Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Проектная работа по музыке на тему:
«Космический пейзаж»
Автор: Казаков Виктор,
6г класс
Руководитель: Вакуленко Галина Александровна,
учитель музыки
2017 год
План:
I.Введение
II.Теоретическая часть
2.1. Что такое пейзаж в музыке?
2.2. Американский композитор Чарльз Айвз.
2.3. Русский композитор Эдуард Артемьев.
2.4. Французская группа «Спейс» .
2.5. Советская группа «Зодиак» (Рига).
III. Заключение
IV. Список литературы и ресурсов в интернете.
I.Введение
Человека издавна влекли к себе высокое небо, загадочные дали Космоса, Вселенной. Уже в древности русский народ в сказках мечтал о полётах. Начиная с XIX века о полётах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты. А 12 апреля 1961 года в космосе побывал наш соотечественник лётчик-космонавт Юрий Гагарин.
В далёком прошлом известные учёные, Платон, Аристотель, Пифагор считали, что движение небесных тел создаёт прекрасную музыку, а весь космос представляет для них гармонически устроенное и музыкально звучащее тело. По их общему мнению солнце, луна и звёзды издают прекрасную музыку, хотя люди её и не слышат, т.к. она исчезает во время звучания.
Воображение композиторов не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба. Меня тоже заинтересовала тема «Космический пейзаж в музыке».
Цель: выяснить, какая же она, музыка космоса, музыка других миров?
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- Уточнить значение термина пейзаж.
- Выяснить, тембры каких инструментов симфонического оркестра использует композитор XX века Чарльз Айвз для создания космического пейзажа.
- Выяснить, какие средства современных инструментов использует композитор Артемьев для создания образа космоса.
- Познакомиться с музыкой французской группы «Спейс» и советской группы «Зодиак» (Рига).
- Подготовить презентацию для отчёта по теме проекта.
Для реализации представленных задач используются следующие методы исследования:
- Послушать оркестровую пьесу «Космический пейзаж» американского композитора начала XX века Чарльза Айвза.
- Найти информацию о современных электромузыкальных инструментах: терменвокс, вокодер, лазорная арфа, волны Мартена, континуум, синтезатор.
- Послушать пьесу «Мозаика» для синтезатора «Синти-100» современного русского композитора XX века Эдуарда Артемьева.
- Познакомиться с музыкой фанцузской группы «Спейс» и советской группы «Зодиак» (Рига).
- Проанализировать собранный материал и представить отчёт в видепрезентации.
II.Теоретическая часть
2.1. Что такое пейзаж в музыке?
Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы не очаровывала душу лунная ночь, все эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна и радостна, задумчивая или величава; она такова, какой видит его человек.
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекина «Пение птиц», «Охота» , «Соловей» .
Постепенно. Помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только звучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой.
Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажами в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь, снег, лесная и морская стихия, леса и поля, земля и небо – все это находит свои звуковые выражения, порой буквально поражающие изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.
Пейзаж в музыке присутствует во всем богатстве своих проявлений – и как пейзаж «Настроение» (например, у Чайковского) , созвучный пейзажным полотном И. Левитана, В. Серова. И как динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского) , и как красочная картина, заключающая в себе проявление прелести окружающего мира у импрессионистов.
Вывод: Пейзаж – жанр изобразительного искусства, это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные композиции художников и музыкантов.
2.2. Американский композитор Чарльз Айвз.
В настоящее время многие композиторы сочиняют музыку, подражая звучанию Вселенной. Такая музыка получила название «космический пейзаж».
«Косми́ческий пейзаж – это музыка, которая вызывает у слушателей глубокие пространственные ощущения «планетарных образов», «галактических пейзажей» и т. д., а также стимулирует созерцательные переживания «космического полёта», «внеземной красоты».
Первым создателем музыкального космического пейзажа был американский композитор XX века Чарльз Айвз. Это пьеса для камерного оркестра «Космический пейзаж» («Вопрос, оставшийся без ответа»). В пьесе два образа:
Первый — величественный и гордый. Это образ человека с высокими нравственными принципами, словно парящего над обыденной жизнью. Этот образ создаёт звучание струнных инструментов, в неизменно медленном темпе исполняющих хоральные аккорды, напоминающие звучание органа.
Второй образ контрастен первому. Это люди суетливые, неуравновешенные, нервозные. Звучание деревянных духовых инструментов (4 флейты) словно вторгается в музыку струнных, стремясь разрушить ее, помешать ее уравновешенному характеру быстрым темпом, ритмически учащенным движением.
Давайте представим себе такую ситуацию: струнные инструменты оркестра рисуют образ неизвестной планеты, деревянные духовые – образ космонавтов-исследователей? Как взаимодействуют эти образы? Какими качествами должен обладать космонавт-исследователь? Что он мог бы взять с собой с Земли, что могло скрасить ему пребывание в неизведанном? Я бы взял с собой воспоминание о детстве, о семье, о символе природы России - берёзах.
Композитор не поставил точку. В заключительном варианте он назвал это оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете – почему?
«Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет - бездне – дна…» М. Ломоносов
Можно ли изучить бездну? Поэтому композитор оставил вопрос без ответа.
2.3. Русский композитор Эдуард Артемьев.
В 1960 г. был изобретен первый отечественный музыкальный электронный аппарат АНС, названный так в честь русского композитора конца XIX — начала XX в. Александра Николаевича Скрябина, создателя первой цветомузыкальной установки, автора известных сочинений — «Поэма огня», «Прометей» и др.
В наши дни создано огромное количество новых электромузыкальных инструменров.
Эдуард Артемьев пошел по пути, на который еще «не ступала нога» композитора, избрав главным объектом своего творчества звук — «сонор», «саунд». Во многих произведениях, в том числе и в музыке к кинофильмам, его интересуют прежде всего звук, его колорит, экспрессия тембра и возможности изменения его состояний.
Творчество Артемьева — уникальный и почти единичный пример масштабного развития электронной музыки. Среди многоликости языковых техник он сумел найти свой путь, свой интонационный и образный строй, причем не только воплотил здесь темы и идеи, специфичные для электронной музыки: композитор бесконечно раздвинул границы этой части музыкальной Вселенной, наполнил ее ярким, глубоко эмоциональным и одухотворенным содержанием.
В пьесе «Мозаика» для синтезатора «Синти-100», композитор создал образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной. Музыка словно погружает в некое пространство с неясно очерченными границами, это странная таинственная среда в сознании слушателя выступает как образ непознаваемого мира.
Композитор использует разные звуковые эффекты: гулы, шумы, звуковые волны, вибрирующие в пространстве, блики, пение-звук, шепот, хоровая краска, эффекты затухания, отражения, эха.
Этих эффектов он достигает с помощью следующих выразительных средств: тембры голосов и инструментов — звучание рояля на клавишах и струнах; поющий голос, шепот из шипящих и свистящих фонем, конкретные звуки; фактура звука — его объемность, плотность, форма.
Творческий процесс и творческий итог работы Артемьева над «Мозаикой» связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки, как бы в еще не познанном ракурсе и осознать в нем себя.
Строение пьесы «Мозаика»
Вступление - автор как бы демонстрирует перед слушателями звуковой материал - многообразие тембров, калейдоскоп контрастных звучностей, словно разбегающихся от среднего регистра к краям.
1 часть - в качестве тематической основы композитор выбирает тему-сонор1, которая развивается по принципу вариаций на неизменную мелодию. Она повторяется с регулярностью морского прибоя. По словам композитора, прототипом темы-сонора послужил шум моря: «...свинцовое море, перекатывающее волны».
2 часть - применяется прием ostinato, но реализуется он на новой теме — ритмической фигурации на одном звуке (фа-диез). Интенсивностью тембровых контрастов, да и самим тембровым материалом оно перекликается со вступлением, образуя по отношению к нему своеобразную «тембровую» репризу.
2.4. Французская группа «Спейс».
Композиторы, обращаясь к космической теме, создают музыку с помощью электронно- акустической аппаратуры (синтезаторов).
«СПЕЙС» (Space), французская группа, играющая электронную музыку.
Группа была создана в 1977 году Дидье Маруани. Дидье Маруани к тому времени имел некоторую известность как сольный поп-исполнитель, но вскоре сосредоточился на своей группе. Его интересы лежали в области экспериментов с электронными инструментами. В ранний период музыканты всячески подчеркивали научно-фантастическую направленность своей группы, часто выступая в сценических костюмах наподобие скафандров. В конце 1970-х гг. группа выпустила три успешных альбома: Magic Fly, Deliverance и Just Blue, проданных в общей сложности тиражом более 12 миллионов копий.
Альбом «Magic Fly» стал хитом во всем мире. В 1980 Дидье сочинил музыкальные позывные для первой научно-фантастической телевизионной передачи «Времена Х», представляемой Игорем и Григорием Богдановыми (два брата-близнеца из России).
В июне 1981 года Дидье и его группа SPACE получили приглашение министра культуры СССР приехать на га строли в Россию. Это турне стало настоящим феноменом — как музыкальным, так и социальным. Дидье Маруани в СССР прозвали «Маленький Принц Синтезатора».
Я хочу вам предложить послушать и познакомиться с «космической» музыкой в исполнении группы «Спейс».
(композиция «Музыка во Вселенной»)
2.5. Советская группа «Зодиак» (Рига).
«ЗОДИАК», советская и латвийская электронная и диско-группа (Рига). «Зодиак» была одной из первых советских групп, исполнявших электронную музыку. Основной тематикой композиций являются космос и научная фантастика.
В 1980 группа произвела мгновенный, хотя и недолговечный, фурор на всей территории Советского Союза, выпустив пластинку « Диско Альянс. Музыканты написали саундтрек к документальному фильму о космонавтах «Звёздная палитра», в ходе работы посетив Звёздный городок и познакомившись с космонавтами. Названия композиций на следующем альбоме «Музыка во Вселенной» недвусмысленно отсылают к космической тематике.
Музыканты этой группы проводят параллели между музыкой и небосводом Вселенной. Оказывается, если посчитать звуки фортепианной клавиатуры, их будет 88 (52 белых и 36 чёрных клавиш), а небосвод вселенной также разделён на 88 отсеков (секторов), которые в свою очередь распределены между 12 уровнями. За каждым уровнем закреплен знак Зодиака.
( фрагмент композиции)
«Космос безмолвен, в его бездонных просторах, в его бескрайних глубинах и высотах живёт необыкновенная музыка, только нужно её услышать» - такие замечательные слова сказал немецкий композитор Карлахайнц Штокхаузен.
III. Заключение
Сегодня мы совершили удивительное путешествие в неизведанный «музыкальный » Космос.
Изучив весь материал, я сделал вывод, что для меня космическая музыка - это музыка, вызывающая ассоциацию с фантастическими фильмами о полётах в космосе или заставляющая чувствовать себя как бы путешественником в межзвёздном пространстве. Это может быть музыка разных жанров и стилей. Космический пейзаж можно создать с помощью обычных инструментов симфонического оркестра, но мне больше нравятся композиции, с использованием электромузыкальных инструментов, синтезаторов, компьютеров. С помощью необычных тембров этих инструментов композиторы наиболее ярко создают образы космоса, внеземных цивилизаций.
IV. Список литературы и ресурсов интернета:
Пейзаж в музыке http://stessay.com/chto-takoe-peyzazh-v-muzyke-dayte/
Космическая музыка https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0
Эдуард Артемьев https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Группа Спейс https://ru.wikipedia.org/wiki/Space_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)
Группа Зодиак https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BA_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)
6.«Отечественная музыкальная литература XX века» 4 год обучения О.И. Аверьянова.
9