Проектная деятельность во внеурочное время (Творческий проект "Культурный калейдоскоп")
Проектная деятельность во внеурочное время (Творческий проект "Культурный калейдоскоп")
"Культурный калейдоскоп" - интегрированный проект по предметам музыка, литература, история, ОБЖ.
Идея проекта появилась 2014 году, который Президентом РФ был объявлен Годом Культуры!
Цель проекта:
формирование сознания учащихся, открытого к восприятию мировой культуры, способного осознавать потребность быть культурным человеком;
формирование единой, открытой образовательно-культурной среды, способствующей саморазвитию, самореализации и самоопределению детей и подростков.
Новизна проекта в том, что в нем удалось оптимально осуществить интеграцию видов деятельности, объединяющих разные области знаний. И речь не о взаимосвязи уже «родственных» искусств (музыка, литература). Необычно то, что рядом с «культурными» видами искусств появился достаточно актуальный в наше современное время предмет ОБЖ и такое важное понятие как культура безопасности. Ведь решить проблему, например детского травматизма на дорогах, возможно только сформировав у учащихся личную культуру безопасности.
Самая важная составляющая всей целостности проекта - культура общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2. Проведение занятий с творческой группой (работа с ведущими, репетиция творческих номеров).
3. Проведение занятий творческого объединения «Безопасное колесо» (по программе).
4. Подбор музыкального сопровождения.
5. Создание мультимедийного сопровождения.
6. Разработка оформления заключительного праздника.
7. Общая репетиция.
8. Подведение итогов участия в конкурсах.
9. Проведение заключительного праздника «Культурный калейдоскоп». Награждение участников конкурса.
Послепроектный этап
1.Рефлексия события.
2. Подведение итогов.
3. Подготовка и обобщение фото, видео и творческих материалов по итогам реализованного проекта. Создание презентаций, буклета.
10. Форма организации детей
Индивидуальная работа
Групповая
11. Ведущая деятельность
Проблемно-поисковая
- поиск информации о Древнегреческих Музах, подбор информации для разработки сценариев Творческой встречи, агитбригад, Заключительного праздника
Творческая
- подготовка и выступление на праздниках;
- подбор музыкального сопровождения;
- художественное оформление праздников;
- создание презентаций;
- проведение конкурсов и оформление выставок и стендов: выставка рисунков на тему «Муза безопасности», стенд сочинений «Что есть культура?», «Что значит быть культурным человеком?»
12. Форма продуктов проектной деятельности:
программа «Культурный калейдоскоп» имеющая творческую и социальную направленность;
создание сценариев Творческой встречи, агитбригад, заключительного праздника с музыкальным и мультимедийным сопровождением;
создание культурного продукта – «Творческая встреча, посвященная Году Культуры», заключительный праздник «Культурный калейдоскоп» (творческий отчет);
создание презентаций, буклетов;
оформление фойе школы;
создание несуществующего атрибута - «Муза безопасности».
13. Режим работы (организационная форма): внеурочный
14. Учебно-методическое сопровождение:
Список литературы для педагогов:
Домаренко, Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки: учебно-методическое пособие: 100 выпусков. № 44 / Е. В. Домаренко. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 80 с. – (Библиотекарь и время. XXI век).
Егорова, А. А. Диалоги о культуре. Беседы, “круглые столы”, пресс-конференции: сценарии мероприятий о русской культуре для школьников / А. А. Егорова. – Волгоград: Учитель, [2011]. – 173 с. – (В помощь библиотекарю).
Культуротворческая школа. // Материалы семинара ассоциации культуротворческих школ. - СПб.,2008
Качалкин А.П. Авторская песня и ее перспективы в эстетическом воспитании. // Музыка в школе. - 2000. - № 2.
Качалкин А.П. Из истории авторской песни (из конспекта занятия в классе). // Музыка в школе. - 2002. - № 4.
Климук И.Я. Изучение музыки популярных жанров XX века: история молодежной субкультуры. Методическое пособие. - Могилев: Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова, 2001.
Троицкий А.К. Для того, чтобы музыка жила, она должна жить. // Fuzz. - 2001. - № 1.
Список литературы для учащихся:
Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. . - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996
Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. - М.: Вече, 1999
Шорникова М. Музыкальная литература: музыка, ее формы и жанры: первый год обучения: учебное пособие / М.Шорникова. – Изд. 22-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 186 с.
Интернет-ресурсы
Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://schoolcollection.edu.m/catalog/teacher/?&subiectn=33
Классическая музыка [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic music
Погружение в классику [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
Проект ФЗ «О культуре в РФ» [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru
Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://music.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20QQ/mi/4.13/p/page.html
Централизованная библиотечная система [электронный ресурс]. Режим доступа: http://cbs.irkipedia.ru/kultura-traditsii-tyisyacheletiy-rekomendatelnyiy-spisok-literaturyi/
15. Комментарии:
В соответствии с методом, доминирующим в проекте, данный проект относится к творческому типу. Однако проект имеет так же социальную направленность.
Новизна проекта в том, что в нем удалось оптимально осуществить интеграцию видов деятельности, объединяющих разные области знаний. И речь не о взаимосвязи уже «родственных» искусств (музыка, литература). Необычно то, что рядом с «культурными» видами искусств появился достаточно актуальный в наше современное время предмет ОБЖ и такое важное понятие как культура безопасности. Ведь решить проблему, например детского травматизма на дорогах, возможно только сформировав у учащихся личную культуру безопасности.
Кроме того, использование ресурсов дополнительного образования позволило смоделировать поликультурную образовательную среду и дало возможность деятельно осваивать многообразие языков культур.
Реализация проекта предусматривает то, что его участники могут поэтапно прожить подготовку к Творческой встрече, заключительному празднику, увидеть, ощутить, почувствовать, осмыслить результат своей творческой деятельности. Проект предоставляет равные возможности для творческой самореализации учащихся, независимо от их академических способностей и успехов в школе.
Самая важная составляющая всей целостности проекта - культура общения. Это новая форма образовательной деятельности, где естественным путем происходит познание секретов человеческих взаимоотношений и передача образцов культурного поведения от старших к младшим.
Наиважнейшим условием проекта является то, что заключительный праздник учащиеся создают сами в содружестве с руководителем проекта. Общая культура праздника создается культурой каждой отдельной личности, взаимодействием индивидуальностей. Создавая промежуточные Творческие встречи и заключительный праздник, учащиеся приобщаются к культуре созидания, в отличие от культуры потребления. Это повышает в подрастающем поколении самоуважение, доверие к другим людям, открытость, толерантность, формирует новые культурные потребности.