Тема природы по-разному проявлялась в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы, завывании вьюги. Для более эффективной работы по экологическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях был разработан проект «Гармония музыки и природы».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Гармония музыки и природы"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Начальная школа
Творческий проект
«Гармония музыки и природы»
Автор: музыкальный руководитель Ивлева Н. И.
«Гармония музыки и природы»
Участники проекта: дети подготовительных групп
Тип проекта: творческий
Продолжительность: средней продолжительности
Актуальность:
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы, завывании вьюги. Для более эффективной работы по экологическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях был разработан проект «Гармония музыки и природы». Приобщить ребёнка к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи данного проекта.
Воспитание экологической культуры - одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засорённость среды обитания- всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей на музыкальных занятиях в детском саду. Чтобы процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать музыкальные произведения, как средство формирования экологических знаний. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к классической музыке, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Приобщение детей к классической музыке во взаимосвязи с экологией - тема новая, и, несомненно, очень интересная.
Цель: Формировать эстетический вкус и приобщать к миру природы. Показать возможность музыки в передаче картин природы. Расширить знания детей о природе.
Задачи: - используя музыкальные произведения (цикл фортепианных пьес «Времена года П.И. Чайковского и «Времена года» А. Вивальди) систематизировать знания детей о временах года;
- дать представление о П.И. Чайковском, как о композиторе, воспевающем красоту русской природы;
- используя здоровьесберегающих технологий (самомассаж, пальчиковые игры, физкультурные минутки) учить бережному отношению к своему организму;
- формировать у детей более полное представление о животном мире с помощью цикла фортепианных пьес К. Сен-Санса «Карнавал животных»;
- через игры-драматизации учить детей имитировать животных и птиц, подмечая наиболее характерные особенности;
- учить передавать содержание музыкальных произведений, свои чувства и настроения в движениях и рисунках.
Продукт проектной деятельности: Праздник, посвященный Году экологии в России «В защиту природы»; конкурс стихов «Природа – наш общий дом»; музыкально-познавательная викторина «Знатоки природы».
Основные направления проекта:
- музыкальное занятие по творчеству П.И. Чайковского: «Весенняя фантазия в музыке»;
- музыкальное занятие по творчеству П.И. Чайковского и А. Вивальди
«Путешествие по временам года»
- интегрированное музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий «Эти забавные животные»;
- интегрированное музыкальное занятие «Прогулка по зимнему лесу»;
- музыкальное занятие со здоровьесберегающими технологиями «Краски леса».
-консультация для родителей «Музыка и экологическое воспитание»
Ожидаемый результат:
- развитие у детей фантазии, эмоциональности;
- накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой на музыкальных занятиях;
Вывод:
Музыка обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает услышать природу, её голоса, осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие- это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям.
Этапы реализации проекта
I Этап – Подготовительный
Работа с методической литературой;
Подбор музыкального репертуара
Разработка конспектов занятий
Подбор игр- драматизаций;
Изготовление атрибутов
II Этап - Основной
Музыкальное занятие по творчеству П.И. Чайковского и А. Вивальди с детьми подготовительной группы «Путешествие по временам года»
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей средствами музыки»
Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшей группы «Краски леса».
Музыкальное занятие по творчеству П.И.Чайковского «Весенняя фантазия»
Интегрированное музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшей группы «Эти забавные животные».
III Этап - Заключительный
Праздник, посвященный Году экологии «В защиту природы».
музыка обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает услышать природу, её голоса, осознать увиденное и услышанное, воплощать в цвете.
Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c экологической направленностью обогащает дошкольников яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей. Дети слушают, поют, рисуют, прислушиваясь к словам взрослых, размышляют и задумываются о добром отношении ко всему живому вокруг. А забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие к миру вокруг - это уже охрана природы. И именно это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям на планете.
Литература:
Л. Гераскина «Ожидание чуда» ч. 2, М., 2007.1982.
О. П. Радынова «Методические рекомендации» к программе «Музыкальные шедевры», методические пособия по темам программы: «Природа и музыка», «Музыка о животных и птицах» М., 2010.
Е. Минина «Музыкальное развитие детей 5 – 7 лет в детском саду», Ярославль, 2008.
Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» (подготовительная гр. – программа «Ладушки», «Композитор» - С. - Петербург, 2007.