kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по учебному предмету "Музыкальный инструмент (фортепиано)" ДООП В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ВВЕДЕНИЕ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по учебному предмету "Музыкальный инструмент (фортепиано)" является составной частью ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ВВЕДЕНИЕ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ». Проедназначена для отделения платных образовательных услуг.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному предмету "Музыкальный инструмент (фортепиано)" ДООП В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ВВЕДЕНИЕ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Новосибирска

«Городская школа искусств № 29»








Отделение платных образовательных услуг


Программа по учебному предмету

«Музыкальный инструмент (ФОРТЕПИАНО)»



ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«введение в инструментальное музицирование»



Срок реализации – 1 год






Разработчик программы:


Кончевская Е.В., преподаватель фортепиано













Новосибирск 2017















Содержание


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3


II. Содержание учебного предмета 6


III. Требования к уровню подготовки учащегося 11


IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК 12


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 15


VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

























I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области преподавания учебного предмета «Фортепиано» для учащихся старше 18 лет в школах искусств. Данная программа является составной частью дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы (ДООП) «Введение в инструментальное музицирование» со сроком освоения 1 год.

Обучение игре на фортепиано – сложный и многогранный процесс, включающий не только пианистическое, но и общее музыкальное развитие учащихся. Овладеть искусством игры на фортепиано можно в любом возрасте. Обучение учащихся от 18 лет и старше имеет свою специфику, связанную с возрастными особенностями взрослого контингента: взрослые более независимы и целеустремленны, более заинтересованы в получении новой информации. У взрослых имеется «жизненный» опыт, который повышает их способность к обучению, они более пытливы и сосредоточены, более мотивированы для обучения. Вместе с тем, в обучении взрослого ученика есть определенные минусы – взрослому человеку, обучающемуся игре на инструменте уже никогда не удастся «догнать» обучающегося с детства. Это касается не только беглости пальцев, но и технического аппарата вообще. Поэтому методика обучения взрослых значительно отличается от традиционной методики обучения детей. При правильной организации фортепианного обучения взрослых роль преподавателя обычно и заключается в том, чтобы согласовать, соотнести цели образования с внутренними запросами ученика, развить, углубить его интересы, пробудить в нем новые познавательные потребности.

Программа «Музыкальный инструмент (фортепиано)» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание условий для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по постижению музыкального искусства.

Данная программа ориентирована на:

приобретение навыков игры на фортепиано;

развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок;

формирование умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.

Обучение игре на фортепиано включает в себя развитие музыкальной грамотности, развитие навыков чтения с листа, ансамблевой игры и необходимыми навыками самостоятельной работы. Обучаясь по данной программе, взрослые учащиеся приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с музыкальными произведениями мировой классики, лучшими образцами популярной музыки.

Форма индивидуальных занятий по классу фортепиано дает возможность преподавателю внимательно и всесторонне изучить способности, пристрастия каждого учащегося, определить конкретные педагогические задачи, выстроить программу персонального развития.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов учащихся, желающих получить навыки музицирования.

2.Срок реализации учебного предмета.

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» рассчитана на 1 год обучения. Возраст учащихся, приступающих к освоению программы – преимущественно от 18 лет и старше.

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ГШИ №29 на реализацию предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» предполагает аудиторные занятия в количестве 1 или 2 академических часа в неделю, в зависимости от выбора взрослого учащегося. При выборе 1 часа в неделю общий объем составит 35 часов, при выборе 2-х часов в неделю - 70 часов.

Кроме аудиторных занятий предполагается объем времени на самостоятельную (внеаудиторную) работу обучающихся, который определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Продолжительность самостоятельной (внеаудиторной) работы составляет 2 часа в неделю.

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» при выборе 1 часа в неделю составляет 105 часов, из них: 35 часов – аудиторные занятия, 70 часов – самостоятельная (внеаудиторная) работа. При выборе 2-х часов в неделю общая трудоемкость учебного предмета составляет 140 часов, из них: 70 часов – аудиторные занятия, 70 часов – самостоятельная (внеаудиторная) работа.


4. Сведения о затратах учебного времени

1час в неделю

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов




Полугодия

1

2

Количество недель

16

19

Аудиторные занятия (часы)

16

19

35

Самостоятельная (внеаудиторная) работа (часы)

32

38

70

Максимальная учебная нагрузка (часы)

48

57

105





2 часа в неделю

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов




Полугодия

1

2

Количество недель

16

19

Аудиторные занятия (часы)

32

38

70

Самостоятельная (внеаудиторная) работа (часы)

32

38

70

Максимальная учебная нагрузка (часы)

64

76

140


5. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока – академический час. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

6. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)».

Основная цель – приобщить взрослого человека к фортепианному искусству, раскрыть перед ним его красоту и многообразие, сформировать начальные практические исполнительские навыки игры на фортепиано.

Задачи учебного предмета:

  • приобретение взрослыми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

  • развитие личностных качеств: активности, самостоятельности, коммуникабельности.


7. Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.


8. Методы обучения

Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.


9. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)»

Материально-техническая база ГШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» оснащены роялями или пианино и имеют площадь не менее 6 кв. метров.

В ГШИ №29 есть концертный зал с концертным роялем, библиотека. Помещения учебных классов имеют звукоизоляцию и своевременно ремонтируются. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

II. Содержание учебного предмета


Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» соответствует направленности общеразвивающей программы, ориентированной на приобщение учащихся к любительскому музицированию.

Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» рассчитана на 1 год. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей, интересов взрослых учащихся.

Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Основные задачи:

  • Знакомство с музыкальным инструментом (фортепиано), с его конструкцией, художественными и техническими возможностями.

  • Выработка правильной посадки и правильной постановки исполнительского аппарата.

  • Воспитание правильного звукоизвлечения тремя основными способами (non legato, legato, staccato) с учетом технологических особенностей каждого из этих способов.

  • Уяснение понятия «аппликатуры», способов его обозначения в нотах.

  • Изучение и освоение начальных элементов исполнительской техники.

  • Воспитание творческого элемента в работе над пьесами.

  • Чтение с листа несложных пьес.

Годовые требования.

В течение учебного года ученик должен освоить нотную грамоту, познакомиться с упражнениями в виде различных последований пальцев (non legato, legato, staccato) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещением по октавам; научиться подбирать по слуху и петь от разных звуков песенные попевки. Познакомить ученика с ансамблевым музицированием (научиться исполнять с педагогом простейшие пьесы в четыре руки).

В течение учебного года ученик должен пройти 20-25 различных по форме музыкальных произведений: народные песни, произведения песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а для продвинутых учеников легкие сонатины и вариации, 2-3 мажорные гаммы отдельно каждой рукой (со второго полугодия); для продвинутых учеников аккорды каждой рукой отдельно; чтение нот с листа легчайших произведений каждой рукой отдельно.

Прогнозируемый результат: В конце учебного года учащийся должен продемонстрировать владение штрихами: нон легато, легато, стаккато. Умение исполнять произведение целиком, передавать характер исполняемой музыки.

Примерные перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения на академическом концерте.


Перечень содержит несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.

А) для учащихся, посещающих 1 час индивидуальных занятий в неделю:


1) И. Кригер Менуэт ля минор

Л. Шитте Соч.100. Этюд № 22

Д. Штейбельт Адажио

В. Моцарт Аллегро Си бемоль мажор


2) «Ой ты дивчина зарученная» укр. народная песня

А. Руббах «Воробей»

Е. Гнесина Этюд До-мажор

«Ивушка» украинская народная песня


3) Александров В. «Дождик накрапывает»

Ю. Щуровский «Мышонок»

М. Крутицкий «Зима»

Б. Берлин «Пони звездочка»


Б) для учащихся, посещающих 2 часа индивидуальных занятий в неделю:


1) Г. Перселл Ария ре минор

А. Гедике Соч. 32. Этюд № 7

С. Майкапар Соч. 28. Мотылек

А. Гедике Соч. 38. Сонатина До мажор


2) А. Гедике Этюд №24 сочинение 32

Л. Моцарт Менуэт ре-минор

И. Литкова Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка сделали дуду»

А. Гречанинов Мазурка


3) Бах И.С. Ария ре-минор

Черни К. – Гермер Г. Этюд №10 1 тетрадь

Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»

Гречанинов А. «Необычайное происшествие»


Примерный репертуарный список

Полифонические произведения

Бах И.С. Ария ре минор

Гайдн Й. Менуэт Соль мажор

Глинка М. Полифоническая пьеса ре минор

Кароли П. Романтический хорал. В старинном стиле

Кригер И. Бурре. Минуэт ля минор

Майкопар С. Канон соль минор

Моцарт Л. 12 пьес из нотной тетради В.Моцарта: Менуэт; Бурре ми минор; Сарабанда Ре мажор

Павлюченко С. Фугетта ля минор

Перселл Г. Менуэт Соль мажор

Руднев Н. «Шебеталла пташка»

Сен-Люк Я. Бурре Соль мажор

Тетцель Э. Два старика

Тюрк Д. – Г. Ариозо

Балтин А. Маленький дуэт

Барток Б. Менуэт

Бах И.С. Менуэт соль минор

Гендель Г. Менуэт ре минор

Моцарт Л. Менуэт ре минор. Бурре ре минор

Сперонтес. Менуэт

Тюрк Д. Пьеса. Грустное настроение

Шевченко С. Канон

Произведения крупной формы

Дюбюк А. Русская песня с вариацией (ля минор). Русская песня с вариацией (фа минор)

Рейнеке К. Соч. 12. Андантино из сонатины, Соч. 127. Сонатина

Тюрк Д. Сонатина.

Юный пианист: Песни, пьесы, этюды и ансамбли. Вып. 1 Сост. Л. Ройзман, В.Натаксон.-М.,1963

Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде»

Литкова И. Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гриша сделали дуду»

Назарова – Метнер Т. Пьесы и этюды: «Игра в жмурки» (маленькая сонатина)

Вариации на тему русской народной песни «Зайчик, ты, зайчик»

Страннолюбский Б. Тема и вариации «Я пойду, пойду в зеленый сад гулять»

Рейнеке К. Соч.136. Аллегро модерато

Штейбельт Д. Сонатина До мажор. Ч.1

Рейнеке К. Соч.127. Сонатина Соль мажор, Ч.2.

Назарова Т. Вариации на тему р.н. песни «Пойду ль я, выйду ль я»

Салютринская Т. Сонатина

Беркович И. Вариации на тему р.н. песни «Во саду ли, в огороде девица гуляла»

Литкова И. Вариации на тему б.н. песни «Савка и Гриша сделали дуду»

Пьесы

Беркович И. 25 легких пьес (по выбору)

Гедике А. Соч. 36. 60 легких пьес (по выбору)

Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Колыбельная песенка

Слонов Ю. Пьесы для детей: Шутливая песенка. Рассказ. Сказка. Кукушка. Колыбельная

Кабалевский Д. Соч. 27. Ночью на реке, Вроде вальса; Соч. 39. Песенка, Вроде марша, Колыбельная

Колодуб Л. Альбом для детей: Гопак. Мелодия. Песня медвежонка

Калинка: Альбом начинающего пианиста. Ч. 1. (по выбору)

Беркович И. 25 легких пьес: Украинская мелодия, Осень в лесу, Вальс, Сказка

Герштейн В.10 фортепианных пьес №№ 3,5,6,8

Гречанинов А. Соч. 98. Детский альбом: Маленькая сказка. Скучный рассказ. В разлуке. Мазурка.

Львов – Компанеец Д. Детский альбом: Веселая песенка. Игра. Раздумье. Колыбельная. Бульба.

Майкапар С. Соч. 28. Бирюльки: Пастушок. В садике. Сказочка. Соч. 33. Миниатюры: Раздумье.

Мясковский Н. 10 очень легких пьес для фортепиано: Веселое настроение. Вроде вальса. Беззаботная песенка.

Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: В темном лесу

Фрид Г. Ночью в лесу

Библиотека юного пианиста Вып. 1. Сост. В. Натансон: Брунберг В. Грустный рассказ

Власова Л. Метелица

Кабалевский Д. Пьеса

Кершнер Л. Малыш

Парусинов А. Эхо

Салютринская Т. Плясовая

Библиотека юного пианиста Вып. 2 Сост. В. Натансон: Васильев – Буглай Д. Осенняя песенка

Власова Л. «На лужочке, на лугу» польский народный танец

Салютринская Т. Спать пора Вып. 4 Сост. В. Натансон

Алябьев А. В степи

Кабалевский Д. Песенка

Курочкин В. Вальс

Михайлов К. Игра

Слонов Ю. Песня. Веселая игра Вып.5 Сост. В. Натансон

Антюфеев Б. Дождик

Жилинский А. Веселые ребята

Парусинов А. Колыбельная

Музафаров М. Весенняя плясовая

Бер О. Шалун. Темный лес.

Беркович И. Мазурка

Волков В. Капризуля. Светлячки

Грачев М. Веселые мастера

Качурбина М. Колыбельная

Решевский Ш. Угощение

Филлипенко А. На мосточке


Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 1 класс. (Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокин)

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч. 1./ Сост. С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. – Л., 1984

Педагогический репертуар ДМШ (1 класс) – по выбору

Юный пианист. Вып.1 Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона:

Этюды

Беренс Г. Соч. 70. 50 маленьких фортепианных пьес №№ 1-30

Беркович И. Маленькие этюды №№ 1-14

Гедике А. Соч. 36. 60 легких фортепианных пьес. Тетр. 1: №№ 13,14,22

Соч. 46. 50 легких пьес для фортепиано. Тетр. 1: №№ 11,18,20

Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих: №№ 1-3,7,9-13,15,19

Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера. Ч.1: №№ 1-6

Шитте А. Соч. 108. 25 маленьких этюдов: №№ 1-15

Соч. 160. 25 легких этюдов: №№ 1-20

Ансамбли

Гречанинов А. Соч. 99. На зеленом лугу

Майкапар С. Соч. 29. Первые шаги

Ансамбли для одного фортепиано в 4 руки. Вып.3:

Велькорейская Т. Скакалочка

Корещенко А. Майская песня

Кюи Ц. «Слети к нам, тихий вечер»

Брат и сестра. Народные песни и легкие ансамбли. Вып.1. Перелож. и обр. С. Кузнецовой: Американская народная песня. Польская народная песня «На охоту». Чешская народная песня

Боголюбова Н. «На море утушка»

Малинников В. Португальская песня

Поротский В. Птички

Агафонников Н. Русский танец

Араратян В. Песня машиниста

Беляев В. Ночные сверчки. Восточный танец

III. Требования к уровню подготовки учащегося


Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

  • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

  • знаний основ музыкальной грамоты;

  • знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

  • знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

  • навыков публичных выступлений;

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются:

  • текущий контроль успеваемости,

  • промежуточная аттестация,

  • итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться, устные опросы, прослушивания, контрольные уроки. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются:

  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

  • качество выполнения домашних заданий;

  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов, исполнения концертных программ и устных опросов. Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти, полугодия. Промежуточная и итоговая аттестация проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

При прохождении итоговой аттестации  выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. При проведении итоговой аттестации по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» применяется форма академического концерта.

В конце первого полугодия проводится контрольный урок. На контрольном уроке ученик должен исполнить два произведения, различных по характеру.

В конце второго полугодия проводится академический концерт. На академический концерт преподаватель должен подготовить с учеником четыре произведения различных по жанру и форме.

Итоговая оценка учитывает:

1. годовую оценку учащегося;

2. оценку учащегося на академическом концерте;

3. другие выступления ученика в течение учебного года.



Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению образования в области музыкального искусства.



Критерии оценки



Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

  • наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;

  • степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.

Критерии оценок за концертное исполнение программ.

Основные критерии:

1. Уверенность исполнения текста музыкального произведения наизусть (при необходимости – по нотам).

2. Ритмичная точность и соответствие темпа характеру исполнения музыки.

3. Технический уровень исполнения. Этот критерий включает все основные навыки владения инструментом: звукоизвлечение, динамические оттенки и штрихи, техническое развитие игрового аппарата и владение необходимыми видами техники и игровыми приемами.

4. Музыкально-образная выразительность и культура исполнения, общая музыкальная культура и кругозор.

Дополнительные (корректирующие) критерии:

1. Посадка, постановка и организация исполнительского аппарата.

2. Индивидуальные эталоны: достижения ученика сравниваются с его же прошлыми результатами, и тем самым выявляется динамика его музыкально-исполнительского развития.

3. Проявление волевых усилий, мотивация учения.

4. Исполнительская свобода и артистизм, творческая индивидуальность и самобытность.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, академическом концерте, выставляется оценка по пятибалльной шкале:



Критерии оценивания выступления по пятибалльной шкале.





баллы

критерии оценки

5 «отлично»


Исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами, хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения Осознание музыкальной формы и взаимосвязи ее частей, музыкального развития и содержания произведения.

Исполнение программы отличается выраженной творческой индивидуальностью, хорошей подготовкой и широким музыкально-художественным кругозором. Ученик проявляет целеустремленность, ответственность, познавательную активность, творческое отношение к занятиям музыкой.

4 «хорошо»


Исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно. Достаточно уверенное знание текста и музыкального материала. Динамический план, фразировка, элементы формы и музыкального развития произведения выучены уверенно. Достигнуто темповое соответствие и ритмическая точность исполняемой музыки, однако исполнение не отличается эмоциональной насыщенностью, яркой выразительностью и технической свободой. Небольшое количество мелких технических недочетов, ошибок и запинок мало влияет на музыкально-образное впечатление от исполнения. Отсутствие существенных и трудноисправимых проблем в посадке, постановке и организации исполнительского аппарата. Ученик проявляет добросовестность и ответственность, интерес к занятиям музыкой.

3 «удовлетворительно»


Программа не соответствует году обучения, неуверенное знание (недоученность) нотного текста и музыкального материала. Неуверенное, эмоционально скованное и маловыразительное исполнение. Посредственный уровень владения техническими навыками. Многочисленные технические погрешности и остановки, не соответствующие характеру музыки темпы, ритмические неточности по причине недостаточной технической подготовки и недоученности значительно влияют на восприятие музыки, искажают ее. Изъяны в постановке и организации исполнительского аппарата имеют явные признаки и мешают музыкальному развитию.

Ученик не проявляет достаточного старания в учебе, интерес к музыке вялый и неустойчивый, слабо выражен в действиях.

2 «неудовлетворительно»


Программа не соответствует году обучения, незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу.

Пятибалльная шкала может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить уровень выступления учащегося.


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

По окончании учебного года учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, считаются окончившими ДООП «Введение в инструментальное музицирование» со сроком освоения 1 год. По окончании программы учащийся имеет право перейти на обучение по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе «Основы инструментального музицирования» (срок освоения – 1 год) или продолжить самостоятельные занятия в области любительского сольного и ансамблевого музицирования на фортепиано.

Методические рекомендации преподавателям

Данная программа учитывает реальные возможности большинства обучающихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания. Обучение на фортепиано взрослого человека имеет свою специфику. Учить более взрослых и зрелых людей гораздо проще, гак как они, как правило, знают, чего хотят, где полученные ими знания могут и должны быть использованы, и могут самостоятельно задавать себе зону ближайшего развития. Именно эта определенность и самостоятельность в обучении взрослых людей предполагает особое мастерство педагога, который должен не просто хорошо преподавать, объяснять те или иные проблемные вопросы, но и уметь подстраиваться под интересы обучающегося, понимать и учитывать его индивидуальные особенности в процессе обучения.

Несмотря на то, что взрослый человек способен запомнить больший объём информации, процесс обучения, на первых порах, может продвигаться медленнее, чем у ребёнка, так как физиологически руки взрослых, как правило, менее пластичны, чем руки ребёнка, и, следовательно, медленнее приспосабливаются к клавиатуре, мышечные усилия координируются хуже. Но вместе с тем, обладая большим жизненным и музыкальным кругозором, взрослый может быстрее овладеть художественно-смысловой стороной произведения и при достаточной настойчивости и усердии в более сжатые сроки научиться играть на фортепиано. При этом следует иметь в виду, что приобретение даже самых простых исполнительских навыков требует весьма длительного времени.

Необходимо добиваться, чтобы учащийся удобно и естественно сидел за инструментом, не допускать сгорбленного положения корпуса, поднятых плеч, прижатых к корпусу или неестественно отставленных в сторону локтей и т.д. С первых же уроков необходимо приучать учащегося вслушиваться в свое исполнение, добиваться выразительного звучания инструмента, внимательно и точно прочитывать авторский текст, работать над устранением технических трудностей. Преподаватель должен постоянно вырабатывать у учащегося сознательное отношение к работе над музыкальным произведением, не допуская механического проигрывания, которое приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие учащегося. Необходимо знакомить учащегося с музыкальными терминами, поясняя их значение при исполнении произведения. Работа над выразительностью произведения, развитием слухового контроля, качеством звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всего периода обучения.

Учитывая большую нагрузку взрослых учащихся в ВУЗах, занятость на работе, кране ограниченное время на домашнее задание по специальности, не следует одновременно работать над большим количеством произведений, что приводит к поверхностному отношению к работе.

Очень важно научить учащегося рационально использовать время, отведенное для занятий дома по специальности.

Успеваемость учащихся во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности. Учитывая разные музыкальные способности учащихся, в отдельных случаях является педагогически оправданным включение в индивидуальные планы произведений более легких, чем предусмотрены программой. А для учащихся, обладающих хорошими и отличными музыкальными данными, могут быть включены произведения повышенной трудности.


Чтение с листа.

Умение свободно читать с листа нотный текст, благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат исполнения пьес. Чтение с листа помогает обучающимся серьёзно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор. При игре с листа взаимодействуют зрение, слух, моторика при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя. Опыт показывает, что у человека систематически занимающегося игрой с листа, работа по изучению произведений продвигается значительно быстрее. А следствием этого является повышение интереса к игре на инструменте.

Обязателен принцип посильности и постепенности усложнения репертуара при чтении с листа, опережение взглядом процесса игры, охватывание всего текста и выделение главного. Работу по чтению с листа надо сделать необходимой и эффективной для обучающегося в течение всего периода обучения. Важно, чтобы преподаватель воспитывал в учениках осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание.

Игра в ансамбле и аккомпанемент.

Игра в ансамбле в четыре руки, на двух инструментах или с другим инструментом - распространенный вид совместного музицирования, который одинаково нравится детям и взрослым. Педагогическую ценность этого вида музицирования трудно переоценить. Играть вдвоем всегда интересней. Партия каждого участника ансамбля не так сложна, как если бы это же произведение было написано для одного исполнителя. Игра в ансамбле развивает умение слушать и слышать, расширяет кругозор, раздвигает репертуарные границы, знакомит их не только с оригинальными произведениями для ансамбля, но и с переложениями симфонической, оперной, эстрадной и джазовой музыки.

Важнейшим условием успешной реализации задач данной программы является разумный подбор учебного репертуара. Он должен включать наилучшие образцы музыкального искусства, быть сбалансированным по жанрам и стилям, отвечать техническим возможностям обучаемого.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся:

  • Самостоятельные занятия, по возможности, должны быть регулярными и систематическими, периодичность занятий - каждый день.

  • Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, а также индивидуальные способности ученика.

  • В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий, необходимых на данном этапе работы.



VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Список рекомендуемой учебной литературы

1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т. Директоренко, О. Мечетина. М., Композитор, 2003.

2. Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост. Э.Денисов,1962.

3. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964.

4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996.

5. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012.

6. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. СПб: Композитор, 1997.

7. Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005.

8. Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88).

9. Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992.

13. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

14. Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993.

15. Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006.

16. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб, Композитор, 2005.

18. Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32.

19. Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

20. «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999

22. Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-IIкл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А. Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960.

23. Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб.пособие – СПб: Союз художников, 2008.

24. Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. М.: Музыка, 2010.

26. Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994.

27. Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, 66.

28. Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994.

29. Милич Б. Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006.

32. Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. Новосибирск, Окарина, 2008.

33. Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост. К.С.Сорокина М.: Современный композитор, 1986.

34. Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах. М., 1972.

35. Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А. Руббах, В. Малинникова. М.: Советский композитор, 1973.

36. Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./ Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

38. Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. М.: Музыка, 1976.

39. Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В. Бахлацкая. М.: Советский композитор, 1990.

40. Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А. Батаговой, Н. Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963.

41. Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. М., 1973.

42. Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. М., 1972.

43. Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993.

46. Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. М.,1996.

47. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962.

48. Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973.

49. Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н. Голубовской, сост. Ф. Розенблюм. М.: Музыка, 1978.

50. Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А. Юровский. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962.

51. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М., Музыка, 1993

52. Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. С. Ляховицкая. М., 1961.

53. Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век». М., 2002.

56. Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб.пособие/ сост. В. Натансон, Л. Рощина. М.: Музыка, 1988.

57. Фортепианные циклы для ДМШ. СПб, Изд. «Композитор», 1997.

60. Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А. Бакулов, К. Сорокин. М.: Музыка, 1989.

61. Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ: Учебник /сост. А. Бакулов, К. Сорокин. М.: Музыка, 1989.

62. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994.

63. Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. М.: Музыка 2006.

64. Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост. А. Бакулов, 1992

65. Черни К.-Гермер Г. Этюды. 1, 2 тетр.

66. Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160.

67. Шуман Р. Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011.

68. Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А. Николаев, В. Натансон. М.: Музыка, 2011.

Список рекомендуемой методической литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978.

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965.

3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский композитор,1973.

4. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. М., 1937г.

5. Корто А. "О фортепианном искусстве". М., Музыка, 1965.

7. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве". М., Музыка, 1966.

8. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре". М., Музыка, 1961.

9. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004.

10.Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967.

11.Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", М., Музыка, 2011.

12.Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка, 1987.

13. Петрушин В. "Музыкальная психология". М., Эльга, 2008.

14. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". М., 1997.

15. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М.-Л., 1947г.

16. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974.

17. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Собрание статей. Т. 1. М., Музыка, 1975.

18. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта".

19. Щапов А. Фортепианная педагогика. М., 1959г.

20. Ямпольский А.И. О методе работы с учениками. Труды Государственного музыкально – педагогического института им. Гнесиных, вып.1. М., 1959г. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Кончевская Евгения Викторовна

Дата: 20.01.2019

Номер свидетельства: 496267


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства