kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект на тему: "Гармония мира, или музыкальные ритмы в жизни подростка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На первых же уроках сольфеджио – так называются уроки музыкальной грамоты – ученики музыкальных школ сразу же сталкиваются с математикой. 7 нот, 5 линеек нотного стана, интервалы.  А ноты-то все разные. Одни коротенькие совсем, другие длинные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: "Гармония мира, или музыкальные ритмы в жизни подростка"»

Содержание: стр.

Введение

2

Глава I. Математические законы в музыке

    1. 1.1 Историческая справка

    2. 1.2 Математическая чистота звука

    3. 1.3 Музыкальные ритмы и математические периоды.

Глава II. Значение музыкального ритма в жизни подростка

2.1 .Музыкальный ритм и его значение в жизни человека


2.2. Музыкальные ритмы в жизни подростка.


Глава III Практическая часть. Исследование

3.1 Социологический опрос

3.2 Лабораторное исследование Аквалайзер

Заключение

Литература

3

3

3

6

9

9

9

14

14

17

19

20



















«Музыка есть таинственная арифметика души;

она вычисляет, сама того не сознавая».

Готфрид Лейбниц


Введение

На первых же уроках сольфеджио – так называются уроки музыкальной грамоты – ученики музыкальных школ сразу же сталкиваются с математикой. 7 нот, 5 линеек нотного стана, интервалы. А ноты-то все разные. Одни коротенькие совсем, другие длинные.

Так в 5-6 лет ребята, которые занимаются музыкой, узнают, что ноты или что-нибудь другое может делиться. А ведь деление школьники начинают изучать только в 8-9 лет, в конце второго класса. Интересно, что у истоков музыкальной грамотности стоял великий математик Пифагор. И не случайно!

Чтобы записать слова – мы используем буквы, числа – цифры, а музыку – ноты. При записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность).

Здесь и происходит сопоставление целого числа и целой длительности, дробного числа и длительности коротких нот, записываемых при помощи дроби. Не зная математических понятий, не умея различать дроби, не умея сравнивать их, невозможно было бы сыграть музыкальный фрагмент. Все музыкальные произведения тоже записываются нотами в определенной музыкальной последовательности.

Таким образом, математика и музыка – два полюса человеческой культуры, два школьных предмета, две системы мышления, тесно связанные между собой то есть, занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.

Музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически. У каждого человека свои музыкальные предпочтения. И не случайно выбранная музыка показывают характер и отношение к миру своего слушателя.


Цель проекта «Гармония мира, или музыкальные ритмы в жизни подростка»
  • показать, как математика подчиняет своим законам окружающую действительность, в частности, показать значение математики в развитии музыки и влияние ее на жизнь подростка

Задачи проекта:

  • сравнить материал, изучаемый в музыкальной школе, и материал, который изучают ученики в школьном курсе математики;

  • провести анкетирование и установить музыкальные предпочтения подростков

  • проанализировать и установить связь между звуками и поведением личности;

Объект исследования: школьный курс музыки и математики

Предмет исследования: математические законы в музыке

Методы исследования: работа с источниками информации, анкетирование, анализ, сравнение, наблюдение.

Гипотеза: если изучить взаимосвязь математики с музыкой, то можно выявить особенности влияния современной музыки на жизнь подростка





Глава 1. Математические законы в музыке

1.1 Историческая справка

Математика и музыка - два школьных предмета, два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.

Казалось бы, искусство - весьма отвлеченная от математики область. Однако связь математики и музыки обусловлена как исторически, так и внутренне, несмотря на то, что математика - самая абстрактная из наук, а музыка - наиболее отвлеченный вид искусства.

Открытие Пифагора в области теории музыки

Суть его в том, что сочетание звуков, издаваемых струнами, наиболее благозвучно, если длины струн музыкального инструмента находятся в правильном численном отношении друг к другу.

Для воплощения своего открытия Пифагор использовал монохорд – полуинструмент, полуприбор.

Под струной на верхней крышке ученый начертил шкалу, с помощью которой можно было делить струну на части. Было проделано много опытов, в результате которых Пифагор описал математически звучание натянутой струны.

Что определяет консонанс (созвучание)

Долгое время не было единого мнения о том, что определяет приятное для слуха звучание струны (в музыке это явление называют консонансом). Ясность в этот вопрос внес Архит (IV(4) в. до н.э.), который сущность высоты тона видел не в длине струны и не в силе натяжения, а в скорости ее движения, т.е. скорости ударения струны по частичкам воздуха.

Сегодня эта "скорость движения" носит название частоты колебания струны. Архит установил, что высота тона (или частота колебания струны) обратно пропорциональна ее длине.

Законы пифагорейской музыки

В основе этой музыкальной системы были два закона, которые носят имена двух великих ученых - Пифагора и Архита. Вот эти законы:

1. Две звучащие струны определяют консонанс, если их длины относятся как целые числа, образующие треугольное число 10=1+2+3+4, т.е. как 1:2, 2:3, 3:4. Причем, чем меньше число (n) в отношении n:(n+1) (n=1,2,3), тем созвучнее получающийся интервал.

2. Частота колебания (w) звучащей струны обратно пропорциональна ее длине (l) .

w = a : l

где (а) - коэффициент, характеризующий физические свойства струны.


1.2 Математическая чистота звука.


"Музыку я разъял как труп,

Проверив алгеброй гармонию."

Гейн А. Г, Касымов А. О.


От этих слов, вложенных А.С. Пушкиным в уста Сальери, веет мертвящей пропастью между музыкой и математикой. Отравлен Моцарт - живое воплощение музыки, и сама музыка мертва под математическим скальпелем убийцы гения. Разве не отражают эти пушкинские строки мнение большинства людей, что между математикой и музыкой нет и не может быть ничего общего?

Между тем именно исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики: Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, Жан д'Аламбер, Леонард Эйлер, Даниил Бернулли. Первый труд Рене Декарта - "Compendium Musicae" ("Трактат о музыке"); первая крупная работа Леонарда Эйлера - "Диссертация о звуке". Эта работа 1727 года начиналась словами: "Моей конечной целью в этом труде было то, что я стремился представить музыку как часть математики и вывести в надлежащем порядке из правильных оснований все, что может сделать приятным объединение и смешивание звуков". Лейбниц в письме Гольдбаху пишет: "Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать". И Гольдбах ему отвечает: "Музыка - это проявление скрытой математики".

Почему же скрытой? Ведь в Древней Греции музыка прямо считалась частью математики, а еще точнее, разделом теории чисел. Первым, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел, был Пифагор - тот самый, чьим именем названа знаменитая теорема. И в XVII веке французский философ, физик, математик Марен Мерсенн в трактате "Истина наук против скептиков или пирроников" также рассматривал музыку как отрасль математики.

В наше время музыкой могут быть названы и чарующие переливы арфы, и скрип открываемой двери, и шум заводского цеха, и оркестр настроенных на разные станции радиоприемников. Все это - искусство организации звуковых последовательностей. Однако симфонии Моцарта существенно отличаются от произведений авторов "индустриальной музыки", причем речь не о художественных достоинствах этих сочинений, а о материале, из которого они "изготовлены". "Сырьем" для большинства сонат, песен, опер служат музыкальные звуки (их мы называем нотами), которые отличаются от шумов. Чтобы прояснить суть этого отличия, уточним, что же такое звук.

Всякий звук - это воспринимаемые человеческим ухом колебания среды, обычно воздуха. Источником колебаний могут быть голосовые связки певца, струна музыкального инструмента, плохо смазанная дверь и т.п. Одна из основных характеристик колебательного процесса - частота колебаний. Музыкальные звуки имеют ту особенность, что им присуща вполне определенная частота колебаний. А вот про шумы нельзя сказать, что им соответствует какая-либо конкретная частота - они представляют собой беспорядочную смесь нескольких колебательных процессов самой различной частоты. Известно, что частота измеряется в Герцах - числе полных колебаний в секунду, обозначение Гц.

Человеческое ухо способно воспринимать звук, частота которого заключена приблизительно в интервале от 16 до 16000 Гц. В музыке используется диапазон от 16 до примерно 5000 Гц. Даже если считать только звуки с целым значением частоты, то получится около 5 тысяч, а ведь есть еще звуки с частотой 100,5; 3333, 14159 и т.д. Между тем, концертный рояль - инструмент с огромным звуковым диапазоном - имеет всего 87 клавиш. Более того, через каждые двенадцать клавиш повторяется их расположение и их названия. И очень высокие и очень низкие звуки носят одни и те же повторяющиеся имена: до, фа-диез, ля-бемоль. Постараемся понять, каким образом из всего

многообразия звуков были отобраны именно те, к которым мы привыкли, и почему именно через каждые 12 клавиш повторяются названия нот. Для начала займемся измерениями. А где измерения, там вступает в свои права математика.

Только что мы встретились с важнейшей особенностью музыкально-математических исследований: результаты применения численных методов все время должны проверяться человеческим ухом. Первым, кто в построении теории музыки отдавал приоритет слуховым ощущения, был ученик Аристотеля Аристоксен. Основателем школы, ставившей во главу угла математические соотношения, был Пифагор. Его же признают создателем первой музыкальной теории.

Для своих исследований Пифагор использовал так называемый монохорд (в переводе с греческого - однострунный). Инструмент представлял собой четырехугольный ящик длиной около 1 метра, над верхней декой (доской) располагалась одна струна, ограниченная с двух сторон порожками. Под струной располагалась двигающаяся подставка, которая позволяла изменять высоту звука.

Вообще говоря, высота звука, издаваемого струной, определяется несколькими параметрами - длиной и толщиной струны, плотностью материала, из которого она изготовлена, натяжением и т.д. Когда свойства звука изучаются на монохорде, то толщина струны, ее натяжение и плотность материала остаются неизменными. Высота извлекаемого звука изменяется простым смещением подставки.

Частота, с которой колеблется вся струна целиком, определяет так называемый основной тон. Колебания частей струны вызывают появление обертонов. Самые сильный обертон возникает при колебаниях 1/2 части струны, слабее 1/3, 1/4, 1/5 и т.д. Соответственно соотношение частот (или высот) этих обертонов выглядит так: 1:2:3:4:5:6... Это так называемый натуральный или гармонический ряд звуков, и соответствующие обертоны тоже называются гармоническими.

Математическое описание этого явления было дано значительно позже усилиями д'Аламбера, Эйлера, Даниила Бернулли, Лагранжа. Прежде всего отметим, что для описания колебаний точки около положения равновесия нужна всего одна переменная x, показывающая на сколько отклоняется точка от положения равновесия в момент времени t. В наиболее простом случае периодических колебаний с постоянной амплитудой зависимость x от времени описывается формулой x = Acoswt, где A - амплитуда, а w - частота колебаний (рис. 1 а и 1 б).


рис. 1.а рис. 1.б

Если колеблется протяженное тело, например, струна, то нам потребуется описать колебание каждой точки этого тела, т.е. функция, описывающая отклонение тела, имеет два аргумента: координату точки струны и время. Скажем, такая функция может выражаться следующей формулой:

y = A sin 2p lx coswt,

где A - амплитуда, l - длина струны, x - координата точки струны, а w - частота колебаний

(рис. 2 а и 2 б)

рис. 2.а рис. 2.б

Все слагаемые соответствуют в точности гармоническим обертонам. Вот математика и объяснила нам, почему на струнном инструменте мы, извлекая некоторый звук, вместе с основным

тоном автоматически получаем гармонические обертоны. Хорошо, что наличие гармонических обертонов не вызывает у нас неприятных ощущений. Иначе мы не смогли бы слушать даже самый короткий музыкальный отрывок состоящий из одной ноты, не говоря уже о целой симфонии.

Симметрия в музыке.

Симметрия часто используется в музыке. Ряд музыкальных форм строится симметрично. В этом отношении особо характерно рондо (рондо от фр. – круг). В рондо музыкальная тема многократно повторяется, чередуясь эпизодами различного содержания. Главная тема проводится не менее трех раз в основной тональности, а эпизоды – в других тональностях. Это напоминает зеркальную симметрию, основная тема служит плоскостью, от которой как бы отражаются эпизоды. Но тот эпизод, который раньше прозвучал в высокой тональности, повторяется в низкой, и наоборот.

«Душа музыки- ритм, он состоит в правильном периодическом повторении частей музыкального произведения», - писал в 1908 г.известный русский физик Г. В. Вульф,- « Правильное же повторение – сущность симметрии».

Приложим к музыкальному произведению понятие симметрии при помощи нот, т. е. получаем пространственный геометрический образ.




Гамма до мажор.

Композитор в своем произведении может по несколько раз возвращаться к одной и той же теме, постепенно разрабатывая ее. Примером данной формы является «Рондо-каприччио» (фортепиано) Бетховена.

1.3 Музыкальные ритмы и математические периоды.


Слово «ритм» изначально принадлежало музыке, хотя сегодня неудивительно, что оно может быть известно человеку совершенно из других источников. Даже в словаре Ожегова «ритм» определяется как равномерное чередование каких-нибудь элементов. Музыкальный ритм дается как пример, а не как определение. Таким образом, «ритм» можно назвать общим понятием в области науки и искусства.

Ритмичность присуща самой природе, где все процессы и явления имеют определённую цикличность. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи.

Ритмична работа человеческого организма. Ритм обнаруживается повсюду в окружающем нас мире. Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, сучка. На заре человеческой цивилизации древние люди использовали ритм как систему сигналов предупреждения сородичей об опасности. В период формирования человеческой речи для выражения эмоций (радость, печаль, страх и т. д.) появляются в речи звуки, периодично повторяющиеся. Так, от природной ритмичности в процессе эволюции человека зарождался ритм, созданный им самим.

Но наряду с природными, существуют ритмы, созданные самим человеком, к примеру, музыкальный ритм. Истоки зарождения и развития ритма в музыке относятся к глубокой древности.

Может быть во всеобщей ритмичности бытия, и заключен ответ на вопрос, отчего мы так чувствуем музыкальные ритмы и отчего это чувство пробуждается в нас уже с первых дней жизни, задолго до того, как мы научимся различать и понимать слова. Почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? Почему они тут же начинают приплясывать, если поёшь им какую-нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребенок еще не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать – двигаться, танцевать и т.д.

Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм, наиболее, близок природе человека и, воздействуя на неё, способен вызвать ответную реакцию. А любая ответная реакция – это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним. Ведь так важно чувствовать себя не одинокой, затерянной в бесконечности песчинкой, а полноправной частичкой мира, живущего и чувствующего так же, как и ты сам.

Вот почему иногда говорят, что ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем.

Математика также заимствовала данное слово. Исследуя математические закономерности и числовые последовательности, часто можно обнаружить ритмичность. В частности, «простейшими» примерами математических ритмов являются периодические дроби (кстати, слово «период» также знакомо музыкантам).


Рассмотрим несколько интересных примеров:


1/7 = 0, 142857…

2/7 = 0, 285714…

3/7 = 0, 428571…

4/7 = 0, 571428…

5/7 = 0, 714285…

6/7 = 0, 857142…


Данные дроби (и особенно их периоды) представляют интерес не только собой, но и в сравнении.


Рассмотрим еще одну группу:


1/9 = 0, 11…

1/99 = 0, 0101…

1/999 = 0, 001001…

1/9999 = 0, 00010001…


в сравнении с другой:


1/1111 = 0, 00090009…

1/111 = 0, 009009…

1/11 = 0, 0909…

1 = 0, 99…


Заслуживают внимания и такие дроби:

1/27 = 0, 037037…

1/37 = 0, 027027…


Таким образом, мы можем проследить ритмичность периодических дробей как в сравнении с другими периодическими дробями, так и без сравнения.

Обратимся теперь к поиску ритмов, скрытых в числовых таблицах. Как известно музыке, ритмы бывают правильные и неправильные. Очевидно, в математике мы сможем столкнуться и с теми, и с другими.

Рассмотрим пифагоров квадрат:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

8

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

8

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

8

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100


Все предыдущие ритмы были правильными. Каждый был подчинен определенной закономерности. Закономерность следующего ритма -–простые числа. Если допустить, что цветовое выделение соответствует акценту в музыке, то следующий ритм относится к неправильным:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

8

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100


Следует заметить, что без ритма музыка не смогла бы существовать. Она бы просто рассыпалась, так и не закончив ни одной музыкальной фразы.

Глава 2 . Значение музыкального ритма в жизни подростка

2.1 .Музыкальный ритм и его значение в жизни человека

Музыкальным ритмом называется последовательность длительностей звуков музыкального произведения, придающая ему неповторимый облик.

Люди издавна стремились понять природу музыкального ритма. Древнегреческий философ и математик Пифагор представлял мир, как своего рода огромный вселенский музыкальный инструмент, управляемый «музыкой сфер» - звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились четыре начальных божественных числа (1-2-3-4), вносящих в мироздание порядок и гармонию. Порядок, т.е. истина, красота и симметрия, наделялись и нравственными качествами. Пифагореец Филолай писал: «Лжи не принимает в себя природа числа и гармонии... Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия безобразны и вредны».

Можно сказать, что человек это также хорошо настроенный музыкальный инструмент, готовый к восприятию ритмической основы.

Ритм и музыка - фундаментальные понятия и основа мироздания.

Порядку и развитию живых систем соответствуют точные математические формулы ритмов. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Не случайно мы находим их в самых разнообразных музыкальных произведениях – от нехитрой детской песенки до сложной инструментальной темы.

Классические ритмы 4/4, 2/4, 3/4, 6/8 ... соответствуют этим формулам. Музыкальные стили, использующие эти ритмы, соответствуют жизненным процессам, восстановлению порядка, развитию.

Но музыкальные произведения, искажающие звук или не сохраняющие эти ритмы (искажённая музыка), постепенно разрушают «настройку» тонкого и сложного «инструмента», которым является человек, приближая его к смерти духовной (деградации) и физической.

Даже первоначальное воздействие ритмов такой музыки воспринимается как насилие. В результате их постоянного воздействия на жизнь и развитие человека он утрачивает различение хорошего и плохого и перестаёт сопротивляться ей, приобретая плохую привычку. Удовольствие, которое он получает от этой музыки, не возвышает человеческое сознание, но ввергает в пучину животных чувств и страстей, агрессии, злобы, наркотиков, алкоголя, никотина. Результатом воздействия таких ритмов и музыки на человека является полное физическое и духовное опустошение. Различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.


2.2. Музыкальные ритмы в жизни подростка.

С каждым десятилетием ритм и музыка становятся быстрее и агрессивнее. Если раньше танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились диско и евродэнс. Немного позднее получила широкое развитие электронная музыка. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но известно, что организм человека не рассчитан жизнь в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

Извращение музыкального ритма изначально было проявлено в ритмах вуду и шаманистских обрядах. Эти ритмы используются в колдовстве и черной магии, они вызывают страх и тревогу, суеверие и ненависть. Речь идёт об остинатном ритме.


Остинато – (с итальянского «obstinatus») - многократное повторение ритмической фигуры. Иногда остинатный ритм используется в музыкальных произведениях для создания гипнотического эффекта (Равель «Болеро») или ощущения страха и ужаса (Шостакович, Симфония №7(эпизод нашествия)).

В основе же современной музыки данный ритм используется практически всегда. Агрессивно вторгаясь в нашу жизнь, музыка с подобным ритмом отнимает у человека тишину вместе со здоровьем. Особенно незащищенными перед ней оказываются подростки, т. к. они находятся ещё только в процессе становления личности и эстетического вкуса. Тем не менее, именно такая музыка, основанная практически только на ритме, является наиболее популярной у них, чем какая-либо другая.

Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Например, современная ритмичная музыка. Она имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику человека, а особенно подростка: монотонные повторения, громкость, сверхчастоты, сетоэффекты, жесткий ритм.

1. Монотонные повторения. Посредством их слушатели могут впасть в пассивное состояние. Благодаря многократному прослушиванию воспитывается способность к более быстрому отключению и достижению состояния пассивности.

2. Громкость, сверхчастоты. Наше ухо настроено воспринимать обычный звук в 55-60 децибел. Громкий звук составит 70 децибел. Но, переходя все пороги нормального восприятия, сильный по интенсивности звук вызывает невероятный слуховой стресс. Громкость звука на площадке, где установлены стенки с мощными динамиками, используемые во время рок - концертов, достигает 120 дБ, а в средине площадки до 140-160 дБ. (120 дБ соответствует громкости рёва взлетающего реактивного самолета в непосредственной близости, а средние величины у плеера с наушниками составляют 80-110 дБ.).

Во время такого звукового стресса, из почек (надпочечников) выделяется стрессовый гормон - адреналин. Такой процесс происходит при каждой стрессовой ситуации. Но воздействие раздражителя не прекращается и происходит перепроизводство адреналина, который стирает часть запечатленной в мозгу информации. Человек просто забывает, что с ним было или, что он изучал, и умственно деградирует.

«Чем больше шума, тем больший успех у аудитории, не имеющей ушей. (старинный мыслитель)

Светоэффект. Небезобидно и такое техническое оснащение рок представлений, как светоэффект - лучи, время от времени прорезающие темноту в разных направлениях и имеющие разную конфигурацию. Многие считают их просто украшением концерта. На самом деле, определенное чередование света и темноты, особенно под громкую и сумбурную музыку, приводит к значительному ослаблению ориентации, снижению рефлекторной быстроты реакции. При определенной скорости вспышки света взаимодействуют с альфаволнами, которые контролируют способность к концентрации внимания. При росте частоты происходит потеря всякого контроля.

Вспышки света, следующие одна за другой в ритме музыки, стимулируют механизмы, связанные с галлюцинаторными явлениями, головокружениями, тошнотой.

Если для светоэффектов используется лазерный луч, то он может вызвать:

- ожог сетчатки,

- образование на ней слепого пятна,

- снижение ориентации,

- понижение рефлекторной быстроты реакции.

Остановимся более подробно на жестких ритмах:

1. Ритм - одно из сильных способов воздействия на человеческий организм. Простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответной реакции (движения в ритм), от экстаза до галлюцинаций, от истерики до потери сознания.

В разговорах о современных ритмах и музыке у подростков всегда употребляются два слова, о которых взрослые имеют смутное представление: «драйв» и «рэйв». Вот как определяют их значение ученые-музыковеды. Драйв - это физиологическое воздействие звука, при котором роль разума, души сводится к нулю, а эффект на подсознание доводится до максимума. Драйва больше там, где меньше мысли. Это недочеловеческий, животный аспект музыкальных ритмов.

Какие же образы и побуждения вытягивает из подсознания драйв? Самые отвратительные: любовь превращается в доступность, мужество - в грубость, свобода - в бесстыдство, веселье - в лошадиное ржание. Даже наиболее очеловеченное направление ритмичной музыки - реп - строится на поливании всех и вся грязью, на отрицании всего окружающего мира!

Теперь можно перейти к понятию рэйв. Само это английское слово («rave») по смыслу приравнивается к «точке потери сознания» и переводится на русский язык как «бред», «горячка», «шторм», «сильное помешательство». В обыденной жизни это очень большая вечеринка с главным «распорядителем энергии» - ди-джеем.

Диск-жокеи (или попросту ди-джеи), благодаря подбору музыки (сэмплов), управляют психическим состоянием собравшейся толпы. В основе рэйвов - сочетание звуковой импровизации и зрительных эффектов, приводящее подростков в измененное физическое и психическое состояние.

«Техника в соединении с пошлостью – это самый страшный враг искусства» (Гёте).

Сам принцип далеко не нов: подобные мероприятия сопоставимы с религиозными церемониями американских индейцев, где ритм - ключ к попаданию в уникальное эмоциональное состояние, когда человек купается в фантазиях и эмоциях. Влияние гипнотической техномузыки, ночи и незаметных диджеевских переходов от одной композиции к другой опьяняет без спиртного.

Чем отличается такая музыка от более привычной слуху старшего поколения музыки? Ее основа - ритм с количеством ударов в минуту от 115 до 160. А вот вокал, если он есть, как и мелодия, весьма жалок. В техномузыке используются сэмплы - готовые образцы: либо звуки, либо кусочки человеческой речи, как в рэпе. Ди-джей может смешивать все подряд, вставляя любые популярные кусочки мелодий или отсебятину в сплошной, нескончаемый поток музыкальной подборки, созданной им самим и именуемой «миксом». Поэтому, подросток, слушая подобную музыку, не выделяет, значит и не запоминает мелодическую линию, а запоминает только ритмическую фигуру.

«Приучение людей к тому, что похоже на искусство, отучает их от понимания настоящего искусства» (Л.Н. Толстой).

Истоки рэйва берут свое начало где-то в немыслимой древности, когда стуком барабанов племенные колдуны и шаманы призывали духов. О том, что его ритмы действуют на мозг по-особому, первыми узнали ученые, изучавшие древние культуры. Те из них, кто присутствовал при ритуальных африканских танцах под тамтам, обратили внимание, что у участников действа после его завершения обнаруживается головная боль, нервные патологии, болезненная утомляемость, рассеянное внимание. Ученые и подняли первыми тревогу. В результате исследований ими был выявлен синдром, названный ритмическим токсикозом: человек выглядит и ведет себя как пьяный или одурманенный наркотиками, хотя никаких следов этих веществ в организме нет. Развивается ритмический токсикоз в результате постоянного прослушивания техномузыки. Основная категория пациентов - подростки. В основе любой «попсы» - то, что музыканты называют «ритмическим квадратом». Квадратная мелодия - это в психологическом восприятии любого человека образ тупика.

Техно-ритмы в прямом смысле слова отшибают память: увлекающиеся этой музыкой подростки учатся все хуже и хуже, к книгам испытывают отвращение, совершенно не в состоянии сориентироваться профессионально - почти сплошь мечтают стать ди-джеями.

Восприятие музыкального ритма оказалось связано и с успеваемостью. Восторг и уверенность в себе при восприятии тяжелого рока испытывают 16,7% отличников, 25,8% «хорошистов» и 66,7% неуспевающих. Никто из неуспевающих школьников не испытывают от произведений этого жанра отрицательных эмоций. Но такие переживания отметили у себя 20% отличников и 24% «хорошистов».


Можно предположить наличие в этом жанре особой компенсаторной функции, актуализирующейся при переживании жизненных трудностей или неудач.

Оценка музыкальных ритмов оказалась зависимой и от пола. Среди девушек классика положительно оценивается примерно в полтора раза чаще, чем среди юношей (46,4% у девушек, 31,1% у юношей). Обратная картина наблюдается при оценке тяжелого рока. Здесь положительные оценки юношей в два раза превышают аналогичные оценки девушек.


Музыка, и в частности музыкальный ритм, производит в организме физиологические изменения, которые подобны реакциям, происходящим при сильном волнении и аффектах.

Восприятие музыкального ритма связано с функциями слухового аппарата. Доминирующий ритм захватывает двигательный центр мозга, а затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы.

Не менее сильному воздействию подвергается способность к анализу, здравому суждению, логике. Она оказывается сильно притупленной, а иногда вообще нейтрализованной. Именно в этом состоянии умственно-нравственного замешательства дается зеленый свет наиболее диким страстям. Разрушаются барьеры нравственности, исчезают автоматические рефлексы и механизмы естественной защиты.

Американский психолог и музыковед Жанет Поделл пишет: "Сила рока всегда была основана на сексуальной энергии его ритмов. Эти чувства в детях испугали их родителей, которые видели в роке угрозу для своих детей и были, конечно, правы. Ритм и вас способен заставить двигаться, танцевать так, что вы забудете обо всем на свете".

«Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами». (Белинский)

Особое внимание нужно уделить влиянию частот, употребляемых в рок-музыке, которые имеют особое воздействие на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства при сочетании со сверхнизкими (15-30 герц) и сверхвысокими (80.000 герц) частотами.

Если ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот, то способен вызвать у человека экстаз. При ритме, равном двум ударам в секунду на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, похожий на наркотический. Переизбыток как высоких, так и низких частот серьезно травмирует мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти.

Голоса медиков и ученых, пытавшихся донести до молодёжи, что ритм, частота, чередование света и темноты, нагромождение звуков, полностью взятых из древних черномагических обществ - все направлено на разрушение человеческого существа, его насильное извращение, на слом всех механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев, не были никем услышаны. Сегодня ученым остается лишь с грустью констатировать, что мало кто ускользает от всепроникающей стихии ритмов техномузыки.

Она тиражирует серые шаблоны мировоззрения, контролирует, как одеваться, как думать... По этим шаблонам молодые люди просыпаются, ведут машину, развлекаются, учатся и снова засыпают.

Итак, весь технический арсенал современных музыкальных ритмов и основанной на них музыки, направлен на то, чтобы играть на человеческом организме, на его психике, как на музыкальном инструменте. Они, появившиеся среди нашей молодежи, как атомный взрыв, как бедствие, пришедшие в нашу среду, оказались в состоянии тотально изменить индивидуальные характеристики человека. Они одновременно влияют на двигательный центр, эмоциональную, интеллектуальную и половую сферы деятельности человека. Невозможно в течение длительного времени подвергать себя их воздействию и не получить глубокие психо-эмоциональные травмы.

Каковы же последствия воздействия рок-музыки на поведение слушающего?

Как отмечалось выше - у каждого звука или произведения есть свой "слуховой путь" и от этого зависит реакция в изменении поведения человека. Если задействованы нервные клетки, связанные с отрицательными эмоциями, то это немедленно отражается на поведении. По наблюдениям психологов, сами рок-музыканты и композиторы заранее знают, чем может окончиться рок-концерт.

Ниже перечислены возможные результаты воздействия тяжёлых ритмов и рок-произведений на мозг человека:

1. Агрессивность.

2. Ярость.

3. Гнев.

4. Депрессия.

5. Страхи.

6. Вынужденные действия.

7. Состояние транса различной глубины.

8. Склонность к самоубийству. У подростков эта склонность начинает проявляться с 11-12 лет, но при прослушивании рок-музыки, эта особенность подростковой психики провоцируется или намного усиливается в более старшем возрасте).

9. Неестественный, принудительный секс.

10. Неспособность чётко принимать решения.

11. Непроизвольное движение мышц.

12. Музыкальная мания (желание постоянного звучания рок-музыки).

13. Развитие мистических наклонностей.

14. Социальная отчуждённость.

Это, конечно, вовсе не значит, что человек, страстно любящий рок, обязательно обладает всеми этими качествами, просто у него гораздо большая к ним предрасположенность, и при соответствующем сочетании других факторов, он обязательно будет подвержен этому влиянию. Кстати, рок-музыка, также может менять религиозные представления и ценности (особенно в детстве, когда они еще не полностью сформированы), а также стимулировать в человеке стремление к самоактуализации, самореализации, индивидуализму и выделению в обществе.

Также не без помощи тяжёлых ритмов и рок-музыки происходит активное зомбирование психики человека. Один поддается внушению сильнее, другой - слабее. И в тяжелые моменты у человека может наступить прояснение сознания, до него доходит страшный смысл происходящего. И тут у человека развивается паническое состояние духа. Он не знает, что делать. И в этом состоянии относительного просветления человек нередко кончает самоубийством. Такое может произойти и с совсем молодыми людьми, почти детьми. Причём погружение в рок-музыку (трэш-металл, хард-рок, панк-рок и т. д.) - одна из очень сильных форм зомбирования. И происходит это не только где-то за границей, а в наших российских городах, на глазах, а иногда и с молчаливого одобрения учителей, родителей, общественности. Если бы все родители вникали в то, что слушают, чем занимаются их дети, меньше было бы трагедий. Нередки жалобы родителей подростков, что их дети, начавшие слушать рок-музыку, меняются прямо на глазах: становятся неуправляемыми, интересы их резко сужаются и ограничиваются только прослушиванием музыки. Они становятся грубыми, агрессивными, перестают интересоваться учебой, часто перестают помогать по дому. Но это не обычные синдромы «трудного возраста». Вскоре выясняется, что тяжёлые ритмы и рок-музыка, которую слушают эти ребята, нередко содержит в своей структуре откровенно агрессивный характер. При этом меняется и психическое поведение, и социальный статус таких подростков.

Закономерен вопрос: почему же подростки прельщаются такого рода разрушительной ритмичной музыкой? Неужели они сознательно стремятся ко злу? Поначалу, конечно, нет. Чаще всего это безотчетное стремление получить какое-то удовольствие. Они привыкают к рычащей и воющей, неприрывно стучащей музыке, начиная получать от нее какой-то суррогат удовольствия, увлекаясь все больше и больше. Привычка перерастает в страсть, а затем — в качественно новое состояние, когда возникает потребность слушать такую жестокую и агрессивную музыку непрестанно. И ничего не подозревающий человек, принося в дом эту продукцию, в полной мере попадает под все её прелести, ощущает на себе влияние сил зла: становится раздражительным, агрессивным, ощущает склонность к сквернословию, непристойностям, бунту, самоубийству

Надо, чтобы учителя, педагоги, родители, семьи знали об этом страшном явлении, чтобы оно не застигло их врасплох. И родители, и дети должны знать как себя вести в подобных ситуациях. И тут выход надо искать индивидуально — лучше всего посоветоваться с более опытными людьми.

Вывод ко 2 главе: Изучение теоретических материалов подтверждает, что тяжёлые ритмы и, основанная на них музыка, отрицательно влияют на формирование личности подростка, а также на его здоровье. Данный вывод требует практических наблюдений.

Глава 3 . Практическая часть.

3.1 Социологический опрос

В практической части было задействовано 75 человек в возрасте от 10 до 16 лет. В социологическом опросе были задействованы учащиеся 5-х, 8-х и 10-х классов.

Учащимся предлагалось ответить на 6 вопросов.


  1. Ваш пол - (мужской). (женский)

  2. Возраст __________

  3. Что такое фононаркомания?____________________________________________

  4. Какую музыку вы любите слушать (нужное подчеркнуть): Попса, Рэп, Рок, Тяжелый рок, Металлика, Техномузыка, Классическая музыка, Романсы, Бардовские песни, Свой вариант____________________________

  5. Сколько часов в день слушаете музыку в наушниках?________________________

  6. Ваш любимый телеканал (нужное подчеркнуть): Муз.канал, Культура, Спорт, Новостные каналы, Животный мир, Фильмы, Свой вариант_________________________


Результаты представлены в диаграммах.

Опрос «Что такое «фононаркомания»?

Цель. Выяснить ориентировку в понятии «фононаркомания»

В ходе опроса учащихся лет по вопросу «Что такое фононаркомания?» выяснилось следующее:

Не знаю – ответили 63 опрошенных, попытались дать неточный ответ 12 учащихся

Вывод: ни один из опрошенных подростков не понимает и не осознает, что такое явление как «фононаркомания» - это болезненная зависимость человека от современных ритмичных композиций.

Опрос «Мои музыкальные предпочтения»

Цель. Уточнить музыкальные предпочтения подростков разных возрастных групп

Вывод: анкетирование учащихся показало, что музыку, основанную на тяжелых современных ритмах, любит слушать основная масса подростков, причем более старшие учащиеся слушают ее чаще.

Опрос «Мои любимые телеканалы»

Цель. Выявить любимые телеканалы подростков





Вывод. Мы увидели следующие результаты: Большинство подростков любят смотреть музыкальные и спортивные телеканалы, а образовательные и новостные каналы практически не смотрят. Практические наблюдения данной части полностью подтвердили изученные теоретические материалы.

Опрос «Времяпровождение в наушниках»



Цель. Выявить количество времени проводимое подростками в наушниках, слушая любимую музыку



3.2 Лабораторное исследование Эквалайзер

Эквала́йзер (англ. equalize — «выравнивать»; балансир, уравнитель; общее сокращение — «EQ»), также называется темброблок — радиоэлектронное устройство или компьютерная программа в составе высококлассных стереофонических комплексов (Hi-Fi), позволяющие избирательно корректировать[1] амплитуду (то есть громкость) сигнала в зависимости от частотных характеристик (высоты, тембра звука). Во времена первых опытов звукозаписистудии были оснащены низкокачественными микрофонами и громкоговорителями, которые искажали звук, и эквалайзер применялся для его амплитудной коррекции по частотам. Однако в настоящее время эквалайзер является мощным средством для получения разнообразных тембров звука (то есть разных оттенков звучания).

Процесс обработки звукового сигнала посредством эквалайзера называется «эквализацией» (Equalization). Графический эквалайзер - многодиапазонный корректор амплитудно-частотных характеристик электрических звуковых сигналов.

На сегодняшний день эквалайзер — это мощное средство для получения разнообразных тембров звука.

Мы воспользовались данной программой, чтобы увидеть различие некоторых музыкальных произведений.

Иоган Себастьян Бах «Лунная соната»

Четко прослеживается определенный ритм, периодичность, симметрия.

Немецкий тяжёлый рок - Rain Raus

Ритм не подчинен математическому закону периодичности, нарушена симметрия

Рэп исполнитель Эминем



По картинкам с эквалайзера видна сильная разница между классической и современной музыкой. А ведь давно доказана что классика действует на организм человека только с положительной стороны, и именно в ней прослеживаются математические законы и гармоничность произведение. Рок и Рэп музыка, настолько любимая современными подростками, не вписывается в математические законы и практически полностью лишена гармонии

Заключение

Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм. Еще один интересный факт, отмеченный учеными, - это «совпадение» искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме. Если эти ритмы идентичны, влияние усиливается. Другими словами, если ваша деятельность спокойна и размеренна, тихий и умеренный музыкальный фон будет способствовать ее эффективности, а если вы неуравновешенны и агрессивны, то соответствующие музыкальные ритмы, обилие шума в музыке, будет поддерживать в вас это состояние. При этом музыкальный и биологический ритмы взаимосвязаны, т.к. биологический подстраивается под музыкальный. Музыка – явление в этом плане объективное, независимое, и она не может изменяться под воздействием наших желаний и настроений. Поэтому нам остается подстраиваться под музыку, соответствовать ее энергии, ритму и содержанию.


Музыковед Э.Розенов, проанализировав наиболее популярные и любимые произведения гениальных композиторов И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена, Ф.Шопена, Р.Вагнера, М.И.Глинки, а также произведения народного творчества древнего происхождения, заметил, что моменты наиболее ярко выраженного эмоционального напряжения приходятся именно на точки золотого сечения. Искусствоведы составили подробные схемы, в которых содержится геометрический анализ великой музыки. Наиболее удачным в этом отношении примером является Хроматическая фантазия и Фуга ре минор И.С.Баха. Слушая это замечательное произведение, не только восторгаешься красотой музыки, но и чувствуешь ее скрытую музыкальную гармонию. А математика открывает еще одну грань гениальности великого композитора.


Этот рассказ о связи математики, техники и музыки далеко не полный. В истории культуры достаточно много примеров, когда люди придумывали механические устройства для сочинения музыки. Это происходило и в средние века, и в наше время. Математик из колумбийского университета Дж. Шиллингер в 1940 году опубликовал разработанную им математическую систему музыкальной композиции в виде отдельной книжечки под названием "Калейдофон". Считают, что Дж.Гершвин, работая над оперой "Порги и Бесс", пользовался той же системой. В 1940 году Эйгор Вилли Лобос, используя описанный способ, превратил силуэт Нью-Йорка в пьесу для фортепиано.

Известно, что и компьютеры сочиняют музыку. Правда, она довольно посредственна. В ней нет игры и свободного дыхания, которые трудно укладываются в математические каноны. До сих пор никому не удавалось найти алгоритм, порождающий простую и красивую мелодию. Мы просто не знаем, какое волшебство происходит в голове композитора, создающего неповторимую мелодию. Гениальное произведение - это результат вдохновения и мастерства его создателя. А еще своеобразная тайна, постичь которую порой невозможно. Решая задачи и слушая великую музыку, мы открываем в ней совершенство, простоту, гармонию и еще нечто такое, что неподвластно выражению словом...


Данная работа полностью подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что тотальное увлечение подростков современными тяжелыми ритмами разрушает их личность, отрицательно влияет на состояние их здоровья, не развивает кругозор. Это нашло отражение, как в практической, так и в теоретической части.


В современном мире мысль, что все науки и виды искусства связаны между собой, актуальна. И с помощью этих связей мы открываем мир, целостность мира, ощущаем себя вплетенными в целую Вселенную, начинаем осознавать гармонию мира.





20




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект на тему: "Гармония мира, или музыкальные ритмы в жизни подростка"

Автор: Тукашева Сара Зайядаевна

Дата: 11.04.2015

Номер свидетельства: 200224


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства