МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Проектная работа по музыке на тему:
«Авторская песня, любимые барды»
(В.С. Высоцкий)
Выполнила Хрипунова Екатерина
ученица 6г класса
Научный руководитель: Вакуленко Г.А.
2017
План:
I. Введение II. Теоретическая часть
2.1. Особенности жанра авторской песни
2.2. История развития жанра авторской песни
2.3. Биография В.С. Высоцкого
2.4 Особенности творчества В.С. Высоцкого
III. Заключение
IV. Список использованной литературы
I. Введение
Тема моего проекта: «Авторская песня, любимые барды». Мой любимый бард - Владимир Семёнович Высоцкий. Он актёр, поэт, музыкант и певец. «Не такой, как все», - вот что мне в нём понравилось.
Цель: ответить на вопрос, в чём ценность авторских песен? В чём секрет популярности песен Владимира Высоцкого?
Задачи:
найти книги с материалом по теме проекта и познакомиться с их содержанием;
найти в интернете материал о развитии жанра авторской песни;
изучить биографию В.С. Высоцкого;
послушать и изучить песни Высоцкого, определить главные темы его песен;
выяснить особенности творчества барда, его исполнительского стиля;
сделать выводы и подготовить презентацию для выступления.
II. Теоретическая часть
2.1. Особенности жанра авторской песни.
Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
Авторская песня впитала в себя и русский городской романс, и кант (бытовую многоголосную песню), и крестьянские песни, и песни беспризорников.
«Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», – говорил Владимир Высоцкий. Как сказал один из бардов: “Это не просто песни – это размышления вслух о нашей жизни”.
Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Бардовскую песню можно воспринять только тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Перед слушателем лишь проникновенная мелодия и образы, которые создаёт песня. Нужно полностью погрузиться в чувственно-образный мир песни, необходимо создать свои слушательские образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа. Работа мысли, чувств, памяти, сердца. Работа души.
2.2. История развития жанра авторской песни
Русь славилась авторами-исполнителями ещё с давних времен, по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Люди их очень любили, и, завидев их, бросали все свои дела и внимали им с глубокой сердечностью. Баяны, так звали на Руси этих певцов, которые несли людям правду жизни. Песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты.
В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ваганты (шутники). Среди них были студенты, монахи, философы – актеры и певцы, рассказчики и акробаты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни. В своем творчестве они опирались не только на традиции церковных и речевых жанров, но и опыт народной лирики. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов.
В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут – авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало.
Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество.
Это своеобразный городской фольклор, который называют по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару.
Песни, сочинённые в стройотрядах, в геолого-разведочных экспедициях, в походах, в студенческих общежитиях, начали быстро распространяться по стране. Люди разных профессий принялись писать песни. Каждый пишет о том, что его волнует. Врач и инженер размышляют о добре и зле, о смысле жизни, в песне передают свои чувства. Концерт барда – это душевный, искренний разговор, глубокая исповедь. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами и постарались чуточку измениться к лучшему.
Лучшие образцы авторской песни создали: Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Александр Галич, Александр Дольский и других авторов, заняли достойное место в отечественной музыкальной культуре.
Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной Войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ею страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни).
В 1999 году был осуществлен грандиозный проект, в котором приняли участие ведущие барды страны – Виктор Берковский, Сергей Никитин, Дмитрий Богданов, Вадим Егоров, Алексей Иващенко, Олег Митяев, Вадим и Валерий Мищуки, Константин Тарасов, Галина Хомчик, Лидия Чебоксарова – выпуск компакт диска, аудио и видеокассеты, а также и книги “Песни нашего века”.
2.3. Биография В.С. Высоцкого (1938-1980).
Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его мать – Нина Максимовна, отец – Семён Владимирович, родом из Киева.
Каким был довоенный период жизни маленького Высоцкого? Коммунальная квартира, множество соседей, скромные игрушки и масса впечатлений.
Великая Отечественная война. Трудная жизнь Володи и матери в эвакуации. Отец на фронте с первого дня и до последнего дня. Семён Владимирович участвовал в обороне Москвы, в освобождении Донбасса, Львова, взятии Берлина, Праги. Родина наградила его 28 орденами и медалями.
В семье Высоцких были и погибшие на войне, и те, кого «догнали» старые раны, кто погиб от них. В своих воспоминаниях В.Высоцкий писал: «У нашей семьи было много друзей-военных, и я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал».
После войны у Нины Максимовны – другая семья. Отец увозит Володю в Германию, решили, что мальчику лучше будет жить у отца. «Очаровательный, толстенький, краснощёкий мальчик, такой юркий. Так себя повёл, что я сразу почувствовала, что это моё»,- вспоминала Евгения Степановна, вторая жена Семёна Владимировича. В Германии стал проявляться характер Володи: он не терпел несправедливости, не выносил равнодушия, заступался за слабых. Не раз приходил с синяками.
Каким Володя был в детстве? По словам отца, «он был непоседлив, бесстрашен, а потому, как правило, становился заводилой и в играх, и в проказах. Приходил он домой с ободранными коленками, и было понятно, что играли «в войну». Обожжённые брови и копоть на лице доказывали, что не обошлось без взрыва то ли гранаты, то ли патронов».
Тяга к творчеству у Высоцкого проявилась в старших классах, уже в Москве. Володя, поддавшись родительскому влиянию, стал учиться в Московском инженерно-строительном институте, но учебу бросил. Он выбрал другую дорогу, поступив в Школу-студию МХАТа.
Закончив актерское отделение, он стал работать в Московском драмтеатре им. А.С.Пушкина, а с 1964 года и до последних дней своей жизни был актером Московского театра драмы и комедии на Таганке. В этом театре он участвовал в 15 спектаклях (в том числе «Жизнь Галилея», «Вишнёвый сад», «Гамлет»). Более чем в 10 спектаклях (не только Театра на Таганке) исполнялись его песни.
В кино ему повезло больше (он сыграл более 30 ролей). Но часто в пробах обещали, а брали другого, так как Высоцкий «не был похож на положительного героя нашего времени». Высоцкий снялся почти в 30 фильмах, во многих из них звучат его песни. На многие роли его не утверждали, причём далеко не всегда по творческим причинам. Высоцкий участвовал также в озвучивании одного мультфильма — «Волшебник Изумрудного города». Кроме того, изначально Волка в мультфильме «Ну, погоди!» предполагалось озвучивать Высоцкому, но не разрешила цензура и его заменил Анатолий Папанов.
В 1975 г. Высоцкий стал автором рекламного фильма «Знаки Зодиака», где сочинил и исполнил песню «О знаках зодиака». Этот фильм изначально не был принят советской цензурой в том числе в связи с участием Высоцкого в его создании.
Высоцкий принял участие в создании 11 радиоспектаклей (в том числе «Мартин Иден», «Каменный гость», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом»).
25 июля 1980 года Владимира Высоцкого не стало… Это горе, которое не залечит время.
В это время в Москве проходили Олимпийские игры. Ни один театр не брал на себя ответственность на организацию похорон. Не испугались в театре на Таганке. Тысячи людей собрались в день похорон у театра, чтобы проститься со своим любимцем. У входа в театр в чёрной траурной рамке стояла большая фотография Высоцкого и вдруг она исчезла. Толпа скандировала: «Позор! Позор» - фотография появилась снова. Владимир Высоцкий был несправедливо обижен при жизни, без почестей похоронен. Власти боялись беспорядков.
Официальное признание к Высоцкому пришло только после смерти. Сначала это были отдельные шаги: в 1981 году усилиями Р. Рождественского, был опубликован первый крупный сборник произведений В. Высоцкого — «Нерв» — и вышла первая полноценная («диск-гигант») советская пластинка, как и положено большому поэту. В 1987 году ему посмертно присуждена Государственная премия СССР, за исполнение роли капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен (премию получал отец — С. В. Высоцкий).
Многие потом писали о Высоцком, посвящали ему свои стихи. Одним из честных стихотворений - Никиты Михалкова «Памяти Высоцкого»
2.4. Особенности творчества В.С. Высоцкого
В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная в 1961 году в Ленинграде, многими считается первой.
Всего Высоцким было написано около 450 авторских песен, многие из которых записаны на грампластинки, звучали в кинофильмах и спектаклях, по радио и телевидению. Темы их всеохватны, разнообразны. Каждая песня напоминает маленький спектакль, произнесенный одним героем.
Тема истиной дружбы, выбора друга, измены, предательства, мужества и трусости занимает важное место в авторских песнях. Такова «Песня о друге» В. Высоцкого.
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг — а так...
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни — рискни! —
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах — не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Значит, рядом с тобой — чужой,
-Ты его не брани — гони:
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но — шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Слушая эту песню, не только рисуешь мысленно картину всего того, о чем поется в ней, но и пытаешься представить себе людей, которые были, есть или будут в твоей жизни в те моменты, когда решается чего же стоит человек на самом деле, друг он или враг, или просто так. Как поведут они себя в экстремальной ситуации, как поведете себя вы. Но зла на предавших и слабых не держите, и, как советует Высоцкий, просто «не берите их в горы».
В шестьдесят четвертом Высоцкий сочиняет " Братские могилы ". Начатый с этой песни военный цикл станет одним из самых больших и самых известных (" Сыновья уходят в бой", " Мы вращаем Землю "). О военных песнях Высоцкого много написано, ибо этот "раздел" его поэзии явился наиболее доступным для официального признания. Действительно, эти песни и патриотичны, и мужественны, и жива в них человеческая память. Но суть подхода поэта к теме была в том, что безымянный (для некоторых почти безликий) герой войны в песнях Высоцкого как бы размножился и разъединился на десятки реальных лиц, индивидуальных характеров, драматических (нередко — трагических) судеб.
Он стремился заглянуть в лица тех, кто составлял армии и роты. И голос одного-единственного, нередко попавшего в ситуацию исключительную (смешную или страшную), оказался важным до чрезвычайности. Высоцкий не воевал, война застала его ребенком, но он был сыном военнослужащего и, может быть, поэтому знал больше сверстников о том, что происходит на фронте и в тылу.
Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.
Сегодня не слышно биенье сердец-
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
"На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу - придет другой".
Мы не успели оглянуться –
А сыновья уходят в бой!
Именно так и продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей. Именно так и переходят от родителей к детям самые значительные, самые высокие понятия.
Одна из лучших песен Высоцкого – «Он не вернулся из боя».
Почему все не так? Вроде всё как всегда:
То же небо, опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя...
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь,— не про то разговор:
Вдруг заметил я — нас было двое...
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена весна,—
По ошибке окликнул его я:
— Друг, оставь покурить.— А в ответ — тишина...
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде.
Наши павшие — как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время — текло для обоих...
Все теперь одному, только кажется мне —
Это я не вернулся из боя.
В ней заключён ответ на вопрос: почему поэт, не принимавший (по возрасту) участия в войне, все-таки пишет о ней, а точнее – не может не писать о ней. «Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером». В.Высоцкий отдает дань этому трудному времени своими песнями. Писать проникновенно о людях, которые воевали – задача почетная. Поэт как бы «довоёвывает» в своих песнях. Именно так продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей. Переходят от родителей к детям самые высокие понятия.
Высоцкий не раз повторял, что его песни имеют военную подоплёку. Те же самые проблемы существуют и сейчас: проблемы чувства долга, преданности, дружбы и надёжности. Но поэт считал, что на военном материале это можно сделать намного ярче.
«Он был настоящим патриотом»,- говорил о своем сыне Семен Владимирович.
Все песни Владимира Высоцкого – о жизни, о мужестве, о большой дружбе, о готовности идти в разведку. «Сохранить моральные ценности, которые высветила война, - вот что нужно нам сейчас»,- говорил поэт. Благодаря Высоцкому, учимся помнить, пропускать память через сердце. Этому помогает и «Песня о новом времени».
Наверное, нет в России человека, который бы не знал имени Владимира Высоцкого. Его нередко и по праву называют «Сердцем бардовской песни», «обнаженной совестью эпохи». Он до сих пор оказывает огромное влияние на исполнителей авторской песни. Его манеру исполнения и общения со зрителями повторить, наверное, невозможно. Поражает многотемье и калейдоскоп человеческих характеров.
Он не был альпинистом! Но сколь поэтичны его песни о горах. Он не был на войне, но ветераны в своих письмах благодарили его за военные песни. И действительно, большое место в творчестве Высоцкого занимает тема войны. Вот что говорил об этом сам Владимир Семенович: «Я сам не воевал. Но вырос в семье военного. Поэтому эта тема мне близка. Она близка миллионам людей, ведь почти в каждой семье есть погибшие.
Владимир Семенович Высоцкий - один из наиболее ярких представителей авторской песни, оказавший существенное влияние на ее развитие как самостоятельного жанра искусства, объединяющего в одном лице поэта, композитора, певца и музыканта.
Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) общественного строя, песни об отношении к жизни простых людей, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи».
III. Заключение
Изучив материал по теме проекта, я сделала следующие выводы: авторская песня возникла из протеста пустой развлекательности, эти простые гитарные песни объединили людей разных возрастов и профессий. Они возникли и распространились в народе сами собой, минуя эстраду и средства массовой информации. Произошло это потому, что всем им свойственна одна уникальная черта – их хочется не только слушать, но и петь вместе. Автор говорит со слушателем о том, что будет волновать людей всегда, о вечных ценностях.
Внимание бардов привлекают люди мужественные, смелые, стойкие. Дружба, выбор друга – эта тема тоже волнует бардов. И, конечно же любовь! Чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее. Ради любви мы готовы сдвинуть горы. Любовь – это счастье и горе, радость и слёзы, ревность и доверие. Все оттенки этого чувства представлены в авторской песне. Я составила тематический спектр авторской песни.
Тематический спектр авторской песни :
Красный - героизм, гражданственность, патриотизм.
Оранжевый - юмор, радость, веселье, оптимизм, сила, добро, свобода человека.
Жёлтый - мечта, фантазия, романтика, романтическая традиция.
Зелёный - песня размышления, песня-картина, песня- разговор, романтика, ритм, вальс, художественно- музыкальный образ природы, элегия.
Голубой - высокая духовность, уважение, восхищение, нежность, верность, благородство драматизм неразделённой любви.
Синий - воспоминание, тоска, память, драматизация, трагизм.
Фиолетовый - печаль, скорбь, утрата.
Авторская песня несет в себе:
- помощь в понимании человеческих ценностей,
- помощь в понимании единства человека и Мира,
- авторская песня очищает наши сердца,
- музыка авторской песни обогащает своей красотой,
- она призывает к высоким чувствам, помогают духовному становлению.
Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище. Если авторская песня станет вашим другом, то можно быть уверенным, что вы сможете вырастить в себе такие качества как: искренность открытость, честность, чистота.
Секрет популярности песен Владимира Высоцкого в Правде, Открытости и Честности. Многие видели недостатки, несправедливость в жизни, откровенную ложь, но молчали, а он, поэт и певец, говорил.
Особенности стиля Высоцкого:
- В песнях Высоцкого в первую очередь уделяется внимание тексту и содержанию, а не форме (с противопоставлением себя эстраде).
- Высоцкий пел о чувстве собственного достоинства людей как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях, о силе характера и тяготах человеческой судьбы, что принесло ему огромную популярность.
- Как исполнитель своих песен Высоцкий отличался нетрадиционной манерой пения - он интонировал не только гласные, но и согласные.
Он пел прямо и честно, часто в ущерб себе, пел о том, что его волновало и тревожило, предостерегал, убеждал, надрывно взывал, стремясь прорваться к душам людей, и тогда сердца слушателей начинали биться в унисон с его большим и благородным сердцем.
Песни Владимира Высоцкого любят и помнят миллионы людей. Он не только писал песни. Но и играл в театре и много снимался в кино. Причем он в фильмах часто пел свои песни. Его творчество и сегодня помогает нам жить, мы заряжаемся его оптимизмом и верой в собственные силы.
IV. Список использованной литературы
1. В.С. Высоцкий в контексте русской культуры ( сб. текстов –составитель Л. Абрамова и др.). - М., 1990.
2. Владимир Высоцкий Нерв Стихи 6 – е издание. – М., 1998,стр. 239, стр. 3-14.
3. Владимир Высоцкий Избранное.- Москва, Советский писатель,1988, стр.509, стр.481 – 502.
4. Кормилов С.И. Песни Владимира Высоцкого о войне, дружбе и любви //Русская речь. – 1983. -№3
5. Кохановский И. Серебряные струны: О песенном творчестве В.Высоцкого: Воспоминания// Юность. – 1988. - №7.
6. Новиков В.И. Живая вода: Заметки о языке поэзии В. Высоцкого// Рус. Речь. – 1988. - №1.
7. Обсуждаем наследие В.Высоцкого// Вопр. Лит-ры. – 1987. -№4.