Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для студентов высших музыкальных учреждений и преподавателей ДМШ и ДШИ "Музыкальная психология"»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств
«Берегиня»
Музыкальная психология
(рабочая программа для студентов музыкальных ВУЗов
и преподавателей ДМШ и ДШИ)
Выполнила:
Преподаватель МБУДО ДШИ «Берегиня»
Ходаковская М.Ю.
Бердск - 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно положениям о высшем профессиональном музыкальном образовании профессиональная деятельность выпускников консерваторий осуществляется в сферах исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской деятельности, связанных с профессиональным музыкальным искусством, а также в сфере общего эстетического образования и воспитания.
В связи с этим как никогда актуальной становится проблема получения различного рода психологических знаний, как применительно для исполнительской и педагогической деятельности, так и для лучшей адаптации и избежания психологических травм студентов при прикосновении с современной реальной социальной ситуацией. Не вызывает сомнения необходимость психолого-педагогической подготовки студентов (готовность к данной деятельности предполагает единство психологических знаний, а с музыкальной стороны – научно-теоретических знаний и практических навыков будущих преподавателей). Уровень подготовленности специалиста к выполнению определенного вида труда и активной социально ценностной жизни определяет степень их оптимальности. Вполне очевидно, что обеспечение именно всесторонней подготовки и профессионального становления студентов является приоритетной задачей для консерватории.
Изучение данной программы тесно связано с общей, возрастной, педагогической психологией. Курс предполагает определенный уровень подготовки студентов в области психологии, основывается на следующих знаниях в данной области: знания о сущности сознания; взаимоотношения сознательных и бессознательных процессов; о роли самосознания в поведении человека, в развитии его личности; владении приемами психической саморегуляции; знание психологических основ профессионального творчества; в области психологии межличностных отношений, познавательных процессов, эмоциональной сферы личности; проблема психологии музыкального (исполнительского) творчества и музыкального восприятия.
Психологические знания в равной степени необходимы и педагогам-музыкантам, и музыкантам-исполнителям. Они помогают решать проблемы стрессового предконцертного состояния, зажатого игрового аппарата, дирижерского жеста; делают более эффективным передачу эмоционального состояния и сам процесс разучивания музыкального произведения.
Музыкальная психология в нашей стране является новейшей областью научного познания. Современное обращение к интеграции психологии и музыкального исполнительства неслучайно и актуально. Музыка играет важную роль в человеческом обществе. Прежде всего ее развивающий, образовательный и воспитательный факторы влияют на становление и развитие личности, ее ценностных ориентаций. Музыка как необходимый компонент общественно-культурной жизни человека может служить фактором социальной идентификации – то есть выражать принадлежность человека к определенной социальной группе, активизировать эмоциональное состояние человека или способствовать его релаксации.
Эти явления, а также все психические процессы, связанные с созданием, восприятием и исполнением музыки, представляют предмет исследования в музыкальной психологии и данной программы. В программе отражена историческая перспектива взглядов на взаимосвязь музыки и психологии (рассматривая вклад различных философов, ученых-физиологов, психологов, музыковедов и педагогов в данную проблему).
Хоровое дирижирование выделяется среди других музыкально-исполнительских профессий. Это обусловлено тем, что дирижер-исполнитель играет на особом «инструменте» - человеческом голосе.
Взаимодействуя с музыкальным коллективом, хормейстер выполняет целый ряд задач, непременно входящих в структуру его профессиональной деятельности. Мастерство дирижера определяется не только уровнем знаний, умений и навыков. Важной составляющей его профессионализма и эффективности являются профессионально значимые психические свойства и качества. Под профессионально важными качествами (ПВК) понимаются индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ПВК относятся и музыкальные способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК. Можно назвать ряд личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любого вида профессиональной деятельности. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка как компонент профессионального самосознания, и несколько более специфические: эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску. Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента (экстра- и интроверсия, например) также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности.
Любой вид музыкально-исполнительской деятельности можно охарактеризовать как направленный на достижение успеха. В условиях изнурительных репетиций, постоянного дефицита времени, отведенного на решение задачи, профессиональная деятельность музыканта проходит на фоне частого психоэмоционального напряжения. К профессии дирижера-хормейстера это относится в первую очередь. Из специфических дирижерских данных многие специалисты выделяют в первую очередь наличие волевых качеств, высокое владение концентрированным и дифференцированным вниманием, быстроту реакции, ярко выраженную коммуникабельность и др. Прежде всего, это обусловлено спецификой дирижерской профессии, а именно:
необходимостью воздействия и подчинения музыкального коллектива собственной воле (как в организационном, так и в музыкально-интерпретационном смысле слова);
коллективным (публичным) характером профессиональной деятельности дирижера-хормейстера.
Необходимо отметить, что огромная плеяда выдающихся дирижеров хора до сих пор не сумела создать объективную картину психологических основ дирижерской деятельности. Каждый дирижер находил свой собственный способ построения отношений с хоровым коллективом, опираясь исключительно на собственные представления, интуицию.
Как правило, исследование деятельности хормейстеров в основном шло по пути определения необходимых знаний, ориентиров, умений и навыков, то есть предметной и методической подготовки будущих дирижеров. Много таланта и энергии вложили в разработку педагогических проблем такие мастера хорового искусства, как П.Г.Чесноков, И.А.Мусин, М.М. Канерштейн, К.Б.Птица, С.Казачков, А.П.Когадеев, Л.Н. Маталаев, Л.М. Андреева и многие другие.
Так можно встретить достаточное количество литературы, посвященной технике хорового дирижирования, а также репетиционные высказывания-пояснения. Психологическому анализу дирижерской деятельности и рассмотрению структуры дирижерских способностей посвящены работы В.Г.Ражникова, Г.Л. Ержемского. Вопрос же о личностных особенностях дирижера-хормейстера в контексте его профессиональной деятельности на сегодняшний день остается открытым. Это связано с тем, что, исследуя психологическую специфику профессиональной деятельности хормейстера, важно обладать профессиональным практическим опытом дирижера – исключительно в целях прочувствования специфики и уникальности взаимодействия с хоровым коллективом. Эту мысль подтверждают слова одного из крупнейших исследователей психологии творчества Я.А. Пономарева о том, что «эмпирический уровень не способен полностью удовлетворить требования практики по рациональному управлению творческой деятельностью. Необходим переход к уровню, возвышающемуся над эмпирией, раскрывающему внутрипредметные взаимодействия». Дирижерское искусство, и в особенности личностный фактор дирижера-хормейстера, наиболее трудно проанализировать с точки зрения его психологизма. По словам Р.Кан-Шпейера, на определенном этапе развития исследований дирижерской деятельности «вместо музыканта-профессионала должен заговорить специалист по эстетике или профессиональный психолог».
В настоящий момент очевидна востребованность построения психологических основ дирижерского искусства, необходимость более полного обоснования содержания и специфики профессиональной деятельности хормейстера. Однако в рамках данной программы не ставилась цель рассмотреть музыкальные способности дирижера (музыкальный слух, чувство ритма и т.д.). Внимание было сконцентрировано непосредственно на психологической составляющей личностного фактора дирижера-хормейстера.
В процессе профессиональной деятельности дирижеру-хормейстеру необходима так называемая исполнительская воля. По утверждению Теплова Б.М., она заключается в умении подчинять аудиторию своей воле. Сила исполнительской воли напрямую зависит от эмоциональной насыщенности посыла дирижера. В этой связи определенный интерес представляет исследование Г.Л. Ержемского. По мнению автора, волевой исполнительский посыл осуществляется посредством психологического воздействия дирижера через внушение и через «заражение» исполнителей эмоционально-психологическим состоянием. Он выделяет комплекс внушаемых (суггестивных) воздействий дирижера на музыкальный коллектив.
Хормейстерам также свойственна открытость и готовность к сотрудничеству, адаптированность, богатство и яркость эмоциональных проявлений, импульсивность, оптимизм, стремление к утверждению общечеловеческих ценностей.
Таким образом в настояшей программе поднимается актуальная в практическом и теоретическом отношении проблема личностных особенностей дирижеров-хормейстеров; психология дирижирования рассматривается как неотъемлемая часть музыкальной психологии; обозначаются психологические основы дирижерско-хорового искусства; выявляются предпосылки эффективной дирижерской деятельности через призму личностного фактора хормейстера.
Процесс управления действиями хорового коллектива можно рассматривать как построение, обусловленное неразрывным единством всех функций деятельности дирижера-хормейстера. Из этого следует, что профессионализм руководителя музыкального коллектива состоит из сложноорганизованных, синкретических и взаимообусловленных компетенций, которые можно обозначить одним словом – универсальность.
Профессия, выбираемая музыкантом, должна находиться в соответствии с его психодинамическими особенностями. Решающими здесь могут оказаться чисто психологические показатели. Определенный набор характеристик эмоционально-волевойсферы личности дирижера-хормейстера обуславливает его эффективную профессиональную деятельность, не нанося урон собственному здоровью, так как дирижерско-хоровая профессия требует высокой эмоциональности и, одновременно, эмоциональной устойчивости. Ядром личностных особенностей дирижеров-хормейстеров являются эмоциональная устойчивость, хороший самоконтроль, целеустремленность, настойчивость, организованность, склонность к лидерству. Дирижерам также свойственны дисциплинированность, инициативность, социальная активность. Одним из важнейших профессиональных качеств дирижера-хормейстера, наряду с эмоционально-волевыми свойствами и качествами личности, является показатель экстравертированности. В основе данного показателя лежит ярко выраженная коммуникабельность, способность понимать и быть понятым.
Условия реализации программы: предмет изучается на 1-ом курсе (I и II семестры, распределение материала соответствует продолжительности семестров – 16 и 20 недель), объем курса – 72 часа, занятия групповые.
Данный курс состоит из лекционных и семинарских занятий. На лекционных занятиях происходит ознакомление с основными темами курса, понятиями и законами психологии. На семинарских занятиях эти знания закрепляются. Семинары введены для того, чтобы студенты вместе с преподавателем имели возможность обсудить наиболее сложные, важные и интересующие их вопросы.
В тематическом плане вопросы, подлежащие обсуждению на семинаре, не указаны, так как их определяет сам преподаватель в процессе ведения курса.
На семинарах студенты усваивают элементы практической психологии, как то:
методы саморегуляции;
активная визуализация;
психологический анализ педагогических ситуаций;
объяснение психологической природы типичных ошибок в действиях студента и пр.
Проведение занятий ориентировано также на самостоятельную работу студентов, носящую поисковый характер, развивающую умение анализировать, сравнивать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. В связи с этим особое внимание уделено самостоятельной учебно-исследовательской работе студентов, в том числе наблюдению, чтению и обсуждению научной литературы, реферированию.
Оптимальным вариантом организации обучения является следующая система занятий: лекции и семинары, входящие составной частью в лекционные; лекции-диалоги или семинары с углубленной проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы студентов, письменные зачеты по разделам программы, защиты рефератов или творческих заданий, подготовленных как коллективно, так и индивидуально.
На одном-двух занятиях усвоить учебный материал на требуемом программном уровне невозможно. Поэтому для усвоения содержания раздела предусмотрено его многократное повторение и осмысление во взаимосвязи с другими разделами. Практически на каждом занятии (особенно во II семестре) сочетается изучение нового и повторение старого (в виде актуализации прежних опорных знаний и навыков).
Один из важных методических приемов – написание сочинения на психологическую тему. Темы могут быть предложены на любом этапе изучения курса (это может быть «Я – исполнитель», «Я – дирижер», «Я – музыкант», «Я – будущий педагог» и др.). Работа над сочинением заставляет задумываться над своими собственными, а не абстрактными качествами, процессами, свойствами, состояниями и анализировать их на основе имеющихся теоретических психологических знаний; способствует развитию рефлексивных процессов.
Желательно (при наличии в учреждении) использование в работе различного иллюстративного материала (как визуального, так и аудиального). Это повышает интерес студентов, уровень запоминания и освоения материала, делает его не только насыщенным интеллектуальным содержанием, но и затрагивающим эмоциональную сторону личности студента.
Содержание программы:
изучение процессов познания музыки и музыкальной памяти;
психологические компоненты музыкального исполнения и выражения;
эмоциональные реакции на музыку;
эффективное обучение музыке;
основные свойства восприятия и познания музыкальной структуры;
изучение музыкального развития в онтогенезе;
изучение процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей;
применение музыки как массового средства коммуникации;
социальная психология музыки.
Программа курса составлена таким образом, чтобы ознакомить студентов с этими основными разделами, более подробно останавливаясь на определенных темах, исходя из специфики специальности («Хоровое дирижирование»).
Цель программы: усвоение студентами знаний научных основ психологии и на основе этих знаний формирование умений по совершенствованию учебного, исполнительского, воспитательного и культурно-просветительского процессов, а также создание установки на творческий подход к своей профессиональной деятельности, открывающими специфическую природу музыки, изучение музыкального опыта и особенностей передачи этого опыта в музыкальной педагогике.
Задачи программы:
изучить понятие «профессионально важные качества личности» в психологической литературе;
выявить личностные особенности дирижера-хормейстера как профессионала;
дать исторические и теоретические знания в области музыкальной психологии;
научить методам практической музыкальной психологии;
интегрировать полученные знания в практическую исполнительскую и педагогическую деятельность.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Программа построена с учетом следующих принципов:
системности, предполагающий осознание личностью студента знаний по их месту в научной теории;
личностно-ориентированного подхода к развитию психолого-педагогических способностей специалиста;
целостности и полифункциональности, учитывающей специфику каждого раздела дисциплины, а также структуру всей дисциплины.
Требования к освоению содержания программы.
По окончанию изучения курса студент должен знать:
основные категории и понятия музыкальной психологии;
основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;
объективные связи музыкального обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме.
Студент должен уметь:
использовать современные музыкальные образовательные технологии;
организовывать учебно-познавательную деятельность, формы и методы контроля качества образования.
Студент должен владеть:
понятийно-категориальным аппаратом музыкальной психологии, инструментарием психологического анализа и проектирования;
обладать высоким уровнем представлений о предмете и методе музыкальной психологии, о месте музыкальной психологии в системе наук и основных отраслях.
Контроль успеваемости:
Текущий контроль качества обученности студентов осуществляется в устной и письменной форме: конспектирование, анализ и реферирование научно-методической и учебной литературы; выступление с сообщениями на семинарах. Также в течение семестра используется такая форма контроля знаний как «психологический понятийный диктант», рассчитанный на 10-15 минут. В нем ставится задача - раскрыть содержание четырех-пяти понятий и перевести обыденные представления на язык психологических понятий. Психологические диктанты могут быть различными по форме:
предложения, в которых пропущены слова, обозначающие психологические термины;
вопросы, ответы на которые должны дать студенты;
перечень характерных признаков и условий протекания психических процессов или явлений, которые должны назвать студенты;
вопросы, которые требуют однозначного утверждения «верно-неверно»; и т.д.
Рубежный контроль проводится между I и II семестрами – собеседование.
Итоговый контроль – экзамен. При итоговом контроле учитываются результаты данных письменных работ, степень активности студента процессе обучения (работа на семинарах, конспекты дополнительно изученной литературы), тестирование и защита реферата.
Вопросы к экзамену
Взаимосвязь воображения и музыкально-слуховых представлений.
Взаимообусловленность восприятия музыки от социально-демографических показателей слушателей.
Виды и структура музыкального мышления.
Виды музыкальной памяти.
Влияние музыки на личность и значимость обучения музыке с точки зрения психологической науки.
Воля в контексте профессиональных требований музыкальной деятельности.
Воображение и его место в основных видах музыкальной деятельности.
Группы музыкальных способностей.
Диагностика музыкального мышления.
Индивидуальные особенности музыкального слуха.
Использование воображения в музыкально-исполнительской деятельности.
Исторический обзор проблемы способностей.
История развития, предметная область и специфика музыкальной психологии.
Какова роль внимания в действии музыкально-познавательных процессов?
Качества творческой личности.
Компоненты, структура и виды музыкальной памяти.
Методы развития музыкального мышления.
Методы развития музыкальной памяти.
Модели развития восприятия.
Моделирование эмоций средствами музыки.
Музыка как средство развития творческой индивидуальности.
Музыкальная память.
Музыкальное творчество.
Музыкальные способности и задатки. Изучение и диагностика.
Музыкальный слух. Основные виды музыкального слуха.
Общие и специальные музыкальные способности. Онтогенез музыкальных способностей.
Определение апперцепции, особенности ее проявления при различных видах восприятия музыки.
Основные виды и уровни восприятия музыки.
Основные музыкальные способности.
Основные различия восприятия жанров и стилей в музыкальном искусстве.
Основные свойства восприятия музыки.
Особенности творческого процесса в дирижерской деятельности.
Особенности функционирования воображения в основных видах музыкальной деятельности.
Подходы к диагностике особенностей музыкальной личности.
Понятие музыкальных способностей. Теории исследования музыкальных способностей в отечественной и зарубежной психологии.
Понятие творчества, конвергентное и дивергентное мышление.
Предмет, задачи и структура музыкальной психологии как отрасли психологической науки.
Приемы выявления эмоционального состава произведения.
Приемы развития ассоциативного и образного мышления через воображение.
Психодинамические характеристики личности музыканта.
Психология индивидуальных различий.
Психология музыкальных способностей.
Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей.
Расширение объема слуховых представлений.
Роль внимания в действии музыкально-познавательных процессов.
Роль воображения в музыкально-исполнительской деятельности.
Совершенствование слухового представления координации элементов музыкальной ткани.
Специфика музыкальной памяти, сущность методов ее развития.
Способности и одаренность.
Становление представлений о музыкальном мышлении.
Существует ли динамика музыкального сознания в онто- и филогенезе?
Существует ли разница между выражениями «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие»?
Теоретические аспекты творчества.
Уровни способностей.
Характеристика взаимосвязи музыкального мышления и движения.
Художественно-творческая деятельность, ее компоненты.
Эмоции в музыкальном искусстве.
Тест на отношение к дирижерской деятельности
Музыкальное искусство – большей частью коллективное, поэтому профессия дирижера в музыке должна считаться главной. Да
Мне нравится быть в центре коллективного внимания Да
По натуре я человек общительный и легко лажу с людьми Да
Мне легко организовать людей для совместных действий Да
Я коллекционирую записи различных дирижеров для сравнения
их между собой и поиска наиболее верного на мой взгляд исполнения Да
Занимаясь с педагогом, я редко предлагаю свой собственный вариант
трактовки Нет
Коллективные занятия мне нравятся больше, чем индивидуальные Да
Мне бывает трудно подобрать ключ общения с незнакомыми людьми Нет
Мои друзья считают меня веселым и общительным человеком Да
Я легко переношу конфликтные ситуации по сравнению с другими Да
Я высоко ценю искусство мимики и жеста Да
У меня часто бывают испорчены отношения с другими людьми
из-за моей принципиальности Нет
Я пользуюсь любой возможностью, чтобы выступить с хором Да
Часто без причин у меня портится настроение Нет
Поездки на концерты и гастроли утомляют меня Нет
Если я чувствую приближение конфликтной ситуации, я предпо-
читаю спокойно обсудить проблему и никогда не срываюсь Да
Моя будущая профессия дирижера вызывает у меня серьезную
озабоченность Нет
18. В кругу своих друзей я мало говорю о предстоящем выступлении Нет
19. Я охотно выполняю поручения, связанные с общением
с другими людьми Да
20. У меня довольно много книг о дирижерах Да
21. Выполнение какой-либо работы в присутствии многих людей
мало смущает меня Да
22. Я ищу любой повод для того, чтобы попрактиковаться в работе с хором Да
23. Мне нравится работать над переводом музыкальной интонации
в пластический жест Да
24. Обычно я знакомлюсь со многими партитурами помимо
изучаемых в классе по специальности Да
25. Я бы хотел как можно чаще выступать с хором в концертах Да
26. Я выступаю в концертах только потому, что этого требует программа Нет
27. Я считаю, что во время исполнения хорового произведения
дирижеру не обязательно выкладываться, потому что музыканты
без него знают, что надо делать. Нет
28. Я пользуюсь любой возможностью для организации
коллективного музицирования Да
Автор теста В.И. Петрушин.
Обработка баллов осуществляется по следующей шкале: 10-14 – низкий уровень, 15-20 – средний, 21-30 – высокий. Каждый балл ставится в случае совпадения ответа с тем, который содержится в ключе (ключ - ответы да или нет). Вместе с ростом профессионализма увеличивается степень выраженности положительного отношения к будущей специальности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Название и краткое содержание темы
Количество
часов
I семестр
32
1.
Общее представление о психологии как о науке. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Основные направления, отрасли. История развития, предметная область и специфика музыкальной психологии. Междисциплинарные связи в изучении проблем музыкальной психологии.
2
2.
Сознание. Состояния сознания. Самосознание и Я-концепция музыканта. Формы проявления бессознательного. Музыка как фактор изменения состояний сознания. Сознательное и бессознательное в музыкальной деятельности.
2
3.
Личность. Структура личности. Личностная динамика. Связь содержания музыки со смыслообразующей функцией личности. Музыка как способ самопознания и самовыражения человека. Личность музыканта (характеристика, направленность).
2
4.
Психология музыкальной деятельности. Специфика психических познавательных процессов в музыкальной деятельности.Ощущение музыкального звука (процессы адаптации, сенсибилизации, проблема цветного звука). Звуковысотный и тембровый слух. Музыкально-слуховые представления.
2
5.
Основные свойства восприятия. Биологические и нейро-психологические основы музыкального восприятия. Восприятие мелодии и гармонии, времени в музыке. Адекватность восприятия музыки. Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей. Архетипическое восприятие музыки. Семинар.
3-1
6.
Роль мышления в различных видах музыкальной деятельности. Формы и стратегии мышления, мыслительные операции. Классификация типов мышления. Творческое мышление. Развитие музыкального мышления. Музыкальное познание и понимание. Когнитивные процессы в исполнении музыки.
2
7.
Внимание в деятельности музыканта. Виды и качества внимания. Факторы, определяющие внимание. Расстройства внимания.
1
8.
Музыкальная память. Особенности запоминания музыкального произведения.
1
9.
Воображение в различных видах музыкальной деятельности. Воображение как показатель одаренности музыканта (композитора, исполнителя). Взаимосвязь воображения и музыкально-слуховых представлений. Связь музыкального воображения с жизненным опытом слушателя.
1
10.
Музыкальное творчество. Значение интуиции в творческом процессе. Качества творческой личности. Индивидуальные типы творческой реализации. Социальная обусловленность исполнительского творчества. Стадиальность творческого процесса. Творческое вдохновение. Сознательное и бессознательное в творческой деятельности. Семинар.
3-1
11.
Особенности эмоционально-волевой сферы музыканта. Волевые качества дирижера. Признаки волевого поведения. Эмоциональные типы людей. Причины возникновения эмоций. Базовые и эстетические эмоции. Эмоции в музыке. Психологические механизмы музыкального переживания. Влияние музыки на эмоциональную сферу человека. Катарсис. Роль эмоций в музыкальной деятельности.
2
12.
Преодоление состояния тревожности («эстрадного волнения») при публичном выступлении. Оптимальное концертное состояние (психической готовности к выступлению). Некоторые эффективные методы саморегуляции и их практическое применение в профессиональной деятельности музыканта. Саморегуляция в условиях сценического стресса. Координация физических, эмоциональных и интеллектуальных процессов в профессиональной деятельности музыканта.
2
13.
Психофизиологические вопросы музыкальной деятельности. Биологические и нейрологические аспекты исполнительского процесса. Психомоторика. Музыкально-исполнительские проблемы. Идеомоторная подготовка.
2
14.
Музыкальные способности и задатки. Изучение и диагностика. Онтогенез музыкальных способностей. Проблема музыкальности и развития музыкального слуха. Знакомство с различными отечественными и зарубежными исследованиями.
2
15.
Темперамент (характеристики классических типов) и характер (общее представление, различные степени выраженности, акцентуации). Индивидуальные различия в музыкальном поведении (музыкальные предпочтения и т.п.).
2
16.
Методы музыкальной психологии. По Бочкареву Л.Л.: изучения музыкальной деятельности, звучащей анкеты, партитурной транскрипции. Семинар.
1
II СЕМЕСТР
40
1.
Психическое развитие ребенка. Возрастная периодизация. Специфика психологии музыкального образования. Ее цели и задачи.
1
2.
Период новорожденности и младенчества. Влияние музыки на пренатальное развитие; первый год жизни ребенка и общение с музыкой (М.Л. Лазарев). Непосредственно-эмоциональная форма общения.
1
3.
Раннее детство. 1-3 года. Кризис эгоцентризма. Предметно-действенная форма общения. Особая роль восприятия в развитии ребенка. Развитие речи.
1
4.
Младший дошкольник, 3-5 лет. Роль игры в развитии ребенка. Внеситуативно-познавательная форма общения. Период становления характера.
1
5.
Дошкольный возраст, 5-7 лет. Внеситуативно-личностная форма общения. Подготовка к обучению в школе.
2
6.
Психологическое значение музыки в онтогенезе. Воспитание средствами музыки. Ранняя музыкальная идентификация. Родительское участие и отношение к музыкальным занятиям ребенка.
2
7.
Младший школьный возраст. Психологические особенности начального обучения в школе. Особенности музыкального восприятия и специфические формы обучения музыке.
2
8.
Психологические основы музыкального обучения. Сензитивные периоды. Развитие музыкального слуха. Психологические аспекты преподавания музыкальных дисциплин. Развитие детских исполнительских навыков. Мотивационные процессы, воздействующие на музыкальное обучение. Роль компетентности убеждений и объективного оценивания в практике молодых музыкантов.
1-1
9.
Подростковый возраст. Формирование эгоидентичности. Причины кризиса, особенности поведения. Специфика подростковой культуры.
2
10.
Особенности юношеского возраста. Перестройка самосознания. Развитие мировоззрения. Профессиональное самоопределение.
2
11.
Возраст и музыка. Проблема возрастного восприятия музыки. Понимание музыки в различные возрастные периоды. Возрастные различия музыкальной одаренности.
2
12.
Музыкальный коллектив и его руководитель. Этапы становления коллектива. Методы развития коллектива. Дирижер и его коллектив.
2
13.
Преподаватель: личность и деятельность. Творческий характер деятельности преподавателя. Психологические особенности педагогического общения. Профессионально значимые качества личности преподавателя. Рефлексивное взаимодействие. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Семинар.
3-1
14.
Музыкальное творчество. Особенности творчества исполнителя.
2
15.
Педагогическая задача и процесс ее решения. Принципы дидактики. Психологические основания дидактических задач музыкального образования. Концепции музыкального образования и обучения в современной дидактике.
2
16.
Историческая перспектива представлений о роли и значении музыки в образовании. Психологическое значение музыки в образовательном контексте.
2
17.
Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры (В.Г.Ражников). Рассмотрение методик, методов, педагогических технологий обучения различных категорий музыкантов.
2
18.
Влияние социальной среды и культуры на развитие личности. Биографические детерминанты выдающихся музыкантов. Социальные факторы, влияющие на музыкальное развитие. Личностная и социальная идентификация.
2
19.
Роль музыки в обществе. Музыка как модель коммуникации. Изучение музыкальных вкусов. Психологические и биологические корни музыки.
2
20.
Режим и гигиена работы музыканта. О количестве занятий. Приемы и способы оздоровления организма. Психическая саморегуляция.
Данный тематический план является основным костяком программы и в зависимости от специфики курса, развития знаний в области музыкальной психологии и многих других объективных обстоятельств, может быть изменен и варьирован. Порядок тем может быть изменен по усмотрению преподавателя.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997;
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993;
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1 и 2.-М.:Музыка, 1971;
Барабошкина А.В., Ляховицкая С.С., Фирсов Л.А. О методике приемных испытаний в детские музыкальные школы. (К проблеме музыкальных способностей). – В кн.: Проблемы способностей. –М., 1962;
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. –Л., 1974;
Беленькая Л.Я. Влияние музыкального обучения на развитие восприятия времени у детей дошкольного возраста //Новые исследования в психологии. – 1974 - №3;
Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке /Проблемы музыкального мышления. – М., Музыка, 1974;
Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. – М., Русский книжник, 1924;
Беркман Т.Л. О методах формирования музыкально-слуховых представлений (опыт исследования). В кн.: Развитие художественных способностей. – М., 1959;
Бернштейн Н.А. Мир звуков как объект восприятия и мысли. – М., 1996;
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: АМН СССР, 1966;
Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. – М., 1981;
Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. – Л., 1974;
Бочкарев Л.Л. Актуальные проблемы современной музыкально-педагогической психологии /Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. Сб. научн. тр. /Институт им. Гнесиных/ - М.,1979 – Вып. 43;
Бочкарев Л.Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии //Психологический журнал. – 1986, №4;
Бочкарев Л.Л. Проблемы психологии музыкальных способностей: Сб. научн. тр. /МГПИ им. Гнесиных/ - М., 1982 – Вып. 62;
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. –М., 1967;
Выготский Л.С. Психология искусства. М. –Искусство. -1966;
Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. – В кн.: Проблемы способностей. –М., 1962;
Гарбер Л.А. Развитие гармонического и тембрового слуха у детей дошкольного возраста //Вопросы психологии. – 1964 -№5;
Гольденвейзер А.Б. Из бесед А.Б.Гольденвейзера о музыкальном воспитании и обучении детей. – В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. – М., 1967 – Вып.2;
Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия /Проблемы музыкального мышления. –М., Музыка. – 1974;
Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний. М., 1992;
Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1970;
Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. –М., 1980;
Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. – М., 1988;
Зак А.З. Психология преподавания музыки. М.: Грани, 1999;
Илиади А. Природа художественного таланта. М., 1964;
Каган М.С. Морфология искусства. –Л., Искусство, 1972;
Кирнарская Д.К. Опыт тестирования музыкальной одаренности на вступительных экзаменах //Вопросы психологии. – 1992 - №1-2;
Коган Г.М. У врат мастерства. -М., 1969;
Кондрашин К.П. Мир дирижера. Технология вдохновения. –Л., 1976;
Корлякова С.Г. Основы общей и музыкальной психологии. – М., 1998;
Костюк А.Г. Восприятие мелодии. –Киев, 1986;
Красникова Е.И. О психическом механизме влияния музыки на эффективность учебной деятельности. –М., 1983;
Кремлев Ю.А. Познавательная роль музыки. –М., Музгиз, 1963;
Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на детей. М., 1990;
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. –М., Просвещение, 1984;
Мазель Л. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки. – В кн.: Интонация и музыкальный образ. –М., 1965;
Майкапар С.М. Музыкальный слух. –Петроград, 1915;
Маккиннон Л. Игра наизусть. –Л., 1967;
Мальцева Е.А. Основные элементы слуховых ощущений: абсолютный слух и методы его развития /Тр. ГИМН. –М., 1925;
Мальцева Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника. –В кн.: Психология младшего школьника. –М.,1980;
Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. –М., 1994;
Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. –М., 1976;
Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности;
Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М., 1997;
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. –М.,1972;
Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности /Вопросы психологии, 1985 - №5;
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. –М.,1967;
Основные современные концепции творчества и одаренности. –М., 1997;
Платонов К.К. Проблемы способностей. –М., 1972;
Пономарев Я. А. Психология творчества. –М., Наука, -1976;
Проблемы музыкального мышления. –М.: Музыка, 1974;
Процессы музыкального творчества. –М.,1993;
Психологические и педагогические проблемы музыкального образования /сборник/ -Новосибирск, 1986;
Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. –М., 1994;
Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. –М., 1993;
Ражников В.Г. Психология творческого процесса дирижера :Автореф. дис. канд. психол. наук. –М., 1973;
Ражников В.Г. Исполнения как творчество (Заметки психолога) //Советская музыка -1972 -№2;
Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. –М., 1968;
Ревеш Г. Ранние проявления одаренности и ее узнавание. –М., 1924;
Россолимо Г.И. К физиологии музыкального таланта. –М.,1983;
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –М., 1973;