Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования художественной направленности "Звонкие голоса"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия»
«Звонкие голоса»
Рабочая программа
Четвертый год обучения
Допущена к реализации приказом директора №_____от______
Составил:
Педагог дополнительного образования
Коробова Е.В.
Моршанск 2016
Краткая информационная справка
Сведения об авторе:
Курносова Лариса Владимировна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.
Информация о программе:
Программу «Звонкие голоса» реализует с 1996 года
Тип программы – модифицированная
Направление деятельности – художественно-эстетическое
Уровень освоения – долгосрочный
Возрастной диапазон – младший и средний школьный возраст
Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на заседании научно-методического совета Тамбовского областного Дворца творчества детей и молодёжи – сентябрь 1996 года.
Повторная экспертиза и утверждение программы проведены экспертным советом Дворца творчества в июне 2005 года в связи с новыми базовыми требованиями к образовательным программам.
Контактный телефон – 71-30-59.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа. Хоровое, вокальное пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства. Хоровой класс – важнейшая дисциплина музыкально-эстетического образования обучающихся, играющая большую роль в формировании их духовной культуры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка. Оно воздействует на умственные силы обучающихся, сознание, память, воображение, волю, эстетическое чувство и физическую сторону человека.
Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение – эффективное средство физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; певческая установка способствует воспитанию правильной осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья обучающихся.
Обучение по данной образовательной программе базируется на применении эффективных прогрессивных методик, в числе которых методика комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е. Огороднова, проверенная многолетней практикой самого автора, его учеников и последователей в работе с различными детскими хоровыми и вокальными коллективами.
Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музыкальных способностей обучающихся, овладение вокально-хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
образовательные
овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
развивающие
развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;
развитие голосового аппарата;
воспитательные
развитие артистических качеств;
воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.
Программа составлена с учётом психологических и физиологических особенностей детей младшего и среднего возраста и основана на применении следующих педагогических методов и приемов:
Методы
Приемы
Объяснительно-иллюстративные
рассказ, беседа, прослушивание музыкального материала;
Репродуктивные
пение по ладовой столбице;
пение по слуху (мотив, фраза, песня), ладовые упражнения;
Эвристические
накопление репертуара;
накопление вокально-исполни-тельских навыков;
творческие задания.
Используемые в работе методы вокального обучения опираются на процесс мышления и объединяют познавательные процессы с практическими умениями.
В работе по освоению содержания программы применяются основные принципы развивающего обучения:
обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей воспитанников;
осознание учащимися процесса обучения;
принцип перспективности;
принцип систематичности в развитии певческого голоса проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений;
принципу сохранения индивидуальных особенностей звучания детского голоса, отводится главная роль, что обусловлено многообразием природных индивидуальных различий;
основополагающим в вокальной работе является принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса.
В программе используются следующие педагогические методы:
программированное обучение с минимальным шагом прохождения учебного материала;
доступность обучения;
опора на интерес;
сочетание репродуктивного и творческого начала;
коллективно-индивидуальные формы работы на занятиях, позволяющие активизировать работу даже самых слабых обучающихся;
использование соревновательных форм обучения.
Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение знаний, умений и навыков и их углубление в ходе освоения материала программы на протяжении всех лет обучения.
Данная образовательная программа рассчитана на обучающихся 7-15 лет и предполагает двухэтажное освоение учебного материала:
I этап – младший хор (вокальная группа) – 2 года обучения;
II этап – средний хор (вокальная группа) -3 года обучения.
За период обучения обучающиеся получат определенный объем знаний, качество которых проверяется через промежуточный контроль: участие в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях.
В качестве итогового контроля ежегодно проводятся творческие отчёты.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I. Кадровое обеспечение.
Важнейшим компонентом реализации данной программы является наличие и творческое участие педагога-концертмейстера.
II. Материально-техническое оснащение.
Огромную роль в повышении показателей результативности программы играет современное материально-техническое оснащение:
комната для параллельной работы педагога-концертмейстера;
фортепиано;
2-3 магнитофона с наушниками;
3-4 микрофона;
звукоусилительная аппаратура;
колонки;
микшерный пульт;
МД дека;
наличие возможности записи фонограмм минус и плюс в студии звукозаписи;
наличие возможности изготовления концертных костюмов;
зеркало для работы над сценическим движением, пластикой, мимикой во время пения.
III. Методическое обеспечение.
С целью успешной реализации данной программы:
оформлен информационный материал из опыта работы объединения;
разработаны подробные план-конспекты всех занятий по программе;
разработан и оформлен дидактический материал;
разработана методика проведения итоговой аттестации воспитанников;
разработаны положения по проведению различных конкурсов (совместно с НМЦ Дворца творчества).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Старшая средняя вокальная группа
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
1 г.о.
2 г.о.
3 г.о.
I. Вокально-хоровая работа
Вводное занятие. Начальная диагностика
2
2
2
Звукообразование
20
20
20
Дыхание
10
8
8
Дикция и артикуляция
10
10
8
Музыкально-исполнительская работа
10
12
14
Хоровой ансамбль
8
8
8
II. Элементы хорового сольфеджио
Интервал
5
5
5
Метроритм
10
10
10
2-х голосие
10
10
12
Работа над песней
57
57
55
Контрольная диагностика
2
2
2
ИТОГО
144
144
144
+КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Младшая вокальная группа
I. Вокально-хоровая работа.
1. Вводное занятие. Начальная диагностика.
Создание эмоционального настроя обучающихся для занятий вокалом. Правила личной гигиены. Определение уровня музыкальных способностей воспитанников. Оформление результата начальной диагностики.
2. Певческая установка.
Положение корпуса во время пения. Взаимосвязь певческой установки и качества звука.
3. Дыхание.
Взаимосвязь певческой установки, дыхательного и звукообразующего аппарата. Моменты вдоха и выдоха. Ознакомление с видами атак (твердая, мягкая, придыхательная). Распределение дыхания.
4. Звукообразование.
Формирование напевного, легкого звука. Напевность – основа правильного звукообразования. Пение легато, нон легато, стаккато. Выработка звонкого, светлого звучания в высокой позиции. Достижение ровности звучания на всем диапазоне.
5. Дикция иартикуляция.
Формирование правильного произношения, свободы артикуляционного аппарата. Приём утрирования согласных. Взаимосвязь дикции и динамики в развитии музыкальной фразы. Основные правила вокальной речи.
6. Хоровой ансамбль истрой.
Формирование высокого художественного уровня исполнения через синтез темпового, ритмического, динамического, тембрового и интонационного ансамбля. Особенности работы с данными видами ансамбля.
Выработка унисона; чистоты мелодического и гармонического строя. Интонирование интервалов. Развитие внутреннего слуха обучающихся, воспитание умения координации между слухом и голосом.
7. Музыкально-исполнительская работа.
Создание комфортной обстановки на занятии. Формирование понимания значения средств музыкальной выразительности в достижении художественных результатов. Выявление и развитие творческого потенциала обучающихся. Воспитание исполнительских качеств. Концертная деятельность.
II. Элементы хорового сольфеджио.
8. Релятивнаясольмизация .
Освоение навыка ритмизованного чтения нот без интонирования. Практика чтения нот. Сольфеджирование с тактированием как метод развития музыкального слуха.
9. Метроритм.
Формирование и развитие чувства ритма. Значение художественного тактирования в подготовке к музыкальному воспроизведению звуковысотных от- ношений, формировании ладового чувства. Виды размеров.
10. Работа над песней.
Совершенствование вокальных навыков в процессе осваивания песенного материала. Достижение выразительности исполнения за счет мимики, тембра голоса, динамических оттенков, фразировки, чистоты интонации, дикции, темпа и др. навыков. Художественное и техническое единство исполнения произведения.
11. Контрольная диагностика.
Проводится по окончании учебного года с целью выявления внешней и внутренней результативности воспитанников.
Старшая возрастная группа
I. Вокально-хоровая работа.
1. Вводное занятие.
Ознакомление с программой, основными темами, режимом работы, правилами личной гигиены вокалистов. Проведение начальной диагностики.
2. Звукообразование.
Работа над точным интонированием и естественным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона (одноголосные и с элементами двухголосия). Упражнения, направленные на правильную постановку корпуса, осанки. Работа над формированием высокой певческой позиции, раскрепощением вокально-певческого аппарата. Закрепление навыка правильного открытия рта и опускания глотки. Работа над достижением однородности звучания регистров. Упражнения, состоящие из мелодических попевок, включающих в себя скачкообразный переход в различные регистры. Укрепление верхней и нижней тесситуры, расширение диапазона.
3. Дыхание.
Выработка навыка цепного дыхания. Короткое и задержанное дыхание. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания.
Взаимосвязь качества звука и дыхания. Укрепление диафрагмального дыхания. Короткий и длинный вдох. Формирование навыка экономного выдоха.
4. Дикция иартикуляция .
Формирование навыков правильного певческого произношения слов. Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков. Сонорные и несонорные (вокально удобные и неудобные) согласные звуки. Гласные и приемы их акустической подмены. Формирование у вокалистов четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.
5. Музыкально-исполнительская работа.
Развитие навыка уверенного пения в различных музыкальных штрихах (legato, staccato, marcato, non legato). Знание динамических оттенков crescendo, diminuendo, р, mp, mf, f, ff. Отработка динамических оттенков и штрихов в упражнениях, распевках и репертуарных произведениях. Работа над снятием форсирования звука в режиме пения f и ff . Упражнения, направленные па сохранение певческого тона и диафрагмального дыхания при пении mezzo piano, piano. Адекватное восприятие дирижерского жеста.
б. Хоровой ансамбль .
Понятие единства элементов хоровой звучности. Работа над формированием совместного хорового звучания с использованием всех вышеуказанных форм. Разновидности хорового ансамбля. Понятие однородной звучности хора.
II. Элементы хорового сольфеджио.
1. Интервал.
Интонирование малых, больших, чистых интервалов. Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой: работа над унисоном в 2-голосии, развитие внутреннего слуха, координация между слухом и голосом.
2. Метроритм.
Простые, сложные, сложно-составные и несимметричные размеры. Дуольная и триольная пульсация. Упражнения по ритмическому аккомпанементу. Постоянство метра. Ритмические упражнения с остинантным сопровождением. Ритмический канон. Музыкальные и речевые скороговорки.
3. 2-х-головное пение.
Совершенствование унисона, переход к многоголосному пению. Включение в репертуар песен с различными видами двухголосия (подголосочное, каноническое, имитационное, гармоническое).
4. Работа над песней.
Разучивание нового произведения с поддержкой инструмента и без него, сольфеджируя и со словами (в зависимости от сложности).
Этапы работы над песней:
а) показ песни, прочтение;
б) материал в работе;
в) недоработанное «готовое» произведение;
г) художественное совершенствование.
1-й этап: исполнение педагогом новой песни, разбор технически сложных мест.
2-й этап: выучивание нотного и литературного текстов с фразировкой, нюансировкой и штрихами.
Вокальная работа и хоровое сольфеджио – основа в освоении вокальных, интонационных и технических трудностей.
Контрольное (зачетное) исполнение партий вокалистами.
3-й этап: Исполнение произведения в соответствии с дирижерским жестом. Создание музыкально-литературного образа песни через эмоциональное проникновение в содержание произведения.
4-й этап: Работа над песней до высокого художественного уровня и поддержание последнего в течение длительного периода концертной деятельности. Развитие музыкального мышления вокалистов в ходе исполнительской деятельности.
5-й этап: Итоговый отчётный концерт. Итоговая диагностика.
Составление программы. Выбор ведущих и отбор солистов. Оформление зала, приглашение гостей. Репетиции. Структура хоровой репетиции перед концертом:
Распевание и пение вокально-хоровых упражнений (20 минут).
Исполнение программы
Перерыв 5-7 минут
Совершенствование отдельных фрагментов песни, движений, работа с микрофонами.
Структура хоровой репетиции в день концерта:
Распевание (20 минут).
Повторение отдельных форагментов песен (20 минут).
Подведение итоговой диагностики предполагает выявление уровня приобретённых знаний, мений и навыков в ходе освоения данной образовательной программы.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 год обучения
К окончанию учебного года воспитанники должны
знать:
общие музыкальные термины;
музыкальные жанры;
длительности нот;
правильное положение корпуса во время пения;
основные дирижерские жесты;
режим певца.
уметь:
петь мягкой атакой;
правильно артикулировать на примере скороговорок и речевых упражнений;
точно повторять заданный звук;
петь на одном дыхании короткие фразы;
петь по «столбице» (донотный период).
2 год обучения
К окончанию учебного года обучающиеся должны
знать:
общие музыкальные термины;
правильное положение корпуса во время пения;
название нот;
значение дирижерских жестов;
основные динамические оттенки.
уметь:
сольфеджировать по «столбице»
с названием звуков по жесту педагога;
правильно формировать гласные и согласные звуки в примарном диапазоне;
петь на одном дыхании длинные музыкальные фразы;
выразительно и осмысленно исполнять произведения;
работать с микрофоном (овладение навыками).
3 год обучения
По окончании учебного года воспитанники должны
знать:
средства музыкальной вырази-тельности;
характер исполнения, приемы;
музыкальную терминологию;
дирижерские жесты;
понятие формы произведения.
уметь:
сольфеджировать с движением руки;
контролировать чистоту интонации своего исполнения;
петь качественным звуком;
иметь ощущение высокой позиции;
владеть навыками правильного дыхания;
применять навыки работы с микрофоном.
4 год обучения
К окончанию данного года обучения обучающиеся должны
знать:
строение голосового аппарата;
владеть музыкальной термино-логией;
уметь в процессе пения осво-бождать мышцы лица и шеи, добиваться свободного положения гортани.
уметь:
сознательно и стабильно органи-зовывать свое дыхание;
осознанно использовать высокую певческую позицию;
демонстрировать ровную тембро-вую окраску на исполняемом произведении.
5 год обучения
К окончанию данного года обучения обучающиеся должны
знать:
принципы формирования певчес-кого дыхания;
тембровые качества;
свойства голосов, их динамичес-кие качества;
правила правильного произноше-ния звуков в работе над дикцией.
уметь:
прослеживать роль голосового аппарата в процессе звукообразования;
связать дыхание со словом;
самостоятельно анализировать характер произведения, движение мелодической линии, динамику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдиллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения.
Афанасьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном сопровождении и образовании. М., 1973.
Вейс П. Ступеньки в музыку. Пособия по сольфеджио. М., Советский композитор,1980.
Виноградов Л.В. Раскрыть музыку и ее целостность. «Искусство в школе» № 2, 3; 1994.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. Санкт-Петербург, 1997г.
Журнал «Звукорежиссер» № 7, 9, 10 — 2000. «Издательство 625».
Журнал «Шоу-мастер» о профессиональной шоу-технике, № 2, 6,1996; № 4, 11, - 1997.
Музыкально-энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.,
1991
Нозадзе Е.И. Первые уроки музыки и творчества. М., «Аквариум», 1999.
Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания. М., 1987.
Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Киев, 1981.
Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. М., 1980.
Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. –М., 1975.
Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. М., «Аквариум» 1999.
Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. — Киев, 1988.
Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год