ПСИХОГИМНАСТИКА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ПСИХОГИМНАСТИКА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сдержку психического воздействия, прежде всего чувства ребёнка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образные мышление, творческое воображение. Ребёнок должен научиться видеть прекрасное и безобразное, положительное и отрицательное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и в той или иной форме выражать своё отношение к этим явлениям
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПСИХОГИМНАСТИКА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.»
ПСИХОГИМНАСТИКА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Подготовила Дарванкулова Маргарита Сергеевна музыкальный руководитель МБДОУ «Чебурашка» горд Ноябрьск ЯНАО
Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сдержку психического воздействия, прежде всего чувства ребёнка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образные мышление, творческое воображение. Ребёнок должен научиться видеть прекрасное и безобразное, положительное и отрицательное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и в той или иной форме выражать своё отношение к этим явлениям. Одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей является музыкальное искусство. И самым доступным и любимым для детей является вокальное искусство. Оно приносит радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом обеспечивает эмоционально-психическое благополучие. Но в процессе обучения и исполнительства возникают проблемы психического характера. Это выражается в способности детей к творческой исполнительской деятельности и возникновении психологического барьера. В таких случаях вокальное исполнение бедно, однообразно. Движения, жесты, мимика, сопровождающие пение зажаты, стереотипны и неоригинальны, похожи на механические, словно навязанные ребёнку. Исходя, из сказанного можно предположить, что одним из главных условий успешного развития у дошкольников эстетического сознания и творческой активности, является осознанное отношение детей к средствам исполнительской выразительности, к овладению языком выразительного жеста и плантонимы. Одним из основных факторов психического воздействия на развитие эмоционально-волевой сдержки детей, является Психогимнастика. Она очень полезна для всех детей и особенно для тех, которым присущи чрезмерная утомляемость, непоседливость, замкнутость. Это относится как к детям с неврозами, небольшими задержками в психическом развитии, другими нервно-психическими расстройствами, так и к практически здоровым детям. Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использовании этих движений в воспитании эмоций и высших чувств, а также на приобретении навыков расслабления. Всё это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей. С помощью предлагаемого материала на психогимнастике дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным и разнообразным движениям. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретённые при выполнении упражнений, позволяет детям лучше и полнее проявить себя в исполнительской деятельности.
Цель:
Обучение технике выразительных движений. Использование этих движений в эстетическом воспитании творческой активности, воспитании эмоций и высших чувств, приобретении навыков расслабления, запаха эстетических образцов.
Задачи:
Развитие памяти.
Учить преодолевать двигательный автоматизм.
Развитие выразительности жеста.
Выражение различных эмоций: (страдание, гнев, радость, интерес, страх, вину,
удивление).
Отображение положительных и отрицательных черт характера.
Расслабление мышц опорно-двигательного аппарата.
Перспективное планирование
Занятий по психогимнастике
Для детей старшего возраста.
Месяц
Программные задачи
Репертуар
Сентябрь
Развивать внимание, память.
Психическая тренировка без фиксации внимания на дыхании.
«Слушай, хлопай!»
«Лисонька, где ты?»
Октябрь
Развитие внимания памяти.
Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхание.
«Вот так позы!»
«Медвежата в берлоге»
Ноябрь
Преодоление двигательного автоматизма.
Развитие выразительности жеста.
Расслабление мышц.
Выражение различной эмоции.
«Запрещённое движение»
«Ёлочка»
«Ябеда»
Декабрь
Продолжение двигатель. автомат.
Развитие выразительного жеста.
Выражение различных эмоций.
«Не покажу!»
«Что там происходит?»
«Ласка»
Январь
Развитие памяти.
Учить расслаблять мышцы.
«Кто что делал?»
«Любящие родителей»
Февраль
Выражение различных эмоций.
Отображение положительных черт характера.
«Король боровик не в духе»
«Котята»
Март
Выражение различных эмоций.
Отображение отрительных черт характера.
«Северный полюс»
«Упрямый мальчик»
«Стыдно»
Апрель
Преодоление двигательного автоматизма.
Выражение различных эмоций.
«Противоположные движения»
Май
Развитие выразительности жеста.
Выражение различных эмоций.
«Голодная кошка»
«Сытный кот»
Перспективное планирование
Занятий по психогимнастике
Для детей среднего возраста.
Месяц
Программные задачи
Репертуар
Сентябрь
Развитие памяти.
Развитие выразительности жеста.
Выражение различных эмоций.
«Запомни свою позу»
«Ой, ой «живот болит»
«Сердитый дедушка»
Октябрь
Развитие выразительности жеста.
Выражение различных эмоций.
«Робкий ребёнок»
«Таня-плакса»
«Смелый залу»
Ноябрь
Развитие выразительности жеста.
Выражение различных эмоций.
«Уходи»
«Первый снег»
«Стрекоза замерзла»
Декабрь
Развитие выразительности жеста.
Выражение различных эмоций.
«Лисичка подслушивает»
«Медвежата выздоровели»
«Лисёнок боится»
Январь
Развитие выразительности жеста.
Выражение различных эмоций.
«Канон для малышей»
«Вежливый ребёнок»
Февраль
Развитие выразительности жеста.
Выражение различных эмоций.
«Ваське стыдно»
«Удивление»
Март
Развитие внимания.
Развитие выразительности жеста.
Выражение различных эмоций.
«Канон для малышей»
«Молчок»
«После дождя»
Апрель
Развитие выразительности жеста.
Отображение отрицательных черт характера.
«Иголка и нитка»
«Отдай»
Май
Развитие выразительности жеста.
Выражение отрицательных черт характера.
«Кузнечик»
«Золотые капельки»
Комплекс упражнений психогимнастики.
1.«Ой, ой живот болит».
Программные задачи: Развитие выразительности жеста, выражение страданья.
Музыкальное сопровождение: С. Прокофьев «Утка» («Петя и Волк»).
Описание: Слушание музыки. Обратить внимание на плачущие интонации. Представились, что заболел животик у зайки. Что он делает? Держит животик обеими лапками и плачет. Лапки то закрывают мордочку, то прижимаются к животику. Голова у него опущена, плечи вздрагивают, будто от всхлипываний.
Музыкальное сопровождение: С. Прокофьев «Дедушка» («Петя и волк»)
Описание: Предложить прослушать музыку. Обратить внимание на интонации гнева, рассержинности. Рассказать детям, что дедушка запретил внуку идти на прогулку в лес, но внук не послушался, вот дедушка и рассердился. Можно сердито топнуть ногой, использовать соответ, мимику («сердитое лицо»), погрозить пальцем: Согласовывать движения с музыкальными интонациями. Определить, какими движениями можно изобразить сердитого дедушку.
3.«Робкий ребёнок».
Цель: развитие выразительности жеста. Учить выражать эмоции и черты характера.
Музыкальный репертуар: С. Прокофьев «Птичка» (Петя и Волк).
Описание: Предложить послушать музыку, а потом историю, которую слышится в музыке. В одном доме в подвале жили мыши, а в доме мальчик который боялся мышей. Утром вставал с кровати, он прислушивался к каждому шороху, звуку, перед тем как опустить ноги на пол. Дети прислушиваются, наклоняя голову к плечу, подносят ладонь к уху, двигаются крадущимся, осторожным шагом пружиня ноги, спина полусогнута.
4.«Таня-плакса».
Цель: Развитие выразительности жеста. Отображение отрицательных черт характера, выражение эмоций плача.
Музыкальный репертуар: «Капризуля» В. Волков «Ябеда» С. Прокофьев.
Описание: Предложить послушать музыку, отметить интонации плача, всхлипываний; отметить смену настроений. Рассказать о девочке, - которая всегда плачет, у неё часто меняется настроение. Голова опущена, плечи вздрагивают, будто от всхлипов, глаза закрыты ладошками, порывистое дыхание, руки вытирают слезы, спина согнута. Следить за соотношением движений с музыкальными интонациями.
Музыкальный репертуар: Е. Тиличеева «Зайцы» С. Прокофьев «Петя» («Петя и волк»).
Описание: Дети слушают музыку. Педагог рассказ. Историю о зайчике, который живёт в лесу. Часто он выбирался из норки и бегал в деревню за морковной в обратный путь он шёл. Предложить детям показать смелого зайчика. Спина прямая, голова подняты, прыжки сильные упругие, ловкие.
6.«Король-Боровик не в духе»
Цель: Учить выражать различные эмоции: гнев. Развивать выразительность жеста.
Музыкальный репертуар: С. Прокофьев «Дедушка».
Описание: Звучит музыка Затем педагог читает стихи.
Шёл король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
Он стучал каблуком.
Был король боровик не в духе-
Короля покусали мухи.
Спросить, какими жестами и мимикой можно выразить гнев короля. С помощью сердитого лица. Можно погрозить кулаком и сердито топнуть. Эти жесты выражают внутреннее состояние.
7.«Упрямый мальчик».
Цель: Учить выражать эмоции, отрицательные черты характера. Развивать выразительные жесты.
Музыкальный репертуар: «Капризуля» В. Волков.
Описание: Дети слушают музыку и отмечают интонацией настроение. Вместе с педагогом определяют характерные особенности, отражающие эмоцию упрямства: брови сомкнуты к переносице, губы сжаты и твёрды, глаза прищурены, голова наклонена вниз и взгляд «из подлобья», руки напряжены, кулачки сжаты, можно даже притопнуть, как будто говоря: «А я не хочу!»
Описание: Дети слушают музыку и вместе с педагогом отмечают музыкальные интонации. Затем определяют характерные особенности сердитого северного полюса:
брови нахмурены, глаза смотрят из под бровей, губы плотно сжаты, кисти рук сжаты в кулачки. Движения: резкие взмахи рук- сильный ветер, повороты корпуса- смена направления ветра. Изобразить чувство холода- присесть, обняв себя руками, голову втянуть в плечи.
Музыкальный репертуар: Л. Бетховен «Ветер, ветерок»
С. Прокофьев «Лирический вальс»
Описание: Дети слушают музыку и вместе с педагогом отмечают интонации в музыке. Затем определяют характерные особенности любви и ласки: движения рук ласковые и мягкие, корпус расслаблен. Взгляд направлен на партнера и выражает ласку, любовь. Выражение лица приветливое. Погладить партнера по плечу, голове, спине.
10. «Лисонька, где ты?»
Цель: Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании.
Музыкальный репертуар: С. Прокофьев «Кошка» А. Гречанинов.
Описание: Дети слушают музыку и определяют характер, интонации, настроение музыки. Она передаёт характер лисички и по характеру плавная, мягкая вкрадчивая. Она идёт мягко, крадётся очень осторожно, прячется за деревьями. «Ау, где же ты лисичка?» «Корпус шибко поворачивается то вправо то влево, то наклоняясь, по поднимаясь. Ладони прикладываем ко рту, выполняя жест клича. Затем тело замирает, пружинится, ладонь приставляется к уху – жест прислушивается.
11.«Медвежата в берлоге».
Цель: Психогимнастика тренировка без фиксации внимания на дыхании.
Музыкальный репертуар: Р. Ребинов «Медведь»
Описание: Дети слушают музыку, а затем вместе с педагогом определяют, как музыка выражает и передаёт характер медвежат. Она низкая, тяжеловесная, но весёлая, так как, медвежата не только спят, но ещё любят играть, переваливались с боку на бок. Движения замедленные, тяжеловесные. Мышцы корпуса расслаблены. Взгляд сначала сонный, затем весёлый и добрый.
12.«Слушай хлопки»
Цель: Развитие внимания, памяти.
Музыкальный репертуар: «Как у нашит у ворот» р. н. м.
Описание: Дети слушают музыку. Определяют характер, прислушиваются к ритму. Затем педагог предлагает послушать хлопки, но очень внимательно не отвлекаясь. Педагог прохлопывает ритмичный рисунок, дети повторяют под музыку, стараясь не ошибиться.
13. «Вот так позы»
Цель: Психическая тренировка без фиксации внимания на дыхание.
Музыкальный репертуар: Д. Кабалевский «Клоуны», А. Хачатурян «Вечерняя сказка».
Описание: Под музыку Д. Кабалёвский «Клоуны» дети двигаются в характере музыки. С окончанием музыки. С окончанием музыки принимают различные позы: Солнышко, дерево, ёлочка, а педагоги или другая группа детей под музыку А. Хачатурян определяет их значение. Затем по окончании музыки разгадываются пантомимические загадки.
Музыкальный репертуар: «Котик заболел» А. Гречанинов.
Описание: Дети слушают музыку. Определяют характер, высказываются об услышанных интонациях. В музыке слышны интонации плача, жалобы, всхлипываний. Вместе в педагогом определяются характерные особенности, отражающие эмоции, жалобы, печали, плача: грусти: глаза смотрят вниз, брови сдвинуты к переносице, уголки рта опущены вниз, голова повисла, опущено вниз, плечи опущены, спина согнута, руки вытирают глаза, плечи вздрагивают. Можно предложить партнёру пожалеть котёнка, ласково его погладить
15.«Котик выздоровел».
Цель: Развитие выразительности жесты. Учить выражать эмоции радости, шалости, озорства.
Музыкальный репертуар: «Котик выздоровел».
Описание: Дети слушают музыку. Определяют характер, выделяют интонации радости, шалости. Определяют характерные особенности, отражать эти эмоции: весёлые глаза, слегка прищурены, уголки губ приподнятая вверх, выражение лица весёлая. Движения рук и ног лёгкие, подвижные, быстрые.
16.«Медвежата выздоровели»
Цель: Развитие выразительности жеста. Учить выражать эмоции радости.
Музыкальный репертуар: А. Гречанинов «Котик выздоровел» в низком-регистре и более тяжеловесно.
Описание: Аналогично этюду «Котик выздоровел», только движения более тяжеловесно, присуще медвежонку.
17.«Ласка»
Цель: Развитие выразительности жеста. Учить расслаблять мышцы.
Музыкальный репертуар: С. Прокофьев «Лирический вальс»
Описание: Дети слушают музыку, а затем рассказывал о том ка зайчонок вышел погулять, набрал букет цветов. А откуда нивозьмись появился волчонок на велосипеде. Зайчонок отскочил в сторону, а букет рассыпался. Покажите, как зайка заплакал. (ладони закр. Лицо опустите голову, плечи вздрагивают от всхлипываний). Давайте его пожалеем. Дети ласково гладят по плечу и голове, выражение лица ласковое, нежное.
18.«Стыдно»
Цель: Учить выражать положительные и отрицательные эмоции, развивать выразительность жеста.
Музыкальный репертуар: С. Прокофьев «Раскаяние»
Описание: Предложить детям послушать музыку «Раскаяние» и спросить, 0 чём она может рассказывать: кратко поговорить о её характере (грустный, просящий, жалобный) . отдельных «всхлипывающих» интонациях. Побуждать детей к использованию подчеркнутых их собственного опыта наблюдений аналогичных жизненных ситуаций. Можно наклонить голову вперёд, уголки губ опустить, принять жалобное; «Просящее» выражение лица, сложив брови «домиком» как будто просите прощения.
19.«Противоположные движения»
Цель: Учить преодолевать двигательный автоматизм.
Музыкальный репертуар: «Польская народная мелодия» обр. Вилкарёва.
Описание: Предложить послушать музыку кратко поговорить о её характере. Представить мельницу, у которой одновременно лопасти кружатся в разные стороны и исполнить эти движения под музыку, старясь не сбиться.
20.«Прогулка».
Цель: Развивать выразительность жеста.
Музыкальный репертуар: С. Прокофьев «Прогулка», В. Витлин «Прогулка»
Описание: Сообщив название музыкального произведения, педагог исполняет его на фортепиано. Дети придумывают сюжет, соотнося его эпизоды с определёнными фрагментами музыки: зимний (осенний лес), спокойная ходьба, наклоны корпуса, движения рук (отодвигания веток). Определить последовательность эпизодов этюда, обратив особое внимание на среднюю его часть, где и развивается сюжет: жест прислушивания, страха или ласки. Здесь жесты применяются от развития сюжета: кого дети встретили- медведя (испугались), зайчика (обрадовались, погладили), лисичку (удивились) и т. д. Побуждать детей к импровизации в первой и последней части, в средней части поработать над точностью изобразительных движений.
21. «Сорвём одуванчик»
Цель: развивать выразительность жеста.
Музыкальный репертуар: И. Энская «Цветок»
Описание: Сообщив название музыкального произведения, педагог исполняет его на фортепиано. Дети придумывают сюжет, соотнося его эпизоды с определенными фрагментами музыки. Определить последовательность этюда, обратив особое внимание на среднюю его часть, точное соотношение в ней движений с музыкальными интонациями. Исполнять этюд по фрагментам. Побуждать детей к импровизации в первой и последней частях: пошли на прогулку в лес (на поляну, участок), сродителями (детьми, воспитателем), поехали на поезде (машине, велосипеде). В последней части: сорвали цветок, танцевали вокруг него, попрощались с ним, подарили маме, воспитательнице. В средней части поработать над точностью изобразительных движений: любование цветком, нюхание его.
22. «Соленый чай»
Цель6 развитие выразительности жеста. Учить выражать эмоции отвращения.
Музыкальный репертуар: Л. Бетховен «Весело, грустно»
Описание: Педагог исполняет музыкальное произведение, сообщает, что это сопровождение к пластическому этюду «Соленый чай». Дети придумывают небольшой сюжет, соотнося его эпизоды: приглашение в гости, угощение чаем, положили вместо сахара соль. Изобразить на лице отвращение: скривить губы, сморщить нос, прищурить глаза, приподнять плечи. Поработать над точностью исполнения жестов.
23. «Голодная кошка и сытый кот»
Цель: развивать выразительность жеста, учить выражать различные эмоции.
Музыкальный репертуар: «Голодная кошка и сытый кот» В Салманова.
Описание: Предложить детям послушать музыку и спросить, о чем она может рассказывать; кратко поговорить о ее характере (подвижный, нервный, беспокойный и медленный, ленивый, спокойный) и отдельных интонаций мяуканья. Предложить детям придумать сюжет этюда: кто лежит на крылечке, кто бегает, кто лениво мяукает, кто просит есть, кто кормит кошку, как она благодарит? Побуждать детей использовать способы выражения из собственного опыта и наблюдений аналогичных жизненных ситуаций.
24. «Ябеда»
Цель: учить выражать отрицательные черты характера, развивать выразительность жеста.
Музыкальный репертуар: С. Прокофьев «Ябедник»
Описание: Предложить детям послушать музыку и спросить, о чем она рассказывает. Кратко поговорить о ее характере (грустный, просящий, жалобный) и отдельных «всхлипывающих» интонаций. Показать положение корпуса «ябедника»: спина согнута, плечи опущены, вздрагивают, кисти рук то сжимаются, то разжимаются, то трут глаза. Уголки губ опущены вниз, дрожат. Брови сложены «домиком». Выражение глаз жалобное. Дети выполняют упражнение под музыку. Работа над музыкальностью исполнения жестов.
25. «Гроза»
Цель: развивать выразительность жеста, учить отображать эмоции страха. Музыкальный репертуар: С. Прокофьев «Охотники»
Описание: Предложить детям послушать музыку и спросить, о чем она рассказывает. Кратко поговорить о ее характере (страшный, громкий). Вместе с детьми придумать сюжет: прогулка, небо потемнело, пошел дождь, ударила молния, загремел гром, детям страшно, они убежали и спрятались. Показать характерные особенности, выражающие эмоции страха: брови высоко подняты, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт. Присесть, прикрыть голову руками. Работа над музыкальностью исполнения движений.
Музыкальный репертуар: «После дождя» венгерская народная мелодия.
Описание: Дети слушают музыку, обсуждают ее характер и под руководством педагога составляют сюжет этюда: летний дождь, лужи, радость, легкие и веселые прыжки через лужи, пускают кораблики, играют с водой. Показать выражение эмоции радости: веселые глаза слегка прищурены, уголки губ приподняты вверх, выражение лица веселое. Движения: легкие прыжки, взмахи руками, подпрыгивания, встряхивания кистями рук. Работа над музыкальностью и исполнительностью движений.
Описание: Послушать музыку вместе с детьми и спросить, о чем она рассказывает. Какой характер лисички описала музыка? Движения ее мягкие, вкрадчивые. Она осторожно и неслышно подкрадывается и подслушивает секреты. Дети то наклоняются, то приседают, то приподнимаются на носочки, чтобы лучше слышать. Ладони прикладывают то к правому, то к левому уху. Голова поворачивается то вправо, то влево. Исполнять с инструментальным сопровождением.
28. «Штанга»
Цель: развивать выразительность жеста, учить напрягать и расслаблять мышцы.
Музыкальный репертуар: барабанная дробь.
Описание: Предложить детям представить, как спортсмен- штангист поднимает штангу. Он сосредотачивается, напрягает все мышцы, а затем рывком поднимает штангу над головой. Потом опускает штангу и расслабляет все мышцы. Барабанная мелкая дробь изображает напряжение мышц и поднятие штанги. Затем сильные удары символизируют победу спортсмена. Глухие, медленные удары символизируют расслабление мышц.
29. «кто что делал»
Цель: Развивать память.
Музыкальный репертуар: «Под мельницей под вертельницей». Р. н. м.
Описание: Дети под музыку выполняют различные движения. Затем выборочно или второй группой повторяют эти движения, стараясь не ошибиться.
ЛИТЕРАТУРА:
Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития, просвещение 2003г.
Горшкова Е. В. От жеста к танцу, Издательство Гном и Д 2002г.
Маханева М. Д. Театрализованные занятии в детском саду, Сфера; 2001.