Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по комплексному музыкальному развитию "Музыкальная мазаика"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей с речевыми нарушениями происходят изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении пассивного и активного словарного запаса. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, ЗРР, дислалия, заикание, РАС. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Логоритмика – мощное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи детей с ОВЗ (инвалидностью).
Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.
Программа «Музыкальная мазаика» рассчитана на 2 года обучения для детей раннего возраста и содержит:
задачи (коррекции нарушений речи, развития музыкальных и творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья детей);
тематические планы,
учебно-тематические планы,
ожидаемые результаты на каждый учебный год.
Логоритмические занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю длительностью 30 мин музыкальным руководителем, логопедом.
Цель данной программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Основные задачи программы:
оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей с ОВЗ раннего возраста ;
создать оптимальные условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений;
развитие музыкальных и творческих способностей детей, позволяющие достичь более высоких результатов развития речи, музыкальных способностей детей;
Базис данной программы.
Модифицированная программа «Музыкальная мазаика» базируется на основных положениях программ и методических пособий:
Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
«Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
«Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»
Т. А. Ткаченко;
Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.
Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
6.Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся под музыку – тексты пропеваются.
Музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ЗАДАЧИ
Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
Проведение активной работы по организации детского коллектива.
Осуществление коррекционной работы:
- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;
- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
- научить правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;
- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
- развивать правильное дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
Закрепить умение детей дифференцировать звуки [С - З] в речевых и оздоровительных играх.
Развивать слуховое внимание и память.
Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.
Развивать певческие навыки детей, умение выразительно передавать характер песни.
35. «Муха-Цокотуха»
Расширить знания детей о насекомых и среде их обитания.
Уточнение артикуляции звука [Ц], пропевание чистоговорок слоговых рядов с этим звуком.
Формировать мелкую атаку голоса при произнесении гласных звуков [А – У - О] в логопедических распевках.
Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи.
Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям.
36.«Посадим огород»
Закрепить знания детей о весенних работах на огороде.
Закрепить артикуляцию звуков [П - Б] в речевых и пальчиковых играх.
Формировать правильное речевое и диафрагмальное дыхание.
Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.
37. «День Победы»
Закрепить знания детей по теме.
Закреплять правильную артикуляцию звуков [Ф - В] в дыхательных играх.
Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх, умение соблюдать правила игры.
Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.
38. «Времена года»
Закрепить знания детей о временах года, их особенностях.
Закрепить правильную артикуляцию звуков [С - З] в речевых играх, играх на развитие прослеживающей функции глаза.
Закрепить умение детей выполнять различные виды ходьбы с перестроениями в 1, 2, 3 колонны.
Развивать слуховое внимание и слуховую память.
Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.
39. «Здравствуй, лето!»
Закрепить правильную артикуляцию звуков [К – Г - Х] в чистоговорках.
Закреплять навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку.
Развивать умения детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни, между фразами. Правильно произносить в словах гласные, определять направление мелодии.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформированность знаний по лексическим темам.
Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
Улучшение результатов диагностик развития речи.
Воспитание бережного отношения к природе, животным.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ЗАДАЧИ
Диагностика неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана.
Учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом.
Закреплять в речи правильное произношение звука [А].
Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.
Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.
4. «Хлеб всему голова»
Закреплять правильное произношение звука [У] в пении вокализов.
Совершенствовать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, уважение к труду.
5. «Магазин игрушек»
Закреплять артикуляции звуков [А - У] в звуковых играх.
Развивать у детей чувство ритма, умение согласовывать движение со словами.
Развивать мимику и пантомимику, умение импровизировать в движении.
Вырабатывать навыки правильного речевого дыхания, укреплять голосовой аппарат с помощью фонопедических упражнений.
Воспитывать у детей бережное отношение к своим игрушкам.
6. «Прогулка в осенний лес»
Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах.
Уточнить артикуляцию звука [И], пропевая звук в чистоговорках.
Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса.
Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксацию взгляда.
Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
7. «Поездка в Простоквашино»
Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.
Закрепить правильное произношение звука [М] в чистоговорках и звуковых играх.
Развивать зрительное внимание.
Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и конец фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу, умение детей ходить «змейкой».
8. «А что у вас?»
Закреплять знания детей о профессиях.
Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы.
Уточнить артикуляцию звука [П] в скороговорках, звуковых играх.
Развивать у детей внимание, умение строиться в круг по ориентирам, определять направления направо, налево.
Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.
9. «Наши пернатые друзья»
Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах.
Закрепить правильную артикуляцию звука [Н] посредством включения в занятие дидактических игр.
Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.
11. «Дикие животные наших лесов»
Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.
Закрепить правильную артикуляцию звуков [А – У - О], учить детей пропевать эти звуки длительно и коротко.
Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов.
Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях, координировать слово с движением.
Развивать мелкую моторику, чувство ритма.
12. «Встреча с Федорой»
Закрепить знания детей о классификации посуды.
Совершенствовать автоматизацию звука [Б] в пропевании логопедических рапевок.
Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз.
Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство сострадания.
13. «Зоопарк»
Закрепить у детей представление о животных разных стран.
Уточнить артикуляцию звука [Ы] в обратных слоговых рядах.
Развивать координацию слова и движения, чувство ритма.
Развивать умение точно выполнять движения по тексту.
Тренировать у детей силу выдоха, умение правильно выполнять самомассаж.
14. «В магазине мебели»
Закрепить знания детей по теме.
Формирование правильной артикуляции звука [Т] в слоговых рядах.
Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.
15. «Птицы у кормушки»
Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Закрепить правильную артикуляцию звука [Д] в логопедических распевках и потешках.
Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.
Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.
Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им помочь в холодное время года.
16. «В зимнем лесу»
Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.
Научить детей выполнять самомассаж лица, шеи.
Развивать фонематический слух и слуховое внимание детей.
Развивать умение детей импровизировать мелодии на заданную тему.
17. «Новогодний поезд»
Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.
Закрепить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах, распевках.
Развивать темпо-ритмическое восприятие детей.
Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений.
18, 19. Каникулы
20. «Зеленый уголок»
Дать детям представление о многообразии комнатных растений.
Закрепить правильную артикуляцию последовательности звуков [А – У – О - Ы] с помощью фонопедических упражнений.
Формировать правильную голосоподачу и плавность речи.
Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, чувство ответственности за их состояние.
21. «Путешествие по сказкам»
Формировать правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в дыхательных и оздоровительных упражнениях.
Развивать навыки правильного речевого дыхания.
Развивать творческую активность детей, эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение.
Воспитывать в детях доброе отношение к книгам, умение заботиться о них.
22. «Мы пожарные»
Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, о данной профессии.
Уточнить артикуляцию звука [Г] в слоговых рядах и чистоговорках.
Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале песен, стихотворений, танцев.
23. «Коми край!»
Дать детям знания по данной теме.
Закрепить артикуляцию звука [Э] в логопедических распевках.
Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.
Развивать коммуникативные способности детей.
Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам, традициям, творчеству.
24. «Витаминная семья»
Закрепить знания детей о ягодах и их пользе.
Ввести активный словарь детей названия ягод, витаминов.
Уточнить артикуляцию звука [Ф] в дыхательных и речевых упражнениях.
Развивать слуховое и зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза.
Воспитывать у детей привычку к здоровому питанию, образу жизни.
25. «Аквариумные рыбки»
Дать детям представление о многообразии обитателей аквариума.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [П - Б] в слоговых рядах и читоговорках.
Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.
Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
Воспитывать у детей чувство ответственности за своих питомцев.
26. «Крокодил Гена»
Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [В - Ф] в слоговых рядах и логопедических распевках.
Развивать речевое дыхание, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.
Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.
27. Прогулка по весеннему лесу.
Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в слоговых рядах и читоговорках.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Воспитывать бережное отношение к природе.
28. Мамины помощники.
Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего времени 3 лица.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С – с’] в дыхательных упражнениях.
Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.
Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке, сестре и другим представительницам прекрасного пола.
29. «Колечко»
Закрепить знания детей о домашних птицах.
Тренировать автоматизацию звуков [З - С] в слоговых рядах и дыхательных упражнениях.
Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки.
Развивать ладовое чувство, чувство ритма в музицировании на детских музыкальных инструментах.
30. «Спортсмены»
Закрепить знания детей о различных видах спорта.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С - З] в слоговых рядах и чистоговорках.
Развивать силу и модуляцию голоса, чистоту интонирования мелодии.
Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, выразительно двигаться в соответствии с текстом, передавать движениями данный образ (имитация действий спортсменов в различных видах спорта).
31. «Будем космонавтами»
Закреплять знания детей по теме.
Закреплять правильную артикуляцию звука [Ш] в дыхательных играх.
Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа.
Расширить словарный запас детей по теме (главным образом, глаголы).
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Ш - Ж] в слоговых рядах и логопедических распевках.
Развивать двигательное внимание детей.
Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
34. «Волшебный мир цветов»
Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать по месту произрастания.
Закрепить умение дифференцировать [С - Ш] в слоговых рядах и дыхательных упражнениях.
Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.
Развивать чувство ритма, метра, такта.
Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение наслаждаться красотой родного края.
35. «Приключения Жука»
Закрепить знания детей о насекомых и способах их передвижения.
Закрепить умение дифференцировать [З - Ж] в слоговых рядах.
Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами.
Развивать координацию движений под музыку.
36. «Огородники»
Закрепить правильную артикуляцию звуков [Л – л’] в чистоговорках и потешках.
Научить детей правильно сажать семена огородных растений.
Совершенствовать умение детей образовывать сравнительные прилагательные по теме.
Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании.
37. «День Победы»
Закрепить знания детей по теме.
Уточнить правильную артикуляцию звука [Ч] в дыхательных играх.
Развивать силу и модуляцию голоса, мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.
Воспитывать у детей уважение к старшим, к истории своей страны.
38. «Ох и Ах!»
Систематизировать знания детей о временах года.
Закреплять правильную артикуляцию звука [Щ] в логопедических распевках, скороговорках.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни
39. «Здравствуй, лето!»
Закреплять умение детей согласовывать числительные и существительные.
Закрепить правильную артикуляцию звука [Ц] в слоговых рядах, чистоговорках.
Развивать слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие музыкального материала.
Воспитывать у детей стремление хорошо учиться в школе, вести активный образ жизни.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен
Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
Улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической.
Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
ЛИТЕРАТУРА
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005.