Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке в 4 кл. с ОВЗ Критская»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Губернаторский инженерный лицей №102»
Утверждаю
Директор МБОУ
«Губернаторский инженерный лицей №102»
________________Ю.В.Пудова
Приказ №_____от_________20__г.
Рабочая программа
по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития
по «Музыке»
(вариант 7.1) для 4 класса
на 2021-2022 учебный год
учитель: Макашова О.А., учитель первой квалификационной категории
Рассмотрено и одобрено на заседании
МО учителей эстетического цикла
Протокол № ____ от __________2021 г.
Руководитель МО:___________ Дубова О.А.
Согласовано
Заместитель директора по НМР
___________ Астраханцева И.В.
«______» ____________2021г.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Данная образовательная программа разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012г. № 761;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Губернаторский инженерный лицей №102»;
Учебный план МБОУ «Губернаторский инженерный лицей №102»;
«Музыка» авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Просвещение. 2020
На учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов: в 4 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю), музыка: 1-4 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, И.М. Е.Д. Критская., «Просвещение», 2020г.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее АООП НОО ОВЗ) с задержкой психического развития (далее – с ЗПР)разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) с учётом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1).
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ППК, ИПР.
Рабочая программа по музыке для 4 классов составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным общеобразовательным стандартом содержания начального общего образования и отражённых в его примерной программе курса музыки.
В период карантина (усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий) обучение учащихся может осуществляться в дистанционном режиме. Для организации дистанционного обучения по русскому языку будут использованы следующие электронные образовательные ресурсы (ЭОР): образовательная платформа «Учи.ру», «РЭШ»; Google Forms; электронная платформа Zoom.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и
состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; • создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности.
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка».
Предметные
Учащиеся научатся:
эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров (в т.ч. фрагменты крупных музыкально - сценических жанров);
эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально - творческой деятельности;
размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народной профессиональной музыки;
ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах, элементах дирижирования и др.).
Личностные
У учащихся будут сформированы:
эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;
эстетические и ценностно - смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности;
знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
навыки оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой деятельности;
основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;
различать способ и результат собственных и коллективных действий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы;
использовать знаково-символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально - исполнительских) задач;
воспринимать и анализировать тексты, в т. ч. нотные;
строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
устанавливать аналогии;
представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;
контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т. ч. в проектной деятельности;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека.
2. Содержание учебного курса
4 КЛАСС (34 часа)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Общность интонаций народной музыки. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Выразительность и изобразительность в музыке.
Тема раздела: «О России петь – что стремится в храм» (2 ч.)
Святые земли русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композитора. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность в музыке. Тропарь – краткое песнопение. Народные музыкальные традиции Отечества.
Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность в музыке. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкально-поэтические образы. Романс.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (6 ч.)
Композитор – имя ему народ. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы: одночастные, двухчастные и трехчастные, куплетные. Тембры и голоса народных инструментов. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Глинка – опера «Иван Сусанин». «За Русь мы все стеной стоим» 3 действие оперы «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. Интонации польской и русской музыки. Русский Восток. Симфоническая картина «Шехерезада». Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Тема раздела: «В концертном зале» (5 ч.)
Струнно-смычковые инструменты. Выразительность и изобразительность в музыке. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Различные виды музыки: инструментальная, вокальная, сольная. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.)
Творчество Ф. Шопена. Музыкальный жанр этюд. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П. Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за год.
3.Тематическое планирование
4 класс
Тема раздела
Количество часов
Итоговая работа
«Россия-Родина моя»
5
1
«О России петь - что стремиться в храм»
2
1
«День, полный событий»
6
1
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
6
1
«В музыкальном театре»
6
1
«В концертном зале»
5
1
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
4
1
Итого:
34
7
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Учебно-методические пособия:
Учебник:Г.П. Сергеева, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной. Учебник 1, 2, 3, 4 классы. «Музыка» М., «Просвещение» 2020 г.
Дидактические материалы:
Уроки музыки. Поурочные разработки 1-4 кл. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Просвещение: 2010 г.
Музыка 1-4 кл.. Хрестоматия музыкального материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Просвещение: 2010 г.
Уроки музыки 1-4 кл. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Просвещение: 2010 г.
Поурочное планирование начальная школа 4 кл. «Технологические карты уроков» по учебнику Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Школа России» и «Перспектива» 2019 г.
Наглядные пособия таблицы по музыке (комплекты)
Технические средства обучения:
Компьютер (Системный блок, монитор, веб-камера, клавиатура, мышь)