kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования художественной направленности "Звонкие голоса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Звонкие голоса" для обучающихся 7-15 лет

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования художественной направленности "Звонкие голоса"»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гимназия»









«Звонкие голоса»

Рабочая программа

Четвертый год обучения



Допущена к реализации приказом директора №_____от______









Составил:

Педагог дополнительного образования

Коробова Е.В.

Моршанск 2016






Краткая информационная справка


Сведения об авторе:

Курносова Лариса Владимировна – педагог дополнительного образова­ния первой квалификационной категории.


Информация о программе:


Программу «Звонкие голоса» реализует с 1996 года

Тип программы – модифицированная

Направление деятельности – художественно-эстетическое

Уровень освоения – долгосрочный

Возрастной диапазон – младший и средний школьный возраст


Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на заседании научно-методического совета Тамбовского областного Дворца творчества детей и молодёжи – сентябрь 1996 года.

Повторная экспертиза и утверждение программы проведены экспертным советом Дворца творчества в июне 2005 года в связи с новыми базовыми требованиями к образовательным программам.


Контактный телефон – 71-30-59.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа. Хоровое, во­кальное пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства. Хоро­вой класс – важнейшая дисциплина музыкально-эстетического образования обучающихся, играющая большую роль в формировании их духовной куль­туры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключи­тельное влияние на формирование личности ребёнка. Оно воздействует на ум­ственные силы обучающихся, сознание, память, воображение, волю, эстетиче­ское чувство и физическую сторону человека.

Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно пока­зали, что пение – эффективное средство физического воспитания и развития де­тей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; певческая установка способствует воспитанию правильной осанки. Все это по­ложительно влияет на общее состояние здоровья обучающихся.

Обучение по данной образовательной программе базируется на примене­нии эффективных прогрессивных методик, в числе которых методика ком­плексного музыкально-певческого воспитания Д.Е. Огороднова, проверенная многолетней практикой самого автора, его учеников и последователей в работе с различными детскими хоровыми и вокальными коллективами.

Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музы­кальных способностей обучающихся, овладение вокально-хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части ду­ховной культуры.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

образовательные

  • овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

  • знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;

развивающие

  • развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;

  • развитие голосового аппарата;

воспитательные

  • развитие артистических качеств;

  • воспитание коллектива единомышленников, использующих свои инди­видуальные творческие возможности для достижения целост­ного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудни­чества;

  • воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.


Программа составлена с учётом психологических и физиологических особенностей детей младшего и среднего возраста и основана на применении следующих педагогических методов и приемов:


Методы


Приемы

Объяснительно-иллюстративные

  • рассказ, беседа, прослушивание музыкального материала;

Репродуктивные

  • пение по ладовой столбице;

  • пение по слуху (мотив, фраза, песня), ладовые упражнения;

Эвристические

  • накопление репертуара;

  • накопление вокально-исполни-тельских навыков;

  • творческие задания.


Используемые в работе методы вокального обучения опираются на про­цесс мышления и объединяют познавательные процессы с практическими уме­ниями.

В работе по освоению содержания программы применяются основные принципы развивающего обучения:

  • обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей воспитанников;

  • осознание учащимися процесса обучения;

  • принцип перспективности;

  • принцип систематичности в развитии певческого голоса проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упраж­нений;

  • принципу сохранения индивидуальных особенностей звучания дет­ского голоса, отводится главная роль, что обусловлено многообразием природных индивидуальных различий;

  • основополагающим в вокальной работе является принцип целенаправ­ленного управления регистровым звучанием голоса.


В программе используются следующие педагогические методы:

  • программированное обучение с минимальным шагом прохождения учебного материала;

  • доступность обучения;

  • опора на интерес;

  • сочетание репродуктивного и творческого начала;

  • коллективно-индивидуальные формы работы на занятиях, позволяю­щие активизировать работу даже самых слабых обучающихся;

  • использование соревновательных форм обучения.


Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение знаний, умений и навыков и их углубление в ходе освоения мате­риала программы на протяжении всех лет обучения.

Данная образовательная программа рассчитана на обучающихся 7-15 лет и предполагает двухэтажное освоение учебного материала:

I этап – младший хор (вокальная группа) – 2 года обучения;

II этап – средний хор (вокальная группа) -3 года обучения.

За период обучения обучающиеся получат определенный объем знаний, качество которых проверяется через промежуточный контроль: участие в кон­курсах, фестивалях, концертных выступлениях.

В качестве итогового контроля ежегодно проводятся творческие отчёты.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


I. Кадровое обеспечение.


Важнейшим компонентом реализации данной программы является нали­чие и творческое участие педагога-концертмейстера.


II. Материально-техническое оснащение.


Огромную роль в повышении показателей результативности программы
играет современное материально-техническое оснащение:

  • репетиционная комната (звукопоглощающее покрытие стен, пола);

  • комната для параллельной работы педагога-концертмейстера;

  • фортепиано;

  • 2-3 магнитофона с наушниками;

  • 3-4 микрофона;

  • звукоусилительная аппаратура;

  • колонки;

  • микшерный пульт;

  • МД дека;

  • наличие возможности записи фонограмм минус и плюс в студии звуко­записи;

  • наличие возможности изготовления концертных костюмов;

  • зеркало для работы над сценическим движением, пластикой, мимикой во время пения.


III. Методическое обеспечение.


С целью успешной реализации данной программы:

  • оформлен информационный материал из опыта работы объединения;

  • разработаны подробные план-конспекты всех занятий по программе;

  • разработан и оформлен дидактический материал;

  • разработана методика проведения итоговой аттестации воспитанни­ков;

  • разработаны положения по проведению различных конкурсов (совме­стно с НМЦ Дворца творчества).























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Старшая средняя вокальная группа


п/п

Разделы, темы

Количество часов

1 г.о.

2 г.о.

3 г.о.



I. Вокально-хоровая работа





Вводное занятие. Начальная диагностика

2

2

2


Звукообразование

20

20

20


Дыхание

10

8

8


Дикция и артикуляция

10

10

8


Музыкально-исполнительская работа

10

12

14


Хоровой ансамбль

8

8

8



II. Элементы хорового сольфеджио





Интервал

5

5

5


Метроритм

10

10

10


2-х голосие

10

10

12


Работа над песней

57

57

55


Контрольная диагностика

2

2

2



ИТОГО

144

144

144






+КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Младшая вокальная группа


I. Вокально-хоровая работа.


1. Вводное занятие. Начальная диагностика.

Создание эмоционального настроя обучающихся для занятий вокалом. Правила личной гигиены. Определение уровня музыкальных способностей вос­питанников. Оформление результата начальной диагностики.


2. Певческая установка.

Положение корпуса во время пения. Взаимосвязь певческой установки и качества звука.


3. Дыхание.

Взаимосвязь певческой установки, дыхательного и звукообразующего аппарата. Моменты вдоха и выдоха. Ознакомление с видами атак (твердая, мягкая, придыхательная). Распределение дыхания.


4. Звукообразование.

Формирование напевного, легкого звука. Напевность – основа правиль­ного звукообразования. Пение легато, нон легато, стаккато. Выработка звонкого, светлого звучания в высокой позиции. Достижение ровности звуча­ния на всем диапазоне.


5. Дикция и артикуляция.

Формирование правильного произношения, свободы артикуляционного аппарата. Приём утрирования согласных. Взаимосвязь дикции и динамики в развитии музыкальной фразы. Основные правила вокальной речи.


6. Хоровой ансамбль и строй.

Формирование высокого художественного уровня исполнения через син­тез темпового, ритмического, динамического, тембрового и интонационного ансамбля. Особенности работы с данными видами ансамбля.

Выработка унисона; чистоты мелодического и гармонического строя. Ин­тонирование интервалов. Развитие внутреннего слуха обучающихся, воспита­ние умения координации между слухом и голосом.


7. Музыкально-исполнительская работа.

Создание комфортной обстановки на занятии. Формирование понимания значения средств музыкальной выразительности в достижении художественных результатов. Выявление и развитие творческого потенциала обучающихся. Воспитание исполнительских качеств. Концертная деятельность.


II. Элементы хорового сольфеджио.


8. Релятивная сольмизация .

Освоение навыка ритмизованного чтения нот без интонирования. Прак­тика чтения нот. Сольфеджирование с тактированием как метод развития музы­кального слуха.


9. Метроритм.

Формирование и развитие чувства ритма. Значение художественного так­тирования в подготовке к музыкальному воспроизведению звуковысотных от-
ношений, формировании ладового чувства. Виды размеров.


10. Работа над песней.

Совершенствование вокальных навыков в процессе осваивания песенного материала. Достижение выразительности исполнения за счет мимики, тембра голоса, динамических оттенков, фразировки, чистоты интонации, дикции, темпа и др. навыков. Художественное и техническое единство исполнения про­изведения.


11. Контрольная диагностика.

Проводится по окончании учебного года с целью выявления внешней и внутренней результативности воспитанников.


Старшая возрастная группа


I. Вокально-хоровая работа.


1. Вводное занятие.

Ознакомление с программой, основными темами, режимом работы, пра­вилами личной гигиены вокалистов. Проведение начальной диагностики.



2. Звукообразование.

Работа над точным интонированием и естественным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона (одноголосные и с элементами двухголосия). Упражнения, направленные на правильную поста­новку корпуса, осанки. Работа над формированием высокой певческой позиции, раскрепощением вокально-певческого аппарата. Закрепление навыка правиль­ного открытия рта и опускания глотки. Работа над достижением однородности звучания регистров. Упражнения, состоящие из мелодических попевок, вклю­чающих в себя скачкообразный переход в различные регистры. Укрепление верхней и нижней тесситуры, расширение диапазона.


3. Дыхание.

Выработка навыка цепного дыхания. Короткое и задержанное дыхание. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания.

Взаимосвязь качества звука и дыхания. Укрепление диафрагмального дыхания. Короткий и длинный вдох. Формирование навыка экономного выдоха.


4. Дикция и артикуляция .

Формирование навыков правильного певческого произношения слов. Ак­тивизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скоро­говорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков. Сонор­ные и несонорные (вокально удобные и неудобные) согласные звуки. Гласные и приемы их акустической подмены. Формирование у вокалистов четкой взаимо­связи между дикцией и ритмом.


5. Музыкально-исполнительская работа.

Развитие навыка уверенного пения в различных музыкальных штрихах (legato, staccato, marcato, non legato). Знание динамических оттенков crescendo, diminuendo, р, mp, mf, f, ff. Отработка динамических оттенков и штрихов в уп­ражнениях, распевках и репертуарных произведениях. Работа над снятием фор­сирования звука в режиме пения f и ff . Упражнения, направленные па сохране­ние певческого тона и диафрагмального дыхания при пении mezzo piano, piano. Адекватное восприятие дирижерского жеста.


б. Хоровой ансамбль .

Понятие единства элементов хоровой звучности. Работа над формирова­нием совместного хорового звучания с использованием всех вышеуказанных форм. Разновидности хорового ансамбля. Понятие однородной звучности хора.


II. Элементы хорового сольфеджио.


1. Интервал.

Интонирование малых, больших, чистых интервалов. Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой: работа над унисоном в 2-голосии, развитие внутреннего слуха, координация между слухом и голосом.


2. Метроритм.

Простые, сложные, сложно-составные и несимметричные размеры. Дуольная и триольная пульсация. Упражнения по ритмическому аккомпане­менту. Постоянство метра. Ритмические упражнения с остинантным сопровож­дением. Ритмический канон. Музыкальные и речевые скороговорки.


3. 2-х-головное пение.

Совершенствование унисона, переход к многоголосному пению. Включе­ние в репертуар песен с различными видами двухголосия (подголосочное, ка­ноническое, имитационное, гармоническое).



4. Работа над песней.

Разучивание нового произведения с поддержкой инструмента и без него, сольфеджируя и со словами (в зависимости от сложности).

Этапы работы над песней:

а) показ песни, прочтение;

б) материал в работе;

в) недоработанное «готовое» произведение;

г) художественное совершенствование.

1-й этап: исполнение педагогом новой песни, разбор технически сложных мест.

2-й этап: выучивание нотного и литературного текстов с фразировкой, нюансировкой и штрихами.

Вокальная работа и хоровое сольфеджио – основа в освоении вокальных, интонационных и технических трудностей.

Контрольное (зачетное) исполнение партий вокалистами.

3-й этап: Исполнение произведения в соответствии с дирижерским жес­том. Создание музыкально-литературного образа песни через эмоциональное проникновение в содержание произведения.

4-й этап: Работа над песней до высокого художественного уровня и поддержание последнего в течение длительного периода концертной деятельности. Развитие музыкального мышления вокалистов в ходе исполни­тельской деятельности.

5-й этап: Итоговый отчётный концерт. Итоговая диагностика.

Составление программы. Выбор ведущих и отбор солистов. Оформление зала, приглашение гостей. Репетиции. Структура хоровой репетиции перед концертом:

Распевание и пение вокально-хоровых упражнений (20 минут).

Исполнение программы

Перерыв 5-7 минут

Совершенствование отдельных фрагментов песни, движений, работа с микрофонами.

Структура хоровой репетиции в день концерта:

Распевание (20 минут).

Повторение отдельных форагментов песен (20 минут).

Подведение итоговой диагностики предполагает выявление уровня приобретённых знаний, мений и навыков в ходе освоения данной образовательной программы.



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


1 год обучения


К окончанию учебного года воспитанники должны


знать:

  • общие музыкальные термины;

  • музыкальные жанры;

  • длительности нот;

  • правильное положение корпуса во время пения;

  • основные дирижерские жесты;

  • режим певца.


уметь:

  • петь мягкой атакой;

  • правильно артикулировать на примере скороговорок и речевых упражнений;

  • точно повторять заданный звук;

  • петь на одном дыхании короткие фразы;

  • петь по «столбице» (донотный пе­риод).


2 год обучения


К окончанию учебного года обучающиеся должны


знать:

  • общие музыкальные термины;

  • правильное положение корпуса во время пения;

  • название нот;

  • значение дирижерских жестов;

  • основные динамические оттенки.



уметь:

  • сольфеджировать по «столбице»

  • с названием звуков по жесту педа­гога;

  • правильно формировать гласные и согласные звуки в примарном диа­пазоне;

  • петь на одном дыхании длинные музыкальные фразы;

  • выразительно и осмысленно испол­нять произведения;

  • работать с микрофоном (овладение навыками).


3 год обучения


По окончании учебного года воспитанники должны


знать:

  • средства музыкальной вырази-тельности;

  • характер исполнения, приемы;

  • музыкальную терминологию;

  • дирижерские жесты;

  • понятие формы произведения.


уметь:

  • сольфеджировать с движением руки;

  • контролировать чистоту интона­ции своего исполнения;

  • петь качественным звуком;

  • иметь ощущение высокой пози­ции;

  • владеть навыками правильного дыхания;

  • применять навыки работы с микро­фоном.


4 год обучения


К окончанию данного года обучения обучающиеся должны


знать:

  • строение голосового аппарата;

  • владеть музыкальной термино-ло­гией;

  • уметь в процессе пения осво-бож­дать мышцы лица и шеи, доби­ваться свободного положения гортани.


уметь:

  • сознательно и стабильно органи-зовывать свое дыхание;

  • осознанно использовать высокую певческую позицию;

  • демонстрировать ровную тембро-вую окраску на исполняемом про­изведении.


5 год обучения


К окончанию данного года обучения обучающиеся должны


знать:

  • принципы формирования певчес-кого дыхания;

  • тембровые качества;

  • свойства голосов, их динамичес-кие качества;

  • правила правильного произноше-ния звуков в работе над дикцией.


уметь:

  • прослеживать роль голосового аппарата в процессе звукообразо­вания;

  • связать дыхание со словом;

  • самостоятельно анализировать характер произведения, движение мелодической линии, динамику.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Абдиллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения.

  2. Афанасьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном сопровождении и об­разовании. М., 1973.

  3. Вейс П. Ступеньки в музыку. Пособия по сольфеджио. М., Советский композитор,1980.

  4. Виноградов Л.В. Раскрыть музыку и ее целостность. «Искусство в школе» № 2, 3; 1994.

  5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. Санкт-Петер­бург, 1997г.

  6. Журнал «Звукорежиссер» № 7, 9, 10 — 2000. «Издательство 625».

  7. Журнал «Шоу-мастер» о профессиональной шоу-технике, № 2, 6,1996; № 4, 11, - 1997.

  8. Музыкально-энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.,

1991

  1. Нозадзе Е.И. Первые уроки музыки и творчества. М., «Аквариум», 1999.

  2. Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспи­тания. М., 1987.

  3. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразо­вательной школе. – Киев, 1981.

  4. Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. М., 1980.

  5. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юноше­ства. –М., 1975.

  6. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. М., «Аквариум»
    1999.

  7. Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. — Киев, 1988.













Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год

Средняя и старшая группа


п\п


Содержание занятия

Теор

практ

Общее кол-во

часов

Дата по плану

Дата фактическая

1

Вводное занятие. Начальная диагностика

1

1

2



2

Звукообразование

4

12

16

2.09

9.09.

14.09

16.09

20.09

23.09

27.09

30.09


3

Дыхание

2

8

10

4.10

7.10

11.10

14.10

18.10



3

Дикция и артикуляция

2

8

14

21.10

25.10

28.10

1.11

8.11

11.11

15.11



4

Музыкально-исполнительская работа

4

22

26

18.11

22.11

25.11

29.11

2.12

6.12

9.12

13.12

16.12

20.12

23.12

27.12

30.12


5

Хоровой ансамбль

2

10

12

13.01

17.01

20.01

24.01

27.01

31.01


6

Интервал

2

8

10

3.02

7.02

10.02

14.02

17.02



7

Метроритм

2

8

10

21.02

24.02

28.02

3.03

7.03


8

Двухголосие

2

12

14

10.03

14.03

17.03

21.03

24.03

28.03

31.03


9

Работа над песней.

6

20

26

4.04

7.04

11.04

14.04

18.04

21.04

25.04

28.04

5.05

12.05

16.05

19.05

23.05




10

Итоговое занятие. Диагностика

1

1

2

26.05


Итого : 144 часа






























Учебно – тематическое планирование

4 год обучения


п\п

Разделы и темы

Количество часов


1 Вокально-хоровая работа


1

Вводное занятие.

2

2

Звукообразование

16

3

Дыхание

10

4

Дикция и артикуляция

14

5

Музыкально-исполнительская работа

26

6

Хоровой ансамбль

12



2. Элементы хорового сольфеджио


7

Интервал

10

8

Метроритм

10

9

Двухголосие

14

10

Работа над песней

26

11

Контрольная диагностика

2


Итого

144






3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа дополнительного образования художественной направленности "Звонкие голоса"

Автор: Коробова Елена Викторовна

Дата: 16.02.2019

Номер свидетельства: 499985

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства