Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации внеурочной деятельности учащихся, а также в соответствии с авторской программой по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка. Начальная школа» и основными положениями художественно – педагогическими концепциями Д. Б. Кабалевского.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.
Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы. Особенности работы с хором обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением. Для детей 6-9 лет характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.
Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы – это предъявляет особые требования к организации занятий. Сохранить интерес детей на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений. Ведущей идеей программы является обеспечение развития творческого потенциала учащихся, развития художественного вкуса, устойчивого интереса к музыке и музыкальной деятельности.
Активное восприятие музыки способствует формированию основ музыкальной культуры, освоением музыкальных произведений, знаний о музыке, а также помогает овладевать практическими навыками в слушании и пении, в игре на элементарных музыкальных инструментах.
Цель программы: развитие у младших школьников индивидуального творческого воображения, формирование базовой культуры личности, приобщение еѐ к ценностям общемировой и национальной культуры, усвоение культурных норм, ценностей и образцов поведения в обществе, и включения их в активную музыкально-познавательную деятельность.
Задачи программы:
формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
освоение знаний о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация);
формирование устойчивого интереса к музыке и ее различным формам;
разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;
обучение детей легкой атаке звука, умению слышать себя в смешанном звучании;
формирование основных свойств голоса.
формирование навыков певческой выразительности, вокальной артикуляции;
развитие певческого дыхания
обучение детей навыкам пения без сопровождения, многоголосию.
Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Содержание программы.
1 класс.
№
Тема занятия
Кол-во часов
Краткое описание тем
Формы контроля/результата
1
«Звуки вокруг нас»
(вводное занятие)
1
Учащиеся знакомятся с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охраной голоса. Дают определение понятию «голос» и как его нужно беречь. В конце проводится игра «Звуки вокруг нас».
Поведение детей. Результаты ответов детей.
2
«Что такое голосовой аппарат? Как мы поем? Зачем нужны песни?»
1
Учащиеся знакомятся со строением голосового аппарата, правильной осанки при пении. Распевания. Дети знакомятся с артикуляцией при помощи исполнения звуков. Узнают значение песен, для чего они нужны человеку.
Умения исполнять звуки и распеваться самостоятельно. Как ребята сидят на заня-тиях. Ответы детей.
3
«Вокальная речь»
1
Созвучность голосов в групповом исполнении. Упражнения на развитие вокальной техники. Постановка голоса. Выработка певческих навыков. Развитие культуры вокальной речи. Артикуляционная гимнастика.
Умение работать в группах. Выполнение упражнений. Исполнение попевок.
4
«Хоровое пение. Упражнения. Слушание музыки»
1
Учащиеся слушаю музыку А. Филиппенко «Урожай собирай», учат и поют ее хором. «Веселые дети» - игра.
Учащиеся учат и поют песни. Умения играть в коллективе.
5
«Музыка – язык чувств»
2
Учащиеся выполняют танцевальные движения под музыку. Знакомятся с ритмом – основа жизни и музыки. Темп – скорость музыки. Тембр – окраска звука. Динамика – сила звука. Пластическое интонирование.
Выполнение движений. Знание терминов.
6
«В гостях у скрипичного ключа»
2
Изучение названия нот, их расположение в рамках релятивной системы. Усвоение основных дирижерских жестов. Разучивание скороговорок.
Викторина на знание расположения нот в релятивной системе.
7
«Мы живем в свободной стране и учимся в любимой школе»
2
Вокальная разминка. Слушают песни о школе и поют хоровом изученные слова «Учат в школе». После выполняют движения под музыку.
Умения выполнять разминку самим. Уме-ние петь хором. Вы-полнение движений.
8
«Я хочу услышать музыку»
1
Знакомство с мажором и минором. Слуховой анализ музыки. Изучают различные виды дыхания и определение длительности каждый своего дыхания на данном этапе.
Знание терминов. Умеют делать анализ музыки.
9
«Детские песни в нашей жизни»
3
Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара. Ритмические упражнения.
Умения слушать и разучивать песни. Выполнять движения.
10
«Композитор, исполнитель, слушатель»
1
Изучение понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Участие в процессе создания, исполнения, вдумчивого слушания музыки «Вы не прячьтесь, музыканты» польская народная песня. Е. Тиличеева «На чем играем?», «Догадайся, кто поет». Т. Ломова «Играй, сверчок!».
Знание понятий. Умение создавать, исполнять и слушать музыку.
11
«Мы - композиторы»
1
Импровизация собственной музыки на шумовых инструментах, запись ритмических импровизаций нотами.
Умения создавать собственную музыку. Знание нот.
12
«Новогодний карнавал»
(Подготовка детей к выступлению на новогодней елке.)
3
Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран. Разучивание песен о новом годе с движениями «В лесу родилась елочка», «Маленькой елочке холодно зимой», «Праздничный хоровод».
Знание обычаев и традиций других стран. Выступление на новогоднем вечере
13
«В музыкальном театре»
3
Знакомство с музыкальной сказкой «Мышонок – вострохвостик». Изучение понятия «опера», распределение ролей.
Постановка спектакля для родителей и одноклассников
14
«В мире музыкальных инструментов»
2
Знакомство с музыкальными инструментами: гусли, балалайка, труба, флейта, скрипка.
Знание музыкальных инструментов.
15
«Русская народная музыка»
2
Знакомство с понятием «Фольклор». Знакомство с русскими народными музыкальными произведениями «На горе то Калина», «Во саду ли в огороде», «Пошла млада за водой».
Знание терминов, русских народных произведений.
16
«Пение как вид искусства»
1
Знакомство с музыкальными жанрами. Прослушивание произведений различных жанров Ознакомление с основами вокального искусства. Пение простых вокальных песен различных форм.
Знание жанров музыки. Умения слушать и петь.
17
«Природа и музыка»
1
Слуховой и интонационно – образный анализ музыки, выразительное исполнение песен «Солнечная капель», В. Салманов «Утро в лесу», «Вечер»
Умения анализировать и петь песни.
18
«Средства музыкальной выразительности»
2
Знакомство с ладом, регистром и мелодией. Обобщение ранее изученных терминов и прослушивание песен. Определение в них средств выразительности.
Знание терминов. Умения определять средства выразительности.
19
«Как рассказывает музыка. Выразительные и изобразительные свойства музыки»
1
Слушание и анализ музыки, выразительное пение Е. Тиличеева «Солнышко», «Дождик», «Птица и птенчики». Изображение своих мыслей и чувств на бумаге. Выставка работ.
Учащимся предлагают стать музыкантами и сыграть на треугольнике, ложках, трещетках. «Веселые дети» - игра.
Умения играть на музыкальных инструментах. Умения играть в коллективная игры.
21
«Сколько песен мы с вами вместе…»
2
Музыкальный концерт из изученных песен. Закрепления умения петь детей вместе ориентируясь на звучащую музыку. Умения сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Концерт
Всего
34
2 класс.
№
Тема занятия
Кол-во часов
Краткое описание тем
Формы контроля/результата
«Вводное занятие»
1
Учащиеся повторяют что уже было изучено в 1 классе. Называют термины и понятия. В чем их различия. Прослушивают песни, изученные в 1 классе.
Повтор изученного. Знание терминов и понятий. Умения слушать.
«Шумовые и музыкальные звуки»
1
Учащиеся знакомятся с понятиями шумовых и музыкальных звуков. Находят разницу между звучанием. «На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы».
Знание понятий. Умения находить разницу между звучанием.
«Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах»
1
Учащимся предлагается игры в группе и упражнения. Дети учатся играют на шумовых инструментах и создают свою музыку.
Умения работать в группах. Умения играть на шумовых инструментах и создавать музыку.
«О чем рассказывает музыка. Мой день.»
1
Детям предлагается создать музыку на уже изученных инструментах в соответствии с их настроением на сегодняшний день.
Умения создавать музыку.
«Тайны народного оркестра»
2
Учащиеся знакомятся с понятием «Оркестр». Его созданием и где он выступает. Знакомятся с самыми известными людьми, которые выступают в оркестре.
Знание понятия. Знание особенностей оркестра. Знание выдающихся людей.
«Народный оркестр» «Эстрадный оркестр»
«Симфонический оркестр»
3
Учащиеся знакомятся с разными видами оркестра. Их особенностями и отличиями между ними. Знакомятся с различными произведениями, проходившими в этих оркестрах.
Самостоятельная работа
«Высота нашего звука»
1
Учащиеся знакомятся с понятием «Звуковысотность». «Интонация». Пение упражнений на удерживание звука, на движение мелодии вверх и вниз.
Знания понятий. Умения понижать и повышать голос.
«Россия-Родина моя»
4
Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».
Проект «Моя малая Родина»
«В мире новогодней сказки»
3
Создание танцевального номера на песню «Падают снежинки». Создание новогодних костюмов.
Выступление на концерте
«Мы путешественники»
2
Поездка в Ростовский музыкальный театр на спектакль «Щелкунчик».
Сочинение
«Добрым быть совсем не просто…»
1
Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца. Песня про «Брадобрей», «Про друзей»
Умения относится к людям хорошо. Умения петь песни. Умения чувствовать музыку.
«Песни детских кинофильмов»
2
Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка».
Викторина
«23 февраля»
1
Девочки готовят выступление. Учат музыкальные номера «Огонек».
Выступление для родителей
«8 марта»
2
Учащиеся учат стихи и песни для мам. Создают маленькую инсценировку по сказке «Волк и теленок».
Выступление для родителей
«Как создается музыка»
2
Учащиеся знакомятся с понятиями «Импровизация», «Мелодия», «Фраза». Пение песен. Работы над песнями (народная и композиторская).
Знание понятий. Умения петь песни.
«Знаете ли вы музыку»
1
Работа в группах. Учащимся предлагается разгадать кроссворд.
Кроссворд
«Работа над музыкальной сказкой «Бременские музыканты»»
3
Учащиеся работают по группам. Учат песни из музыкальной-сказки «Бременские музыканты»: «Разбойники», «Охрана», «Про друзей» и др., распределяют роли и делают костюмы.
Выступление на концерте
«Лето: поэт, художник, композитор»
3
Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
Сочинение на тему: «Что для тебя значит лето?»
Всего
34
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Устойчивое развитие эстетического воспитания предполагает:
приобретение учащимися первоначальных эстетических знаний (первый уровень результатов);
формирование положительного отношения к художественным ценностям (второй уровень результатов);
приобретение школьниками опыта самостоятельного художественно-эстетического творчества (третий уровень результатов).
Формирование Универсальных Учебных Действий:
Личностные:
- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- развитие готовности выступать на сцене и для взрослых на собраниях.
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные:
- умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- различение допустимых и недопустимых форм поведения.
Предметные:
- уметь проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а так же произведениями музыки;
- умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос;
- умение договариваться, находить общее решение, работать в группах;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Основополагающими принципами построения программы по организации внеурочной деятельности младших школьников являются:
общедоступность,
систематичность и целенаправленность,
взаимодействие педагога и учащихся,
увлеченность, здоровый эмоциональный климат во время занятий,
системно-деятельностный подход и личностно-ориентированный.
Организация занятий:
• от 1 до 3 раз в неделю. Всего за год 34 часа.
• В вокальную группу принимаются дети с 6 лет.
• Первоначальные навыки пения не требуются.
• Наполняемость группы 10-12 человек.
Методы изучения и освоения программы:
метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному материалу (Д.Б. Кабалевский);
метод обобщения размышлений о музыке (Э.Б. Абдуллин);
метод импровизации (Н.А. Терентьева);
метод драматизации и театрализации (Т.В. Надолинская);
метод эмоциональной драматургии;
метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев).
метод проблемного обучения метод создания «композиций»;
метод художественного контекста
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод размышления о музыке.
метод беседа
Формы и виды контроля
Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:
-беседа по пройденному материалу;
- самостоятельная работа;
- выполнение практического или теоретического задания.
Тематическийконтроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.
- анализ проделанной работы;
- участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год
- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
- участие в итоговом отчётном концерте.
Обучающиеся должны знать:
первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инструментальная музыка, народная музыка;
музыкальные термины: оркестр, ритм, лад, тембр, темп, интонация, динамика, пластическое интонирование, мажор и минор, композитор, исполнитель, слушатель, импровизация, жанр, регистр, мелодия, шумовые музыкальные звуки, звуковысотность, фраза.
знание музыкальных инструментов: гусли, балалайка, труба, флейта, скрипка, треугольник, ложки и трещётки.
правила пения, певческой постановки и охраны голоса.
правила распределение дыхания при исполнении музыкального произведения.
Обучающиеся должны уметь:
определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, хоровой музыки, народной музыки, оперная музыка.
сравнивать и обобщать на примере предлагаемых произведений;
слушать и эмоционально исполнять вокальные произведения;
проявлять навыки вокально – хоровой деятельности и индивидуальной;
выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств
Методические рекомендации
В данной программе мы рекомендуем использовать такие методы как: метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному материалу; метод обобщения размышлений о музыке; метод импровизации; метод драматизации и театрализации; метод эмоциональной драматургии; метод междисциплинарных взаимодействий; метод проблемного обучения метод создания «композиций»; метод художественного контекста; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод размышления о музыке; метод беседа. На наш взгляд, данные методы являются самыми эффективными.
Также мы рекомендуем использовать в своей деятельности групповую форму работы, так как, данная форма способствует сплочению коллектива. Индивидуальная форма работы помогает развитию личностных качеств ребенка и раскрыть способности каждого ребенка.
На каждом занятии прослушивать музыку великих композиторов, чтобы дети высказывали свое мнение, свои чувства, эмоции, расширяли свой словарный запас. Это также поможет познакомиться с их творчеством и жизнью. Изучение песен наизусть. Знание слов песен наизусть способствует развитию памяти, мышления и воображения.
Данное направление нашей программы поможет детям знать основные музыкальные понятия, чтобы уметь ними пользоваться. В связи с тем, что дети должны быть грамотными и образованными необходимо проводить с ними беседу о том для чего им нужны эти термины и понятия, где они могут их использовать и в каких целях. Можно показать связь данных терминов с другими предметами путем совместной работы с классный руководителем, с помощью которого дети будут писать сочинения или рассказы на музыкальную тему, или посвятить урок литературы произведению, связанному с музыкальным инструментом.
Мы рекомендуем в 1 классе не проводить тестовых и контрольных заданий, так как дети ещё недостаточно подготовлены. Во 2 классе мы начинаем проводить 1 самостоятельную работу при изучении темы «Народный оркестр, Эстрадный оркестр, Симфонический оркестр». На изучении которой мы отвели 3 часа, чтобы подробнее разобрать каждый вид оркестра. Такая работа поможет нам проверить знания каждого из детей в такой обширной теме.
Также рекомендуем выучить с детьми Гимн РФ, это способствует развитию патриотических чувств и любви к своей Родине, родному краю. Помимо этого, можно предложить детям изучить песни о «России». Провести фронтальную работу с использованием докладов, где дети смогут сказать про выдающихся людей нашей страны. Поэтому следующим нашим пробным заданием для детей является создание проекта «Моя малая Родина». В котором они это могут применить свои способности, украшать и проявить свою креативность.
Мы считаем, что можно эту программу применять как интегрированную с такими предметами как литературы, изо, русский язык. Связь с другими предметами поможет детям увидеть необходимость знания этих терминов и побудить детей к дальнейшему воспитанию и обучению.
Время, которое мы решили отводить на большие занятия, достаточно небольшое, но оно поможет нам подобрать наиболее подходящий материал и в связи с детским возрастом не вызвать у детей переутомление и нежелание заниматься дальше, а наоборот поможет развить интерес и мотивацию к дальнейшему изучению.
Приложения
Приложение 1
Чему учат в школе
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Про глагол и про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Детские песни:
Какое небо голубое
Лап то бу ди дубудай, лап то бу ди дубудай...
лап то бу ди дубуда дай, лай лай лай лалалалалала.
Лап то бу ди дубудай, лап то бу ди дубудай
лай лай лай лалалалалала
Пока живут на свете хвастуны,
Мы прославлять судьбу свою должны!
Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На хвастуна не нужен нож,
ему немного подпоешь -
И делай с ним, что хошь!
Покуда живы жадины вокруг,
Удачи мы не выпустим из рук.
Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На жадину не нужен нож,
Ему покажешь медный грош -
И делай с ним, что хошь!
Приложение 2
Покуда есть на свете дураки,
Обманом жить нам, стало быть, с руки.
Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На дурака не нужен нож, Ему с три короба наврешь -
И делай с ним, что хошь!
Какое небо голубое,
Живут на свете эти трое.
Им, слава богу, нет конца, Как говорится, зверь бежит -
И прямо на ловца!
Чунга-чанга
сл. Ю.Энтина, м/ф "Катерок"
Чунга-чанга! Синий небосвод!
Чунга-чанга! Лето - круглый год!
Чунга-чанга! Весело живем!
Чунга-чанга! Песенку поем!
Чудо-остров, чудо-остров!
Жить на нем легко и просто!
Жить на нем легко и просто!
Чунга-чанга!
Наше счастье постоянно -
Жуй кокосы, ешь бананы!
Жуй кокосы, ешь бананы!
Чунга-чанга!
Чунга-чанга! Места лучше нет!
Чунга-чанга! Мы не знаем бед!
Чунга-чанга! Кто здесь прожил час -
Чунга-чанга! Не покинет нас!
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, ёлочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал.
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит.
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
Везёт лошадка дровеньки,
На дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку
Под самый корешок.
Теперь ты здесь, нарядная,
На праздник к нам пришла
И много, много радости
Детишкам принесла.
Приложение 3
Маленькой ёлочке
Маленькой елочке
Холодно зимой,
Из лесу елочку
Взяли мы домой.
Из лесу елочку
Взяли мы домой.
Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!
Розовых пряников,
Шишек золотых!
Бусы повесили,
Встали в хоровод.
Весело, весело
Встретим Новый год!
Весело, весело
Встретим Новый год!
Белые, белые в декабре, в декабре,
Елочки, елочки во дворе, во дворе.
Кружится, кружится и поет, и поет
Праздничный, праздничный хоровод, хоровод!
Скользкие, скользкие в декабре, в декабре,
Горочки, горочки во дворе, во дворе
Кружится, кружится и поет, и поет
Праздничный, праздничный хоровод, хоровод!
Звонкие, звонкие в декабре, в декабре,
Песенки, песенки во дворе, во дворе.
Кружится, кружится и поет, и поет
Праздничный, праздничный хоровод, хоровод!
На горе-то калина
На горе-то калина,
Под горою малина.
Ну что ж, кому дело, калина!
Ну кому какое дело, малина!
Там девицы гуляли,
Там красные гуляли.
Ну что ж, кому дело, гуляли!
Ну кому какое дело, гуляли!
Калинушку ломали,
Калинушку ломали,
Ну что ж, кому дело, ломали!
Ну кому какое дело, ломали!
Во пучочки вязали,
Во пучочки вязали.
Ну что ж, кому дело, вязали!
Ну кому какое дело, вязали!
На дорожку бросали,
На дорожку бросали,
Ну что ж, кому дело, бросали!
Ну кому какое дело, бросали!
Приложение 4
Пошла млада за водой
Коромысел золотой
Эй-эй люли,
Коромысел золотой.
Коромысел золотой
Ведерки дубовые
Эй-эй люли
Ведерки дубовые.
Брошу ведра по гору
Сама в пляску я пойду.
Эй-эй люли сама в пляску я пойду.
Сама в пляску я пойду,
Рассыплюся яблонькой.
Эй-эй люли, рассыплюся яблонькой
А кто будет в гусли грать,
А кто будет в гусли грать,
А кто будет танцевать?
Эй-эй люли, а кто будет танцевать?
Ваня будет в гусли грать
Таня будет танцевать.
Эй-эй люли
Таня будет танцевать.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.
За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик.
За ней носит, за ней носит
Дороги подарки.
Дороги-то подарки:
Кумач да китайки.
«Кумачу я не хочу,
Китайки не надо!
Кумачу я не хочу,
Китайки не надо;
Принеси, моя надежа,
Алого гризета,
Чтоб не стыдно было девке
На улицу выйти.
Благодарствую, молодчик,
Снабдил ты девицу!»
Я пойду ли, молоденька,
Во торг торговати,
Что во торг ли торговати,
На рынок гуляти.
Я куплю ли, молоденька,
Пахучия мяты;
Посажу я эту мяту
Подле своей хаты.
«Не топчи, бел-кудреватый,
Пахучия мяты, —
Я не для тебя сажала,
Я и поливала,
Я не для тебя сажала,
Я и поливала,
Для кого я поливала,
Того обнимала».
Солнечная капель
На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли,
Голубые слезки капали
И проталинку оставили.
Припев:
Динь-дон, динь-дон, динь-дон. (3 раза)
Динь-дон, динь-дон!
Пляшут капельки-горошинки
И на мартовской проталинке
Протянул ладоши к солнышку
Голубой цветочек маленький.
Припев:...
И звенят сосульки весело,
И поет капель весенняя,
Это мартовская песенка –
Нашим мамам поздравление!
Припев:...
Приложение 5
Солнышко
Я отрываюсь от земли я от тебя на полпути
И мне так важно что ты думаешь об этом
Огонь подружится с дождем
Мы будем делать это вдвоем
Не вспоминая о проблемах и запретах
Солнышко в руках
И венок из звезд в небесах
И с других планет все видят нас
Мне так хорошо с тобой мечтать об этом
Где-то над землей
Мы парим с тобой и в облаках
Как лавиной снежной в горах
Нас накроет счастьем и теплым ветром
Мне было стыдно сделать шаг
И побороть свой детский страх
Но мы как два крыла всегда должны быть рядом
Я оттолкнусь от скучных слов
Освобожусь от тяжких оков
Хочу чтоб счастье стало нам с тобой наградой
Солнышко в руках
И венок из звезд в небесах
Приложение 6
И с других планет все видят нас
Мне так хорошо с тобой мечтать об этом
Где-то над землей
Мы парим с тобой и в облаках
Как лавиной снежной в горах
Нас накроет счастьем и теплым ветром
Солнышко в руках
И венок из звезд в небесах
И с других планет все видят нас
Мне так хорошо с тобой мечтать об этом
Где-то над землей
Мы парим с тобой и в облаках
Как лавиной снежной в горах
Нас накроет счастьем и теплым ветром
Дождик
1
Дождик за окном моросит,
Без зонта идти не дает.
Разводя по лужам круги,
Целый день идёт и идёт.
В комнате моей тишина,
В комнате уют и тепло.
И сижу я в доме одна,
И смотрю на дождик в окно.
Припев:
Дождик, дождь, кап-кап-кап.
Не дает гулять никак.
Дождик, дождь льёт и льёт
Погулять мне не даёт.
2
Но не стану больше я ждать,
Пусть сегодня дождик идёт.
Завтра я по лужам гулять,
Буду целый день напролёт.
Пусть стекает с веток вода,
И листвой усыпано всё.
Осень золотая пора,
Как же не любить мне её.
Припев
Гимн России
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Приложение 7
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Падают снежинки
1
Снова за окном зима,
Снег кружится за порогом,
Покрывая все дома,
Заметая все дороги.
Покрывая все дома,
Заметая все дороги.
Припев:
Падают снежинки, за окном поют ветра,
Падают снежинки от заката до утра,
Падают снежинки, кружит белый хоровод, -
В гости к нам идёт Новый год, Новый год!
Падают снежинки, кружит белый хоровод, -
В гости к нам идёт Новый год!
2
Может быть, что в Новый год
Сбудется всё то, что снится,
Что-нибудь произойдёт,
Что-нибудь осуществится.
Что-нибудь произойдёт,
Что-нибудь осуществится.
Припев.
3
Верю я, что в Новый год,
В пасмурный холодный вечер,
Счастье вдруг ко мне придёт,
И любовь свою я встречу.
Счастье вдруг ко мне придёт,
И любовь свою я встречу.
Припев.
Брадобрей
1
Жил да был брадобрей -
На земле не найти добрей!
Брадобрей стриг и брил зверей.
После той чудесной стрижки
Кошки были, словно мышки.
Даже глупые мартышки
Походили на людей.
Припев:
Это было прошлым летом
В середине января
В тридесятом королевстве,
Там, где нет в помине короля.
2
Как-то раз, встретив льва,
Брадобрей оробел сперва.
И, с трудом подобрав слова,
Он сказал весьма учтиво:
"Чтобы быть всегда красивым,
Надо стричь усы и гриву
В год примерно раза два".
Припев.
3
Что же было потом,
Приложение 8
Ясно всем кто со львом знаком.
Стричь его - что играть с огнем.
Продолжать рассказ не будем...
Лев, остриженный как пудель,
Съел беднягу, словно пудинг,
Съел со всем инвентарем.
Припев.
Разбойники
а как известно мы народ горячий
и не выносим нежностей телячих
любим мы зато телячьи души
любим бить людей
любим бить людей
любим бить людей
и бить баклуши
мы разбойники
разбойники разбойники
пиф паф и вы покойники
покойники покойники
пиф паф и вы покойники
покойники покойники
а кто увидит нас тот сразу ахнет
и для кого то жареным запахнет
а кое что за пазухой мы держим
к нам не подходи
к нам не подходи
к нам не подходи
а то зарежем
мы разбойники
разбойники разбойники
пиф паф и вы покойники
покойники покойники
пиф паф и вы покойники
покойники покойники
Ничего на свете лучше нету
Ничего на свете лучше нету
Чем бродить друзьям по белу свету
Тем, кто дружен, не страшны тревоги
Нам любые дороги дороооги.
Нам любые дороги дороги.
Наш ковер - цветочная поляна
Наши стены - сосны-великаны
Наша крыша - небо голубое
Наше счастье - жить такой судьбою
Мы свое призванье не забудем
Смех и радость мы приносим людям
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы.
Музыкальный материал:
Чему учат в школе
Какое небо голубое
Чунга-чанга
В лесу родилась елочка
Маленькой елочке
Праздничный хоровод
На горе-то калина
Пошла млада за водой
Во саду ли, в огороде
Солнечная капель
Солнышко
Дождик
Гимн России
Падают снежинки
Брадобрей
Разбойники
Ни чего на свете лучше нету
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980 г.
В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».
Т.Э. Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа» М. «Астрель» 2000 г.
О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».
Тельгарова Р.А. «Уроки музыкальной культуры» М. «Просвещение» 1991 г.
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
Воспитание музыкой: из опыта работы / сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М. «Просвещение» 1992 г.
Программно-методические материалы «Музыка. Начальная школа» М. «Дрофа» 2001 г.
Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-на-Дону 2002 г.
В. Попов, П. Халабузарь «Хоровой класс».
Сергеева Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе» М. «Академия» 2000 г.
Н. Ветлугина Музыкальный букварь. Москва, «Музыка» 1986г.
О. П. Булаева Учусь импровизировать и сочинять. Санкт – Петербург, Композитор 2007г.
И. Лаптев Оркестр в классе Москва. «Музыка» 1991г.
Ж. Металлиди, А. Перцовская Мы играем, сочиняем и поем. Ленинград, «Советский композитор» 1989г.