kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа "Метель" Г.В. Свиридов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектные работы по музыке предназначены для учителей музыки и учащихся 6 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«000 Метель Свиридов зашита»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1




Текст по защите проектной работы:


Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова

к повести А.С. Пушкина «Метель»


Автор: Мкртчян Лиана

ученица 6в класса

Руководитель: Вакуленко Г.А.







2017 год

Моя проектная работа посвящена маленькому шедевру Александра Сергеевича Пушкина «Метель» и музыке выдающегося русского композитора Георгия Васильевича Свиридова.

Этих двух великих людей объединяет любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта, так и в музыке композитора.

Цель проекта: послушать музыкальные иллюстрации Свиридова к повести Пушкина «Метель» и создать художественные иллюстрации.

Задачи:

1. Прочитать повесть А.С. Пушкина «Метель»;

2. Посмотреть фильм «Метель» по повести А.С. Пушкина;

3. Послушать музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»;

4. Нарисовать иллюстрации к понравившимся музыкальным частям сюиты Свиридова;

5. Систематизация результатов исследования и представление в виде презентации;

7. Демонстрация своих впечатлений от музыки в виде художественных иллюстраций.

В поместье Ненарадово живёт помещик Гаврила Гаврилович. Его 17-летняя дочь Марья Гавриловна влюблена в армейского прапорщика Владимира. Родители Маши считают его недостойной партией для дочери, потому что он беден. Владимир предлагает Маше тайно венчаться и девушка соглашается.

В назначенный день, Маша вместе со служанкой вышла на заднее крыльцо дома. На дороге их ждала тройка лошадей. Кучер помог девушкам сесть в сани, и тройка с бубенцами помчалась по заснеженному полю к церкви, где должно состояться венчание.


Владимир тоже отправился в церковь. Взяв направление к церкви, он задумался и погрузился в мечты о невесте: он представил себе бал, где они с Машей кружились в вальсе, и были очень счастливы. Очнувшись от мечтаний, Владимир увидел, что дорогу замело, и он с ужасом понял, что заблудился.

А в это время, в церкви Маша томилась в ожидании. От тяжёлых предчувствий, тревог, барышне стало совсем плохо, она была уже в состоянии обморока. В эту же ночь, молодой офицер Бурмин, спешивший в свой полк, заехал в эту же церковь, чтобы переждать бурю. Как только он вошёл в церковь, к нему подошёл старый священник с вопросом: «Прикажете начинать?» Ничего не поняв, Бурмин проговорил: «Начинайте, начинайте, батюшка». Священник повёл офицера к алтарю, перед налоем к нему подвели красивую барышню. Началось венчание. Когда священник сказал: «Поцелуйтесь!», девушка вдруг закричала: «Это не он!», и упала в обморок.

Бурмину ничего не оставалось, как быстро выбежать и уехать. Владимир только под утро найти церковь. От священника он узнал, что венчание состоялось, но без него.

Машенька после страшно потрясания сильно заболела. Посоветовавшись, родители Маши послали за Владимиром, чтобы объявить согласие на брак. Но с изумлением узнали, что Владимир уехал в армию, на войну. Между тем время шло, Марья Гавриловна стала выздоравливать. Она никогда не упоминала о своём женихе, и лишь грусть и задумчивость в глазах выдавали её. Так прошли весна, лето, наступила осень.

Между тем война с французами закончена, и русские полки с победой возвращаются из заграницы. Машеньке минуло двадцать лет, когда появился в её доме гусарский полковник Бурмин. Они подолгу беседовали, шутили, гуляли по саду. Незаметно их встречи, непринуждённые разговоры перешли в нежную дружбу и любовь. Но признаться в своём чувстве молодому офицеру что-то мешало.

Однажды, найдя Машеньку у пруда, под ивою, с книгой в руках и в белом платье, Бурмин решил тотчас объясниться и объявил, что искал давно случая открыть ей своё сердце, но одно обстоятельство сдерживает и терзает его. Он с волнением рассказал о странном венчании с незнакомой ему молодой девушкой, которое произошло поздно вечером, в метель, зимой 1812 года. Марья Гавриловна, слушая его, вновь и вновь пережив ту страшную ночь и венчание в церкви, воскликнула: «Боже мой! Так это были вы?! И вы не узнаёте меня?» Бурмин побледнел, и бросился к её ногам. Счастье и любовь вернулись к нашим героям.

Давайте вспомним, что такое иллюстрация?

Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка». Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести:

Кони мчатся по буграм, топчут снег глубокий.

Вот, в сторонке божий храм виден одинокий.

Вдруг метелица кругом, снег валит клоками,

Чёрный вран, свистя крылом, вьётся над санями.

Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы.

Чутко смотрят в темну даль, воздымая гривы.

Жуковский.

Я услышала в музыке перезвон колокольчиков и представила картину зимней русской природы, а главное: состояние души юной барышни. Сердце её трепетало, и вместе с тем чувство тревоги не покидало Машу. Всё безрассудство главных героев, приведшее к необычным последствиям, передано в той музыке, которая звучит взволнованно, порывисто.

Второй номер этой сюиты называется «Пастораль». Вспомните, как начинается повесть: «В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровной, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную семнадцатилетнюю девицу».

Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.

В повести Пушкина нет сцены бала, в которой бы мог прозвучать этот «Вальс», но балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви. И, скорее всего, первая встреча с Владимиром произошла именно на балу. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение.

Я представила подъезжающие к дому кареты, выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот вальса. И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.

В четвертом фрагменте «Венчание», композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания. В начале, музыка передаёт томление и печаль Маши, затем торжественные аккорды символизируют обряд венчания. Заканчивается пьеса напряжённо, вопросом: « Что же дальше?» Минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя на мысль о счастливом конце повести.

Середина цикла – это яркий жизнерадостный «Марш». В пьесе «Марш» ярко передана атмосфера торжеств, подъёма патриотических чувств народа России.

Марш звучит  в честь возвращения участников войны с победой над французской армией. Исторические события, которые описаны в повести – это  Отечественная война 1812г. Герои повести являются участниками войны.

Есть хорошая русская поговорка – Время лечит. Поэтому шестой номер этого цикла называется «Весна и осень». Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Каждая из пьес точно характеризует время года и настроение девушки. И конечно, мы слышим душевное одиночество и грусть Машеньки. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придёт в её сердце.

Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является «Романс». Оба отрывка – это диалоги. Красивая песенная мелодия правдиво передаёт содержание текста: вначале вы услышите спокойную, задушевную беседу двух молодых людей, постепенно волнение нарастает, и музыка выразительно передаёт признание в любви.

Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.

Первое проведение темы – начало объяснения. «Я вас люблю, - сказал Бурмин, - я вас люблю страстно…» ( Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют скрипка и виолончель.

Второе проведение темы. « Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…» В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.

Третье проведение темы. «Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…». Музыка точно передает смятение чувств главных героев.

Четвертое проведение темы. « Я женат, - продолжал Бурмин, - я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь». Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.

Пятое проведение темы. «Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.

- Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, - так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»

Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно.

Восьмой номер иллюстраций называется «Отзвуки вальса». Интонационно он похож на «Вальс», но звучит эта музыка совершенно по-другому. Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.

Завершает музыкальные иллюстрации пьеса «Зимняя дорога». Этот номер интонационно перекликается с первым номером «Тройка», но звучит уже гораздо спокойнее, умиротворённее. Эта история закончилась, но жизнь - это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи. Когда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:

Сквозь волнистые туманы пробирается луна,

На печальные поляны льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный утомительно гремит.

Крайние части обрамляют музыкальные иллюстрации, как рама картину или как обложка книгу.

Изучив весь материал, я сделала вывод, что музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.

Я узнала, насколько многообразны  возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы  литературных героев. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова помогли мне представить героев повести и создать художественные иллюстрации.


Просмотр содержимого документа
«000 Метель Свиридов проектная работа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1



Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова

к повести А.С. Пушкина «Метель»

Проектная работа


Автор: Мкртчян Лиана

ученица 6в класса

Руководитель: Вакуленко Г.А.






2017 год

I. Введение

Моя проектная работа посвящена маленькому шедевру Александра Сергеевича Пушкина «Метель» и музыке выдающегося русского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Этих двух великих людей объединяет любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта, так и в музыке композитора.

Цель: послушать музыкальные иллюстрации Свиридова к повести Пушкина «Метель» и создать художественные иллюстрации.

Задачи:

1. Прочитать повесть А.С. Пушкина «Метель»;

2. Посмотреть фильм «Метель» по повести А.С. Пушкина;

3. Послушать музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»;

4. Нарисовать иллюстрации к понравившимся музыкальным частям сюиты Свиридова;

5. Систематизация результатов исследования и представление в виде презентации;

7. Демонстрация своих впечатлений от музыки в виде художественных иллюстраций.

Ожидаемые результаты проекта: ознакомить учащихся с презентацией и рисунками, созданными после прослушивания музыки Г.В. Свиридова. Пробудить интерес у учеников нашего класса к изучению классической музыки.


II. Теоретическая часть

2.1 Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Метель».

Зима 1812 года. В поместье Ненарадово жил Гаврила Гаврилович – добрый помещик. Была у него дочь 17-летняя барышня Марья Гавриловна. Она считалась богатой невестою, была хорошо воспитана, добра и мила. Машенька тайно была влюблена в юношу, который служил армейским прапорщиком, и в это время находился в отпуске в их деревне. Звали его Владимиром.

Любовь их была взаимна, но родители Маши, заметив симпатии молодых людей, запретили ей встречаться и даже думать о нём, так как считали Владимира недостойной партией для Марьи Гавриловны, потому что он был беден. Владимир предложил Машеньке тайно венчаться, уехать на некоторое время, а затем, вернувшись, броситься к ногам родителей, и таким образом вернуть их милость и прощение. Девушка долго колебалась, и, наконец, согласилась на побег.

В назначенный день, вечером, когда в доме всё утихло и заснуло, Маша, укутавшись шалью, вместе со служанкой вышла на заднее крыльцо дома. На дворе была метель, ветер дул навстречу, как будто хотел остановить девушку. В конце сада, на дороге их ждала тройка лошадей, которую отправил Владимир для невесты. Кучер помог девушкам сесть в сани, уложил вещи, и тройка с бубенцами помчалась по ровному, заснеженному полю к церкви, где должно состояться венчание.

Тройка лошадей благополучно доставила девушек в церковь, но Владимира там не оказалось. Что же случилось? Юноша целый день был в разъезде: утром, побывав в церкви, договорился со священником, затем встретился с друзьями, уговорил их быть свидетелями на венчании, и ещё много приготовлений было у него в этот день. Вечером, один, без кучера, отправился в село, где была церковь. Он выехал в поле, где уже неслась позёмка, дул ветер, и начиналась метель. Взяв направление к церкви, Владимир задумался, погрузился в мечты о невесте: он представил себе бал, где они с Машей кружились в вальсе, и были очень счастливы. Замечтавшись, юноша не заметил, как сбился с дороги.

Очнувшись от мечтаний, Владимир вдруг увидел, что дорогу всю замело, поднялся страшный ветер, всё исчезло в снежной мгле, сквозь которую летели хлопья снега. Он ехал по сугробам, поминутно опрокидывались сани, лошадь устало проваливалась в снег. Владимир пытался выехать на нужную дорогу, надеясь увидеть желанный огонёк церкви, но всё было напрасно. Вокруг не было видно ничего. Время шло, метель усилилась, и он с ужасом понял, что заблудился.

А в это время, в церкви уже все заждались жениха. Машенька томилась в ожидании, её тревожило, что метель не утихала, а Владимира всё не было. От тяжёлых предчувствий, тревог, барышне стало совсем плохо, она была уже в состоянии обморока.

В эту же ночь, в самую бурю, мимо этой же церквушки, проезжал молодой офицер, дворянин Бурмин. Он спешил в свой полк, но в дороге его застала метель, и он с ямщиком, что бы переждать бурю, заехал в церковь. Как только Бурмин вошёл в церковь, слабо освещённую тремя свечами, к нему подошёл старый священник с вопросом: «Прикажете начинать?» Ничего не поняв, Бурмин рассеянно проговорил: «Начинайте, начинайте, батюшка ». Священник вдруг повёл офицера к алтарю, перед налоем к нему подвели красивую барышню. Началось венчание. Когда священник сказал: «Поцелуйтесь!», девушка вдруг ахнула, закричав: «Не он! Это не он!», и упала в обморок. Все испуганно оглянулись на молодого человека, и Бурмину ничего не оставалось, как быстро выйти, приказав ямщику «Трогай!»

А настоящий жених Владимир только под утро, когда рассвело, смог подъехать к церкви, усталый и несчастный. А каково известие ожидало его? От священника он узнал, что венчание состоялось, но без него. Владимир уезжает в армию.

Машенька после страшно потрясания, слегла и сильно заболела. Никто в доме не знал о предполагаемом побеге, тайна была сохранена всеми заговорщиками, но в бреду она сама беспрестанно высказывала свою тайну и родители, не отходившие от её постели, поняли, что Маша была сильно влюблена во Владимира, и что любовь, вероятно, была причиной болезни. Посоветовавшись, родители Маши решили, что бедность – не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и послали за Владимиром, что бы объявить согласие на брак. Но каково же было изумление добрых помещиков о том, что Владимир неожиданно уехал в армию, на войну.

Между тем время шло, Марья Гавриловна стала выздоравливать. Она никогда не упоминала о своём женихе, и лишь грусть и задумчивость в глазах выдавали её. Так прошли весна, лето, наступила осень.

Прошли три года: за это время несколько событий произошло в жизни Маши. Первое: она узнаёт известие о гибели её друга Владимира, погиб на войне. Другая печаль посетила её: умер добрый Гаврила Гаврилыч – отец Маши, оставив её наследницей большого имения. После смерти батюшки, Марья Гавриловна с матерью переезжают в Московскую губернию, ближе к столице. Жизнь продолжается, лето сменяет осень, осень – зиму, меняются времена года, меняются и настроения.

Между тем война с французами закончена, и русские полки с победой возвращаются из заграницы. Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове: Отечество. Народ бежал навстречу своим победителям, повсюду играла музыка, звучали военные марши.

Машеньке минуло двадцать лет, она по-прежнему была привлекательна, умна и приветлива. Потому была окружена многими поклонниками, но все должны были отступить, когда появился в её доме гусарский полковник Бурмин. Ему было около 26 лет, и приехал он в своё поместье, находившееся по соседству с деревней Марьи Гавриловны. Бурмин был, в самом деле, очень милый молодой человек – учтивый, остроумный, внимательный. Когда он появлялся в их доме, обыкновенная задумчивость Маши оживлялась. Ей было просто и хорошо с ним. Они подолгу беседовали, шутили, гуляли по саду. Незаметно их встречи, непринуждённые разговоры перешли в нежную дружбу и любовь. Но признаться в своём чувстве молодому офицеру что - то мешало. Для Маши это было загадкой: робость или гордость, что удерживало этого смелого благородного человека в признании любви?

Всем нравился полковник Бурмин, его живой ум, красота, выправка. И уже соседи поговаривали о свадьбе, а мать Маши, Прасковья Петровна, нарадоваться не могла, что дочь наконец нашла себе достойного жениха.

Однажды, старушка сидела одна в гостиной, как вошёл Бурмин и сразу осведомился о Маше. «Она в саду, - отвечала она, - подите к ней». Найдя Машеньку у пруда, под ивою, с книгой в руках и в белом платье, Бурмин решил тотчас объясниться и объявил, что искал давно случая открыть ей своё сердце, но одно обстоятельство сдерживает и терзает его.

И он с волнением рассказал о странном венчании с незнакомой ему молодой девушкой, которое произошло поздно вечером, в метель, зимой 1812 года «Непонятная, непростительная ветреность, я не придал важности в моей преступной проказе.., я женат уже четвёртый год, и не знаю, кто моя жена и где она, не знаю, как зовут деревню, где я венчался»…Боясь взглянуть на Машу, Бурмин продолжал свой рассказ, а Марья Гавриловна, слушая его, вновь и вновь пережив ту страшную ночь и венчание в церкви, воскликнула: «Боже мой! Так это были вы?! И вы не узнаёте меня?»

Бурмин побледнел. Всмотрелся в милое, взволнованное лицо Маши и всё поняв, бросился к её ногам. Счастье и любовь вернулись к нашим героям.

2.2 Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».

Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами.

Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами.

Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно «увидеть» (услышать - представить) ушами и прочувствовать сердцем.


Я в своей работе взяла за основу видеозапись выступления Большого симфонического оркестра под управлением В. Федосеева в концертном зале имени П.И. Чайковского, т.к. считаем, что такой порядок номеров наиболее достоверно раскрывает замысел Пушкина:

1.Тройка

2.Пастораль

3.Вальс

4.Венчание

5.Марш

6.Весна и осень

7.Романс

8.Отзвуки вальса

9.Зимняя дорога


Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка». Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести:

Кони мчатся по буграм, топчут снег глубокий.

Вот, в сторонке божий храм виден одинокий.

Вдруг метелица кругом, снег валит клоками,

Чёрный вран, свистя крылом, вьётся над санями.

Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы.

Чутко смотрят в темну даль, воздымая гривы.

Жуковский.

Всё безрассудство главных героев, приведшее к необычным последствиям, передано в той музыке, которая звучала взволнованно, порывисто.

Я услышала в музыке перезвон колокольчиков и представила картину зимней русской природы, а главное: состояние души юной барышни. Сердце её трепетало, и вместе с тем чувство тревоги не покидало Машу. В целом, это произведение носит тревожный характер.


Второй номер этой сюиты называется «Пастораль». Вспомните, как начинается повесть: «В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровной, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную семнадцатилетнюю девицу».

Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.


В повести Пушкина нет сцены бала, в которой бы мог прозвучать этот «Вальс», но балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви. И, скорее всего, первая встреча с Владимиром произошла именно на балу. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение.

Я представила подъезжающие к дому кареты, выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот вальса. И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.


В четвертом фрагменте «Венчание», композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания. В начале, музыка передаёт томление и печаль Маши, затем торжественные аккорды символизируют обряд венчания. Заканчивается пьеса напряжённо, вопросом: « Что же дальше?» Минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя на мысль о счастливом конце повести.


Середина цикла – это яркий жизнерадостный «Марш». В пьесе «Марш» ярко передана атмосфера торжеств, подъёма патриотических чувств народа России.

Марш звучит  в честь возвращения участников войны с победой над французской армией. Исторические события, которые описаны в повести – это  Отечественная война 1812г. Герои повести являются участниками войны.


Есть хорошая русская поговорка – Время лечит. Поэтому шестой номер этого цикла называется «Весна и осень». Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Каждая из пьес точно характеризует время года и настроение девушки. И конечно, мы слышим душевное одиночество и грусть Машеньки. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придёт в её сердце.


Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является «Романс». Оба отрывка – это диалоги. Красивая песенная мелодия правдиво передаёт содержание текста: вначале вы услышите спокойную, задушевную беседу двух молодых людей, постепенно волнение нарастает, и музыка выразительно передаёт признание в любви.


Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.

Первое проведение темы – начало объяснения. «Я вас люблю, - сказал Бурмин, - я вас люблю страстно…» ( Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют скрипка и виолончель.

Второе проведение темы. « Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…» В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.

Третье проведение темы. «Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…». Музыка точно передает смятение чувств главных героев.

Четвертое проведение темы. « Я женат, - продолжал Бурмин, - я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь». Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.

Пятое проведение темы. «Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.

- Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, - так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»

Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно.


Восьмой номер иллюстраций называется «Отзвуки вальса». Интонационно он похож на «Вальс», но звучит эта музыка совершенно по-другому. Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.


Завершает музыкальные иллюстрации пьеса «Зимняя дорога». Этот номер интонационно перекликается с первым номером «Тройка», но звучит уже гораздо спокойнее, умиротворённее. Эта история закончилась, но жизнь - это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи. Когда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:

Сквозь волнистые туманы пробирается луна,

На печальные поляны льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный утомительно гремит.

Крайние части обрамляют музыкальные иллюстрации, как рама картину или как обложка книгу.


III. Заключение.

Изучив весь материал, я сделала вывод, что музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.

Я узнала, насколько многообразны  возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы  литературных героев. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова помогли мне представить героев повести и создать художественные иллюстрации.


IV. Литература.

  1. Повесть «Метель» А.С. Пушкин;

  2. Музыкальная литература 4 год обучения (Русская музыка XX века) М. Шорникова.

Просмотр содержимого презентации
«000 Метель Свиридов»

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»      Проектную работу выполнила: Мкртчян Лиана ученица 6в класса Научный руководитель: Вакуленко Г.А.

Музыкальные иллюстрации

Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина

«Метель»

Проектную работу

выполнила:

Мкртчян Лиана

ученица 6в класса

Научный руководитель: Вакуленко Г.А.

Александр Сергеевич Пушкин Георгий Васильевич  Свиридов

Александр Сергеевич Пушкин

Георгий Васильевич Свиридов

Цель проекта: послушать музыкальные иллюстрации Свиридова к повести Пушкина «Метель» и создать художественные иллюстрации.

Цель проекта:

послушать музыкальные иллюстрации Свиридова к повести Пушкина «Метель» и создать художественные иллюстрации.

1. Прочитать повесть А.С. Пушкина «Метель»; 2. Посмотреть фильм «Метель» по повести А.С. Пушкина; 3. Послушать музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»; 4. Нарисовать иллюстрации к понравившимся музыкальным частям сюиты Свиридова; 5. Систематизация результатов исследования и представление в виде презентации; 7. Демонстрация своих впечатлений от музыки в виде художественных иллюстраций. Задачи:

1. Прочитать повесть А.С. Пушкина «Метель»;

2. Посмотреть фильм «Метель» по повести А.С. Пушкина;

3. Послушать музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»;

4. Нарисовать иллюстрации к понравившимся музыкальным частям сюиты Свиридова;

5. Систематизация результатов исследования и представление в виде презентации;

7. Демонстрация своих впечатлений от музыки в виде художественных иллюстраций.

Задачи:

Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Метель»

Краткое содержание повести

А.С. Пушкина «Метель»

Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно послушать и представить.

Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами.

Музыкальная иллюстрация –

это картина, которую можно послушать и представить.

№ 1 «ТРОЙКА»

№ 1 «ТРОЙКА»

№ 2 «Пастораль» Музыкальное произведение рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы

№ 2 «Пастораль»

Музыкальное произведение рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы

№ 3 «Вальс»

№ 3 «Вальс»

№ 4 «Венчание»

№ 4 «Венчание»

№ 5 «Весна. Осень»

№ 5 «Весна. Осень»

№ 6 «Военный марш» «…Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!»

№ 6 «Военный марш»

«…Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!»

№ 7 «Романс»

№ 7 «Романс»

№ 8 «Отзвуки вальса»

№ 8 «Отзвуки вальса»

№ 9 «Зимняя дорога»

№ 9 «Зимняя дорога»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная работа "Метель" Г.В. Свиридов

Автор: Вакуленко Галина Александровна

Дата: 27.05.2017

Номер свидетельства: 418920


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства