение уровней ранних отражений и остатка реверберации.

Feedback Level — уровень обратной связи.

High Cut — параметры фильтра НЧ (эквалайзера). Делает тембр реверберации более мягким.

High Damp (LPF) — параметры демпфирования высокочастотных составляющих спектра реверберации (иногда раздельно регулируется уровень и частота). Основано на естественном эффекте более быстрого затухания высокочастотного спектра звука в процессе акустической реверберации. В некоторой степени имитирует свойства материалов отражающих поверхностей помещения.

Low Cut — параметры фильтра ВЧ (эквалайзера).

Low Damp (HPF) — параметры демпфирования низкочастотных составляющих реверберации (иногда раздельно регулируется уровень и частота).

Pre Delay (Initial Delay) — временной интервал между прямым звуком и ранними (первичными) отражениями (фактически имитирует размеры помещения с учетом месторасположения слушателя).

Release Density — плотность отражений конечной фазы реверберации.

Reverb Delay — промежуток между ранними отражениями и остатком реверберации.

Reverb Send Level (Depth, Volume) — уровень реверберации. Основной параметр, управляющий глубиной эффекта.

Reverb Time — длительность реверберации (время затухания звука приблизительно на 60 дб).

Size (Room Size, Hall Size, Height, Width, Depth) — размеры (объем) имитируемого помещения.

Wall Vary — характеризует геометрию (неровности) отражающих поверхностей. Большие значения придают реверберации более рассеянный характер.

Способы практического использования:

Обычно для достижения чувства общности пространства единый тип реверберации типа Hall (Room, Live) применяют для всего паттерна в целом, при этом для отдельных инструментов или группы инструментов в целях получения особых эффектов можно использовать дополнительную обработку процессором реверберации.

Как было сказано ранее, данный эффект можно использовать для моделирования глубины сцены. Инструменты, имеющие более глубокую реверберацию, ощущаются расположенными как бы в отдалении. И наоборот, инструмент или голос без реверберации кажется находящимся вблизи.

Множество оттенков звука можно получить, используя эффекты в стерео режиме. Например, исходный звук разместить по центру, короткую реверберацию с малым временем первичных отражений по левому каналу, а с большим временем по правому.

Глубокая реверберация с большим временем затухания хорошо подходит для синтезаторных подкладов.

Для получения более жесткого динамичного ощущения ритма в паттерне для ударных инструментов (барабанов) можно использовать Gate-реверберацию.

Большие барабаны и басы хорошо звучат с небольшим количеством реверберации или вообще без нее.

Использовать эффект реверберации нужно очень осторожно, так как очень легко можно превратить звучание в неразборчивое звучание с налезающими друг на друга звуками. Чем быстрее темп композиции — тем меньше она должна быть.

Необходимо, чтобы сигналы с ревербераторов канала и посылов не смешивались—это создает «грязь» в общем миксе. Нужно избегать использования ревербератора на мастер-канале. В таком случае оправдано лишь использование обрезающего низкие и средние частоты эквалайзера перед ревербератором и очень малые значения dry/wet. На разных каналах микшера устанавливается разный уровень посыла на ревербератор. Это придаёт трёхмерность общему миксу.
Использование реверберации на низких частотах оправдано только в паузах для художественных приёмов. Для обработки вокала наиболее подходящий тип реверберации — plate с невысоким значением dry/wet, т. к. он даёт большой, но в тоже время кристально чистый звук. Как уже было сказано ранее, реверберация уместна для пэдов и иных фоновых «подкладовых» звуков. Это придает больше атмосферности.

Не стоит применять реверберацию на солирующих и инструментах переднего плана. А в случае необходимости устанавливать небольшие её значения.

Одно из главных правил: если реверберация используется по назначению, а не в художественных целях — стараться настроить её так, чтобы она ощущалась и задавала атмосферу, но не была явной.

Delay — интересный и динамичный эффект, наряду с реверберацией, очень часто используемый в современной музыке.
Обычно реализуется в двух видах:

    Delay (задержка)— задерживает обрабатываемый сигнал во времени (обычно на несколько миллисекунд).
     Echo (собственно эхо) — позволяет создавать постепенно затухающее эхо из копий оригинального сингала.

Задержку можно устанавливать либо в милисекундах, либо «привязать» её к темпу трека.  

Phaser — создаёт ощущение вибрации сигнала за счёт изменения времени его старта или фазы. При этом может меняться частота получаемого звука. Регулятор rate отвечает за интенсивность за частоту «вращения» фазы, тем самым влияя на количество колебаний в определённый отрезок времени.

Эффект хорус назван так потому, что в результате его применения звучание сигнала превращается как бы в звучание хора или одновременное прослушивание нескольких инструментов. Увеличение количества голосов достигается путем прибавления копий сигнала с различными временами задержки (параллельным примешиванием множества его копий, которые суммируются предварительно немного «расстроенными» и с задержкой в несколько милисекунд). Данный эффект хорового звучания исходного сигнала в результате имеет довольно насыщенный и в определенной мере пространственный звук. Небольшое количество хоруса удивительно влияет на монофонические звуки гобоя и сольные скрипичные партии, придает мощь слабому звуку баса и коротким аккордам медных инструментов, но применение большого количества хоруса приводит к искажению звука.

Человеческий мозг определяет положение источника звука в результате сравнения его громкости в каждом ухе. Он также сравнивает фазу звуковой волны, то есть, если звук достигает левого уха немного раньше, чем правого, то мозг решает, что источник расположен слева.  Именно это свойство лежит в основе панорамирования композиции и её составляющих.

Панорамирование позволяет оживить запись, привнести в нее движение и очистить звучание каждого инструмента, убирая его из зоны возможных конфликтов. Правильное панорамирование записи может сделать звук больше, шире и глубже.

Чем ниже частота, тем длиннее звуковая волна, тем хуже определяется положение источника звука в пространстве.

В центре панорамы размещаются партии всех низкочастотных инструментов, потому что слуховой аппарат не в состоянии определить направление источника низкочастотного сигнала. Также традиционно принято размещать в центре солирующий инструмент. Однако для обогащения его звучания рекомендуется добавлять стерео-эффектов.

В классической музыке существует правило панорамирования инструментов в том порядке, в каком они расположены на сцене, в оркестре.

В звукозаписи есть три главные области, в которых происходят основные события: центр, до упора влево, до упора вправо.
Центр слышен сразу — туда панорамируют самые значимые элементы музыки: соло вокал, большой барабан, бас-гитару и иногда — малый барабан. Их размещение в центре общепринято и музыкально оправданно.

Использование цифровых встроенных эффектов электронного инструментария придадут глубину и реалистичную акустическую среду.

В создании электронного проекта не надо ограничиваться только звуками традиционных инструментов, смелее использовать синтетические тембры и создавать свои неповторимые, не забывать, что эти электронные звуки не имеют аналогов в сфере акустических инструментов. «Лучше всего, если электронная музыка звучит как электронная, она должна создавать впечатление, что ничего подобного мы никогда ещё не слышали» (К. Штокхаузен).

При этом обязательно должно быть хороший инструмент, потому что воспитывать музыкальный вкус и проводить качественный образовательный процесс на бюджетном цифровом инструментарии очень сложно. От модели инструмента зависят художественно-выразительные возможности настолько, насколько данная модель способна их реализовывать. Желательно иметь в классе для занятий клавишные синтезаторы модельного ряда Yamaha PSR 1000, Yamaha PSR 1500, Yamaha PSR 3000, Yamaha PSR S 700, Yamaha PSR S 900, Tyros 1, Tyros 2. Последние модели электронных музыкальных инструментов представляют собой настоящие рабочие станции, позволяющие создавать и записывать профессиональные аранжировки, редактировать и изобретать собственные тембры, стили, работать со звуковым материалом, применяя эквализацию.

Интенсивное развитие музыкально-цифрового инструментария в образовании, появление новых учебных программ, дисциплин, методик, техники исполнительского мастерства, указывают на то, что в музыкальном образовании формируется новое направление, в котором музыканту необходимо грамотно сочетать традиционные знания с неисчерпаемыми возможностями современного процесса.






При написании работы использовались материалы с сайтов:

  • http://cuesonic.com,

  • http://grigoryprometey.ucoz.com

  • http://soundtheory.northsoundrecords.com

  • http://zvukopedia.ru

















10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Работа над звуковыми эффектами в классе клавишного синтезатора"

Автор: Стукалина Маргарита Викторовна

Дата: 16.09.2015

Номер свидетельства: 231233


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства