kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа (углубленный уровень) игре на гитаре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет из себя рабочую программу углубленного уровня по обучению игре на гитаре. Для музыкальных школ и школ искусств. обучение 2 часа в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (углубленный уровень) игре на гитаре»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №18 имени В.Г. Соколова


Рассмотрена на заседании

кафедры музыки

Протокол № 1

От 29.08.2021 г.


Утверждена приказом

Директора гимназии №18

Им. В.Г. Соколова

№ 01-02/151

От 29.08.2021














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(углубленный уровень)


курса дополнительного образования


«Обучение игре на музыкальном инструменте. Гитара»






Учитель: Кузьмичев В.Д.












2021 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена для детей, обучающихся в гимназии игре на музыкальном инструменте «гитара», занимающихся инструментов один платный дополнительный час в неделю. Она разработана в соответствии с «Методическими указаниями по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ, изданным Научно-методическим центром по художественному образованию (Москва, 2004 г.) и с программой «Музыкальный инструмент (гитара шестиструнная) для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств (Москва, 2002 г.)

Цели и задачи данного курса

Цель – музыкально-эстетическое развитие детей, формирование их художественного вкуса и музыкального мышления.

Основные задачи:

  1. Обучение учащихся основным навыкам и приемам музыкального исполнительства.

  2. Развитие и углубление уже приобретенных исполнительских навыков.

  3. Развитие музыкальных способностей.

  4. Расширение музыкального кругозора учащихся

  5. Исполнение большого количества произведений различных жанров и стилей.


Особенности данной программы определяются следующими важными обстоятельствами:

- игре на инструменте в гимназии обучаются все учащиеся, независимо от уровня музыкальных способностей;

- в условиях гимназии дети имеют возможность перейти с одного инструмента на другой или в любой момент воспользоваться платными дополнительными услугами по инструменту;

- любой гимназист может воспользоваться платными дополнительными услугами как дополнение к основному часу занятий на том же самом инструменте;

- любой гимназист может воспользоваться платными дополнительными услугами, желая овладеть вторым инструментом. В этом случае перед ним ставится задача обучения только основным навыкам музыкального исполнительства.

Платный дополнительный час занятий на инструменте, как правило, выбирают для себя те учащиеся, которые:

- имеют определенные музыкальные способности;

- хотят овладеть игрой на музыкальном инструменте на уровне музыкальной школы:

- желают выступать перед публикой, сверстниками с определенной концертной программой;

- намерены после окончания школы продолжить свое общение с музыкой, став грамотным музыкантом-любителем или поступив в учебное заведение на специальность, связанную с музыкой.

Таким образом, педагог, занимающийся по данной программе, должен осознавать универсальность и мобильность учебного процесса. Учитывая особенности каждого обучающегося, учитель должен найти оптимальные методы работы, позволяющие максимально развить музыкальные способности и удовлетворить творческие потребности ребенка.

Основной принцип работы

Сложность изучаемых произведений не должна превышать возможность ученика. При необходимости учитель вправе снизить репертуарные требования на класс или два ниже рекомендуемых. Технический рост и приобретение необходимых исполнительских навыков должно сочетаться с развитием навыка чтения с листа, умения самостоятельной работы с текстом. Поэтому рекомендуется сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого количества относительно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющих удовольствие от музицирования.


Формы контроля за выполнением программы

Учащиеся второго класса (первый год обучения) сдают годовой академический концерт один раз в конце года, исполняя две разнохарактерные пьесы.

Учащиеся 3-7 класса в первом полугодии исполняют программу на отчетном концерте класса преподавателя (два-три произведения). Во втором полугодии учащиеся сдают комплексный зачет и годовой академический концерт.

Требования к комплексному зачету:

  1. Гамма

  2. Этюд

  3. Чтение с листа

  4. Терминология

  5. Самостоятельная работа

  6. Игра по буквенно-цифровым обозначениям


Учащиеся 8 класса в конце учебного года сдают выпускной экзамен по инструменту, где исполняют программу из двух произведений. Следует отметить, что количество и сложность пьес, исполняемых на концертах, индивидуально и определяется возможностями ученика. Такой дифференцированный подход щадит психику ребенка и позволяет детям с разным уровнем способностей приобщиться к миру музыкального исполнительства.

Для наиболее продвинутых учащихся в гимназии раз в два года проводятся гимназические конкурсы юных исполнителей. Желающие дети также могут выступить с концертными произведениями на различных фестивалях, презентациях, дельфийских играх, концертах, регулярно проводимых в гимназии.


Прогнозируемые результаты

Занимаясь по данной программе, обучающийся приобретет необходимые практические навыки игры на фортепиано. На основе большого количества понятных, интересных, доступных ребенку пьес не только расширяется музыкальный кругозор, но и закрепляются изученные технические приемы, приобретается навык чтения нот с листа, умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая свобода. В результате обучение становится интересным и осмысленным: ребенок учится делать то, что в первую очередь пригодится ему после окончания школы. Выпускник будет иметь в руках определенный репертуар, сможет самостоятельно учить новые произведения, играть популярные песни для исполнения в кругу семьи, друзей. И самое главное – он полюбит музицировать!



Учебно-методический комплект


  1. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары / Ред. Х. Ортеги.

  2. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко

  3. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. И обр. П. Исаков

  4. Бауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко

  5. Вила-Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко

  6. Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары

  7. Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов

  8. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1,2 / Сост. А. Гитман

  9. От Ренессанса до наших дней: для шестиструнной гитары. Вып. 1,2, 3 / Сост. И. Пермяков

  10. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 1,2,3 / Сост. Я Ковалевская и Е. Рябоконь

  11. Педагогический репертуар гитариста: Вып. 1-5 / Сост. А. Иванов-Крамской

  12. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Под ред. П. Агафошина

  13. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Сост. Е. Рябоконь и И. Клименков

  14. Хрестоматия для шестиструнной гитары Вып. 1-4 . Сост. П. Вещицкий

  15. Хрестоматия гитариста (Шестиструнная гитара) 1-7 кл. детских музыкальных школ. Сост. Е. Ларичев

  16. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ. (1-7 класс). Сост. Е. Михайленко

  17. Этюды для шестиструнной гитары. Сост. И. Пермяков








СОДЕРЖАНИЕ

Годовые требования по классам


2 класс (I год обучения)

В течение учебного года ученик должен пройти:

10-20 музыкальных произведений:

народные песни,

пьесы песенного и танцевального характера,

этюды

ансамбли (с педагогом).

Хорошо подготовленным учащимся рекомендуется освоение легких пьес с элементами полифонии, несложных вариаций и гамм в одну-две октавы в первой позиции, ознакомление с приемом баррэ.

Цели обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Аппликатурные обозначения. Освоение приема тирандо. Игра большим пальцем правой руки по открытым басовым струнам и с привлечением левой руки в средних позициях (V –VII). Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах и изучение четырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции. Нотная грамота и чтение нот в первой и второй позициях. Качество звучания и ритм. Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Восходящее и нисходящее легато. Ознакомление с настройкой инструмента. Переход к игре на одной струне путем чередования пальцев правой руки.


ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ГОДОВОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ КОНЦЕРТЕ

Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре»:

«Во саду ли, в огороде»

«Во поле береза стояла»

«Вот мчится тройка удалая»

«Над полями»

Каркасси М.«Школа игры на шестиструнной гитаре»:

«Andantino»

«Andante»

«Прелюд»

Иванов-Крамской А. «Вальс», «Этюд»



3 класс (II год обучения)

В течение учебного года ученик должен пройти:

10-12 музыкальных произведений,

народные песни,

пьесы песенного и танцевального характера,

этюды

ансамбли (с педагогом).

Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включение в план 2-3 произведений с элементами полифонии и произведений крупной формы, а также изучение гамм в пределах четырех первых позиций.


Цели обучения

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Повышение требовательности к качеству исполнения тирандо. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах с первой до седьмой позиций. Развитие начальных навыков смены позиций и чтения нот с листа. Натуральные флажолетов на XII, VII и V ладу.. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале. Развитие техники баррэ. В конце года учащиеся выступают на годовом академическом концерте, где исполняют два произведения различного характера.


ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ГОДОВОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ КОНЦЕРТЕ

Каркасси М.

«Allegretto»

«Andantino»

«Прелюды»

«Вальс»

Карулли Ф.

«Вальс»

«Танец»

«Прелюдия»

Сор Ф.

«Andante»

«Пьеса»

Иванов-Крамской А.

«Утушка луговая»

«Ах, гуси, вы гуси»

«Уж как по мосту, мосту»

«На горе липка»




4 класс (III год обучения)

В течение учебного года ученик должен пройти:

8-10 музыкальных произведений:

1-2 полифонические пьесы,

1 произведение крупной формы,

ансамбли,

этюды на различные виды техники;

хроматическая гамма в первой позиции.

Хорошо подготовленным учащимся рекомендуется изучение нетрудных мажорных гамм.


Цели обучения

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ. Смешанное легато. Подготовка к исполнению мордента. Освоение навыка вибрации. Прием апояндо. Подготовка к изучению крупной формы. Игра в ансамбле. В конце года учащиеся выступают на годовом академическом концерте, где исполняют два произведения различного характера.

Учащиеся должны знать:

Размеры, их толкование. Знаки альтерации.

Штрихи и их обозначения в нотном тексте.

Динамика: ff, f, mf, mp, p, pp.

diminuendo, crescendo.

Знаки сокращения нотного письма: вольты, фермата, залигованная нота, “восьмерка”.

Итальянские термины: Adagio, Andante, Allegro, Allegretto, Ritenuto, Accelerando, A tempo



ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ГОДОВОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ КОНЦЕРТЕ

Иванов-Крамской А.

«Не буди меня смолоду»

«При долинушке стояла»

Ларичев Е.

«Как у наших у ворот»

«Ой, во поле нивка»

Каркасси М.

«Allegretto»

«Вальс»

Граупнер Г.

«Бурре»

Кригер И.

«Менуэт»



5 класс (IV год обучения)

В течение учебного года ученик должен пройти:

8-10 музыкальных произведений:

1-2 полифонические пьесы,

1-2 произведения крупной формы,

ансамбли,

этюды на различные виды техники,

двухоктавные мелодические гаммы.

Для учащихся с высоким уровнем развития исполнительских навыков рекомендуется включать в план более сложные произведения, а также гаммы в аппликатуре А. Сеговии различными аппликатурными формулами правой руки.

Цели обучения

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато. Мелизмы. Закрепление навыков игры в позициях. Искусственные флажолеты. В конце года учащиеся выступают на годовом академическом концерте, где исполняют два произведения различного характера.

Учащиеся должны знать:

Все изученные ранее теоретические сведения,

мелизмы (форшлаг, мордент), знаки альтерации (дубль-диез, дубль-бемоль).

Итальянские термины: Lento, Largo, Moderato, Andantino, Vivo, Cantabile, Dolce, Espressivo


ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ГОДОВОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ КОНЦЕРТЕ

.

Иванов-Крамской А.

«Как у наших у ворот»

«Я на горку шла»

Кочетов С.

«Как ходил гулять Ванюша» русская народная песня

Ларичев Е.

«Во поле береза стояла» русская народная песня

«Вниз по матушке по Волге»

«Вот мчится тройка почтовая»

Новиков А.

«Эх, дороги»

Вещицкий П.

«Лирическая»

Сор Ф.

«Менуэт» G-dur

Кригер И.

«Бурре»

Санс Г.

«Танец»



6 класс (V год обучения)

В течение учебного года ученик должен пройти:

5-8 музыкальных произведений:

1-2 полифонические пьесы,

1 произведение крупной формы,

2 этюда на различные виды техники,

ансамбли.

Для учащихся с высоким уровнем развития исполнительских навыков рекомендуется углубленное освоение гамм в аппликатуре А. Сеговии.

Цели обучения

Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления, исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. Повышение требовательности к выразительному исполнению. Усложнение ритмических задач. Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев правой руки, совершенствование техники их чередования в различных видах арпеджио и гамм. Сложные флажолеты. Закрепление навыков чтения нот с листа. В конце года учащиеся выступают на годовом академическом концерте, где исполняют два произведения различного характера.

Учащиеся должны знать:

Все изученные ранее теоретические сведения.

Знаки сокращения нотного письма, мелизмы (трель, длинный форшлаг).

Итальянские термины: Meno mosso, Piu mosso, Poco a poco, Grazioso, Subito, Sempre, Leggiero, Presto


ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ГОДОВОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ КОНЦЕРТЕ

Каркасси М.

«Allegretto»

«Вальс»

«Сицилиана»

«Пастораль»

Сен-Люк Я.

«Бурре»

Перселл Г.

«Ария»

Ларичев Е.

Вариации на тему русской народной песни «В сыром бору тропина»

«Из-под дуба, из-под вяза»

«В низенькой светелке»

«Ах ты, зимушка-зима»



7 класс (VI год обучение)

В течение учебного года ученик должен пройти:

5-8 музыкальных произведений:

1-2 полифонические пьесы,

1-2 произведения крупной формы,

1-2 пьесы,

ансамбли,

этюды на различные виды техники.

Для учащихся с высоким уровнем развития исполнительских навыков рекомендуется дальнейшее совершенствование гамм в аппликатуре А. Сеговии.

Цели обучения

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков. Совершенствование техники левой руки: легато, мелизмы, различные виды соединения позиций, двойные ноты и аккордовая игра. Работа над звукоизвлечением и координацией действий обеих рук. В конце года учащиеся выступают на годовом академическом концерте, где исполняют два произведения различного характера.

Учащиеся должны знать:

Все изученные ранее теоретические сведения.

Итальянские термины: Risoluto, Scherzando, Maestoso, Tranquillo, Glissando, Appassionato, Pizzicato



ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ГОДОВОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ КОНЦЕРТЕ

Гедике А.

«Сарабанда»

«Танец»

Иванов-Крамской А.

Две пьесы: «Грустная», «Игровая»

«Танец»

Каччини Д.

«Аве Мария»

Кост Н.

«Баркарола»

Санс Г.

«Гальярда»

Бах И.С.

«Ария»

«Волынка»

«Канон»

Беренд З.

Английская народная песня «Зеленые рукава»




8 класс (VII год обучения)

В течение учебного года ученик должен пройти:

4-6 музыкальных произведений:

1-2 полифонические пьесы,

1 произведение крупной формы,

2-3 пьесы,

ансамбли,

этюды на различные виды техники.

Цели обучения

Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления, исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. Совершенствование техники звукоизвлечения и повышения уровня пальцевой беглости. Изучение различных по стилям и жанрам произведений. В течение года ведется работа по повторению и закреплению пройденного материала: игра гамм, чтение с листа, теоретический разбор произведений, терминология, аккомпанирование по буквенно-цифровым обозначениям и т.п.

Параллельно с этим идет интенсивная подготовка к выпускному экзамену по инструменту. На экзамене ученики исполняют два разноплановых произведения. По возможности в репертуар желательно включить полифоническое произведение или произведение крупной формы. Одним из произведений может быть ансамбль или аккомпанемент. В течение года проводятся прослушивания экзаменационной программы, где выявляется степень подготовки учащегося и соответствие репертуара его индивидуальным возможностям.




ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ВЫПУСКНОМ ЭКЗАМЕНЕ.

Каркасси М.

«Рондо»

«Ария»

Бах И.С.

«Полонез»

«Менуэт»

Гендель Г.

«Сарабанда»

«Менуэт»

Карулли Ф.

«Рондо»

Бартолли Р.

«Романс»

Рог П.

«Хабанера»

Шуберт Ф.

«Вальс»

« Менуэт»

Корелли А.

«Сарабанда»



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа (углубленный уровень) игре на гитаре

Автор: Кузьмичев Владимир Дмитриевич

Дата: 23.02.2022

Номер свидетельства: 601026

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства