kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа ДООП "Хоровое пение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Хоровое пение»  подготовлена для работы с обучающимися 1-4 классов, рассчитана на 16  часов работы в каникулярное время (краткосрочная).   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа ДООП "Хоровое пение"»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29





Рассмотрено

на заседании

Методического совета

«______ » августа 20 ____ г.



Утверждаю

Директор

_______________

«______ » августа 20 ___ г.









Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Хоровое пение»

для детей 7-11 лет

Срок реализации: весенние каникулы









Автор-составитель:

учитель музыки

Конырева О.А.












г. Рыбинск, 2019




СТРУКТУРА ДООП


Раздел

Страница

РАЗДЕЛ 1

1.1.

Пояснительная записка


1.2.

Цель и задачи программы


1.3.

Содержание программы


1.4.

Планируемые результаты


РАЗДЕЛ 2

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.

Календарный учебный график


2.2.

Условия реализации программы


2.3.

Формы аттестации


2.4.

Оценочные материалы


РАЗДЕЛ 3


3.1

Список литературы




РАЗДЕЛ 1.


1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа  «Хоровое пение»  подготовлена для работы с обучающимися 1-4 классов, рассчитана на 16 часов работы в каникулярное время.  

Разработана на основе методик вокального  воспитания детей В.Попова, В.Соколова, Г. Струве, Б. Рачиной, О. Апраксиной. А также типовой программы для детских музыкальных школ.

Хор в системе общего образования занимает одно из центральных мест в занятиях «Творческой мастерской».


Новизна программы. состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях хорового исполнительства, традиция коллективного музицирования проявляется в композиции, в музыкальной передаче эмоции человека, тончайших переливов настроения, душевных порывов, эмоциональной напряженности.


Актуальность программы в том, что она направлена на развитие эстетических качеств ребенка; данная деятельность заинтересовывает его в области искусства, развивает его творческие способности

Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память, развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность.

Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию. Оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность.  

 Хоровое пение с его многовековыми традициями, высоким и неувядаемым профессионализмом, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй как исполнителей, так и слушателей, с его относительной (иногда обманчивой) простотой и доступностью, демократичностью было и остается надежным щитом отечественной певческой и музыкальной культуры, надежным и испытанным средством музыкального воспитания и образования народных масс и повышения общей культуры подрастающего поколения.

Хоровое пение не должно рассматриваться только как коллективное разучивание музыкальных произведений для последующего неминуемого выступления на сцене. Хоровое пение - это часть емкого, глубокого, обширного понятия "музыкально-хоровая культура", постигая которую человек, прежде всего, постигает и творит самого себя. Мир культуры дает человеку духовную свободу, то есть возможность выбора в альтернативных условиях.

Хоровое пение является транслятором народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком (ноты, партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие). Но в культуру народного хорового песнетворчества входит целый спектр сопутствующих, но крайне важных для становления и социализации личности моментов: формирование критериев прекрасного и безобразного; регулирование взаимоотношений поющих между собой; определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, так, проецируя, и в обычной, повседневной жизни; обучение людей гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности. В этом плане восстанавливать фундамент культуры надо с понятий права, долга и ответственности, что прекрасно вписывается в культуру хорового пения.

Актуальность данной программы заключается в необходимости воспитания у подрастающего поколения духовности посредством многообразной хоровой культуры. А также в потребности детей выражать свой творческий потенциал средствами хорового искусства.


Цель программы:

Создание условий для развития музыкальных способностей ребенка посредствам приобщения к хоровому искусству.


Задачи:

Обучающие:

- Сформировать у учащихся музыкальные навыки, необходимые для участия в хоровом исполнительстве (звукообразование, однородность звучания регистров, дыхание, дикция и артикуляция и т.д.);

- Научить детей формированию вокальной дикции, вокальной дыхательной системе;

-Познакомить детей с основами музыкальной грамоты и хоровой литературой;

Развивающие:

- Развивать воображения, фантазии, художественного вкуса;

- Расширить музыкальный кругозор учащихся;

- Развить у детей голосовой диапазон и тембровую окраску;

- Развить у учеников мелодический и гармонический слух;

- Развить у детей и подростков музыкальный вкус и эрудицию, навыки сценического поведения и актерского мастерства;

- Способствовать развитию у учащихся образного мышления.

Воспитательные:

- Формировать культуру личности ребёнка во всех проявлениях

воспитывать нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и музыкальным произведениям;

- Воспитать у учащихся чувство коммуникабельности и ответственности;

- Воспитать у детей черты характера (доброту, волю, дисциплинированность, трудолюбие) через концертную работу.


Условия набора.

В младший хор принимаются дети младшего школьного возраста (7 – 11лет), обладающие чувством ритма и интонирующие, в удобном для них диапазоне (по результатам прослушивания).


Режим занятий:

4 раза в неделю


   Формы организации занятий.

Занятия проводятся с группой учащихся, а также по звеньям и индивидуально. Учебно-воспитательный процесс по программе осуществляется в форме традиционных занятий, сводных репетиций и занятий по партиям. Возможно совместное проведение сводных репетиций с участием всех возрастных групп  и создание общего хора. Содержание занятий включает в себя теоретическую и практическую подготовку.

Ожидаемый результат.

По окончании полного курса обучения учащийся:

Будет свободно управлять голосовым аппаратом.

Приобретет уверенные навыки хорового исполнительства.

Накопит разно-жанровый репертуар.


1.3. Содержание программы


Тематическое планирование

 

Раздел программы

теория

практика

всего



1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Информация о композиторах. Вокально - хоровая работа. Исполнение народной музыки.

0,5

3,5

4

2

Учебно - тренировочный материал. Вокально - хоровая работа

0,5

3,5

4

3

Исполнение современных произведений.

0

4

4

4

Учебно - тренировочный материал. Вокально - хоровая работа

0,5

3,5

4

5





Итого:

1,5

14,5

16

 

Содержание обучения

 

1. Начальная диагностика.

 Практика:

Индивидуальное прослушивание, которое включает в себя: исполнение песни, воспроизведение заданных ритмов, интонационное воспроизведение заданных звуков, определение количества звуков в аккордах. Определение диапазона и тембровой окраски голоса.

2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

  Теория:

Знакомство с содержанием обучения, требованиями к принадлежностям, необходимым для занятий. Режим занятий. Правила поведения и техника безопасности в учебном учреждении. Правила поведения на улице, правила дорожного движения; противопожарная безопасность.

3. Информация о композиторах.

 Теория:

Имя, фамилия, век, в котором жил или живёт композитор, произведение которого предложено для разучивания.


4. Вокально - хоровая работа.

4.1 Исполнение народной музыки.

Теория:История появления народных произведений, раскрытие образов. Понятия: дирижерский жест.

Практика.

Исполнение 4-х, 8-ми тактовых произведений с аккомпанементом и без. Исполнение детских народных песен с аккомпанементом.

4.2 Исполнение классических произведений.

 Теория:

Объяснение - какими средствами создается художественный образ. Понятия: дирижерский жест.

 Практика:

Пение классических произведений русских и зарубежных композиторов, написанных для детей младшего возраста. Формирование звуковосприятия основных функций классической гармонии. Создание художественного образа музыкального произведения. Работа с литературным текстом.

4.3 Исполнение современных произведений.

Теория:Объяснение - какими средствами создается художественный образ. Понятия:

дирижерский жест.

Практика.

Пение современных произведений, предназначенных для младших школьников с доступной тесситурой, пение в  унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение;  работа над  созданием яркого доступного образа музыкального произведения. Работа с литературным текстом.

4.4 Учебно - тренировочный материал.

Теория:Объяснение певческой установки; умения петь естественным, легким звуком.

Знакомство с первыми навыками  диафрагмально-рёберного дыхания.

Практика:

Развитие чистого интонирования в диапазоне СИ малой октавы - МИ второй октавы. Пение в унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение. Овладение певческой установкой; умение петь естественным, легким звуком. Знакомство с первыми навыками диафрагмально-рёберного  дыхания. Работа над ровностью звучания детского голоса - выравнивание гласных. Формирование единой манеры звукообразования - залога хорового ансамбля. Работа над различными видами музыкальной артикуляции. Начальная работа над хоровым ансамблем (это является залогом хорошего строя). Работа над фразировкой, нюансировкой и эмоциональным исполнением произведений.

Примерный список произведений, рекомендованный для исполнения младшим хором в (Приложение 1).

 



1.4. Планируемые результаты


Будет знать основы хорового пения,

Получит навыки правильного вокального дыхания,

Получит навыки формирования гласных звуков,

Получит навыки произнесения согласных звуков,

Получит развитие диапазона, музыкального и ритмического слуха,

Овладеет понятием дирижерского жеста,

Расширит музыкальный кругозор.

Получит навыки чистого интонирования мелодий при исполнении произведений в хоре, слушая и опираясь на более крепкие голоса старших товарищей.

Овладеет элементами сценической культуры.



РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1. Календарный учебный график.


Календарный график (примерный)

Количество часов в неделю

Количество часов в месяц

Количество часов в год

4

16

-



2.2. Условия реализации программы.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 

Для качественного развития творческой деятельности юных любителей пения программой предусмотрено:

Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

  

Перечень используемой методической продукции

Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова: упражнения (артикуляционная гимнастика и др.) дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой «Образно-речевые упражнения для учащихся младшего хора». Методическое пособие. Составитель: преподаватель музыкальных дисциплин Карпова О.Б

Методические разработки по теме «Русская народная песня»

Методические разработки беседы по теме «Дыхательная гимнастика Стрельниковой  помогает  укрепить здоровье»

Методические разработки по теме «Духовная музыка»

Методические разработки бесед о русских композиторах

Методические разработки бесед о классической музыке

Методические разработки бесед о современных композиторах

  

Дидактический материал

Портреты русских, зарубежных, русских композиторов

Подборка текстов песен по теме «Произведения русских композиторов»

Подборка текстов песен по теме «Произведения современных композиторов»

Подборка текстов песен по теме «Русская народная музыка»


Электронно-образовательные ресурсы

CD диски с записями  образцов высокого хорового исполнительства

CD диски с записями  образцов классической и народной музыки

CD диски с записями минусовок отдельных песен , составленных и отобранных по определённым темам самостоятельно

Презентация по теме «Русские композиторы»

Презентация по теме «Духовная музык

Видеозаписи образцов высокого хорового исполнительства

Видеофильмы о жизни и творчестве композиторов

Презентации к русским  народным песням


2.3. Формы аттестации.


Раздел программы

Форма подведения итогов по теме

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Информация о композиторах. Вокально - хоровая работа. Исполнение народной музыки.

Концертные номера,

выступления среди воспитанников лагеря

2

Учебно - тренировочный материал. Вокально - хоровая работа

3

Исполнение современных произведений.

4

Учебно - тренировочный материал. Вокально - хоровая работа


2.4. Оценочные материалы.


Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью участников кружка в процессе занятий;

  • промежуточный – проведение тематических выступлений, вокальных конкурсов;

  • итоговый – отчетный концерт воспитанников лагеря.


РАЗДЕЛ 3.


Список использованной литературы:

 

1. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихоморов O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 192 с.- 33. Василькевич X.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Дисс. . канд. психол. наук. Киев: 1982. 160 с.

2. Вахнянская И.Л. Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.: 1980. - 15 С.

 3. М.: Педагогика, 1982. 128 с.- 39. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов. / Под ред. П.Г.Нежнова. Томск: "Пеленг", 1993. - 69 с.

 4. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14: Сб. статей / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1979. - С.24-31.

 5. Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 156 с.

 6. Еременко Т.В. Некоторые вопросы развития восприятия музыкального образа в процессе слушания музыки на уроках пения в начальной школе: Дис. . канд. пед. наук. М.: 1971. - 204 с.

 7. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1977. - 224 с.

 8. Мальцева Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника // Психология младшего школьника / Под ред. Е.И.Игнатьева. М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -С.304-330.

 9. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе: Сб. Статей / Сост. О.А.Апраксина. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. - С.148-169.

 10. Подгорных Е.М. Формирование у младших школьников представлений о художественном образе в процессе классных и внеклассных занятий. Атореф. дис. . канд. пед. наук., М., 1990. 17 с.

 11. Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. проф. В.Г.Соколова. М.: Музыка, 1981. - 70 с.

 12. Седунова Л.М. Эмоциональная выразительность пения младших школьников в хоре: Дисс. . канд. пед. наук. М. 1991. - 171 с.

 13. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", 1979. 335 с.-184. Тевлина В.К. Активизация вокально-хорового обучения младших школьников и их музыкальное развитие: Дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 197 с.

 14. Федоров Г.С. Хоровой коллектив основная форма организации работы по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников в условиях класса. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М.: 1974. - 30 с. 

15. Шоломович С.X. Формирование восприятия музыки у детей 6-7-летнего возраста: Дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 209 С. 

16.. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (1-2 классы) / Под общ. ред. Л.В. Занкова. М.: Из-во АПН РСФСР, 1961. - 216 с.

 



















Приложение 1.

 

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЛАДШИМ ХОРОМ:


Народные песни: «Как у бабушки козел» шуточная р.н.п.;

«Комара женить мы будем» шуточная р.н.п.;

«Со вьюном я хожу» канон р.н.п.;

«Во поле береза стояла» канон р.н.п.;

«Выходили мы» калядка-канон р.н.п.;

Зарубежные композиторы-классики:

И.Брамс «Божья коровка»; И.С.Бах «За рекою старый дом»;

Русские композиторы-классики:

А.Гречанинов «Петушок»;

А.Лядов «Забавная»,

 

Советские композиторы:

Л.Балабанов «Ласковая сказка»;

Ю.Чичков «Самая счастливая», «Песенка следопытов»,

«Что такое Новый год?», «Родная песенка», «Мама»;

Современные композиторы:

С.Плешак. Цикл детских песен «Говорящий сверчок» или

маленькая песенная симфония;

В.Фадеев «У канавки две козявки», «Робин Бобин

Барабек», «Маленький гром»; сборник «Про котов, собак и

кошек»;

Рыбников «Балаган» из к/ф «Приключения Буратино»;

Е.Подгайц «Колыбельная пчелы», «Шел по Лондону Кэт»,

«Утро в зоопарке», «Мауси и котауси» и др.

Я.Дубравин «Гаммы», «Светофор» и др.;

В.Сапожников «Однажды жирафа свалилась со шкафа»

цикл песен-сценок;

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа ДООП "Хоровое пение"

Автор: Конырева Оксана Александровна

Дата: 19.02.2021

Номер свидетельства: 573684


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства