kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта педагога дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей посредством музыкальной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта педагога дополнительного образования»


Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта педагога дополнительного образования

МУДО «Центр эстетического воспитания детей»

городского округа Саранск"

Петровой Натальи Ивановны


Только музыка имеет силу формировать характер…

При помощи музыки можно научить

себя развивать правильные чувства.

Аристотель.

Размышляя о музыке, приходишь к заключению, что сама природа музыки, как и всякого вида искусства, обусловливает ее основную художественную функцию: дополнение реального жизненного опыта ученика «упорядоченным опытом» воображаемой жизни.

Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов.

Актуальность и перспективы опыта.

В настоящее время в центре внимания передового сообщества отечественных педагогов-музыкантов находится новая государственная стратегия развития общего музыкального образования, предполагающая пересмотр его содержания с позиции системно-деятельностного подхода.

В соответствии с этим, одной из актуальных проблем педагогики музыкального образования становится творческое развитие личности учащегося.

Новые образовательные стандарты также заставляют размышлять нас о месте творческого начала в жизни современной школы.

И поэтому, тема моего педагогического опыта звучит именно так:

«Развитие творческих способностей учащихся в процессе музыкальной деятельности».

Итак, актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном пространстве системы образования

Путями развития творческих способностей в школьном возрасте являются:

-Развитие качеств мышления, которые формируют креативность - такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

- продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

Формирование ведущей идеи опыта.

Я уверенна, что, развивая творческие способности учащихся, мы сможем добиться таких результатов, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Поэтому для себя я так определила цель и задачи своей педагогической деятельности: 

- способствовать формированию творческой личности, готовой саморазвиваться,  приумножать общественную культуру, делать вклад в построение нового общества.

- выявлять, учитывать и развивать творческие способности учащихся; 

- создать творческую, художественно-образовательную среду с включением в её содержание различных видов музыкальной деятельности для развития творческих способностей в сочетании с различными видами искусства (изобразительной деятельности, пластического интонирования и др.) на основе использования активных форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. В задачи уроков музыки и внеурочной деятельности входит создание таких условий, при которых эта потребность могла наиболее полно реализоваться в полезной, творческой деятельности.

Теоретическая база опыта.

Над проблемой «Развитие творческих способностей учащихся в процессе музыкальной деятельности» я работаю с 2012 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический и практический материал, который я использую при подготовке к занятиям.

Но из всего многообразия, на мой взгляд, наиболее эффективной формой работы по развитию творческих способностей учащихся, является использование следующих видов музыкально-практической деятельности школьников:

- слушание музыки и размышления о ней (устные и письменные);

- вокальная исполнительская деятельность (хоровое, ансамблевое, сольное пение);

- игра на музыкальных инструментах (музицирование) – самый любимый вид деятельности;

- пластическое интонирование;

- импровизация (речевые, звуковые, певческие,двигательные);

- музыкально-ритмические движения ;

- моделирование художественно-творческого процесса (инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств).

Большое внимание также уделяю репертуару, которое несёт высокий духовно-нравственный потенциал. Приобщение детей к разнообразию классической, духовной, народной и современной музыки, а также знакомство их с красотой этих произведений за весьма ограниченное время (1 час в неделю), считаю одной из самых важных задач уроков музыки.

Уроки музыки и внеурочную деятельность стараюсь строить на художественно-дидактических подходах, т.к. подход – это и есть технология реализации принципов музыкального образования в учебном процессе. Но в своей практике, я прежде всего, опираюсь на личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Потому что живое взаимодействие в процессе специально организованной собственной творческой деятельности, это и есть основа формирования творческой личности, способной реализоваться в социуме.

Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка.

Технология опыта.

Для того чтобы дети легче справлялись с поставленными творческими задачами, на занятиях использую различные методы и приёмы обучения: например,

- Формирование музыкальных знаний, умений и навыков проходит с помощью метода сравнительного анализа: сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира;

Осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков;

- Для воспитания нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развития фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром использую метод эмоциональной драматургии;

- Для младших школьников часто использую игровые методы (театрализация и др.).

В своей деятельности я также стараюсь внедрять современные технологии:

- Технологии арттерапевтического воздействия (здоровьесберегающая)

- Технологии развития ассоциативно-образного мышления

- Технология развития познавательных интересов

- Технологии диагностики уровня развития

- Технология диагностики достижений учащихся

Например, здоровьесберегающие технологии. Среди них: создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе музицирования на духовых инструментах (свирель), развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения).

Результативность опыта.

В результате вышеописанных подходов учащиеся используют знания, навыки, умения в практической жизнедеятельности, олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях и добиваются определенных результатов.

В 2012-2015 годах вокальный ансамбль "Журавушка " занимал призовые места на конкурсах городского уровня.

Вокальный ансамбль учащихся младших классов "Ассорти" в 2017-2018 годах становился призером городского фестиваля детской театрализованной песни "Жили-были песенки".

Солисты вокальной студии "Ассорти" Мадосян Радмила, Курочкина Дарья, Карабанова Анна в 2016-2018 годах становились призерами вокальных конкурсов городского уровня.

Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности обучающихся. Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни.

Передо мной, как учителем, никогда не стояла задача - сделать из своих воспитанников профессиональных музыкантов. Для меня главное оказать благоприятное влияние как на развитие личности ребенка, так и на повышение его самооценки. Воспитать личность активную, интересную, небезразличную и целеустремленную.

И очень отрадно, когда опыт творчества, полученный вокалистами за время школьных уроков и репетиций, помогает им и в дальнейшей профессиональной деятельности, т.к. некоторые выпускники связали будущую свою деятельность с музыкой. Являясь студентами вокального отделения ИНК МГУ, параллельно ведут активную концертную деятельность, пропагандируя нашу национальную культуру за пределами РФ.

Трудности при использовании данного опыта.

Организация творческой, в частности, внеурочной вокальной деятельности школьников осложняется тем, что творчество не всех обучающихся оказывается востребованным. Поэтому проявления вокального творчества многих детей ограничивается выступлением перед классным коллективом, что, несомненно, так же является достижением.

Если говорить об одаренных детях, то проблема возникает у педагога. Выступления, поездки, концерты, участие в конкурсах и фестивалях, как правило, требуют от руководителя немалых организаторских способностей, наличие социальных связей, определенных моральных и материальных затрат. Но, между тем, интересные творческие встречи, концерты и поездки являются необходимым условием нормального творческого развития детей. Ведь, деятельность школьников всегда направлена, с одной стороны, на собственное развитие, с другой – на одобрение окружающих.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Петрова Наталья Ивановна

Дата: 13.03.2018

Номер свидетельства: 461661


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства