Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Проектная работа:
«Сказка в музыке П.И. Чайковского»
(балет «Щелкунчик»)
Автор: Круглова Мария,
5в класс
Руководитель: Вакуленко Галина Александровна,
учитель музыки
2017 год
План:
1. Вступление.
2. Жанр балета. История создания и первой постановки «Щелкунчика».
3. Музыкальные номера балета «Щелкунчик»:
а) марш;
б) рост елки;
в) сцена сражения;
г) танец феи Драже.
4. Проверочные задания:
а) тест;
б) кроссворд.
5.Заключение.
6. Литература.
1. Вступление.
Сказки часто становились основой сюжетов для балетов русского композитора Петра Ильича Чайковского. Я решила познакомиться с его балетом «Щелкунчик» и выяснить, как взаимодействуют музыка и литература в балетном спектакле.
Цель проекта: выяснить, что окажет на меня более сильное впечатление: знакомство с литературным вариантом сказки или просмотр балетного спектакля?
Задачи:
Найти в музыкальной литературе информацию об истории создания балета «Щелкунчик» Чайковского, об отдельных интересных номерах.
Прочитать сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Посмотреть видеозапись балета «Щелкунчик» Чайковского.
Сравнить свои впечатления от знакомства с литературной версией и от просмотра балетного спектакля, в котором соединились разные виды искусства: литература, музыка, ИЗО, драма и хореография.
Систематизировать всю информацию и подготовиться к выступлению по своей теме, сделать презентацию.
Методы исследования: поиск информации о жизни и творчестве композитора, о его сказочных балетах в музыкальной литературе для музыкальных школ, поиск аудио и видео фрагментов балета в Итернете; просмотр фрагментов балета, анализ своих впечатлений от чтения сказки и просмотра балетного спектакля.
2. Жанр балета. История создания и первой постановки «Щелкунчика»
Балет — это музыкальное произведение для театра, в котором развитие действия и характеристика действующих лиц воплощены в танце, в жестах и мимике артистов, в музыке оркестра.
Содержание балета раскрывается в тесном взаимодействии музыкального и хореографического (танцевального) искусств. Музыка в балете не только сопровождает танец. В ней раскрываются драматические события, характеры и взаимоотношения действующих лиц, обстановка, в которой происходит действие.
Танцевальность музыки проявляется в четкости ритма, яркости мелодии, завершенности музыкальной формы.
Балет, как и другие, музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины и сцены.
Танцы в балете бывают сольные, ансамблевые (два, три артиста), групповые - массовые (их исполняет кордебалет). Наряду с чисто танцевальными номерами в балете имеется пантомима. В пантомиме танцоры жестами и мимикой передают чувства действующих лиц. Пантомима связывает один танец с другим, помогая непрерывности развития действия.
Замечательные балеты написали П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян и другие композиторы.
Незабываемые образы балетных персонажей создали знаменные балерины А. Павлова, Г. Уланова, О. Лепешинская, Н. Дудинская, М. Плисецкая.
Первым поднял музыку балетного спектакля на большую художественную высоту Петр Ильич Чайковский. Его музыка как бы рассказывает слушателям о горестных и радостных переживаниях персонажей, дает представление об их характере, настроении.
Издавна существовавшие разновидности танцев приобрели в его балетах значение ярких музыкальных характеристик. Красота и выразительность мелодий, красочность оркестровых тембров способствуют созданию незабываемых музыкальных портретов. Музыка Чайковского тесно связана с развитием сценического действия. Она соединяет танец и пантомиму в единое музыкальное целое.
Отрывки из балетов Чайковского часто звучат и в концертом исполнении.
Чайковский сочинил три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Создателями балета «Щелкунчик» являются композитор Пётр Ильич Чайкоский, либреттист Лев Иванов и балетмейстер Мариус Петипа.
Сюжет балета взят из сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» в обработке Дюма-отца. Композитор и балетмейстер рассказали ее по- своему.
Первый показ «Щелкунчика» (премьера) состоялся 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. Главные роли исполняли дети – учащиеся Петербургского Императорского театрального училища.
Балет состоит из 2 актов. Все основные события происходят в первом, а второй представляет собой блестящий дивертисмент. Это ряд танцевальных номеров, которые не связанны с основным действием.
Как в народных сказках, в «Щелкунчике» причудливо сплетаются фантастика, действительная жизнь, мир детских игр и впечатлений. Сказочные герои балета наделены характерами живых людей. Таков благородный и храбрый Щелкунчик. С помощью сказки композитор раскрывает идею победы добра над злом, света над мраком.
3.Музыкальные номера балета «Щелкунчик»
Итак, эта удивительная история произошла в новогоднюю ночь. Представьте сияющую огнями елку-красавицу. В гости к маленькой Мари и её брату Фрицу пришли друзья. Среди гостей – крёстный Дроссельмейер. Он большой выдумщик и мастер кукол. Крёстный принёс много замечательных подарков.
Под звуки Марша дети шагают вокруг ёлки. Музыка марша воинственная и задорная. Марш состоит из нескольких маленьких частей. В первой идёт перекличка двух тем. Звонкие «фанфары» духовых инструментов несколько раз чередуются с лёгкой, ритмически острой темой струнных инструментов. В средней, очень короткой части, музыка становится оживлённой, подвижной, даже суетливой. Будто расшалившиеся ребятишки устроили весёлую кутерьму. И вновь возвращается знакомая мелодия марша.
Среди всех игрушек Мари очень понравился маленький деревянный человечек. Оказалось, он относится к славному роду Щелкунчиков и может щёлкать орехи. Правда вид у него не очень красивый- с большой головой и туловищем на тонких ножках. Зато у него было приветливое лицо и добрые глаза. Мари весь вечер играла со Щелкунчиком.
Поздно ночью, когда весь дом уснул, Мари тихонько пробралась в зал. Ей захотелось ещё раз повидать Щелкунчика. Вдруг часы пробили двенадцать раз. И тут же отовсюду послышался визг, писк, шипение. По всей комнате светятся огоньки. Это глаза мышей. Мари бежит к кроватке Щелкунчика. Ёлка начинает расти и становится огромной. Вначале музыка тревожная, призрачная рисует суету мышей и ночные видения. Постепенно расцветает прекрасная бесконечная мелодия.
Мышиный король со своей армией двигается прямо к шкафу с игрушками. А там уже храбрый Щелкунчик готовит к бою своё игрушечное войско. Начинается битва. Но силы неравны. Неприятельское войско окружило со всех сторон Щелкунчика и его верных солдатиков. Тут Мари забыла о своём страхе. Она снимает башмачок и бросает его в Короля. Щелкунчик ранит его, и тот вместе с остатком войска бежит с поля боя.
Храбрый герой со шпагой в руке подходит к Мари. Он превращается в прекрасного юношу и просит девочку следовать за ним. Оба скрываются в ветвях ёлки.
Сцена сражения - главный эпизод в первом акте. Здесь композитор и балетмейстер показали торжество добра над злом. Гобои изображают войну кукол, струнные инструменты передают суетливый бег мышей. Светлые тональности рассказывают нам о том, что Щелкунчик спасён и злые чары исчезли.
И вдруг перед нами зимний лес. Крупными хлопьями падает снег, поднимается метель. Ветер подгоняет танцующие снежинки. Постепенно метель стихает, в лунном свете нарядно искрится снег. Это Королевство сластей. В нём текут Апельсиновые ручьи и Лимонадные реки, сверкают леденцовые луга. Мари и Щелкунчик приплывают в лодке из позолоченной скорлупы.
Во втором акте Щелкунчик и Маша попадают в страну сладостей и игрушек. В сказочном царстве феи Драже готовится пышный праздник. Ожившие игрушки исполняют танцы разных народов: испанский, арабский, китайский, русский и т.д. Другие танцы создают вереницу хрупких «игрушечных» или сказочных образов - например, танец феи Драже, танец пастушков. Большую роль в создании необычных «игрушечных» образов играют оркестровые тембры. Изобретательно сочетая инструменты, Чайковский получает разнообразные и необычные краски.
Бравурно-блестяще звучит тема Испанского танца у солирующей трубы. На смену ей появляется грациозная гибкая мелодия с характерным восточным ритмом. Она мягко звучит у струнных под аккомпанемент кастаньет.
Медленный Арабский танец начинается монотонно повторяющимися квинтами виолончелей и альтов. На этом завораживающем фоне нежно поют скрипки (Чайковский разработал здесь подлинную грузинскую народную песню). Мелодия завершается позвякиванием тамбурина или бубна в восточных народных танцах (они используются как аккомпанирующий ударный инструмент). В среднем разделе мелодия украшается плавно скользящими узорами. Эта вьющаяся мелодия как бы передает гибкие движения восточного танца.
Пронзительно звонкую мелодию Китайского танца исполняет флейта-пикколо, изображая забавно прыгающих кукол. Комическая игрушечность передана необычным сопоставлением контрастных тембров и регистров: свистящая мелодия флейты-пикколо сочетается с отрывистыми звуками низких фаготов, колкое пиццикато струнных завершает мелодию танца.
После забавного Китайского танца звучит удалая русская пляска трепак Подвижную мелодию, напоминающую Камаринскую, исполняет весь оркестр. Несколько тяжеловесная, с лихим притопыванием, эта пляска к концу становится особенно стремительной. Веселье, праздничный задор подчеркивает перезвон бубна, сопровождающий пляску
Необычную, волшебно-хрустальную звучность челесты использовал Чайковский, создавая грациозно-сказочный образ феи Драже. Композитор писал о челесте: «Я предвижу колоссальный эффект от этого нового инструмента».
Звонко и беззаботно звучит мелодия у трех флейт в Танце пастушков. Это как бы танец оживших фарфоровых статуэток, тембр флейты передает их хрупкость и подвижную легкость пастушьей свирели.
Вершиной праздничного дивертисмента является «Вальс цветов». После виртуозных переливов арфы одна за другой пышно «расцветают» темы вальса. Певуче, торжественно звучит первая тема у валторн.
Ее сменяет сочное звучание струнных, поющих красивую лирическую мелодию. Во второй (центральной) части вальса появляется изящная и гибкая мелодия флейт и гобоев. Все темы «Вальса цветов» непрерывно развиваются, сплетаются, словно образуя яркий, красочный букет.
После праздничного дивертисмента появляется светлое и торжественное «Адажио» (танец двоих). В нем воспеваются герои балета. Тема звучит как гимн добру и красоте. Лишь в средней части в суровом звучании у труб и тромбонов эта тема приобретает грозный характер. Она как бы напоминает об испытаниях, которые пришлось преодолеть Маше и Щелкунчику на пути к счастью. В третьей части снова возвращается основная тема, но еще более торжественно-нарядная.
В празднике принимает участие сама повелительница сластей Фея Драже.
Она нежная, изящная и хрупкая. Чайковский в этом номере впервые использует звучание челесты. Этот инструмент похож на маленькое пианино, только молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинам. Челесту Пётр Ильич привёз из Франции. Музыка таинственная и волшебная.
Но вот солнечные лучи заглянули в окошко, осветили нарядную ёлку, молчаливых кукол в шкафу. Они разбудили Мари, крепко спавшую в кресле. Девочка в изумлении оглядела знакомую комнату, увидела деревянного человечка у себя на коленях. Неужели это был только сон?
4.Заключение
Выполнив проектную работу, я могу сказать, что читать сказку Гофмана было интересно. Я представляла мысленно героев сказки, веселье около ёлки, Щелкунчика, Мари, рост ёлки, сцену битвы с мышиным войском, праздник в сказочной стране сладостей. Вот так я представила героев сказки.
(рисунки)
Но балетный спектакль с музыкой Чайковского заставил меня лучше представить героев сказки. Музыка помогала понять характеры героев, звуками рисовала картины зимней природы. В дивертисменте музыка помогала увидеть танцы разных стран (Испанский – танец «Шоколад», Китайский – танец «Чай», Французский – «Танец пастушков»). Я с уверенностью могу сказать, что балетный спектакль, в котором соединились разные виды искусства, произвёл на меня более сильное впечатление.
Более 100 лет назад Пётр Ильич Чайковский создал сказку-балет «Щелкунчик». Это мудрая поэтическая сказка о любви, о радостях и горестях до сих пор радует детей и взрослых.
5. Литература
1.Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература: Для IV кл. ДМШ: Учебник. – 11-е изд., перераб. – М.: Музыка, 1992. – 159 с .
2.Осовицкая З. Е., Казаринова А. С. Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М.: Музыка, 2007. – 224 с., нот., ил.
3.Сорокотягин Д. А. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе: музыка, её фирмы и жанры/ Д. А. Сорокотягин. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 121, (1) с.: илл. – (Учебные пособия для ДМШ).
4.Ресурсы интернета.
6