kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования художественной направленности "Звонкие голоса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Звонкие голоса" для обучающихся 7-15 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования художественной направленности "Звонкие голоса"»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гимназия»









«Звонкие голоса»

Рабочая программа

Четвертый год обучения



Допущена к реализации приказом директора №_____от______









Составил:

Педагог дополнительного образования

Коробова Е.В.

Моршанск 2016






Краткая информационная справка


Сведения об авторе:

Курносова Лариса Владимировна – педагог дополнительного образова­ния первой квалификационной категории.


Информация о программе:


Программу «Звонкие голоса» реализует с 1996 года

Тип программы – модифицированная

Направление деятельности – художественно-эстетическое

Уровень освоения – долгосрочный

Возрастной диапазон – младший и средний школьный возраст


Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на заседании научно-методического совета Тамбовского областного Дворца творчества детей и молодёжи – сентябрь 1996 года.

Повторная экспертиза и утверждение программы проведены экспертным советом Дворца творчества в июне 2005 года в связи с новыми базовыми требованиями к образовательным программам.


Контактный телефон – 71-30-59.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа. Хоровое, во­кальное пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства. Хоро­вой класс – важнейшая дисциплина музыкально-эстетического образования обучающихся, играющая большую роль в формировании их духовной куль­туры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключи­тельное влияние на формирование личности ребёнка. Оно воздействует на ум­ственные силы обучающихся, сознание, память, воображение, волю, эстетиче­ское чувство и физическую сторону человека.

Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно пока­зали, что пение – эффективное средство физического воспитания и развития де­тей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; певческая установка способствует воспитанию правильной осанки. Все это по­ложительно влияет на общее состояние здоровья обучающихся.

Обучение по данной образовательной программе базируется на примене­нии эффективных прогрессивных методик, в числе которых методика ком­плексного музыкально-певческого воспитания Д.Е. Огороднова, проверенная многолетней практикой самого автора, его учеников и последователей в работе с различными детскими хоровыми и вокальными коллективами.

Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музы­кальных способностей обучающихся, овладение вокально-хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части ду­ховной культуры.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

образовательные

  • овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

  • знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;

развивающие

  • развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;

  • развитие голосового аппарата;

воспитательные

  • развитие артистических качеств;

  • воспитание коллектива единомышленников, использующих свои инди­видуальные творческие возможности для достижения целост­ного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудни­чества;

  • воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.


Программа составлена с учётом психологических и физиологических особенностей детей младшего и среднего возраста и основана на применении следующих педагогических методов и приемов:


Методы


Приемы

Объяснительно-иллюстративные

  • рассказ, беседа, прослушивание музыкального материала;

Репродуктивные

  • пение по ладовой столбице;

  • пение по слуху (мотив, фраза, песня), ладовые упражнения;

Эвристические

  • накопление репертуара;

  • накопление вокально-исполни-тельских навыков;

  • творческие задания.


Используемые в работе методы вокального обучения опираются на про­цесс мышления и объединяют познавательные процессы с практическими уме­ниями.

В работе по освоению содержания программы применяются основные принципы развивающего обучения:

  • обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей воспитанников;

  • осознание учащимися процесса обучения;

  • принцип перспективности;

  • принцип систематичности в развитии певческого голоса проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упраж­нений;

  • принципу сохранения индивидуальных особенностей звучания дет­ского голоса, отводится главная роль, что обусловлено многообразием природных индивидуальных различий;

  • основополагающим в вокальной работе является принцип целенаправ­ленного управления регистровым звучанием голоса.


В программе используются следующие педагогические методы:

  • программированное обучение с минимальным шагом прохождения учебного материала;

  • доступность обучения;

  • опора на интерес;

  • сочетание репродуктивного и творческого начала;

  • коллективно-индивидуальные формы работы на занятиях, позволяю­щие активизировать работу даже самых слабых обучающихся;

  • использование соревновательных форм обучения.


Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение знаний, умений и навыков и их углубление в ходе освоения мате­риала программы на протяжении всех лет обучения.

Данная образовательная программа рассчитана на обучающихся 7-15 лет и предполагает двухэтажное освоение учебного материала:

I этап – младший хор (вокальная группа) – 2 года обучения;

II этап – средний хор (вокальная группа) -3 года обучения.

За период обучения обучающиеся получат определенный объем знаний, качество которых проверяется через промежуточный контроль: участие в кон­курсах, фестивалях, концертных выступлениях.

В качестве итогового контроля ежегодно проводятся творческие отчёты.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


I. Кадровое обеспечение.


Важнейшим компонентом реализации данной программы является нали­чие и творческое участие педагога-концертмейстера.


II. Материально-техническое оснащение.


Огромную роль в повышении показателей результативности программы
играет современное материально-техническое оснащение:

  • репетиционная комната (звукопоглощающее покрытие стен, пола);

  • комната для параллельной работы педагога-концертмейстера;

  • фортепиано;

  • 2-3 магнитофона с наушниками;

  • 3-4 микрофона;

  • звукоусилительная аппаратура;

  • колонки;

  • микшерный пульт;

  • МД дека;

  • наличие возможности записи фонограмм минус и плюс в студии звуко­записи;

  • наличие возможности изготовления концертных костюмов;

  • зеркало для работы над сценическим движением, пластикой, мимикой во время пения.


III. Методическое обеспечение.


С целью успешной реализации данной программы:

  • оформлен информационный материал из опыта работы объединения;

  • разработаны подробные план-конспекты всех занятий по программе;

  • разработан и оформлен дидактический материал;

  • разработана методика проведения итоговой аттестации воспитанни­ков;

  • разработаны положения по проведению различных конкурсов (совме­стно с НМЦ Дворца творчества).























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Старшая средняя вокальная группа


п/п

Разделы, темы

Количество часов

1 г.о.

2 г.о.

3 г.о.



I. Вокально-хоровая работа





Вводное занятие. Начальная диагностика

2

2

2


Звукообразование

20

20

20


Дыхание

10

8

8


Дикция и артикуляция

10

10

8


Музыкально-исполнительская работа

10

12

14


Хоровой ансамбль

8

8

8



II. Элементы хорового сольфеджио





Интервал

5

5

5


Метроритм

10

10

10


2-х голосие

10

10

12


Работа над песней

57

57

55


Контрольная диагностика

2

2

2



ИТОГО

144

144

144






+КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Младшая вокальная группа


I. Вокально-хоровая работа.


1. Вводное занятие. Начальная диагностика.

Создание эмоционального настроя обучающихся для занятий вокалом. Правила личной гигиены. Определение уровня музыкальных способностей вос­питанников. Оформление результата начальной диагностики.


2. Певческая установка.

Положение корпуса во время пения. Взаимосвязь певческой установки и качества звука.


3. Дыхание.

Взаимосвязь певческой установки, дыхательного и звукообразующего аппарата. Моменты вдоха и выдоха. Ознакомление с видами атак (твердая, мягкая, придыхательная). Распределение дыхания.


4. Звукообразование.

Формирование напевного, легкого звука. Напевность – основа правиль­ного звукообразования. Пение легато, нон легато, стаккато. Выработка звонкого, светлого звучания в высокой позиции. Достижение ровности звуча­ния на всем диапазоне.


5. Дикция и артикуляция.

Формирование правильного произношения, свободы артикуляционного аппарата. Приём утрирования согласных. Взаимосвязь дикции и динамики в развитии музыкальной фразы. Основные правила вокальной речи.


6. Хоровой ансамбль и строй.

Формирование высокого художественного уровня исполнения через син­тез темпового, ритмического, динамического, тембрового и интонационного ансамбля. Особенности работы с данными видами ансамбля.

Выработка унисона; чистоты мелодического и гармонического строя. Ин­тонирование интервалов. Развитие внутреннего слуха обучающихся, воспита­ние умения координации между слухом и голосом.


7. Музыкально-исполнительская работа.

Создание комфортной обстановки на занятии. Формирование понимания значения средств музыкальной выразительности в достижении художественных результатов. Выявление и развитие творческого потенциала обучающихся. Воспитание исполнительских качеств. Концертная деятельность.


II. Элементы хорового сольфеджио.


8. Релятивная сольмизация .

Освоение навыка ритмизованного чтения нот без интонирования. Прак­тика чтения нот. Сольфеджирование с тактированием как метод развития музы­кального слуха.


9. Метроритм.

Формирование и развитие чувства ритма. Значение художественного так­тирования в подготовке к музыкальному воспроизведению звуковысотных от-
ношений, формировании ладового чувства. Виды размеров.


10. Работа над песней.

Совершенствование вокальных навыков в процессе осваивания песенного материала. Достижение выразительности исполнения за счет мимики, тембра голоса, динамических оттенков, фразировки, чистоты интонации, дикции, темпа и др. навыков. Художественное и техническое единство исполнения про­изведения.


11. Контрольная диагностика.

Проводится по окончании учебного года с целью выявления внешней и внутренней результативности воспитанников.


Старшая возрастная группа


I. Вокально-хоровая работа.


1. Вводное занятие.

Ознакомление с программой, основными темами, режимом работы, пра­вилами личной гигиены вокалистов. Проведение начальной диагностики.



2. Звукообразование.

Работа над точным интонированием и естественным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона (одноголосные и с элементами двухголосия). Упражнения, направленные на правильную поста­новку корпуса, осанки. Работа над формированием высокой певческой позиции, раскрепощением вокально-певческого аппарата. Закрепление навыка правиль­ного открытия рта и опускания глотки. Работа над достижением однородности звучания регистров. Упражнения, состоящие из мелодических попевок, вклю­чающих в себя скачкообразный переход в различные регистры. Укрепление верхней и нижней тесситуры, расширение диапазона.


3. Дыхание.

Выработка навыка цепного дыхания. Короткое и задержанное дыхание. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания.

Взаимосвязь качества звука и дыхания. Укрепление диафрагмального дыхания. Короткий и длинный вдох. Формирование навыка экономного выдоха.


4. Дикция и артикуляция .

Формирование навыков правильного певческого произношения слов. Ак­тивизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скоро­говорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков. Сонор­ные и несонорные (вокально удобные и неудобные) согласные звуки. Гласные и приемы их акустической подмены. Формирование у вокалистов четкой взаимо­связи между дикцией и ритмом.


5. Музыкально-исполнительская работа.

Развитие навыка уверенного пения в различных музыкальных штрихах (legato, staccato, marcato, non legato). Знание динамических оттенков crescendo, diminuendo, р, mp, mf, f, ff. Отработка динамических оттенков и штрихов в уп­ражнениях, распевках и репертуарных произведениях. Работа над снятием фор­сирования звука в режиме пения f и ff . Упражнения, направленные па сохране­ние певческого тона и диафрагмального дыхания при пении mezzo piano, piano. Адекватное восприятие дирижерского жеста.


б. Хоровой ансамбль .

Понятие единства элементов хоровой звучности. Работа над формирова­нием совместного хорового звучания с использованием всех вышеуказанных форм. Разновидности хорового ансамбля. Понятие однородной звучности хора.


II. Элементы хорового сольфеджио.


1. Интервал.

Интонирование малых, больших, чистых интервалов. Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой: работа над унисоном в 2-голосии, развитие внутреннего слуха, координация между слухом и голосом.


2. Метроритм.

Простые, сложные, сложно-составные и несимметричные размеры. Дуольная и триольная пульсация. Упражнения по ритмическому аккомпане­менту. Постоянство метра. Ритмические упражнения с остинантным сопровож­дением. Ритмический канон. Музыкальные и речевые скороговорки.


3. 2-х-головное пение.

Совершенствование унисона, переход к многоголосному пению. Включе­ние в репертуар песен с различными видами двухголосия (подголосочное, ка­ноническое, имитационное, гармоническое).



4. Работа над песней.

Разучивание нового произведения с поддержкой инструмента и без него, сольфеджируя и со словами (в зависимости от сложности).

Этапы работы над песней:

а) показ песни, прочтение;

б) материал в работе;

в) недоработанное «готовое» произведение;

г) художественное совершенствование.

1-й этап: исполнение педагогом новой песни, разбор технически сложных мест.

2-й этап: выучивание нотного и литературного текстов с фразировкой, нюансировкой и штрихами.

Вокальная работа и хоровое сольфеджио – основа в освоении вокальных, интонационных и технических трудностей.

Контрольное (зачетное) исполнение партий вокалистами.

3-й этап: Исполнение произведения в соответствии с дирижерским жес­том. Создание музыкально-литературного образа песни через эмоциональное проникновение в содержание произведения.

4-й этап: Работа над песней до высокого художественного уровня и поддержание последнего в течение длительного периода концертной деятельности. Развитие музыкального мышления вокалистов в ходе исполни­тельской деятельности.

5-й этап: Итоговый отчётный концерт. Итоговая диагностика.

Составление программы. Выбор ведущих и отбор солистов. Оформление зала, приглашение гостей. Репетиции. Структура хоровой репетиции перед концертом:

Распевание и пение вокально-хоровых упражнений (20 минут).

Исполнение программы

Перерыв 5-7 минут

Совершенствование отдельных фрагментов песни, движений, работа с микрофонами.

Структура хоровой репетиции в день концерта:

Распевание (20 минут).

Повторение отдельных форагментов песен (20 минут).

Подведение итоговой диагностики предполагает выявление уровня приобретённых знаний, мений и навыков в ходе освоения данной образовательной программы.



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


1 год обучения


К окончанию учебного года воспитанники должны


знать:

  • общие музыкальные термины;

  • музыкальные жанры;

  • длительности нот;

  • правильное положение корпуса во время пения;

  • основные дирижерские жесты;

  • режим певца.


уметь:

  • петь мягкой атакой;

  • правильно артикулировать на примере скороговорок и речевых упражнений;

  • точно повторять заданный звук;

  • петь на одном дыхании короткие фразы;

  • петь по «столбице» (донотный пе­риод).


2 год обучения


К окончанию учебного года обучающиеся должны


знать:

  • общие музыкальные термины;

  • правильное положение корпуса во время пения;

  • название нот;

  • значение дирижерских жестов;

  • основные динамические оттенки.



уметь:

  • сольфеджировать по «столбице»

  • с названием звуков по жесту педа­гога;

  • правильно формировать гласные и согласные звуки в примарном диа­пазоне;

  • петь на одном дыхании длинные музыкальные фразы;

  • выразительно и осмысленно испол­нять произведения;

  • работать с микрофоном (овладение навыками).


3 год обучения


По окончании учебного года воспитанники должны


знать:

  • средства музыкальной вырази-тельности;

  • характер исполнения, приемы;

  • музыкальную терминологию;

  • дирижерские жесты;

  • понятие формы произведения.


уметь:

  • сольфеджировать с движением руки;

  • контролировать чистоту интона­ции своего исполнения;

  • петь качественным звуком;

  • иметь ощущение высокой пози­ции;

  • владеть навыками правильного дыхания;

  • применять навыки работы с микро­фоном.


4 год обучения


К окончанию данного года обучения обучающиеся должны


знать:

  • строение голосового аппарата;

  • владеть музыкальной термино-ло­гией;

  • уметь в процессе пения осво-бож­дать мышцы лица и шеи, доби­ваться свободного положения гортани.


уметь:

  • сознательно и стабильно органи-зовывать свое дыхание;

  • осознанно использовать высокую певческую позицию;

  • демонстрировать ровную тембро-вую окраску на исполняемом про­изведении.


5 год обучения


К окончанию данного года обучения обучающиеся должны


знать:

  • принципы формирования певчес-кого дыхания;

  • тембровые качества;

  • свойства голосов, их динамичес-кие качества;

  • правила правильного произноше-ния звуков в работе над дикцией.


уметь:

  • прослеживать роль голосового аппарата в процессе звукообразо­вания;

  • связать дыхание со словом;

  • самостоятельно анализировать характер произведения, движение мелодической линии, динамику.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Абдиллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения.

  2. Афанасьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном сопровождении и об­разовании. М., 1973.

  3. Вейс П. Ступеньки в музыку. Пособия по сольфеджио. М., Советский композитор,1980.

  4. Виноградов Л.В. Раскрыть музыку и ее целостность. «Искусство в школе» № 2, 3; 1994.

  5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. Санкт-Петер­бург, 1997г.

  6. Журнал «Звукорежиссер» № 7, 9, 10 — 2000. «Издательство 625».

  7. Журнал «Шоу-мастер» о профессиональной шоу-технике, № 2, 6,1996; № 4, 11, - 1997.

  8. Музыкально-энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.,

1991

  1. Нозадзе Е.И. Первые уроки музыки и творчества. М., «Аквариум», 1999.

  2. Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспи­тания. М., 1987.

  3. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразо­вательной школе. – Киев, 1981.

  4. Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. М., 1980.

  5. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юноше­ства. –М., 1975.

  6. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. М., «Аквариум»
    1999.

  7. Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. — Киев, 1988.













Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год

Средняя и старшая группа


п\п


Содержание занятия

Теор

практ

Общее кол-во

часов

Дата по плану

Дата фактическая

1

Вводное занятие. Начальная диагностика

1

1

2



2

Звукообразование

4

12

16

2.09

9.09.

14.09

16.09

20.09

23.09

27.09

30.09


3

Дыхание

2

8

10

4.10

7.10

11.10

14.10

18.10



3

Дикция и артикуляция

2

8

14

21.10

25.10

28.10

1.11

8.11

11.11

15.11



4

Музыкально-исполнительская работа

4

22

26

18.11

22.11

25.11

29.11

2.12

6.12

9.12

13.12

16.12

20.12

23.12

27.12

30.12


5

Хоровой ансамбль

2

10

12

13.01

17.01

20.01

24.01

27.01

31.01


6

Интервал

2

8

10

3.02

7.02

10.02

14.02

17.02



7

Метроритм

2

8

10

21.02

24.02

28.02

3.03

7.03


8

Двухголосие

2

12

14

10.03

14.03

17.03

21.03

24.03

28.03

31.03


9

Работа над песней.

6

20

26

4.04

7.04

11.04

14.04

18.04

21.04

25.04

28.04

5.05

12.05

16.05

19.05

23.05




10

Итоговое занятие. Диагностика

1

1

2

26.05


Итого : 144 часа






























Учебно – тематическое планирование

4 год обучения


п\п

Разделы и темы

Количество часов


1 Вокально-хоровая работа


1

Вводное занятие.

2

2

Звукообразование

16

3

Дыхание

10

4

Дикция и артикуляция

14

5

Музыкально-исполнительская работа

26

6

Хоровой ансамбль

12



2. Элементы хорового сольфеджио


7

Интервал

10

8

Метроритм

10

9

Двухголосие

14

10

Работа над песней

26

11

Контрольная диагностика

2


Итого

144






3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа дополнительного образования художественной направленности "Звонкие голоса"

Автор: Коробова Елена Викторовна

Дата: 16.02.2019

Номер свидетельства: 499985


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства