kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность как средство формирования учебно-познавательной активности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение.Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство формирования учебно-познавательной активности школьников»


Проектная деятельность как средство формирования учебно-познавательной активности школьников.


«Развитие и образование ни одному

человеку не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к нему приобщиться,

должен достигнуть этого собственной деятельностью,

собственными силами, собственным напряжением».

А. Дистервег



В соответствии с требованиями современной перестройки системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. Содержание художественно-эстетического образования, преподавание искусств должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. Художественно-эстетическое образование должно помочь школьнику освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные.

Искусство - важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное переживание, ненавязчивого ввода ребенка в контекст культуры человеческих отношений. Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Поэтому художественные дисциплины по самой сути своей должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Этим и определяются особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы.

Общественные преобразования, происходящие сегодня в нашем обществе, предъявляют все возрастающие требования к раскрытию интеллектуально-творческого потенциала человека. Воспитание творческой, инициативной личности, наделенной яркой индивидуальностью, способной к целенаправленной и сознательно осуществляемой деятельности самоизменения, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре, способной на практическое применение полученных знаний и умений является одной из важнейших задач современного отечественного образования. Умение контактировать и сотрудничать с другими людьми является одним из ведущих показателей социально-активной личности. Именно общение способствует полноценному развитию человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности, являясь одним из необходимейших условий социализации, развития  и формирования каждого человека.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что в современных условиях учащимся нужны иные формы и методы обучения. Старшеклассники имеют возможность с помощью Интернет находить любую информацию, но это не приводит к системности знаний. Такими формами и методами могут стать деятельностные, групповые, практико-ориентационные, проблемные. Ученик должен быть не только вооружен знаниями, но и уметь сам их добывать, приобретать, применять эти знания в любой ситуации. Причем делать это не хаотично, а целенаправленно, по мере возникновения перед ним проблем.

Широкое распространение в системе образования получил метод учебных проектов, который должен рассматриваться как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. Вопросы и сущность проектной деятельности, проектного метода обучения  раскрыта в работах О.С. Анисимова, П.И. Балабановой, В.П. Беспалько, В. Гаспарского, Э.П. Григорьевой, Ю.В. Громыко, В.В. Гузеева, М.Э. Гузич, Г.Л. Ильина, П.С. Лернера, В.Д. Симоненко, В.Д. Шапиро и др.

Для ученика это возможность попробовать свои силы, применить знания на практике, решить интересную проблему, поставленную не учителем, а сформулированную самими учащимися.

С точки зрения учителя, это обучение целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы.

«Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности». (Современная городская школьная медиатека.(Модель технического оснащения и возможные формы организации работы);Методические рекомендации/ Ястребцева Е.Н.( общ.ред.).- М., 1992. – с.9).

В работе над проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необходимой информации, анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимодействия с партнером. От ученика требуется самостоятельное применение уже известного и «добывание» новых знаний. Для детей главная цель – решение проблемы проекта, а не просто применение полученных ранее теоретических знаний. Но учитель обязательно задумывается об учебно-воспитательном и развивающем эффекте. В ходе работы дети самостоятельно актуализируют свои знания, применяя их практически в незнакомой ситуации, используют и закрепляют уже сформированные умения, приобретают опыт проектного подхода к решению жизненно важных проблем.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Степень самостоятельности детей в ходе работы над проектом зависит не от возраста (даже в начальных классах учащиеся могут работать самостоятельно, если они уже выполняли несколько проектов), а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

При решении включалась личностная мотивация, начинался процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной деятельности. Следующий этап самостоятельной работы - практическое применение имеющихся знаний и умений. Ученики придумывают конструкцию изделия, макета, готовят сообщения о результатах своей работы. Деятельность прослеживалась на каждом этапе. Каждый что-то обдумывал, предлагал, т.е. прослеживается мыслительная деятельность. Коммуникативная деятельность - когда ученики делились своими мыслями, идеями. При практической деятельности использовалась определенная технология, ученики рассказывали и показывали что и как сделано, т.е. имела место и презентационная деятельность.

С помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Если она начинается с побудительных мотивов, то эта деятельность всегда будет эффективна. Перед учащимися ставится актуальная проблема, решение которой имеет общественную и практическую значимость.

Роль учителя, несомненно, велика на первом (погружение в проект) и последнем (презентация) этапах работы над проектом, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме.

Завершается осуществление проекта презентацией полученных результатов. Продуктом проектной работы может быть чертеж, эскиз, альбом эссе на темы проекта, стенгазета, спектакль, тематический вечер и т.д. Параметры оценки творческого проекта:

  • Выбор темы, точность ее формулировки.

  • Творческая самостоятельность авторов проекта.

  • Жанр проекта, обоснованность его выбора, четкость соблюдения формы избранного жанра.

  • Поисковый этап работы (исследование).

  • Содержание.

  • Умение проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

  • Насколько удачно выбрана и реализована форма презентации проекта, речевая культура.

Презентация проекта имеет важное учебно-воспитательное значение. Учащиеся рассказывают о ходе работы: об идеях и найденном пути реализации, какие трудности возникали и как они преодолевались.


Метод проектов - это эффективное средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и активную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.

Учителю необходимо всегда помнить, что «ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь» ( К. Д. Ушинский).

«Личностно-ориентированный подход основной акцент делает на организации познавательной деятельности ученика, с учетом его индивидуальных особенностей интеллектуального развития, особо подчеркивая уважение достоинства личности ученика… Уже недостаточно просто знать что-то; более важно знать почему и как».

(Карл Роджерс, «Свобода учиться»).


Далее рассмотрим что такое «проект», основные элементы, этапы.

Проект от projectus(лат.) – брошенный вперед.

Метод проектов – это способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда).

Учебные проекты подразделяются на исследовательские, творческие, игро­вые, информационные, проектно-ориентированные (по методу, доминирующему в проекте); проекты с открытой, явной координацией (по характе­ру координации проекта); внутренние, региональные, международные проекты (по числу участников проекта); личностные, парные, групповые (по числу участников проекта); краткосрочные, средней продолжительности, долго­срочные проекты (по продолжительности проекта); на монопредметные, межпредметные и внепредметные; на интеллектуальные, ма­териальные, экологические, сервисные, комплексные проекты.

Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета.

Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам.

Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов.

В полной форме работа над проектом проходит несколько стадий:

1. Подготовка. Основным содержанием работы на этой стадии является определение темы и целей проекта.

2.Планирование. Планирование включает в себя ряд этапов: а) определение источников информации; б) определение способов сбора и анализа информации; в) определение способа представления результатов (форма отчета); г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; д) распределение задач (обязанностей) между членами команды. Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разраба­тывают соответствующий план действий. Формулируют задачи, выдвигают гипоте­зы, требующие подтверждения или опровержения на следующем этапе работы.

3. Исследование. Стадия сбора информации, решение промежуточных за­дач.

4. Результаты и выводы. Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную). Учитель наблюдает и советует. Происходит оформление проведенного исследования и формулирование выводов.

5. Представление или отчет. Учащиеся предоставляют для отчета проделанную ими работу. Учитель слушает и задает целесообразные вопросы в ро­ли рядового участника.

6. Оценка результата и процесса. Ученики участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Учитель помогает оценивать усилия учени­ков, качество использования источников, неиспользованные возможности, потен­циал продолжения, качество отчета.

В проектной деятельности формируются и развиваются различные способности учащихся:

  • коммуникативные (речь, умение слушать и убеждать, жесты, мимика), социальные (коллективизм, самодисциплина; толерантность)

  • литературно-лингвистические способности (описание идеи, разработка рекламно­го прайс-листа);

  • импровизация в процессе защиты (речь, мимика, жесты и т.д.);

  • математические способности (расчет затрат, сочетание формы и объема, про­странства и времени и т.д.);

  • художественные способности (дизайн изделий и др.);

  • мыслительные способности (наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление и др.);

  • двигательные способности (координация движений, чувство силовых приемов, умение пользоваться инструментами);

  • технологические способности (умение составлять и читать простейшие чертежи, разбираться в технических устройствах, решать простейшие технологические задачи).





                                                 «Скажи мне – и я забуду,

 Покажи мне – и , может быть, я запомню, сделай меня соучастником - и я пойму»                                                       

                                                        Китайская мудрость

Проектная дея­тельность ведет к активизации интеллектуальной инициативы школьников вне зависимости от их успеваемости, поскольку главным ее критерием является наличие самостоятельного творческого результата деятельности учени­ков.

  • Проектная деятельность – целенаправленная, творческая, результативная, групповая, ограниченная временем деятельность.

Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективный или объективной новизной выполнения под контролем и консультированием учителя. Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, критическое мышление. При защите проекта развивается устная речь учащихся. Метод проектов предоставляет ребенку уникальную возможность развивать свои фантазии. Этот проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую работу, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.


Основные компоненты проектной деятельности учащихся.


Ведущий отечественный специалист в области проектной деятельности учащихся Е.С.Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом»1. Можно обозначить основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода:

- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);

- реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;

- обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

- наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;

- представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

В основе проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Учебный проект с точки зрения обучающегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

  • это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

  • это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.


Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

  • целеполаганию и планированию деятельности;

  • самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

  • презентации хода своей деятельности и результатов;

  • умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

  • поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

  • практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетипичных, ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).




Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.


Существует несколько подходов к классификации проектов. Их можно подразделить на пять групп.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвующие в нём берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников. Наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.


Примерная структура проекта.

  • Титульный лист (название учебного заведения, класс, авторы, название проекта, научный руководитель, год).

  • Оглавление (перечень основных частей проекта).

  • Краткая аннотация, содержащая изложение основных положений проекта.

  • Эпиграф.

  • Основная часть.

  • Заключение.

  • Библиография.

  • Сведения об авторах проекта.

  • Приложения: фотографии, рисунки, иллюстрации, графики, таблицы и т.д.



Примерные требования к учебным проектам:

  • Поощряется активное использование современных методов работы с информацией (Интернет и др. телекоммуникационные технологии).

  • При поиске фактического материала учащиеся обращаются за помощью, консультациями к преподавателям различных дисциплин и друг к другу.

  • Выполняться работа может как индивидуально, так и авторскими группами.

  • Работа представляется с правилами элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, унификация шрифтов, единый стиль).

  • Работа должна быть рассчитана на взыскательное читательское восприятие (т.е. написана хорошим ясным языком).

  • Наличие справочного вспомогательного аппарата.



Формы представления результатов проектной деятельности:

  • Реклама-рассказ; мастер-классы;

  • лаборатории; презентация;

  • конкурсы; творческие гостиные;

  • круглые столы; выставки;

  • дискуссии; концерты;

  • общественные слушания; экспертные обсуждения;

  • деловые игры; Web-сайты.


Критерии защиты проекта

    • значимость и актуальность выдвинутой проблемы;

    • соответствие содержания заявленной теме;

    • логика изложение;

    • уровень самостоятельности;

    • владение материалом;

    • эстетика оформления;

    • грамотность;

    • эмоциональность;

    • культура речи, умение отвечать на вопросы;

    • подготовка компьютерной презентации.


Методический паспорт учебного проекта

Адресация

1.Тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов

2.Цели: образовательные, воспитательные, развивающие.

3.Задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося).

4.Возраст учащихся (класс).

5.Время работы над проектом.

6.Режим работы.

Обеспечение:

7.Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение.

8.Дополнительно привлекаемые участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы.

9.ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы.

10.Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте.

11.Мотивация к работе.

Предполагаемые приращения:

12.Новое содержание по каждой теме.

13.Новые практические приемы.

14.Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

15.Воспитание толерантности.

16.Расширение кругозора.


Метод учебного проекта характеризуется как:

  • Личностно ориентированный.

  • Деятельностный.

  • Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности.

  • Построенный на принципах проблемного обучения.

  • Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии.

  • Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах.

  • Воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.

  • Здоровьесберегающий.





Методика осуществления учебного проекта.

  • 1-й – погружение в проект

  • 2-й – организация деятельности

  • 3-й – осуществление деятельности

  • 4-й – презентация результатов.

1-й этап


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулирует:

Осуществляет:

1) проблему проекта;

1) личностное присвоение проблемы;

2) сюжетную ситуацию;

2) вживление в ситуацию;

3) цель и задачи

3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач


2-й этап


Учитель организует деятельность – предлагает: (оснащает всем необходимым и создает условия для самост.работы)

Учащиеся осуществляют:

4)Организовать группы;

4)Разбивку на группы;

5) Распределить амплуа в группах;

5)Распределение ролей в группах

6) Спланировать деятельность по решению задач проекта;

6)Планирование работы;

7)Возможные формы презентации результатов

7)Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов







3-й этап


Учитель не участвует, но:

Учащиеся работают активно и самостоятельно:

8) консультирует учащихся по необходимости;

8)каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;

9)ненавязчиво контролирует;

9)консультируется по необходимости;

10)дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

10) «добывают» недостающие знания;

11)репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

11)подготавливают презентацию результатов


4-й этап


Учитель принимает отчет:

Учащиеся демонстрируют:

12)обобщает и резюмирует полученные результаты;

12)понимание проблемы, цели и задач ;

13)подводит итоги обучения;

13)умение планировать и осуществлять работу ;

14)оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность

14)найденный способ решения проблемы;

15)акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе, на общий результат

15)рефлексию деятельности и результата;

16)дают взаимооценку деятельности и ее результативности.


Формы презентаций и их учебно-воспитательный эффект.

Со стороны учителя:

  • необходимо проследить ход рождения идей,

  • рассуждения участников проекта,

  • аргументацию при принятии решения,

  • проследить как были использованы полученные в школе знания, житейский опыт,

  • какая новая информация и откуда поступила и как детьми рассматривалась


Результатом работы над проектом является, прежде всего, замысел способа решения проблемы проекта, а продукт играет вспомогательную роль. Помогает наглядно представить одно из воплощений замысла или образа.


Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков.

К ним относятся умения:

  • кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

  • демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

  • анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

  • демонстрировать найденное решение;

  • анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

  • проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средством, с помощью которых отыскивалось решение.

Основная цель проектного обучения на уроках ИЗО состоит в развитии способности у ученика к самостоятельному восприятию и анализу художественных явлений в их взаимосвязях; осмыслении своеобразия средств выразительности и духовного содержания художественных ценностей; выявлении личной позиции в сфере художественной культуры,; развитии и формировании умений и навыков, необходимых преподавателю в области передачи духовных и художественных ценностей. Учащиеся должны самостоятельно воспринимать, оценивать, осмысливать искусство, искать связи между художественными явлениями.


Примерная тематика проектов по музыке в начальных классах.

2-й класс. «Мой музыкальный инструмент»

Ученики мастерят шумовые музыкальные инструменты, представляют их классу, аргументируя выбор и показывая способ изготовления.


3-й класс. «Эх, частушка, как ты хороша!»


Этот проект представляет собой творческий конкурс сочиненных частушек о своем классе. Целью проекта является желание учителя развить интерес к предмету, погрузить детей в подлинно творческую атмосферу, закрепить на деле знание принципов построения частушки, воспитать деятельных, неординарно мыслящих личностей.


4-й класс «В стране музыкальных загадок»


Проект нацелен на закрепление детьми пройденного материала (музыкальных терминов, фамилий композиторов, названий произведений и музыкальных жанров) в форме музыкальных загадок разных видов (кроссворд, сканворд, шарады, ребус, загадка и т. д.)

Организуя учебное проектирование, учитель может осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждый ученик вправе выбрать для себя проектное задание определенной сложности. В области изобразительного искусства необходимо подразделить учебные проектные задания по доминирующему виду деятельности на: — поисковые, связанные с обработкой и систематизацией информационного и иллюстративного материала; — творческие, направленные на создание художественных произведений.

В начальной школе используется урочный творческий проект и как дополнение к нему — мини-поисковые задания.

В средней и старшей школе чаще применяется внеурочная проектная деятельность.

Приведем примеры учебных проектов в средней школе.


Проект «Песни, опаленные войной»


Данный исследовательский проект предназначен для осуществления учащимися 5 класса поисковой исследовательской деятельности в области музыки и истории (песни военных лет). Предполагается, что этот проект дети будут делать самостоятельно с помощью родителей, бабушек и дедушек, которые помнят о Великой Отечественной войне и могут поделиться своими знаниями с ребятами. Также необходимо будет обратиться в библиотеку для подбора литературы по данной теме.

Тема учебного проекта тесно связана с историей России.

Цели образовательные и воспитательные:

- вовлечение каждого ученика в познавательный процесс;

- воспитание у детей интереса к изучению истории России;

- воспитание чувства патриотизма;

Задачи учебно-педагогические:

- приобщение к творческой деятельности;

- развитие художественных способностей;

- формирование навыков исследовательской деятельности.

Возраст учащихся: 11 -12 лет (5 класс)

Режим работы: 3 урока (желательно в феврале).

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: аудиокассеты, энциклопедии, библиотечный фонд.

Осуществление учебного проекта

1 этап: погружение в проект.

Учащимся предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой Отечественной войны и проиллюстрировать свою работу фрагментами произведений, предварительно рассказав о нем. Лучшие групповые работы будут использованы в праздничном концерте, посвященном Дню Победы.

2 этап: планирование (20 минут в конце урока).

Учащиеся делятся на группы. В ходе обсуждения и разбора проекта вырабатывается план действий, распределяются роли участников проекта, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать. В ходе обсуждения учитель должен помочь детям в корректировке их работы.

3 этап: исследование (выполняется самостоятельно согласно принятому в группе плану).

кто-то разучивает военную песню, о которой пойдет речь в групповом проекте, кто-то ищет материалы в библиотеке, кто-то оформляет титульный лист своего продукта, и все расспрашивают взрослых о войне и о том, как музыка помогала воинам.

4 этап: результаты и выводы

Учащиеся, собрав материал, представляют наброски будущего выступления, группы исполнителей отрабатывают фрагменты песен, уточняют информацию.

5 этап: презентация

Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы, состоящей из исполнения фрагментов военных песен, исторических справок о них, рассказов из жизни, рисунков, фотографий из семейного архива.

6 этап: оценка результатов

Участники проектов делятся впечатлениями, мнениями, отвечают на вопросы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объем использованных источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.

Заключение

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности через самореализацию в предметной деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами.

В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается история Родины, укрепляется осознание того, что музыка имеет большое значение в жизни человека, воспитываются патриотические чувства.

Этот же проект можно провести во 2-м и 3-м классе, но тогда он должен быть в упрощенном виде. Суть его будет сводиться к знакомству с песнями военных лет. В этом случае его уместно проводить в праздничную неделю Дня Победы. Ученики получают задание просмотреть праздничные концерты и записать названия песен. На презентации дети должны рассказать, сколько песен они услышали, как они называются, и поведать содержание наиболее запомнившихся.

Анализ современной педагогической теории и практики показал перспективность использования проектной деятельности как средства повышения эффективности общения учащихся, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии старшеклассников в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

Проектная деятельность способствует повышению эффективности общения учеников, т.к. в процессе обсуждения и  разработки возможных идей проектов, вариантов их реализации старшеклассники проявляют умственную активность, оригинальность мышления, легкость генерирования идей, любознательность, изобретательность; в процессе общения и взаимодействия в группе для старшеклассников  характерно наличие развитых коммуникативных умений, активной позиции в обсуждении, позитивного эмоционального настроя, стремление к организации групповых дел, вовлеченность в процесс обсуждения, умений коллективного планирования.

Условиями организации проектной деятельности, способствующей повышению эффективности общения, являются :

1) организация проектной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников, соблюдая технологическую цепочку проектной деятельности;

2) соответствие содержания и видов проектов возрастным особенностям учащихся;

3) наличие в проекте социально значимой проблемы, требующей разрешения;

4) значимость результатов проектной деятельности для учащихся.

Проектная деятельность рассматривается как средство формирования учебно-познавательной активности школьников, заключающееся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта. Проектная деятельность обеспечивает проявление инициативы, самостоятельности, творческого начала, создает положительную мотивацию для самообразования учащихся. В процессе проектной деятельности происходит развитие практического мышления.






Литература:

  1. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству: интеграция художественного и логического: модернизация общего образования. СПб., 2004.

2.Афанасьева М. Личностный подход в обучении – метод в теории и на практике. http://psy.1september.ru/2001/32/7_10.htm.

3.Выготский Л.С. Воображение, творчество в детском возрасте. – М., 1991.

4.Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. – Л., 1990.

5.Драматургия урока //Искусство в школе. – 1998. - №4. – С.21-28.

6.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1997.

7.Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1996.

8.Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе.-М. «Просвещение» 2006.

9.Культура современного урока/Под.ред.Н.Е.Щурковой. – М., 2000.

10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ,2008.

11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е «Новые педагогическин и информационные технологии в системе образования». М., 2004.

12. Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995.

13.Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – Рига, 2000.

14. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие.- Воронеж.2006.

15. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки.- Издательство «Учитель», 2007.

16. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.















1

14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маркеева Александра Николаевна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157552


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства