МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Проектная работа по музыке на тему:
«История музыкальных инструментов»
(русский народный инструмент рожок)
Выполнил: Кандратьев Дмитрий
ученик 6а класса
Научный руководитель: Вакуленко Г.А.
2017
I Введение
II Теоретическая часть
2.1 История возникновения пастушьего рожка
2.2 Оркестр рожечников Н.В. Кондратьева.
2.3 Устройство инструмента рожок
2.4 Ансамбль народной музыки «Владимирские рожечники»
2.5 Российский роговой оркестр
III Вывод
Список литературы
I Введение
Проблема сохранения народных традиций стоит в наше время очень остро, поэтому эта тема очень актуальна. Я решил познакомиться с русским народным инструментом – рожок.
В летописях и преданиях средних веков находится множество указаний о страстной преданности славян к музыке. Рожки, свирели, жалейки, сопилки, окарины, кугиклы, калюки – эти и другие народные инструменты испокон веков были на Руси. Сегодня их не часто услышишь в деревнях, но есть профессиональные музыканты, которые их изучают и с удовольствием на них играют.
Цель проекта: познакомиться с историей возникновения русского народного инструмента рожок.
Задачи:
Описать устройство русского народного музыкального инструмента рожок.
Познакомиться с типами рожков.
Познакомиться с происхождением, историей, использованием инструмента рожок.
II Теоретическая часть
2.1 История пастушьего рожка.
РОЖОК — древнерусский деревянный пастушеский инструмент, ведущий свою историю от ратных рогов и труб, созывавших воинов на битву.
Люди еще в глубокой древности научились использовать для извлечения звуков пустотелые рога убиваемых на охоте животных, и подобные музыкальные инструменты были широко распространены во всем мире. У русских особенно часто использовали турьи рога. Они не имели боковых отверстий и издавали лишь натуральные звуки – мощные и громкие.
Рог на Руси издавна служил сигнальным инструментом. Звуком рога собирали народ для сообщения важных известий, оповещали о прибытии почты, доставляемой ямщиками. Под звуки рога проходила охота. Сигнал рога звучал во время военных действий и торжественных церемоний.
Со временем, инструменты стали делать из естественных рогов других животных – козлиных, коровьих, затем имитировать из дерева. Да и не нужны были пастухам, людям мирной профессии, рога столь же громогласные и большие, как военные. И название за ними укрепилось уменьшительное от рог – рожок.
Пастуший рожок – принадлежность сугубо мирной жизни. Можно сказать, что пастух, играющий на рожке, - это символ мира и покоя в сознании русских людей, издревле занимающихся земледелием и оседлым скотоводством.
Постепенно рожки превращаются из сигнальных инструментов в музыкальные. Начиная с X в. рог упоминается в устном народном творчестве (песнях, былинах, сказаниях), его изображение встречается в древнерусских летописных сводах и фресковой живописи.
Овладение этим инструментом требовало большой затраты сил времени, то есть необходимого досуга, что было доступнее всего пастухам. Не случайно именно в среде пастухов сосредоточились высшие достижения инструментального народного искусства, зародилось творческое и исполнительское мастерство рожечников.
На рожке появляются голосовые отверстия, при игре закрываемые или открываемые пальцами рук, что дало возможность извлекать звуки разной высоты. Пастухи славились не только сольной игрой на рожках, но издавна были "штатными музыкантами" своего села или древни, обслуживающими досуг крестьян: под звуки их инструментов пели, плясали, водили хороводы на открытом воздухе.
Хорошо знакомые с искусством распева, пастухи нередко выступали в качестве певцов и, опираясь не только на материал сигнальных зовов, но и на народное песенное творчество создавали свои наигрыши и совершенствовали мастерство вариационной разработки музыкальных тем.
В конце XVII – начале XVIII вв., по мнению исследователей русских народных инструментов, получил широкое распространение пастушеский рожок как музыкальный инструмент. Он служил для подачи сигналов во время работы: звуком рожка пастух собирал стадо, пас его и охранял. Во время отдыха на рожке исполнялись несложные наигрыши. В полях можно было услышать целые «оркестры» рожечников. Пастушеские рожки приобрели большую популярность у народа, особенно в крестьянской среде.
На широких необозримых просторах нашей Родины с незапамятных времен звучали пастушеские наигрыши на рожках, жалейках, дудках. На полях и лугах короткими сигналами-зовами пастухи-рожечники «сманивают» скотину «Сгонные» наигрыши особенно хорошо слышны «по утренней росе» возле леса или реки. Сгонные пастушеские сигналы сменяются мелодически прихотливыми песенными наигрышами.
Большое распространение рожок получил среди пастухов в селах центральной России. Но наибольшую известность как музыканты-рожечники уже в XVIII в. приобрели крестьяне Владимирской губернии. Весной вместе со своими рожками они выезжали на сезонные работы в села других губерний. По сути, сформировался целый отхожий промысел владимирских рожечников. Они были непременными участниками праздников в селах, выступали и на городских ярмарках.
2.2. Оркестр рожечников Н.В. Кондратьева.
Ансамбли, составленные из музыкантов-рожечников, стали называться «хорами». В середине 1850-х годов в деревне Мишнево Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Камешковский район) крестьянином Н.В. Кондратьевым был создан оркестр рожечников, состоящий из крепостных музыкантов различных сел – Мишнево, Суслово, Горки, Берково, Остров, Машково, Симаково. Первые выступления «хора» рожечников проходили в основном на праздниках и гуляньях в соседних губерниях. В 1865 г. владимирские рожечники получили широкую известность на Нижегородской ярмарке, что было отмечено в печати. Их выступлением тогда был восхищен писатель Максим Горький.
Но наибольший успех пришел к крестьянским музыкантам в Петербурге в 1883 г., когда они были приглашены в Петергоф и играли для самого императора Александра III и его семьи. Рукоплескали владимирским рожечникам даже Париж и города Германии и Бельгии, где им пришлось показывать мозоли на руках, доказывая, что они не переодетые артисты из консерватории, а настоящие крестьяне. Оркестр рожечников под руководством Н.В. Кондратьева просуществовал более 40 лет, до конца 1890-х годов.
Пастушеский рожок с той поры стал именоваться «владимирским», благодаря славе Н.В. Кондратьева и его рожечников, хотя распространен был во многих губерниях. Владимирский рожок и владимирские рожечники как особые понятия включены во все энциклопедические словари. Не случайно на гербе Камешковского района Владимирской области изображен пастуший рожок.
2.3. Устройство инструмента рожок
Первоначально рожки изготовлялись из натуральных рогов животных, но постепенно были заменены деревянными трубками конической формы.
Для изготовления инструмента народные мастера, как правило, использовали берёзовые заготовки длиной 150-200 см: продольно их раскалывали, полукруглыми стамесками выбирали древесину, оплетали берестой две обработанные половинки. Перед игрой рожок смачивали водой, чтобы щели на стволе плотно закрылись, и звучание стало более сильным. Небольшое углубление в начале ствола служило мундштуком. Раструб делали конической формы из жести или натурального коровьего рога.
Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце рожка есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Общая длина рожка колеблется от 320 до 830 мм. Мундштук вырезают в форме мелкой чашечки, а нижний конец ствола — в виде конического раструба.
В народной практике рожки изготовляются двумя способами. Первый заключается в том, что из деревянных заготовок выдалбливаются и затем вырезаются две половинки рожка в продольном разрезе, а затем склеиваются вместе и крепко обертываются берестой. Второй предусматривает вытачивание цельного инструмента из сплошного куска дерева на токарном станке. Внутренний канал, как у всякого духового инструмента, должен быть тщательно очищен и отшлифован. Мундштук может составлять одно целое с рожком или вставляться в него.
Чашечка мундштука должна быть удобна для губ, неглубокая у рожков высокого тона - сопрановых, более продолговатая – у альтовых и теноровых. Принцип просверливания или прожигания и подстройка пальцевых отверстий у рожка тот же, что и у всех деревянных духовых инструментов. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке.
Владимирский рожок – это уже не просто пастуший атрибут, а вполне самостоятельный музыкальный инструмент. Изготовляют его из берёзы, клёна или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. Звук рожка, сильный и пронзительный, зависит от его размера. Существуют две разновидности рожка: малый рожок (местное название – «визгунок»), длиной 30-32 см, и большой рожок («бас»), длина которого может достигать одного метра. Иногда используется рожок, средний между малым и большим – «полубасок», длиной 50-60 см.
Рожки имеют шесть игровых отверстий: пять из них расположены на лицевой стороне, одно – с тыльной. Они находятся относительно друг друга на одинаковом расстоянии. Часто мастера не придавали особого значения расположению отверстий на стволе рожка. Поэтому разница в их местоположении иногда составляла 3-4 см. Чистота тонов достигалась силой подачи струи воздуха, позволяющей повышать или понижать тон.
2.4. Асамбль народной музыки «Владимирские рожечники»
Традиции музыкального искусства хора рожечников Н.В. Кондратьева на Владимирской земле сегодня сохраняет и развивает ансамбль народной музыки «Владимирские рожечники». Он был создан в 1997 г., в 2006 г. ансамблю присвоено звание «Народный коллектив». Художественный руководитель ансамбля – лауреат премии Правительства России "Душа России" Александр Лебедев. Ансамбль выступал на лучших концертных площадках страны (в залах РАМ им. Гнесиных, в концертном зале им. П.И. Чайковского, в Кремлевском Дворце Съездов), совместно с фондом «Новые Имена» был на гастролях в Германии. Ансамбль является лауреатом и дипломантом Международных и Всероссийских конкурсов, а также активным участником проекта народной артистки России Надежды Бабкиной – Всероссийского фестиваля-марафона «Песни России».
Репертуар коллектива состоит из народных песен и наигрышей, которые исполняли владимирские рожечники в конце XIX – начале XX веков, а также современных обработок народной музыки. В программы концертов включаются лирические, плясовые, свадебные, кадрильные, календарные, шуточные, солдатские песни разных областей России. Артисты не только играют на рожках, но поют и пляшут.
«Владимирские рожечники» – это очень яркий и самобытный коллектив народной музыки, и сегодня, по сути, стал «визитной карточкой» Владимирской области.
III Заключение
Отрадно, что в России жива одна из самых ярких и интересных музыкальных традиций нашего народа – рожечное искусство. С целью сохранения и популяризации народного творчества в городе Нерехта, Костромской области вот уже не первый год проводиться фестиваль рожечной музыки "Русский рожок".
В результате работы над проектом, я узнал историю развития рожечного искусства, проследил распространение рожечной музыки в России.
Я могу сделать вывод о том, что данный вид искусства требует популяризации и поддержки со стороны общества и государства.
IV Список литературы
«Музыкальная литература» М. Шорникова 1 год обучения.
"Русские рожечники" – Москва, Советский композитор, 1990г.