Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Проектная работа:
«История одного шедевра»
(романс «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинка)
Автор: Мкртчян Диана,
6в класс
Руководитель: Вакуленко Галина Александровна,
учитель музыки
2017 год
План:
I.Введение
II.Основная часть
2.1. Что такое романс? Отличие романса от песни.
2.2. История создания стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
2.3. История создания романса «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки.
2.4 Музыкально-теоретический анализ романса.
III. Заключение
IV. Список литературы
I.Введение
В первой четверти мы знакомились с романсами русских композиторов. Мне понравился романс Михаила Ивановича Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Я решила узнать историю создания этого шедевра.
К этому стихотворению неоднократно обращались многие русские музыканты, но все их сочинения канули в Лету. Лишь глинкинское творение обрело вечность жизни. Почему? Это проблема моего проекта. Попробую её решить.
Цель моего исследования – узнать, что определяет вечность жизни вокальных произведений?
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Вспомнить что такое романс, особенности этого камерного жанра музыки.
2. Изучить историю создания стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
3. Изучить историю создания М.И. Глинкой романса «Я помню чудное мгновенье».
4. Послушать его запись, посмотреть видео
5. Проанализировать выразительные средства романса Глинки.
6. Подготовить презентацию для отчёта по теме проекта.
Для реализации представленных задач используются следующие методы исследования:
- слушание романса Глинки в разных исполнениях;
- анализ выразительных средств, используемых композитором;
- изучение и анализ методической литературы по теме проекта (жанр романса).
II.Основная часть
2.1. Что такое романс?
Слово романс пришло к нам из Испании. Так в Испании назывались «светские песни», которые пелись на родном испанском (романском) языке.
Романс – это камерное вокальное произведение для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.
Из Испании они распространились по всей Европе. Попали они и в Россию. Здесь так сначала называли произведения, которые имели не русский, чаще всего французский текст. Произведения. Певшиеся с русскими словами называли «российские песни». Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов.
Вывод об отличие песни и романса:
1. Романс никогда не исполняют хором. Его исполняет певец-солист.
2. Романс исполняется только с сопровождением какого-нибудь инструмента. а песня может исполняться а капелла.
3. В песне почти всегда куплетное строение, а в романсе мелодия и аккомпанемент не только передают общее настроение текста. но как бы развивают и углубляют его.
2.2. История создания стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
Аннушку Полторацкую, красивую 16летнюю девушку выдали замуж за 72летнего генерала Керна. Родители радовались: дочь - генеральша. Но Анна Петровна Керн счастья не познала. Через 2 года после замужества, будучи в Петербурге у своей родственницы, она встретилась с молодым А. С, Пушкиным. Тогда юный Пушкин постоянно бывал в доме Оленина. Как-то вечером, придя к Олениным, Пушкин заметил среди гостей молодую незнакомку. Её нельзя было не заметить - прелестное лицо, ясные голубые глаза, мелодичный голос. Весь вечер Пушкин не сводил с неё глаз, но ему не удалось привлечь внимание красавицы. Когда Анна Петровна уезжала и садилась в карету, она видела: Пушкин стоит на крыльце и провожает её долгим взглядом.
Эта мимолётная встреча не прошла бесследно: стихи поэта, его личность, заинтересовали Анну Петровну. Прошло 6 лет. На этот раз Анна Керн, восхищённая стихами Пушкина, сама мечтала видеть его. Летом 1825 года она приехала погостить к своей тёте в село Тригорское. Там она снова увиделась с Пушкиным. Он жил в ссылке в селе Михайловском и часто навещал их. Поэта вновь очаровали её ум и красота. Когда Анна Петровна уезжала, Пушкин подарил ей отпечатанную главу романа «Евгений Онегин». В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок. Это было посвящённое ей стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
1825
В стихотворении три части. В них отражены три важных момента душевной жизни героя:
1. Первая встреча;
2. Горечь разлуки;
3. Радость вновь наступившего свидания.
2.3. История создания романса «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки.
Вскоре, оставив нелюбимого мужа, А.П. переехала в Петербург и вместе с двумя дочерьми Аней и Катей поселилась у отца. Девочки были отданы в смольный институт. У Анны Петровны заводится новый круг знакомых и среди них М.И.Глинка. В 1930 году жизненные пути Керн и Глинки разошлись. Чтобы ещё раз пересечься только через 8 лет. За это время Глинка 4 года проводит за границей в Италии, Германии, а по возвращении создаёт 2 свои замечательные оперы. Женится на М.П.Ивановой, но брак оказался неудачным и после 4 лет семейной жизни композитор вынужден возбудить дело о разводе. И вот в 1838 году произошла встреча, оставившая заметный след в жизни и творчестве композитора. Глинка живёт у своего друга, который служит в Смольном институте. Там встречает Екатерину Керн, теперь уже 20летнюю барышню, служившую в Смольном воспитательницей, классной дамой. Глинка увлёкся Екатериной Керн. Чтобы иметь возможность чаще видеться с девушкой, он взялся руководить хором и оркестром. Частые встречи молодых людей, горячая искренняя любовь композитора не осталась безответной. Глинка серьёзно помышлял о женитьбе на Екатерине, но его мечта не осуществилась. Помешали многие причины: болезнь (врачи подозревали чахотку), из-за которой её с матерью пришлось уехать на длительное время. Когда Екатерина вернулась в Петербург, Глинка продолжал видеться с ней часто, но дружки. Прежние их отношения уже не возобновились.
Прекрасным памятником дней поэтической влюблённости Глинки остались два произведения. Одно из них романс «Я помню чудное мгновенье», и «Вальс-фантазия». Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, а музыка много лет спустя - её взрослой дочери Екатерине Керн. Другое произведение «Вальс-фантазия» тоже посвящено Глинкой Екатерине Керн. Два произведения М. Глинки - романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» для симфонического оркестра отражают жизненные события, происходившие непосредственно с композитором.
2.4 Музыкально-теоретический анализ романса.
Одно из поразительных чудес в русском искусстве - романс Михаила Ивановича Глинки «Я помню чудное мгновенье», в котором музыка изумительно соответствует гениальному творению Пушкина, придавая ему еще большую глубину и силу чувства.
Музыку можно разделить на три части, две из них с одинаковой мелодией – первая и третья, совершенно новая мелодия в средней части. Можно определить трехчастную форму романса.
Слушая романс, я постаралась, ориентируясь на нотную запись, проследить за музыкальным воплощением стихотворного образа.
Давайте вместе проследим, как Глинка передал смену чувств и переживаний героя в романсе, какими выразительными средствами он подчеркнул различные эмоциональные состояния человека.
В начале романса музыка звучит плавно, почти невесомо, как «пух, летящий с весенних цветов, возникает мелодия» начинающая романс:
Я помню чудное мгновенье;
Передо мной явилась ты...
Лёгкие, похожие на звуки арфы, немного грустные аккорды оттеняют напевное звучание голоса, передающего мимолетность видения, явившегося поэту.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты.
Наступает перелом. Словно бурь порыв мятежный, врываются взволнованные, настороженные звуки фортепиано.
Дальше распевная мелодия сменяется вокальной декламацией, почти речитативом. Волшебный женский образ стёрся в памяти, его поглотили тревоги шумной суеты.
И я забыл твой голос нежный
Твои небесные черты.
Теперь в музыке звучит усталая покорность и печаль. На слова:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои —
Тёмное, безотрадное настроение души передаётся минорными и диссонансными гармониями. Словно преодолевая какое-то внутреннее препятствие, пытается подняться мелодия. Почти отчаяние слышится в словах:
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви».
Дальше меняется настроение поэта.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Музыка тоже опять меняется потому, что блеснула и засияла своим кротким светом та, которая уже являлась певцу —
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Это отрадное возвращение к свету после тягостного мрака, это радостное «пробуждение души». Музыка тоже пробуждается. Ей возвращается прежняя вдохновенная сила. Снова возникла мелодия, которой начинался романс. Она уже звучит не мечтательно, не лирическим воспоминанием. В ней — радость встречи, возрождение любви, а следовательно — жизни и творчества,
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Конец романса звучит восторженно, страстно, жизнеутверждающе. Мы видим, что композитор следит за каждою мыслью поэта, рисует каждую строфу отдельною картиной, не нарушая между тем цельности формы и ее простой пластичности.
Сочетание широкой мелодии и выразительной декломации отличает этот романс и является важной отличительной чертой вокального творчества Глинки.
Почти невозможно представить себе эти стихи без музыки Глинки. Кажется, что музыка и слова создавались одновременно и даже одним и тем же человеком. На самом деле слова и музыка написаны в разное время, разными людьми и даже посвящены двум разным женщинам.
Романс проникнут волнением светлой восторженности, лишь ненадолго уступающей место печальным раздумьям. Это произведение есть совершенное слияние высокой поэзии текста с музыкальным его выражением, в нем сплелись любовные страсти двух великих людей – поэта и композитора. Романс "Я помню чудное мгновенье…" по праву является одной из жемчужин творчества М.И. Глинки.
III. Заключение
Исследовав весь материал, я сделала вывод о том, что не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения. Оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, состоять из благозвучных, приятных на слух слов, которые легко поются. Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки.
Кроме того, произведения предназначаются всегда для определённого голоса – сопрано, контральто, тенора, баритона или баса.
В хороших романсах мелодия более гибко следует за содержанием поэтического произведения и отражает малейшие нюансы, оттенки в движении стиха. В романсе музыка словно прислушивается к каждой поэтической фразе, чутко откликается на всё, о чём в ней говорится и всё время меняется. Мелодия романса больше похожа на напевную декломацию. Композиторы стараются передать в музыке интонации человеческой речи.
Гармония слова и звука позволяет выразить художественную идею и передать непосредственность чувств, вызывая душевный отклик в сердце слушателя. Именно гармония слова и звука определяет вечность жизни произведений вокальной музыки.
IV. Список литературы
«Музыкальная литература» 1 год обучения (Музыка, её форм и жанры) М. Шорникова;
«Музыкальная литература» 3 год обучения (Русская музыкальная классика) М. Шорникова;
«Музыкальный словарь в рассказах» Л. Михеева.
8