kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность на уроках музыкиПроектная деятельность на уроках музыки, как способ достижения новых образовательных результатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для достижения высоких образовательных результатов учитель обязан идти в ногу со временем и вводить в свою педагогическую деятельность новые образовательные технологии. Одна из таких технологий - это проектная деятельность.

Возникают вопросы: Что такое проект? Как его реализовать?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках музыкиПроектная деятельность на уроках музыки, как способ достижения новых образовательных результатов»

Проектная деятельность на уроках музыки, как способ достижения новых образовательных результатов

Некрасова Елена Васильевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» города Набережные Челны республики Татарстан



Для достижения высоких образовательных результатов учитель обязан идти в ногу со временем и вводить в свою педагогическую деятельность новые образовательные технологии. Одна из таких технологий - это проектная деятельность.


Возникают вопросы: Что такое проект? Как его реализовать?


Проект — самостоятельная работа ученика, выполненная под руководством учителя, в результате которой появляется некий новый, уникальный продукт. Например продуктом в биологии становится выращенный арбуз, в технологии - сшитое платье, а в музыке это может быть видео ролик, статья в газете, атлас, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, справочник, словарь, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнование, телепередача, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.

Разделяют проекты

1) по доминирующей деятельности в проекте на исследовательские, информационные, творческие, ролевые, практико-ориентированные:

  • исследовательские — когда исследуется некая проблема по правилам научного исследования, когда результат не известен заранее. Например исследование «Влиянии классической музыки на давление и самочувствие человека» - результатом исследования могут быть рекомендации для людей, страдающих различными заболеваниями;

  • информационные — продуктом становится статья в СМИ или в сети Интернет, например было проведено исследование по выявлению интересов школьников, а результаты напечатаны в школьной газете;

  • творческие — продукт которого видео ролик, музыкальный фильм, рисунок, произведение декоративно-прикладного искусство, театрализация отрывков из оперы, инсценировка литературного произведения;

  • ролевые — литературные, музыкальные, творческие ролевые игры;

  • практико-ориентированные - учебные пособия, лото на музыкальные темы, рекомендаций по изучению музыки.

2) по колличеству участников проекта:

  • индивидуальные, парные, групповые;

3) по продолжительности времени, затраченного на выполнение проекта: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (1-2 месяца), долгосрочные (пол года, год). Младшим школьникам лучше давать краткосрочные проекты, ученикам 3-4 классов - проекты средней продолжительности, а долгосрочне проекты по силам ученика старших классов.

Работа над проектом состоит из нескольких этапов:

  • проблематизация и выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • планирование;

  • реализация плана;

  • рефлексия;

  • презентация.

Для успешной реализации проекта учителю следует опираться на познавательный интерес учащихся, мотивируя их и создавая ситуацию успеха, и эмоционально-нравственного переживания с опорой на полученный ранее жизненный опыт.

Проблематизация. Успешный проект должен строится на некой проблеме, имеющейся у учащегося, которую учитель может выявить в результате беседы с учащимся. Если проблема не выявилась можно попытаться искусственно создать проблемную ситуацию, когда
• учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;
•сталкивает противоречия в практической деятельности;
•излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
•предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
•побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;
•ставит конкретные вопросы;
•ставит проблемные задачи.

Наличие проблемы, желание ее решить, поможет правильно выбрать тему проекта. Название темы проекта вытекает из возникшей проблемы.

Тема проекта должна быть актуальна, интересна, увлекательна для учащегося, посильна для выполнения, основываться на имеющихся знаниях и соответствовать возрасту.

Какие темы не стоит брать?

  • Информационные, например: «Сколько существует театров в Казани», «Кто написал наибольшее количество симфоний?»

  • слишком широкие, допустим: «Какую музыку предпочитают слушать люди?»

  • не конкретные - «Родственники клавишных инструментов»;

  • из школьной программы;

  • знакомые не требующие поиска.

Формулировка темы проекта должна заключать в себе определенную интригу, как бы приглашать будущих слушателей или читателей принять участие в решении проблемы.

Например темы по музыке или искусству: «Деньги правят в шоу бизнесе?» , "Музыка будущего. Попса, рок или реп?» «Реперы — шарлатаны или композиторы?»

Следующий этап – целеполагание. Если тема проекта основана на проблеме, то на следующем этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

При выборе цели проекта необходимо помнить, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы.

После появления четкого представления об исходной проблеме проекта и ясна ее цель, необходимо спланировать все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Планирование представляет определенную трудность для многих учащихся, здесь может потребоваться значительная помощь учителя. Важно только не начать планировать вместо ребенка. Это может привести к тому, что у него возникнет ощущение, что ему предстоит реализация чужого плана. Надо лишь показать алгоритм планирования. Вопросы, предложенные Марией Анатольевной Ступницкой помогут спланировать дальнейшую работу над проектом:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет продумать весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты ужеумеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать

план своего проекта.


Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта?

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить

данную проблему?

Цель проекта

Что ты создашь, чтобы цель была

достигнута?

Образ проектного продукта (ожи-

даемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт,

достигнешь ли ты цели проекта и

будет ли в этом случае решена его

проблема?

Существует ли необходимая связь

между проблемой, целью и проект-

ным продуктом

Какие шаги ты должен проделать от

проблемы проекта до реализации

цели проекта?

Перечисление основных этапов

работы

Все ли у тебя есть, чтобы проделать

эти шаги (информация, оборудование

и прочее для проведения исследо-

ваний, материалы для изготовления

продукта, чего не хватает, где это

найти, что ты уже умеешь делать и

чему придется научиться)?

Развернутый план работы

Когда ты будешь осуществлять все

необходимое?

Индивидуальный график проектной

работы


Следующий этап - реализация намеченного плана. Когда ученик приступает к работе в соответствии с разработанным планом и графиком, но в случае необходимости можно вносить некоторые изменения в первоначальный замысел. На этом этапе учителю необходимо следить, чтобы ученик не потерял мотив к работе.

После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом, т.е. оформить его письменную часть. Отчет о ходе работы – очень важная часть проекта.

Написание отчета представляет значительные трудности, особенно для тех, кто не имеет опыта работы над проектом. Часто даже те ребята, которые хорошо владеют устной речью, с трудом излагают свои мысли на бумаге. Подробно обсудите каждую часть отчета и предложите своему ученику работать над письменной частью в соответствии с совместно выработанным алгоритмом. М.А. Ступницкая предложила следующий алгоритм.

Введение

Тема моего проекта …………………………………………………...

Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………....

Цель моей работы – ……………………………………….....………..

Проектным продуктом будет – .………………………………………

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………………

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все про-

межуточные этапы):

• Выбор темы и уточнение названия ………………………………………

• Сбор информации (где и как искал информацию)………………………

• Изготовление продукта (что и как делал)……………………………….

• Написание письменной части проекта (как это делал)……………….

Основная часть

Я начал свою работу с того, что ………………………………………..

Потом я приступил к …………………………………………………….

Я завершил работу тем, что…………………………………………………

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………………

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………….

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

………..

План моей работы был нарушен, потому что……………………………

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как

………

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что……………….

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было заду-

мано, получилось, например …………………………………………………..

Это произошло, потому что ……………………………………..

Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы

………..

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………………..

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над

которой работал) ……………………………………………………………

Этап рефлексии служит обязательным условием для того, чтобы учащиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику и оценили промежуточные результаты, сделали соответствующие выводы.

Далее предстоит презентация проекта. Главное – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора. Обычно на презентацию проекта дается 7 минут во время которых необходимо рассказать о своем проекте. На бумаге можно записать основные тезисы, и во время выступления сверяться с ними, а не читать все. Необходимо подготовить ученка к тому, что после выступления будут заданы вопросы по теме проекта.



Наши результаты:

В сентябре 2015 году прошла VI региональная научно-практическая конференции школьников «Исследователь», на которой мои ученики приняли участие.

Для участия в конференции необходимо было прислать кроме заявки - тезисы и текст работы, объемом не более 15 стр.

Критерии оценивания:

  1. Актуальность проблемы

  2. Наличие и качество цели, задач, выводов

  3. Наличие исследовательской части

  4. Соответствие оформления требованиям конференции: структурированность работы, качество оформления , использование литературных источников с наличием ссылок на них.

  5. Cтепень самостоятельности при проведении исследования и в выполнении работы

  6. Качество выступления, сопровождение доклада демонстрационным материалом и его использованием во время доклада.

Учащимися были выбраны следующие темы: «В мире классической музыки. Самое, самое, самое...», «Влияние рок музыки на человека».


Список использованной литературы:

  1. Б.Райзенберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева. Современный экономический словарь. 2-е изд.,1999 г.

  2. Что такое «проект»? // [Эл. Ресурс] – http://www.pandia.ru/365896/

  3. М.А. Ступницкая. Что такое проект? М. 2010 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Некрасова Елена Васильевна

Дата: 30.12.2016

Номер свидетельства: 374651


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства