История возникновения барабана ………………………………...…...9
Технология изготовления ……………..……………………………....12
Игры с изготовленным инструментом…...………………………..….14
Вывод …………...……...……………………………………………....19
Библиографический список….…….………………...….…………….20
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Проект «Создание детского музыкального инструмент из бросового материала (барабан)», реализуемый в работе с детьми подготовительной группы дает возможность интегрировать содержание различных образовательных областей; осуществлять образовательную деятельность на основе взаимодействия между музыкальным руководителем и воспитателем; привлечь к образовательному процессу родителей детей.
Вовлечение родителей в образовательный процесс; просвещение родителей, как можно изготовить барабан дома своими руками и провести семейный досуг или же заняться этим в детском саде. Личностная ориентация детей. В ходе реализации проекта дети узнают историю появления барабана, его устройства, способы звука - извлечения на барабане, что будет способствовать развитию их познавательного интереса и формировать потребность музицированию в оркестре.
Необходимым условием реализации проекта является знакомство с разными барабанами, с приемами игры на них что будет способствовать формированию музыкального чувства ритма детей.
Одна из важных задач личностно-ориентированного эстетического воспитания – это развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, его культуры чувств. Решение этой задачи возможно в процессе развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания, творческой активности в различных видах детской музыкальной деятельности, в том числе и игре на детских музыкальных инструментах. Ведь игра на детских музыкальных инструментах – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности исполнительские возможности всех детей. Знакомство с музыкальными инструментами дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Цель и задачи проекта
Цель:
Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальном инструменте - барабан;
Задачи:
Расширить представление о детских музыкальных инструментах;
Рассмотреть банк идей и предложений;
Познакомиться с историей возникновения барабана;
Проанализировать технологию изготовления барабана;
Заинтересовать детей играми с барабаном;
Детские музыкальные инструменты
(шумовые)
Шумовые музыкальные инструменты– это подгруппа ударных, которая обладает особым характером звучания. В отличие от ксилофонов, колокольчиков они не имеют звукоряда. Более того – извлекаемый из них звук не имеет определенной высоты. Речь идет о всевозможных трещотках и маракасах, тамбуринах кастаньетах, деревянных ложках и других подобных музыкальных предметах.
Именно они задают музыке темп и дополняют ее оригинальными эффектами, подчеркивая красоту мелодии. А для маленьких музыкантов они являются, прежде всего, отличными развивающими игрушками. Детские шумовые музыкальные инструменты рекомендуются дошкольникам для развития слухового восприятия и музыкально-ритмической культуры.
В группе детсада или на празднике можно собрать целый оркестр. Включаем известную композицию (классическое произведение, песенку из мультфильма и т.п.) – и дети в такт воспроизводят звуки различными инструментами: стучат ложками, бренчат тамбуринами, шуршат маракасами. Череду звучащих предметов продолжат самые обыкновенные вещи, которые найдутся в каждом доме: крышки от кастрюль, баночки с крупой, шуршащие пакеты и многое другое. Эта яркая забава не только развеселит малышей и позволит им почувствовать себя настоящими артистами, но и благотворно скажется на их чувстве ритма. Шумовые инструменты можно использовать и в группе на занятиях при организации подвижных игр.
Барабаны могут быть использованы как в составе ритм-группы, так и в качестве солирующего инструмента. Различные барабаны входят в состав ансамблей, в том числе — состоящих исключительно из ударных инструментов. Они обеспечивают необходимый инструментальный колорит и динамику, а также расширяют круг ритмических и ударных эффектов.
Банк идей и предложений
Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала.
Все эти инструменты сделаны из бросового материала - коробочек, баночек, картонных трубок от рулончиков бумаги.
Дальше подробно о каждом из инструментов:
Китайский барабан Консервная банка, оба дна отсутствуют, а вместо них одеты пластмассовые крышки. Нужна еще палочка-ручка, но, к сожалению, пока не придумала, как ее закрепить, поэтому стучим, просто держа в руке.
Гусли на крышку из-под обувной коробки натянуты резинки
Шейкеры с разным звучанием
один - металлический в коробке из-под крема, другой - рулончик от туалетной бумаги. Наполнители - гречка и рис.
Музыка ветра (колокольчики) распотрошила готовую китайскую подвеску - поснимала все лишнее, а трубочки повесила в ряд. Теперь этот инструмент можно использовать и как оркестровые колокольчики, если стучать по ним палочкой.
Флейта дождя или Шум дождя
В длинную трубку (от пищевой фольги 46 см, но надо бы еще длиннее) на всю длину вставляется спираль, скрученная из той же пищевой фольги. Она нужна для того, чтобы наполнитель (я насыпала горсть риса, можно пробовать что-то другое - звук от этого будет меняться) пересыпался медленно. После засыпания наполнителя оба торца трубы заклеиваются.
Микрофон или барабан
Воздушный шарик как можно сильнее натягиваем на открытый верх консервной банки, закрепляем по окружности скотчем. Получившаяся из шарика мембрана улавливает колебания воздуха, вследствие чего резонирует металлическая банка. А кроме того, это же получился отличный барабан! Надо только найти для него две палочки. Если подобрать несколько разных по размеру банок, то может получиться целая ударная установка.
История возникновения барабана
Мы решили остановиться на модели – барабан, для начала мы узнаем историю возникновения барабана и его строение, а также что нам понадобится для изготовления инструмента «барабан». Такая игрушка понравится всем детям, ведь можно погреметь в своё удовольствие и почувствовать себя настоящим музыкантом! И делается такая игрушка очень легко!
Барабан— музыкальный инструмент из семейства ударных.
Распространён у большинства народов, используется в составе многих музыкальных ансамблей. исполнитель на барабане — барабанщик.
Это очень древний и очень распространенный инструмент. Его предок - простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или какой-то обруч натягивать звериные шкуры. Если вам случалось видеть африканские или восточные пляски, то вы, наверное, помните, что в них барабан - одно из «главных действующих лиц». Он сопровождает пляску прихотливым, капризно меняющимся ритмом.
В некоторых африканских странах барабан и сейчас используют в качестве «телефона»: барабанная дробь далеко разносится в воздухе, передавая условным языком важные сведения, предупреждая об опасности.
Были у барабана когда-то и трагические функции: под его мерную дробь вели на казнь революционеров, прогоняли солдат сквозь строй.
Две разновидности барабана - большой барабан и малый барабан - уже давно являются полноправными членами симфонического и духового оркестров. Они входят в группу ударных инструментов. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому записывают его не на нотном стане, а на так называемой «нитке» - одной линейке, на которой отмечен только ритм.
Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдаленные пушечные выстрелы. В оперном и симфоническом оркестрах его используют иногда в изобразительных целях. Так, например, Бетховен в Шестой Пасторальной симфонии с его помощью передал звук грома; Шостакович в Одиннадцатой симфонии применил большой барабан для изображения пушечных выстрелов. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками, покрытыми пробкой или войлоком.
У малого барабана звук сухой и отчетливый. Его дробь хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Играют на малом барабане с помощью двух палочек.
Малый барабан -военный, походный инструмент.
Строение барабана
Строение ударной установки
Особенной тайной обладают кадушки барабанов, причем тип дерева, из которого они изготовлены, их размеры и конструкция – все это важные факторы, влияющие на извлекаемое звучание.
Для начала стоит сказать, что барабаны делаются из твердых пород дерева, т.е. лиственных, а не из мягких хвойных пород. Те из твердых пород, что используются для изготовления барабанов, обычно обладают физическими характеристиками, начиная от средних и кончая твердыми.
Во-вторых, дерево должно быть пригодно для работы. Некоторые породы просто-напросто слишком твердые, чтобы идти на изготовление кадушек.
В третьих, листы шпона, выбранные для внешней поверхности и, в меньшей степени, для внутренней поверхности кадушки, должны быть визуально привлекательными, и нужно, чтобы на них ровно наносилась отделка, если текстура должна оставаться видимой.
Таком образом, в целом, чем плотнее древесина, тем острее и ярче звучание, а чем плотность меньше, тем звучание более обтекаемое и мягкое.
Выбирая палочки, ищите древесину хорошего качества, фактура дерева не должна быть ярко выражена, иначе такие палочки быстро сломаются. Некоторые барабанщики предпочитают естественный звук деревянных наконечников. Другие предпочитают наконечники из нейлона для яркого, гулкого звука. К тому же такие наконечники дольше служат. Размер палочки должен соответствовать вашей руке, и по диаметру, и по длине.
Технология изготовления Для изготовления барабана своими руками нам потребуется: - пустой пластиковый контейнер в форме ведра; - воздушный шарик; - шнурок; - фломастеры; Берём воздушный шарик (например, такой, который раздают детям бесплатно на всяких рекламных мероприятиях) и срезаем горлышко. Можно немножко по бокам подрезать, особенно, если шарик новый и ни разу не надувался. Лучше, конечно, использовать те шарики, которые уже были надуты и растянулись. С приличным усилием натягиваем шарик на ведёрко. Если шарик новый, придется очень постараться, поэтому лучше даже новый шарик предварительно надуть. Вынимаем ручку ведерка из отверстий в которые она вставлена и на ее место вставляем шнурок. Вставляем снаружи вовнутрь. Завязываем узелок. Барабан на шею готов!
А если в контейнеры насыпать разный уровень одного и того же наполнителя, например, какой-нибудь крупы, или налить разные объемы воды, или каждое ведёрко наполнить разными крупами, то звук у каждого такого барабана будет свой, непохожий на остальные. Ставим все в ряд, и настоящая барабанная установка готова!
Интересно также изучать, как меняется звук одного и того же барабана, если ударять по нему палочками из разных материалов, руками или венчиком, например. Когда на мембране образуются дырки, звук тоже меняется. А можно и с объемом корпуса поэкспериментировать и обнаружить, что, чем больше корпус, тем громче звучит барабан.
Игры с изготовленным инструментом
«Ритмические зарисовки»
Для этой игры руководитель подбирает несколько мелодий (каждая небольшого объема: 2—3 такта) с несложными ритмическими рисунками. Прослушав мелодию, дети должны простучать или прохлопать ее ритм.
Количество мелодий зависит от общего числа участников игры: на каждого по мелодии. Если ребенок затрудняется определить ритм прослушанной мелодии и правильно его воспроизвести, то право хода переходит к любому другому участнику, который сможет первым определить ритм. Ребенку, не сумевшему простучать ритм данной мелодии, руководитель предлагает прослушать другую мелодию, с более простым ритмическим рисунком. Таким образом, руководитель определяет, у кого из детей слуховая память и чувство ритма развиты хорошо, а у кого слабее. Исходя из этого, руководитель, работая с каждым индивидуально, упрощает или усложняет задание.
Усложнить задание можно следующим образом: выбрав какую-нибудь небольшую пьесу, разбить ее на фразы и исполнять отдельно каждую фразу, постепенно приближаясь к финалу произведения. Например, руководитель играет первые такты пьесы, ребенок запоминает их ритмический рисунок и воспроизводит (прохлопывает или простукивает), выделяя сильные и слабые доли, обращая внимание на паузы, акценты. Затем проигрывается следующая фраза, которую ребенок воспроизводит и соединяет с предыдущей, предварительно прослушав соединенные фразы, и т. д. до конца пьесы.
Можно предложить воспроизвести ритмический рисунок в другом темпе (ускоренном или замедленном), начиная с небольших мелодий.
«Имитация»
Для детей от 5 лет.
Руководитель предлагает детям побыть в роли зверей (распределяет роли между участниками игры) и подобрать каждому из зверей технические приемы игры на музыкальном инструменте. Он спрашивает у детей, как прыгает заяц, белка или любой другой зверь? Ребенок должен показать это на музыкальном инструменте (имитация прыжков или бега зайца).
«Ансамбль»
Участники игры делятся на группы по 5 человек, команд может быть как две, так и больше. На специальные колышки различной высоты помещают несколько эмалированных кастрюль, имеющих разный объем и перевернутых дном вверх. Каждая команда придумывает себе название и определяет «солиста».
«Солисты» выбирают по жребию 1—2 отрывка из известных песен, группам дается некоторое время для подготовки и репетиции. Задача каждой команды – во время пения «солиста» они подыгрывают ему на своих инструментах таким образом, чтобы получилась хорошо сложенная песенка.
«Домашний оркестр»
Для детей от 3 до 8 лет. Игроков должно быть не меньше 3 человек, из которых один – ведущий.
Сначала необходимо выбрать основной музыкальный фон, в качестве которого может выступать любая веселая песенка или легко запоминающаяся народная мелодия. Теперь нужно несколько простых музыкальных инструментов: маракасы, треугольник, ложки, барабан и т. д. Предоставьте детям свободу выбора инструмента или же распределите их между ними сами, учитывая прежде всего возраст детей. Ведущим в этой игре выступает взрослый (воспитатель), который играет на музыкальном инструменте избранное произведение или же включает аудиозапись с этой мелодией.
Задача каждого «музыканта» – дополнять общий мелодичный рисунок звучанием своего инструмента. Но не в хаотичном порядке, а по сильным долям, то есть по опорным долям мелодии, которые определит ведущий. При этом каждому участнику игры нужно по возможности стараться органично вписываться в общий ритм и темп, ориентируясь не только на ведущего, но и на остальных участников-музыкантов.
Полученная в результате игры импровизация явится качественно новым музыкальным произведением. Данная игра не только развивает креативные возможности ребенка, но также способствует формированию навыков совместной творческой деятельности.
«Стучалки»
Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни (конечно, с разрешения мамы). Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.
Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.
Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые «перебивки» еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции.
“Игра с инструментами».
Дети сидят на стульчиках или на ковре по кругу. В руках у каждого ребёнка инструмент, который он выбрал сам. Дети садятся так, чтобы инструменты одной группы не были рядом друг с другом, т.е. должен быть контраст в звучании. Выбирается один ребёнок, который начинает игру. Он ударяет по своему инструменту один раз, затем ребёнок, сидящий радом ударяет по своему инструменту, далее третий, четвёртый и т.д. Каждый инструмент должен прозвучать один раз. Когда игра освоена, её можно усложнить. Играть с закрытыми глазами.
Игра «Серый зайчик барабанит».
Левой, правой, левой, правой, серых зайчиков отряд
Левой, правой барабанит целых три часа подряд.
При воспроизведении метрического пульса шагами первоначально идёт ходьба на месте, а затем с движением по залу. Далее детям предлагается разделиться на 2 группы: одна исполняет метрическую пульсацию шагами, другая воспроизводит её на музыкальных инструментах. Это уже сопровождение к движению.
Игра «Шаг и бег».
Детям предлагаются стишки. Каждый ребёнок должен прохлопать ритмический рисунок стишка, затем воспроизвести на музыкальном инструменте из шумовой группы, а затем показать ритм стишка в движении.
Шаг, шаг, шаг, шаг, по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли.
Шла ли-си-ца по-тро-пин-ке, по тро-пин-ке
и не-сла о-на кор-зин-ку, да, кор-зин-ку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ - топ, топ. Топ - топ, топ. -
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ - топ - топ - топ - топ. Топ - топ - топ - топ - топ. - «Бег».
Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений ( или из отрывков ) классиков, современных композиторов и народной музыки самых разнообразных по тематике и жанрам.
Репертуар можно условно разделить :
- на маленькие пьески для первоначальных упражнений
- попевки, песенки для индивидуальной работы
- пьесы для коллективного исполнения.
Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов, совершенствуются в выразительностиисполнения. Они с удовольствием слушают рассказы музыкального руководителя о происхождении того или иного инструмента, способах игры на нём. Затем в свободной самостоятельной деятельности воплощают свои умения и навыки. При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп :
- Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
- Импровизация звуковых картин на заданную тему
- Звуковая иллюстрация стихов
- Сказки –шумелки.
Вывод
Вот такой замечательный инструмент мы можем сделать своими руками, как в домашних условиях, так и в детском саду с воспитателем. Таким образом, мы обогащаем музыкальные впечатления детей и способствуем формированию музыкального вкуса и музыкальности в целом. Развиваем познавательные и творческие способности. Играть с барабаном можно свободно, слушая своё сердце, а можно и по-умному: отбивать какой-то ритм и просить ребёнка повторить, потом поменяться ролями и воспроизводить ритм, показанный ребёнком. Это хорошее упражнение на развитие звука и музыкальной памяти.Также, делая музыкальный инструмент из бросового материала своими руками, мы экономим большое количество денег.
Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская
Музыкальное воспитание дошкольников.Автор: О.П. Радынова, А.И.Катинене;Издательство: Академия Москва; Год: 1998г.
Шоломович С.М. Формирование восприятия музыки у детей. - М.,2003г.
Тельчарова Р.А. Музыкальный вкус как объект эстетического анализа. – М., 2003г.