Проектная деятельность на уроках музыки как условие развития коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся
Проектная деятельность на уроках музыки как условие развития коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся
Искусство является эффективным средством воздействия на личность. Именно оно способствует естественной адаптации ребенка к условиям социального окружения. Искусство воздействует на ребенка в процессе освоения этических норм, духовно-нравственных ценностей, воплощенных в художественных образах. Когда ребёнок знает, ценит и уважает культуру, обычаи, традиции своего народа и народов других стран, когда он с гордостью может представить культуру и традиции своего народа или региона, где он живёт, ни о какой враждебности, конкуренции или превосходстве не может быть и речи. Мы изучаем живопись, музыку, литературу, пословицы, языковые особенности, этикет разных стран. Нам это интересно и хочется всех увлечь и вовлечь в этот прекрасный мир познания. Научившись рефлексировать при взаимодействии с произведениями искусства,
у ребенка появляется потребность творчески реализоваться. Одним из способов творческой реализации учащихся является проектная деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках музыки как условие развития коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
г. КСТОВО
Пастушенко Юлия Владимировна учитель музыки и МХК,
высшей квалификационной категории
«Проектная деятельность на уроках музыки, как условие развития коммуникативной и социокультурной компетенций обучающихся»
Искусство является эффективным средством воздействия на личность. Именно оно способствует естественной адаптации ребенка к условиям социального окружения. Искусство воздействует на ребенка в процессе освоения этических норм, духовно-нравственных ценностей, воплощенных в художественных образах. Когда ребёнок знает, ценит и уважает культуру, обычаи, традиции своего народа и народов других стран, когда он с гордостью может представить культуру и традиции своего народа или региона, где он живёт, ни о какой враждебности, конкуренции или превосходстве не может быть и речи. Мы изучаем живопись, музыку, литературу, пословицы, языковые особенности, этикет разных стран. Нам это интересно и хочется всех увлечь и вовлечь в этот прекрасный мир познания. Научившись рефлексировать при взаимодействии с произведениями искусства,
у ребенка появляется потребность творчески реализоваться. Одним из способов творческой реализации учащихся является проектная деятельность.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника, украсить кабинет красочными работами детей и выполнить мультимедийную презентацию. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности, осваивать коммуникативные навыки.
Актуальность выбранной темы «Проектная деятельность на уроках музыки, как условие развития коммуникативной и социокультурной компетенций обучающихся»
Готовность молодежи к трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях предполагает:
умение думать;
собирать информацию;
анализировать;
принимать решения на основе высокого уровня знаний и умений, постоянной готовности к самообразованию;
быть коммуникабельным человеком.
Мы живём в мире, в котором идёт вечная борьба добра и зла. Мы, взрослые, просто обязаны научить наших детей быть добрыми, толерантными, уважать других людей, жить в мире, дружбе и согласии, иметь навык общения и развитую речь.
Коммуникативная компетенция – это умение взаимодействовать с разными людьми, что называется «перемешаться по уровням». Способность к саморазвитию и самообучению. Это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями. Это способность реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Ведущим компонентом коммуникативной компетенции также являются речевые (коммуникативные) умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма.
Говоря о коммуникативной компетенции, нельзя не упомянуть о социокультурной компетенции, так как её формирование – это конечно, речевой этикет. Речевой этикет – это культура речи, а культура речи – это лицо человека, лицо ученика. Отсутствие навыков социокультурной компетенции значительно затрудняет коммуникацию.
В настоящее время социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется размыванием иерархии социальных ценностей. За последние десятилетия социально-экономические и морально-психологические проблемы нашего общества возникают очень остро. В результате социальных и политических изменений произошло снижение уровня жизни, которое привело к серьезному психологическому напряжению в обществе и усилению тенденций асоциального поведения детей и подростков.
В связи с этим особенно возрастает необходимость организации адаптивной социальной среды растущего человека, в которой центром образовательного процесса станет нравственное, духовное и эстетическое воспитание, способствующее раскрытию природных задатков и способностей, расширению адаптивных возможностей учащихся.
Новизна представленных материалов
Новизна подхода к методу проектов заключается в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
В своей практике я использую следующие виды небольших проектов:
Игровые – ролевые проекты, например, драматизация песен, постановка детских опери мюзиклов. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
Информативно-исследовательские проекты (рефераты, презентации), например, «Виды русских народных песен», «Жизнь и творчество композитора», «История одного музыкального инструмента».
Сценарные проекты - внеклассное мероприятие для школы или отдельного класса (подготовка и проведение концертов, смотров-конкурсов, классных часов, фестивалей и т.д.).
Творческие работы – свободное сочинение по прослушанному музыкальному произведению, литературный перевод текстов песен зарубежной эстрады.
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Авторские проекты - сочинение песни, романса.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.
Вот уже четвёртый год в нашей школе с ребятами младших классов реализуется проект «Я откопаю свой талант». Модуль «Мы танцуем и поём», как один из модулей данного проекта, выражает интересы, потребности и творческие способности детей.
В рамках проекта ребятам предлагается выбрать песни из мультипликационных и художественных фильмов, которые им интересно было бы инсценировать.
На следующем этапе работы мы выбираем и разучиваем ту песню, которая более других заинтересовало всех ребят. В приготовлении костюмов, декораций и мультимедийной презентации дети, конечно, обращаются за помощью к родителям, таким образом, мы вовлекаем в проект семью. Заключительным этапом является
выступление перед учениками, педагогами и родителями.
В данный момент мы работаем над постановкой детского мюзикла нижегородского композитора Сергея Тихомирова «Кто сильнее?».
В среднем звене в процессе изучения тем, связанных с взаимопроникновением музыки, изобразительного искусства и литературы ребятам предлагается реализовать свой творческий потенциал в проектах: «Может ли музыка жить без литературы?» и «Музыка – сестра живописи».
В 6 и 7 классах обучающимся предлагается поработать над проектами создания музыкально-литературных гостиных на темы: «Влияние музыки на здоровье», «Музыкальный образ любимого произведения» «Песни великого подвига» и проведением урока – концерта «Мир моей музыки».
Обязательными критериями этих проектов является выполнение мультимедийной презентации с результатами исследований, анкетирований, социологических опросов и другой собранной информацией. А также защита творческих проектов по модулям перед аудиторией обучающихся параллельных классов, педагогами и родителями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Затямина Т.А. Современный урок музыки. М., «Глобус»,2010;
2. Давыдова М.А. Уроки музыки. М., «ВАКО», 2010;
3. Суязова Г.А. Мир вокального искусства. Волгоград, 2009;
4. Интегрированные уроки искусства. Алеев В.В., Науменко Т.И.. М., Дрофа, 2009г.;
5. Уроки музыки с применением информационных технологий. М., Глобус»,2009; 6. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников, г.Волгоград, 2007г.; 7. Домрачева С.А. Проектная деятельность в образовании, Йошкар-Ола, 2007г; 8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2005г.; 9. Ресурсы сети Интернет: