kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа "Космический пейзаж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектные работы по музыке предназначены для учителей музыки и учащихся 6 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«000 Космический пейзаж защита»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1






Текст по защите проекта по музыке на тему:

«Космический пейзаж»



Автор: Казаков Виктор,

6г класс

Руководитель: Вакуленко Галина Александровна,

учитель музыки










2017 год

Человека издавна влекли к себе высокое небо, загадочные дали Космоса, Вселенной. Уже в древности русский народ в сказках мечтал о полётах.

Начиная с 19 века о полётах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты.

В далёком прошлом известные учёные считали, что движение небесных тел создаёт прекрасную музыку, а весь космос представляет для них гармонически устроенное и музыкально звучащее тело. По их общему мнению солнце, луна и звёзды издают прекрасную музыку, хотя люди её и не слышат.

Воображение композиторов не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба. Меня тоже заинтересовала тема космоса, поэтому тема моего проекта «Космический пейзаж в музыке».

Цель: выяснить, какая же она, музыка космоса, музыка других миров?

Это задачи моего проекта.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Природа в искусстве такова, какой видит её человек.

В настоящее время многие композиторы сочиняют музыку, подражая звучанию Вселенной. Такая музыка получила название «космический пейзаж».

Первым создателем музыкального космического пейзажа был американский композитор 20 века Чарльз Айвз.

В пьесе «Вопрос, оставшийся без ответа», он создаёт космический пейзаж с помощью привычных инструментов симфонического оркестра, но мы слышим новую манеру изложения.

Композитор расслаивает разные типы музыкального материала. Небольшой камерный оркестр состоит из трёх групп: 4 флейты и солирующая труба, 7 раз интонирующая «вопрос». Струнные и флейты движутся в разных темпах, причём каждое вступление флейт проводится в более быстром темпе. Он сочетает одновременно разные ритмы в разном темпе, этот приём называется полистилистика.

Я представил, что струнные инструменты оркестра рисуют образ неизвестной планеты, деревянные духовые – образ космонавтов-исследователей?

Композитор не поставил точку. В заключительном варианте он назвал это сочинение: «Вопрос, оставшийся без ответа». Ответ я нашёл в этих строках Михаила Ломоносова. Космос – это бездна. Можно ли изучить бездну? Поэтому композитор оставил вопрос без ответа.

В 1960 г. был изобретен первый отечественный музыкальный электронный аппарат АНС, названный так в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина.

Эдуард Артемьев пошел по пути, на который еще «не ступала нога» композитора, избрав главным объектом своего творчества звук — «сонор», «саунд».

В пьесе «Мозаика» для синтезатора, композитор создал об­раз пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной. Музыка словно погружает в некое пространство с неясно очерченными гра­ницами, это странная таинственная среда в сознании слушателя выступает как образ непознаваемого мира.

Композитор использует разные звуковые эффекты: гулы, шумы, звуковые волны, вибрирующие в пространстве, блики, пение-звук, шепот, хоровая краска, эффекты затухания, отра­жения, эха.

Композиторы, обращаясь к космической теме, создают музыку с помощью синтезаторов. Музыканты группы «Спейс» всячески подчеркивали научно-фантастическую направленность своей музыки, часто выступая в сценических костюмах наподобие скафандров.

Я предлагаю послушать «космическую» музыку в исполнении группы «Спейс». Альбом «Magic Fly» стал хитом во всем мире.

«ЗОДИАК», латвийская электронная группа. Основной тематикой композиций являются космос и научная фантастика.

Группа произвела мгновенный, хотя и недолговечный, фурор на всей территории Советского Союза, выпустив пластинку «Диско Альянс».

Музыканты этой группы проводят параллели между музыкой и небосводом Вселенной. Оказывается, если посчитать звуки фортепианной клавиатуры, их будет 88 (52 белых и 36 чёрных клавиш), а небосвод вселенной также разделён на 88 секторов, которые в свою очередь распределены между 12 уровнями. За каждым уровнем закреплен знак Зодиака.

Изучив весь материал, я сделал вывод, что для меня космическая музыка - это музыка, вызывающая ассоциацию с фантастическими фильмами о полётах в космосе или заставляющая чувствовать себя как бы путешественником в межзвёздном пространстве.

Это может быть музыка разных жанров, стилей и направлений. Айвз создаёт космический пейзаж с помощью инструментов симфонического оркестра, используя новую манеру изложения – полистилистику.

Мне больше нравятся композиции, с использованием электромузыкальных инструментов, синтезаторов, компьютеров. С помощью необычных тембров этих инструментов, звуковых эффектов композиторы наиболее ярко создают образы космоса, внеземных цивилизаций.

Спасибо за внимание!


4



Просмотр содержимого документа
«000 Космический пейзаж проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1




Проектная работа по музыке на тему:

«Космический пейзаж»



Автор: Казаков Виктор,

6г класс

Руководитель: Вакуленко Галина Александровна,

учитель музыки






2017 год

План:

I.Введение

II.Теоретическая часть

2.1. Что такое пейзаж в музыке?

2.2. Американский композитор Чарльз Айвз.

2.3. Русский композитор Эдуард Артемьев.

2.4. Французская группа «Спейс» .

2.5. Советская группа «Зодиак» (Рига).

III. Заключение

IV. Список литературы и ресурсов в интернете.





















I.Введение

Человека издавна влекли к себе высокое небо, загадочные дали Космоса, Вселенной. Уже в древности русский народ в сказках мечтал о полётах. Начиная с XIX века о полётах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты. А 12 апреля 1961 года в космосе побывал наш соотечественник лётчик-космонавт Юрий Гагарин.

В далёком прошлом известные учёные, Платон, Аристотель, Пифагор считали, что движение небесных тел создаёт прекрасную музыку, а весь космос представляет для них гармонически устроенное и музыкально звучащее тело. По их общему мнению солнце, луна и звёзды издают прекрасную музыку, хотя люди её и не слышат, т.к. она исчезает во время звучания.

Воображение композиторов не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба. Меня тоже заинтересовала тема «Космический пейзаж в музыке».

Цель: выяснить, какая же она, музыка космоса, музыка других миров?

Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- Уточнить значение термина пейзаж.

- Выяснить, тембры каких инструментов симфонического оркестра использует композитор XX века Чарльз Айвз для создания космического пейзажа.

- Выяснить, какие средства современных инструментов использует композитор Артемьев для создания образа космоса.

- Познакомиться с музыкой французской группы «Спейс» и советской группы «Зодиак» (Рига).

- Подготовить презентацию для отчёта по теме проекта.

Для реализации представленных задач используются следующие методы исследования:

- Послушать оркестровую пьесу «Космический пейзаж» американского композитора начала XX века Чарльза Айвза.

- Найти информацию о современных электромузыкальных инструментах: терменвокс, вокодер, лазорная арфа, волны Мартена, континуум, синтезатор.

- Послушать пьесу «Мозаика» для синтезатора «Синти-100» современного русского композитора XX века Эдуарда Артемьева.

- Познакомиться с музыкой фанцузской группы «Спейс» и советской группы «Зодиак» (Рига).

- Проанализировать собранный материал и представить отчёт в видепрезентации.

II.Теоретическая часть

2.1. Что такое пейзаж в музыке?

Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы не очаровывала душу лунная ночь, все эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна и радостна, задумчивая или величава; она такова, какой видит его человек.

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекина «Пение птиц», «Охота» , «Соловей» .

Постепенно. Помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только звучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой.

Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажами в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь, снег, лесная и морская стихия, леса и поля, земля и небо – все это находит свои звуковые выражения, порой буквально поражающие изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Пейзаж в музыке присутствует во всем богатстве своих проявлений – и как пейзаж «Настроение» (например, у Чайковского) , созвучный пейзажным полотном И. Левитана, В. Серова. И как динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского) , и как красочная картина, заключающая в себе проявление прелести окружающего мира у импрессионистов.

Вывод: Пейзаж – жанр изобразительного искусства, это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные композиции художников и музыкантов.

2.2. Американский композитор Чарльз Айвз.

В настоящее время многие композиторы сочиняют музыку, подражая звучанию Вселенной. Такая музыка получила название «космический пейзаж».

«Косми́ческий пейзаж – это музыка, которая вызывает у слушателей глубокие пространственные ощущения «планетарных образов», «галактических пейзажей» и т. д., а также стимулирует созерцательные переживания «космического полёта», «внеземной красоты».

Первым создателем музыкального космического пейзажа был американский композитор XX века Чарльз Айвз. Это пьеса для камерного оркестра «Кос­мический пейзаж» («Вопрос, оставшийся без ответа»). В пьесе два образа:

Первый — вели­чественный и гордый. Это образ человека с высокими нрав­ственными принципами, словно парящего над обыденной жизнью. Этот образ создаёт звучание струнных инструментов, в неизменно медленном темпе исполняющих хоральные аккор­ды, напоминающие звучание органа.

Второй образ контрас­тен первому. Это люди суетливые, неуравновешенные, нервозные. Звучание деревянных духовых инструментов (4 флейты) словно вторгается в музыку струнных, стремясь разрушить ее, помешать ее уравновешенному характеру быстрым темпом, ритмически учащенным движением.

Давайте представим себе такую ситуацию: струнные инструменты оркестра рисуют образ неизвестной планеты, деревянные духовые – образ космонавтов-исследователей? Как взаимодействуют эти образы? Какими качествами должен обладать космонавт-исследова­тель? Что он мог бы взять с собой с Земли, что могло скрасить ему пребывание в неизведанном? Я бы взял с собой воспоминание о детстве, о семье, о символе природы России - берёзах.

Композитор не поставил точку. В заключительном варианте он назвал это оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете – почему?

«Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет - бездне – дна…» М. Ломоносов

Можно ли изучить бездну? Поэтому композитор оставил вопрос без ответа.

2.3. Русский композитор Эдуард Артемьев.

В 1960 г. был изобретен первый отечественный музыкальный электронный аппарат АНС, названный так в честь русского композитора конца XIX — начала XX в. Александра Николаевича Скрябина, создателя первой цветомузыкальной установки, автора известных сочинений — «Поэма огня», «Прометей» и др.

В наши дни создано огромное количество новых электромузыкальных инструменров.

Эдуард Артемьев пошел по пути, на который еще «не ступала нога» композитора, избрав главным объектом своего творчества звук — «сонор», «саунд». Во многих произведениях, в том числе и в музыке к кинофильмам, его интересуют прежде всего звук, его колорит, экспрессия тембра и возможности изменения его состояний.

Творчество Артемьева — уникальный и почти единичный пример масштабного развития электронной музыки. Среди многоликости языковых техник он сумел найти свой путь, свой интонационный и образный строй, причем не только воплотил здесь темы и идеи, специфичные для электронной музыки: композитор бесконечно раз­двинул границы этой части музыкальной Вселенной, наполнил ее ярким, глубоко эмоциональным и одухотворенным содержанием.

В пьесе «Мозаика» для синтезатора «Синти-100», композитор создал об­раз пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной. Музыка словно погружает в некое пространство с неясно очерченными гра­ницами, это странная таинственная среда в сознании слушателя выступает как образ непознаваемого мира.

Композитор использует разные звуковые эффекты: гулы, шумы, звуковые волны, вибрирующие в пространстве, блики, пение-звук, шепот, хоровая краска, эффекты затухания, отра­жения, эха.

Этих эффектов он достигает с помощью следующих выразительных средств: тембры голосов и инструментов — зву­чание рояля на клавишах и струнах; поющий голос, шепот из шипящих и свистящих фонем, конкретные звуки; фактура зву­ка — его объемность, плотность, форма.

Творческий процесс и творческий итог работы Ар­темьева над «Мозаикой» связан с извечным стремлением уви­деть мир с необычной точки, как бы в еще не познанном ра­курсе и осознать в нем себя.

Строение пьесы «Мозаика»

Вступление - автор как бы демонстрирует перед слушателями звуковой ма­териал - многообразие тембров, калейдоскоп контрастных звучностей, словно разбегающихся от среднего регистра к краям.

1 часть - в качестве тематической основы композитор выбирает тему-сонор1, которая развивается по принципу ва­риаций на неизменную мелодию. Она повто­ряется с регулярностью морского прибоя. По словам композитора, прототипом темы-сонора послужил шум моря: «...свинцовое море, перекатывающее волны».

2 часть - применяется прием ostinato, но реализуется он на новой теме — ритмической фигурации на одном звуке (фа-диез). Интенсивностью тембровых контрас­тов, да и самим тембровым материалом оно перекликается со вступлением, образуя по отношению к нему своеобразную «тембровую» репризу.

2.4. Французская группа «Спейс».

Композиторы, обращаясь к космической теме, создают музыку с помощью электронно- акустической аппаратуры (синтезаторов).

«СПЕЙС» (Space), французская группа, играющая электронную музыку.

Группа была создана в 1977 году Дидье Маруани. Дидье Маруани к тому времени имел некоторую известность как сольный поп-исполнитель, но вскоре сосредоточился на своей группе. Его интересы лежали в области экспериментов с электронными инструментами. В ранний период музыканты всячески подчеркивали научно-фантастическую направленность своей группы, часто выступая в сценических костюмах наподобие скафандров. В конце 1970-х гг. группа выпустила три успешных альбома: Magic Fly, Deliverance и Just Blue, проданных в общей сложности тиражом более 12 миллионов копий.

Альбом «Magic Fly» стал хитом во всем мире. В 1980 Дидье сочинил музыкальные позывные для первой научно-фантастической телевизионной передачи «Времена Х», представляемой Игорем и Григорием Богдановыми (два брата-близнеца из России).

В июне 1981 года Дидье и его группа SPACE получили приглашение министра культуры СССР приехать на га строли в Россию. Это турне стало настоящим феноменом — как музыкальным, так и социальным. Дидье Маруани в СССР прозвали «Маленький Принц Синтезатора».

Я хочу вам предложить послушать и познакомиться с «космической» музыкой в исполнении группы «Спейс».

(композиция «Музыка во Вселенной»)

2.5. Советская группа «Зодиак» (Рига).

«ЗОДИАК», советская и латвийская электронная и диско-группа (Рига). «Зодиак» была одной из первых советских групп, исполнявших электронную музыку. Основной тематикой композиций являются космос и научная фантастика.

В 1980 группа произвела мгновенный, хотя и недолговечный, фурор на всей территории Советского Союза, выпустив пластинку « Диско Альянс. Музыканты написали саундтрек к документальному фильму о космонавтах «Звёздная палитра», в ходе работы посетив Звёздный городок и познакомившись с космонавтами. Названия композиций на следующем альбоме «Музыка во Вселенной» недвусмысленно отсылают к космической тематике.

Музыканты этой группы проводят параллели между музыкой и небосводом Вселенной. Оказывается, если посчитать звуки фортепианной клавиатуры, их будет 88 (52 белых и 36 чёрных клавиш), а небосвод вселенной также разделён на 88 отсеков (секторов), которые в свою очередь распределены между 12 уровнями. За каждым уровнем закреплен знак Зодиака.

( фрагмент композиции)

«Космос безмолвен, в его бездонных просторах, в его бескрайних глубинах и высотах живёт необыкновенная музыка, только нужно её услышать» - такие замечательные слова сказал немецкий композитор Карлахайнц Штокхаузен.

III. Заключение

Сегодня мы совершили удивительное путешествие в неизведанный «музыкальный » Космос.

Изучив весь материал, я сделал вывод, что для меня космическая музыка - это музыка, вызывающая ассоциацию с фантастическими фильмами о полётах в космосе или заставляющая чувствовать себя как бы путешественником в межзвёздном пространстве. Это может быть музыка разных жанров и стилей. Космический пейзаж можно создать с помощью обычных инструментов симфонического оркестра, но мне больше нравятся композиции, с использованием электромузыкальных инструментов, синтезаторов, компьютеров. С помощью необычных тембров этих инструментов композиторы наиболее ярко создают образы космоса, внеземных цивилизаций.

IV. Список литературы и ресурсов интернета:

  1. Пейзаж в музыке http://stessay.com/chto-takoe-peyzazh-v-muzyke-dayte/

  2. Космическая музыка https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

  3. Эдуард Артемьев https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

  4. Группа Спейс https://ru.wikipedia.org/wiki/Space_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)

  5. Группа Зодиак https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BA_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)

6.«Отечественная музыкальная литература XX века» 4 год обучения О.И. Аверьянова.

9



Просмотр содержимого презентации
«000 Космический пейзаж»

Великие греческие мыслители Аристотель Сократ Пифанор

Великие греческие мыслители

Аристотель

Сократ

Пифанор

Проектная работа «Космический пейзаж» Выполнил: Казаков Виктор Ученик 6г класса Научный руководитель: Вакуленко Г.А.

Проектная работа

«Космический пейзаж»

Выполнил: Казаков Виктор

Ученик 6г класса

Научный руководитель: Вакуленко Г.А.

Цель: выяснить, какая же она, музыка космоса, музыка других миров?  Задачи: - Уточнить значение термина пейзаж. - Выяснить, тембры каких инструментов симфонического оркестра использует композитор XX века Чарльз Айвз для создания космического пейзажа. - Выяснить, какие средства современных инструментов использует композитор Артемьев для создания образа космоса. - Познакомиться с музыкой группы «Спейс» и «Зодиак» .

Цель: выяснить, какая же она, музыка космоса, музыка других миров?

Задачи:

- Уточнить значение термина пейзаж.

- Выяснить, тембры каких инструментов симфонического оркестра использует композитор XX века Чарльз Айвз для создания космического пейзажа.

- Выяснить, какие средства современных инструментов использует композитор Артемьев для создания образа космоса.

- Познакомиться с музыкой группы «Спейс» и «Зодиак» .

Пейзаж – это жанр, посвящённый изображению природы.

Пейзаж – это жанр, посвящённый изображению природы.

Косми́ческий пейзаж – это музыка, которая вызывает у слушателей глубокие пространственные ощущения «планетарных образов», «галактических пейзажей», а также стимулирует созерцательные переживания «космического полёта», «внеземной красоты».

Косми́ческий пейзаж –

это музыка, которая вызывает у слушателей глубокие пространственные ощущения «планетарных образов», «галактических пейзажей», а также стимулирует созерцательные переживания «космического полёта», «внеземной красоты».

Американский композитор XX века Чарльз Айвз  (1874 – 1954)

Американский композитор XX века Чарльз Айвз

(1874 – 1954)

Оркестровая пьеса «Космический пейзаж» («Вопрос, оставшийся без ответа»)

Оркестровая пьеса

«Космический пейзаж»

(«Вопрос, оставшийся без ответа»)

Камерный оркестр Струнные 4 флейты Соло трубы «вопрос»

Камерный оркестр

Струнные

4 флейты

Соло трубы «вопрос»

«Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет - бездне – дна…»  М. Ломоносов

«Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет - бездне – дна…»

М. Ломоносов

Эдуард Николаевич Артемьев (1937)

Эдуард Николаевич Артемьев (1937)

«Мозаика» Эдуард Артемьев

«Мозаика» Эдуард Артемьев

«Спейс»  французская группа, играющая электронную музыку. создана в 1077 году Дидье Маруани

«Спейс» французская группа, играющая электронную музыку.

создана в 1077 году Дидье Маруани

Альбом «Magic Fly»

Альбом «Magic Fly»

Пластинка « Диско Альянс»

Пластинка « Диско Альянс»

«Космос безмолвен, в его бездонных просторах, в его бескрайних глубинах и высотах живёт необыкновенная музыка, только нужно её услышать»  К. Штокхаузен

«Космос безмолвен, в его бездонных просторах, в его бескрайних глубинах и высотах живёт необыкновенная музыка, только нужно её услышать»

К. Штокхаузен

«Космический пейзаж» Чарльз Айвз Эдуард Артемьев Камерный оркестр Синтезатор полистилистика «Синти-100» Звуковые эффекты

«Космический пейзаж»

Чарльз Айвз

Эдуард Артемьев

Камерный оркестр

Синтезатор

полистилистика

«Синти-100»

Звуковые эффекты

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная работа "Космический пейзаж"

Автор: Вакуленко Галина Александровна

Дата: 27.05.2017

Номер свидетельства: 418932


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства