kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над артикуляцией с учащимися в классе домры. преподавателя отделения народных инструментов (домра)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Содержание

·        Введение.

·        Основная часть

      Глава 1. Общее раскрытие понятий артикуляция и дикция.

      Глава 2. Штрих в музыке. Наиболее часто употребляемые штрихи на   домре.

      Глава 3. Функции рук домриста в достижении четкой артикуляции (отдельно о правой и левой руке, а также о их взаимодействии).

·        Заключение

·        Список литературы.                                       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над артикуляцией с учащимися в классе домры. преподавателя отделения народных инструментов (домра)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 10













Методический работа


Работа над артикуляцией с учащимися в классе домры.


преподавателя отделения народных инструментов (домра)


Трофимовой Галины Николаевны




















Брянск 2016 г.









Содержание


  • Введение.

  • Основная часть

Глава 1. Общее раскрытие понятий артикуляция и дикция.

Глава 2. Штрих в музыке. Наиболее часто употребляемые штрихи на домре.

Глава 3. Функции рук домриста в достижении четкой артикуляции (отдельно о правой и левой руке, а также о их взаимодействии).

  • Заключение

  • Список литературы.























Введение


Цель: познакомить ученика с артикуляцией в музыке и основными способами её передачи при игре на домре.


Воспитательная – формирование внимательного отношения к звукоизвлечению и исполнительскому процессу.

 
Образовательная – закрепить понятие «дикция», провести параллель с музыкальной артикуляцией; определить упражнения развивающие технику «произношения» пальцев.

 
Развивающая – расширение кругозора учащегося, развитие его дикции и речи, а также технических возможностей, координации движений рук, пальцев; увеличение диапазона понятия «домровая техника». 

 

Задачи:

  • Сформировать представление ребенка об артикуляции;

·         Познакомить с основными штрихами, способами их исполнения;

·         Развить внимание и слуховой контроль;

·         Развить творческое мышление.

  • Сделать работу над техническим материалом осмысленной и интересной. 

  • Обратить внимание ребёнка на его дикцию и её влияние на артикуляцию пальцев. 

 

Прогнозируемый результат: ребенок научится более точно передавать музыкальный образ с помощью артикуляции. Научится различать в нотном тексте авторские ремарки штрихов, определять их на слух в любом музыкальном материале. Приобретет профессиональные навыки и знания.












Основная часть


Глава 1. Общее раскрытие понятий артикуляция и дикция.


Слово артикуляция заимствовано музыкантами из науки о языке. Артикуляция (от латинского articulation) в фонетике - это термин, связанный с работой органов речи (голосовых связок, мягкого нёба, языка, губ, зубов). Там говорят об артикулировании слогов, о той или иной степени ясности, расчлененности слогов при выговаривании слова. Раскроем такое понятие как дикция.

Под дикцией подразумевается ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произношении слов и фраз. Чёткое и ясное произношение обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения, скороговорки.

Учащемуся можно предложить произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. 

Мал, да удал. 
Два сапога - пара. 
Нашла коса на камень. 
Знай край, да не падай. 
Каков рыбак, такова и рыбка. 
Под лежачий камень вода не течет. 
У ужа ужата, у ежа ежата.

Мороз мост мостил, мостил, да не вымостил. 
У киски в миске сливки скисли. 
Во мраке раки шумят в драке. 

 

Нужно произносить слова четко и внятно, сначала спокойно выразительно, затем быстро, активно работая речевым аппаратом, отчетливо проговаривая все слова.
Каждый человек является носителем речевой артикуляции и улавливает малейшие градации оттенков и изменения в ее структуре, даже не отдавая себе в этом отчета. Поток речи не может быть непрерывным и однообразным. Он изобилует смысловыми и эмоциональными акцентами, наличием пауз и необходимостью взятия дыхания.

Подобно этому в музыкальной теории под артикуляцией разумеется искусство исполнять музыку, и прежде всего мелодию, с той или иной степенью расчлененности или связности ее тонов, искусство использовать в исполнении все многообразие приемов легато и стаккато. 

Шкала степеней слитности и расчлененности простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной расчлененностью звуков, обусловленной сокращением звучания тонов и возникновением паузы между ними, которые сохраняют ритмическую организацию длительностей).


И. А. Браудо дана общая шкала средств артикуляции от легатиссимо до стаккатиссимо:

Связность: 1. Акустическое легато или легатиссимо

2.Легато

3. Сухое легато

Расчлененность: 4. Глубокое нон легато

5. Нон легато

6. Метрически определенное нон легато (звучащая

часть равна паузированной)

Краткость: 7. Мягкое стаккато

8. Стаккато

9. Стаккатиссимо (максимально достижимая краткость)



 














Глава 2. Штрих в музыке. Наиболее часто употребляемые штрихи на домре.


Основными инструментами, позволяющими более или менее точно (конечно о математической точности здесь нет и речи) передать артикуляцию являются штрихи.

Штрих (нем. Strich – линия, черта) – это способ, характер ведения звука и его окраски. Он способствует выявлению фразировки, ее кульминации, динамической насыщенности, ритмической стройности, более полному раскрытию глубины смыслового значения музыкального произведения.

Штрихи делятся на продолжительные, короткие, отдельные, связные, отрывистые тяжеловесные и легкие отскакивающие. Основные из них: легато, нон легато и стаккато — знают все. Количество штрихов варьируется в зависимости от инструмента. Например, на домре можно исполнить пиццикато, на гитаре этот штрих не имеет смысла и превратился в обычный красочный прием. Исполнители на струнных инструментах знают много специальных штрихов, таких как деташе (исполнение каждой ноты отдельным движением смычка), col legno (коль леньо - древком смычка по струне), мартеле (деташе с остановками) и другие. Есть свои, специальные штрихи, и у духовых, и у ударных инструментов. В исполнении на гитаре есть еще часто используемые штрихи: глиссандо и портаментэ.

Многие термины являются общими в музыке и изобразительном искусстве. Относится к таким и слово штрих. Говорят об уверенных штрихах в рисунке, о штриховке...

Конечно, штрихи в музыке – совсем не то, что карандашный штрих. У каждого штриха — свой образ. Можно сравнить основные штрихи с животными. Например, стаккато – курица (как она клюет), легато – змейка (как она ползет), а нон легато – зайчик (как он прыгает). Впоследствии штрих ассоциируется у ученика и со звучанием и зрительно-слуховым восприятием (воображаемая картинка)

Ознакомить детей со всеми видами штрихов желательно только через музыку. Сначала они слышат исполнение, затем показывается обозначение каждого штриха в нотном тексте. Происходит закрепление образа: знак, звук и характер штриха.

      Многие музыканты в области техники игры на различных инструментах сходятся в одном: применение различных видов артикуляции полностью зависит от того, какие есть способы извлечения звука на данном инстру- менте. Приведенная ниже цитата полностью подтверждает данную точку зрения:

    «Стаккато или короткая нота – основной вид произношения ноты. От стаккато берут начало все другие виды  произношения… Начинающим обычно трудно  играть очень короткие ноты, и чтобы сделать их короче и короче, нужны  многие месяцы». (Вейсборг, Искусство  игры  на духовых)


Теперь подробнее о штрихах, исполняемых на домре и их обозначениях.


Легатиссимо (итал. Legatissimo) – очень свызно, выдержанно, мягко, певуче исполняется более активным тремоло, что придает эмоциональную окраску звуку (большую задушевность, певучесть, внутреннюю насыщенность чувств).

Легато (итал. legato) – связно, выдерженно, певуче, мягко. Исполняется тремоло, беспрерывно, как бы на одном дыхании.

Портето (итал. portata) – применяется при исполнении маркированных нот, объединенных лигой. Звучит связно, выдержанно, слегка подчеркнуто. Исполняется на тремоло.

Легато леджиеро (итал. Legato leggiero) – звучит связно, выдержанно, легко. Исполняется ударами вниз, вверх, но пальцы левой руки додерживают длительность каждой ноты на ладах.

Легато акценто (итал. Legato accento) – звучит связно, выдержанно, акцентированно. Исполняется на тремоло, при этом каждая нота берется с замахом.

Легато акцентиссимо (итал. Legato accentissimo) – связно, выдержанно, очень акцентированно. Исполняется на тремоло, с большим замахом.

Нон легато (итал.- nonlegato - раздельно) – штрих, при котором каждый звук должен быть слышим отдельно при игре беспрерывным тремоло. Нонлегато обозначается черточкой над или под нотой, но при этом они объединены общей лигой.

Группе нот, исполняемых нон легато, помогает усилить или ослабить напряжение в мелодии, при этом данный штрих подчиняется общим динамическим задачам и характеру музыки. Таким образом, в групповом плане сохраняется ощущение легато.

Тенуто (итал. Tenuto ) – выдержанно . играется тремоло на каждую ноту, но отличается тем, сто при этом штрихе предельно полно выдерживается длительность, ровно по силе звучания (без подчеркивания начала). Ощущается как бы “дыхание” (перерыв перед следующим звуком). Обозначается черточкой над или под нотой , лил словом tenuto (сокращенно ten).

Деташе (франц. Detacher - отделять) – каждый звук исполняется отдельно ударом или тремоло. При исполнении штриха деташе пальцы левой руки выдерживают на ладах полностью длительность ноты (в этом отличительная особенность игры штриха деташе от стаккато).обозначается черточкой под или над нотами.

Маркато (итал. Marcato - выделяя). Звучит раздельно, укороченно, акцентированно. Исполняется на тремоло, ударами вниз, вниз – вверх.

Стаккато (итал. Staccato - отрывисто) – штрих применяется для извлечения коротких отрывистых звуков. В отличие от деташе, при исполнении стаккато пальцы левой руки после извлечения звука ослабляют нажим на струну или слегка прикасаются к звучащей открытой струне.

Стаккато обозначается точками над или под нотами или словам staccato. Он исполняется ударами вниз и реже – вверх, а в более подвижных темпах – чередующимися ударами.

Стакатиссимо (итал. Ctaccatissimo – очень отрывисто) – штрих позволяет получить еще более легкие, “отскакивающие” ноты. Звучит очень коротко и четко.

Мартеле (франц. Martele - отчеканивая) – звучит отрывисто, коротко, очень акцентированно. Обозначается клинышками над нотами.

Стаккато акценто – еще более акцентированные короткие отрывистые, ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.

Шкала Браудо, которая упоминалась ранее, предполагает плавные переходы от связности к расчлененности, а затем к краткости благодаря разнообразию средств артикуляции. Каждый музыкальный инструмент имеет свои пределы в использовании этой шкалы.



























Глава 3. Функции рук домриста в достижении четкой артикуляции (отдельно о правой и левой руке, а также о их взаимодействии).


Специфика игры на домре предполагает свои особенности артикулирования, связанные с работой правой и в особенности левой руки домриста.


Функции правой руки в артикуляции


Основными приемами игры на домре являются удар и тремоло.

Связность (легато) на домре обеспечивается тремолированием. Расчлененность (нон легато) – область применения и тремоло, и удара. Какой из приемов следует применить – зависит от темпа, характера и длительностей нот, исполняемых раздельно (нон легато). В подвижном темпе тремоло уступает приему «удар». Стаккато (краткость) – сфера использования удара либо переменных ударов (в быстром темпе).

Мастерство домриста в значительной степени определяется гибкостью тремолирования при исполнении звуковых последовательностей легато в подвижном темпе, а так же различных последовательностей нон легато.

Большое значение в артикуляции на домре имеет разнообразие приема «удар», которым обеспечивается как краткость, так и расчлененность, а в подвижном темпе – связность исполнения. При этом большую роль играют следующие три момента: изменение амплитуды размаха, глубины погружения медиатора в струны, силы его сжимания.

Уменьшая амплитуду размаха, учащиеся добиваются извлечения звука щипком, непосредственно нажимом медиатора на струну. Атака звука смягчается, а сам звук приобретает сочность и полноту.

Глубокое погружение медиатора (вся его игровая часть) способствует извлечению более полного звука, и , наоборот, игра кончиком медиатора создает легкое, полетное звучание.

Не изменяя амплитуду размаха, а так же глубину погружения медиатора в струны, учащийся может добиться более или менее плотного звука путем изменения силы сжимания медиатора.

Все выше перечисленные рекомендации относительно размаха, глубины погружения медиатора и различной силы его сжимания, влияющие на звук применимы как к переменным ударам, так и к тремоло – быстрому чередованию ударов по струне.

Стремясь достичь максимального эффекта легато на домре при игре переменными ударами, учащемуся необходимо пользоваться щипком медиатора ( кончиком), предельно уменьшив амплитуду размаха и смягчив атаку звука. При этом нужно следить, чтобы после щипка не ослаблялся нажим на медиатор вплоть до извлечения следующего звука.

Для выработки у учащегося навыков артикулирования имеет смысл упражняться следующим образом:

  • Играть сначала переменные удары щипком медиатора на открытых струнах, добиваясь эффекта легато затем тоже самое, но уже в гаммах.


  • Играть гаммы щипком медиатора, глубоко опустив его игровую часть в струны, с небольшим ослаблением нажима на медиатор после извлечения каждого звука, добиваясь эффекта нон легато.

  • Играть гаммы кончиком медиатора с моментальным ослаблением его нажима после извлечения звука, добиваясь эффекта стаккатиссимо.

Умение свободно варьировать силу сжимания медиатора (моментально во время игры ослаблять нажим на него в нужное время) способствует развитию навыков активного отдыха, предупреждает возникновение зажатия и переутомления мышц правой руки.

Функции левой руки в артикуляции.

О взаимодействии правой и левой рук домриста


Большого внимания в артикуляции на домре заслуживает работа пальцев левой руки. Нужно иметь в виду, что при ударе медиатора продолжитель-ность звука укорачивается снятием пальцев левой руки с ладов. И, наоборот, играя приемом «удар» или переменными ударами, можно добиться хорошего эффекта связности ( легато) при помощи легатиссимо в смене пальцев левой руки.

Технически этот прием исполняется следующим образом: учащийся, глубоко погружая подушечку пальца в лад, тем самым крепко прижимая струну, не поднимает пальчик с лада и не ослабляет нажатие им до тех пор, пока следующий палец так же глубоко и крепко не опустится на другой лад. Отрабатывать этот прием « передачи из пальца в палец» следует, играя гаммы и упражнения сначала в медленном, среднем затем подвижном темпе различными штрихами (тремоло, ударами вниз, переменными ударами), а также различными ритмическими группами, включающие в себя помимо основных длительностей триоли, пунктирный ритм (восьмая с точкой и шестнадцатая). Со стороны учащегося необходим строгий слуховой контроль, обеспечивающий связность звучания.

Велико участие пальцев левой руки в исполнении разного рода подчеркнутых звуков – акцентов, маркато, сфорцандо – особенно при тремолировании, в мелодии.

Для достижения плавности кантилены на домре нужно активизировать внимание учащегося как на достаточной частоте и ровности тремоло, так и на мягкости постановки пальцев на лады, а так же их подъема с ладов. Резкий подъем пальцев с ладов после нажатия нарушает ровность тремолирования.

Если необходимо выделить в мелодии одну или несколько нот акцентом, маркато, сфорцандо нужно воспользоваться не только соответствующим приемом игры правой рукой, но и подчеркнуто активным падением пальцев левой руки на лады. Этого бывает достаточно для достижения эффекта портато (выделения ряда нот под лигой). Чтобы выделение звуков было не слишком ярким, а более мягким, то подушечки пальцев левой руки сначала глубоко и с силой погружаются в лад, а затем ослабляют нажатие до обычного исполнительского уровня.

Играя подчеркнуто активным падением пальца левой руки, мы тем самым дополняем и поддерживаем работу правой руки в исполнении акцентов, маркато и сфорцандо. Такая одновременная нацеленность на одну и ту же задачу помогает лучше координировать работу обеих рук.

Нужно отметить, что все вопросы, связанные с координацией работы правой и левой рук в равной степени зависят от максимальной активности каждой из них.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем у учащихся, является несовпадение удара медиатора с падением пальца на лад. Это объясняется ритмической вялостью пальцев левой руки. В данном случае учащемуся будет полезно предложить «проиграть» не получающуюся нотную конфигурацию беззвучно, т.е. без участия правой руки. Пальцы левой руки при этом должны быть максимально активны и падать на лады четкими ритмическими бросками, пока не приобретут большую свободу и уверенность. Затем можно подключить к работе правую руку.

Исполнение нон легато и стаккато на домре в огромной мере зависит от следующих моментов работы левой руки: продолжительности нажатия пальцев, глубины нажатия, активности падения пальцев на лады.

Колебание струны и, следовательно, ее звучание прекращается с ослаблением нажатия пальцев левой руки на лады и подъемом их с ладов. При этом не надо поднимать пальцы высоко, достаточно ослабить их нажатие, оставив на струне и заглушив тем самым ее колебания.

Для выработки у учащихся навыков артикулирования пальцами левой руки можно упражняться следующим образом:

  • Играть гамму четвертями в умеренном темпе ударом медиатора, причем звучащая часть должна быть равна сначала восьмой ноте с точкой, затем просто восьмушке и, наконец, шестнадцатой за счет соответственной продолжительности нажатия пальцев левой руки. Необходимо и полезно сначала это делать на одном звуке, а затем с поочередной их сменой.

  • Играть гамму ударом медиатора, глубоко погружая подушечку пальца левой руки в лад и ослабляя его нажатие перед извлечением следующего звука.

  • Так же полезно упражняться, сочетая штрихи легато и стаккато, легато и нон легато и т.п. Артикулируя при помощи пальцев левой руки и используя игру ударом, щипком и переменными ударами.


Такая работа (помимо ясного артикулирования) способствует развитию гибкости пальцев, прививает учащемуся способность расслабления мышц и умения отдыхать в минимальные промежутки времени.

Подробно рассматривая специфику артикуляции на домре, необходимо сказать, что аппликатура тесно связана с артикуляцией исполнения. При ее выборе следует избегать «подцепов» и стараться так распределять пальцы и, соответственно этому, штрихи, чтобы при переходе со струны на струну удар медиатора по другой струне приходился вниз. «Подцеп» применяется только в крайнем случае, когда нет иного выхода, когда „скачок" как замена «подцепа» еще труднее выполним, чем сам «подцеп». Даже случайный, одиночный «подцеп» и то выводит правую руку на время из нормального рабочего состояния. Психологический момент заставляет учащегося готовиться к «подцепу», заблаговременно меняя работу и положение руки. После того, как «подцеп» осуществлен, исполнитель обычно некоторое время не может вывести руку из измененного положения. Домристы, широко пользующиеся «подцепом», как правило, играют нечетко по звучанию и ритмически неустойчиво.

Было бы ошибкой считать, что аппликатура имеет только техническое значение, и руководствоваться при выборе ее лишь исполнительскими удобствами. В исполнительской практике часто приходится сознательно отступать от аппликатурных удобств и мириться с более трудной аппликатурой, если она направлена на выполнение художественной задачи.

На домре нет абсолютно беспрерывного звука, и протяженность его воображаемая. Если на инструменте с непрерывным звуком (баян, скрипка и др.) достаточно на мгновение прервать звук между фразами, и игра становится членораздельной, то на домре, кроме звукового начала, идущего от правой руки и достигаемого путем нового наложения медиатора на струну, часто приходится прибегать и к помощи аппликатуры. Поэтому новые фразы во всех случаях лучше начинать с новой позиции и, по возможности, аппликатурой самостоятельной для каждой из фраз.
По той же причине, кроме отделения правой рукой, желательно путем подмены прижимающего пальца другим, ярче отделять исполняемые тремоло, идущие, друг за другом одноименные (одновысотные) ноты, чтобы они не сливались в одну, более крупную длительность. Перемена пальцев и будет тем дополнительным средством, которое обеспечит внятную, членораздельную игру. При исполнении технически трудных мест, где желательно в каждой группе нот подчеркнуть их начало, целесообразно менять позицию (пальцы) на сильной доле такта, причем в таких случаях лучше применять аппликатуру, типичную для всех групп.









Заключение


Владение разнообразием средств артикулирования позволит учащемуся яснее доносить мысль музыкальной фразы и в целом ярче очерчивать музыкальный образ исполняемого произведения.

Однако не следует злоупотреблять артикуляцией (особенно пальцами левой руки), т.к. в быстром темпе это может мешать развитию беглости.

Владение разнообразными способами звукоизвлечения и приемами игры на домре, использование разных штрихов и их сочетаний – основа выразительного исполнения.

Артикуляция расширяет выразительные возможности исполнения на домре, побуждает учащегося развивать штриховую технику, быть более внимательным к фразировке и в итоге требует постоянного повышения уровня музыкальной культуры.

Приемы игры и штрихи очень тесно взаимосвязаны и постоянно находятся во взаимодействии. Через прием игры и штрих исполнитель приближается к характеру произведения и к его содержанию.

Как уже было сказано выше существует проблема обозначения приемов игры, а также часто путаются штрихи с приемами исполнения.

Развитие навыков артикултрования возможно при активном слуховом внимании и контроле учащегося, его умении правильно применять артикуляционные приемы. Задача педагога состоит не только в том чтобы заложить учащемуся основы слуховой памяти на разные виды артикуляционной школы, но и затем естественно и последовательно добиваться достижения развития артикуляционной техники, чтобы ученик мог ее в дальнейшем самостоятельно использавать при исполнении музыкального произведения. Огромную роль в этом играет правильно подобранный репертуар. Вот примерный небольшой перечень нотных сборников, произведения из которых подходят для работы над артикуляцией: Александров А. «Школа игры на трехструнной домре»

«Репертуар домриста» (трехструнная домра), Выпуск 15 Издательство «Советский композитор», 1979г.

Чунин В. «Школа игры на трехструнной домре», Москва «Кифара», 1995г.

«Хрестоматия домриста» (трехструнная домра), Детская музыкальная школа 1-3 классы, Москва «Музыка» 1983г.

«Знакомые мелодии» для трехструнной домры с фортепиано, Выпуск 2, Советский композитор, Москва 1970г. Составитель А.Лачинова

«Юный домрист», Москва, «Музыка» 2004г. Составитель Н.Бурдыкина.






Список литературы


  • Свиридов Н. Основы методики обучения игры на домре 1968г.

  • Александров Школа игры на трехструнной домре Издательство «Музыка» Москва 1993г.

  • Лысенко Н.Т. Методика обучения игры на домре Киев 1990г.

  • Браудо Артикуляция

  • Гареева И. Ступени мастерства домриста Методическое пособие Екатеринбург 1996г.

  • Вольская Т., Уляшкин М. Школа мастерства домриста Екатеринбург 1985г.

  • Вольская Т. Специфика артикуляции на домре / Материалы к курсу «Методика обучения игре на домре»/ Сост. М.А.Ижболдин Петрозаводск, 2001г.

Вольская Т. Технология исполнения красочных приемов игры 1998г. Свердловск


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Трофимовой Галины Николаевны

Дата: 27.04.2016

Номер свидетельства: 323046


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства