Планирование соответствует основной общеобразовательной программе начального общего образования МБУ школы №90. Утверждена приказом директора МБУ школы №90 № 163-од от 26 марта 2012 г. Одобрена экспертной комиссией от 23 мая 2012 г.
Программное обеспечение: модифицированная программа внеурочной деятельности составлена на основе типовой программы начального обучения в общеобразовательной школе Дурандиной Н.В. «Хоровое пение»
Формы реализации: кружок хорового пения, театрализация.
Методическая литература:
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Уч. пособие для студентов высших пед. заведений – М – Изд. Центр Владос, 2002 г.
Стулова Г.П. Хоровой класс. Уч. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка» - Просвещение 1988 г.
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. Воронеж НПО «МОДЭК» 1998 г.
Тематическое планирование составила _______________ / Фомина Е.А./
Пояснительная записка
«Если у вас есть талант,
Поделись им с другими!
Если вы знаете, что сказать
Этому миру, скажите!
Если ваша душа поет, пойте!»
Н.Княжинская
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
Хоровые занятия имеют особое значение, так как проявляется коллективная форма занятия. Благодаря коллективному труду и личному общению детей получается разностороннее выражение: формируется позиция субъекта общения, в котором утверждается свое «я», открывается мир социальных отношений, регулируются психическая жизнь детей.
Коллективная форма творчества выступает важной стороной и в духовном и в нравственном воспитании школьников. Подлинное приобщение к миру хоровой музыки – непременное условие гармонического развития личности ребёнка во все времена.
В условиях общеобразовательной школы кружок хорового пения – самый доступный вид исполнительской деятельности. Для того, чтобы научить ребёнка певческому искусству, необходимо работать над вокально – хоровыми навыками, а так же формировать интерес к хоровому искусству через репертуар. Существующие программы либо не уделяют должного внимания развитию показателей певческого голоса, либо предлагают репертуар, который не вполне подходит для работы с детьми начальных классов. Поэтому была создана авторская модифицированная программа для кружка хорового пения «Домисолька»
Образовательная программа внеурочной деятельности написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Хоровое пение» Н.В.Дурандина, Э.П.Костиной «Камертон», М.И.Белоусенко «Постановка певческого голоса», Д. Огородного «Музыкально-певческое воспитание детей»
Программа хорового кружка «Домисолька» составлена на основании нормативных документов:
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях (Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2002г.№30-51-433/16).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г.№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ №373 от 6 октября 2009г) Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального и общего образования
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.04.2002г №13-51-28/13 «о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
Конвенции о правах ребёнка.
Устава школы.
Направленность программы «Домисолька» по содержанию является художественно – эстетической; по функциональному предназначению – специальной, общекультурной; по форме организации – групповой; срок реализации- 4 года, возраст учащихся – 7-10 лет.
Новизна программы состоит в том, что в программе «Домисолька» делается акцент на развитие показателей певческого голосообразования, используется фонографический метод развития голоса по В.В.Емельянову (1-й цикл – артикуляционная гимнастика, 2-й цикл – интонационно-фонетические упражнения) и элементы дыхательной гимнастики по А.Стрельниковой, увеличено количество часов на вокальную работу, составлен собственный репертуар. Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что она ориентирована на воспитание у учащихся способности демонстрировать свое вокальное искусство в музыкальных постановках (спектаклях, концертах, в музыкально-литературных композициях), а также в совместных выступлениях со школьными преподавателями.
При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа «Домисолька» - это механизм, который определяет содержание обучения хоровому пению школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. В ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков учащихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы обусловлена тем, что она связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов в условиях ФГОС начального общего образования. В настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребёнок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя вокально-хоровое пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
В МБУ «Школа №90» обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться петь.
В процессе изучения хоровому пению дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Домисолька», направленная на духовное развитие учащихся.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Хоровое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью хорового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Хоровое пение – это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем хоровое пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель программы: создание условий для формирования основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического развития личности.
Задачи программы:
прививать интерес, любовь и уважение к музыке как к предмету искусства;
научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
прививать основы художественного вкуса;
научить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства;
научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности;
создать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышление о ней, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.
Программа позволяет в условиях общеобразовательной школы через внеклассную деятельность расширить возможности образовательной области
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей 7-10 лет;
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков, познакомить с музыкальными формами);
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
В основу программы « Домисолька» для организации творческого процесса воспитания вокалистов в школьных условиях положены практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Н. Княжинской, подготовлены с учетом богатого опыта Института им.Гнесиных.
В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа – ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальную память, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.
Принципы педагогического процесса:
принцип единства художественного и технического развития пения;
принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья, сохранения здоровья ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности – природосообразности ребенка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
доступность используемого музыкального материала;
а) по содержанию,
б) по голосовым возможностям,
в) по техническим навыкам;
разнообразие:
а) по стилю,
б) по содержанию,
в) темпу, нюансировке,
г) по сложности
В основу разработки программы «Домисолька» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно – ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода;
- игровые технологии;
-технология сотрудничества;
-технология проектной деятельности;
-здоровьесберегающие технологии;
-социализация личности.
Программа рассчитана на 4 года обучения – младшая группа.
Младшая группа - это дети 7-10 лет. Занятия 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего в году – 34 занятия. Это позволяет правильно определить методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников хора не более 25 человек. Условиями отбора детей в хор являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одаренности, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а также небольшими группами, дуэтами, трио.
Программа предусматривает методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу учителя, родителей, и детей.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом – это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Формы и режим занятий
При организации учебного процесса необходимо руководствоваться интересами обучающихся и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, объединёнными и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса.
При организации занятий целесообразно делить хор на два основных состава. Первый состав объединяет учащихся первого класса. Во второй состав входят учащиеся второго, третьего и четвёртого классов.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
Занятия – постановка, репетиция – отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт проводится для самих детей, педагогов, гостей.
На занятиях по хоровому пению используются следующие методы обучения:
наглядно – слуховой;
наглядно – зрительный;
репродуктивный.
Каждое занятие строится по схеме:
настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2 – 3 минуты);
дыхательная гимнастика;
речевые упражнения;
распевания;
пение вокалистов;
работа над произведением;
анализ занятия;
задание на дом.
Концерты и выступления.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Творческий отчет проводится один раз в конце учебного года.
В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребёнка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов хора.
Для реализации программы необходимы следующие музыкально – технические и санитарно – гигиенические условия:
- наличие просторного зала с хоровыми станками для проведения сводных репетиций;
- наличие учебных пособий, репертуарных сборников;
- наличие компьютера с мультимедийной доской для просмотра и анализа репетиций и выступлений;
- наличие ксерокса для распечатки хоровых партий;
- наличие стенда для отражения событий, происходящих в жизни коллектива.
Прогнозируемые результаты:
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые произведения, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных вокально-хоровых умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах внеурочной деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Метапредметные результаты:
- наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума;
-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для расширения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения хорового искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных творческих задач.
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
знание профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива;
знание устройства и принципов работы голосового аппарата;
обладание диапазоном в рамках принятой классификации;
владение всеми видами вокально-хорового дыхания;
умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
слышание своего голоса в хоровой вертикали и понимание его функционального значения;
знание метроритмических особенностей разножанровых музыкальных произведений;
навыки чтения с листа.
Основные показатели эффективности реализации программы:
высокий уровень мотивации учащихся к вокально-хоровому исполнительству;
профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;
творческая самореализация учащихся, участие вокально-хоровых коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно - массовых мероприятиях.
Работа с родителями.
Основные направления взаимодействия с родителями:
1. Изучение запросов и потребностей родителей в образовательных услугах (для определения перспектив развития детей, содержания работы и формы организации).
2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Формы работы:
1. Общение, дискуссии.
2.Совместная деятельность родителей и детей.
3. Проведение совместного досуга.
4. Педагогическая пропаганда.
5. Пропаганда здорового образа жизни.
6. Содействие в участии учащихся в конкурсных мероприятиях.
Данная образовательная программа реализуется в тесном контакте с родителями учащихся, на основе созданной в учреждении системы воспитания, в т.ч. благодаря совместному участию всех участников образовательного процесса в общешкольных традиционных мероприятиях и внешкольных мероприятиях.
Содержание программы базируется на изучении основ хорового пения. На протяжении всех лет обучения формируются и развиваются важнейшие вокально-хоровые навыки учащихся (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и т.д.), постепенно усложняются задачи, расширяется диапазон певческих возможностей детей.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает работа над художественным образом исполняемого произведения. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.
Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре. Заложенный в самой её природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приёмов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете всё новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.
Могут быть использованы также такие приёмы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. Исполнительские приёмы при этом должны быть художественно оправданы и не превращаться в способ демонстрации «эффектов».
На уроках должны активно использоваться знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т.к. пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает обучающимся овладеть музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения.
Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху, т.к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.
Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство патриотического, нравственного воспитания. Поэтому в примерных репертуарных списках данной программы сочетаются песни русских и зарубежных композиторов, русские народные песни и песни других народов, произведения отечественных, современных авторов и произведения зарубежных, современных композиторов.
В работе необходимо учитывать условия нормального развития детского голоса, поэтому все правила гигиены должны тщательно выполняться. Хрупкий голосовой аппарат ребёнка, находящийся в постоянном развитии, требует особого внимания и бережного отношения. От того, как будет развиваться голос школьника, зависит качество взрослого голоса. Учитель должен разъяснять опасность перенапряжения голоса, правила и средства его охраны, научить их анализировать свои внутренние ощущения, выявлять причины хорошего или плохого звучания.
При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.
В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведёт к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.
К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения - точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в ансамбле и т.д.
У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, тр и mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре используются преимущественно одно- двухголосные произведения.
Содержание программы
Тема 1. Хоровое пение как вид музыкальной деятельности.
Понятие о хоровом пении.
Организация занятий с певцами – солистами и хором. Правила набора голосов в хор. Понятие о хоровом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный).
Диагностика. Прослушивание детских голосов.
Диагностика проводится с целью определения уровня развития музыкальных способностей учащихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений, навыков, динамики развития творческих способностей учащихся, и делится на начальную (для обучающихся 1 класса), срезовую и итоговую.
Первичная диагностика: выполнение диагностических тестов.
Начальная диагностика: выполнение диагностических тестов, проведение музыкально-дидактических игр.
Срезовая диагностика: выполнение диагностических тестов, вокально-хоровые упражнения, работа с музыкально-дидактическими играми.
Итоговая диагностика: концертные выступления, участие в музыкальных спектаклях.
Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач хорового пения. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Строение голосового аппарата.
Основные компоненты системы голосообразования:
Дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Правила охраны детского голоса.
Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Нарушение правил охраны детского голоса: форсированное пение.
Вокально – певческая установка.
Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система выработки навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Упражнения на дыхание по методике А.Н.Стрельниковой.
Образование голоса в гортани; атака звука (твердая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: легато и нон легато. Понятие кантиленного пения. Пение стаккато. Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание.
Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на крещендо и диминуэндо с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция.
Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирование звука. Формирование высокой певческой ферманты. Соотношение дикционной четкости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения, фантазии, доставления радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе меццо форте для избежания форсирования звука. Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов – фонем. Усилением резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого уровня – формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение легато при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенно удлинения дыхания.
Тема 3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
Работа с народной песней.
Освоение жанра народной песни, ее особенностей: слоговой распевности, своеобразие ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента.
Работа с произведениями русских композиторов – классиков.
Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения.
Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Работа с солистами.
Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
Тема 5. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
5.1. Прослушивание аудио и видеозаписей.
Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения профессиональных исполнителей, так и своей группы, а так же – индивидуальное собственное исполнение. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио и видеозаписей.
5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива школы.
Тема 6. Концертная деятельность.
Выступление солистов и хора на школьных праздниках (концерты для учителей, родителей, ветеранов, пенсионеров). Музыкальные постановки для учащихся и родителей. Участие в конкурсах. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а так же с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Планируемые результаты освоения учащимися программы
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально – практической деятельности;
основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям.
Учащийся получит возможность для формирования:
понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально – исполнительской деятельности;
эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия
учащийся научится:
принимать учебную задачу;
понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
адекватно воспринимать предложения учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать музыкально – исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
воспринимать мнение о прослушанном произведении и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
ориентироваться в информационном материале нотной грамоты, осуществлять поиск нужной информации;
использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи;
находить в музыкальном тексте разные части;
понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
читать простое схематическое изображение.
учащийся получит возможность научиться:
соотносить различные произведения по настроению. Форме, некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика)
понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки;
пользоваться карточками ритма;
строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;
соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
воспринимать музыкальные произведения и мнение других людей о музыке;
учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
принимать участие в групповом музицировании, коллективных инсценировках;
понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует)
контролировать свои действия в коллективной работе.
Учащийся получит возможность научиться:
исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах);
исполнять простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
Календарно– тематический план
( 7-10 лет)
№
Название темы
Теория
Практика
Индивидуальная работа
Кол-во часов
Дата
Пение как вид музыкальной деятельности
1
Понятие о сольном и ансамблевом пении.
1
---
-----
1
2
Диагностика. Прослушивание детских голосов.
1
1
---
2
3
Строение голосового аппарата.
1
1
----
2
4
Правила охраны детского голоса.
1
---
---
1
5
Вокально-певческая установка.
1
1
1
3
6
Упражнения на дыхание по методике
А.Н. Стрельниковой
1
1
---
2
Формирование детского голоса
1
Звукообразование
1
1
---
2
2
Певческое дыхание
1
1
---
2
3
Дикция и артикуляция
1
1
--
2
4
Речевые игры и упражнения
1
1
---
2
5
Вокальные упражнения
1
1
---
2
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
1
Народная песня
1
1
---
2
2
Произведения русских композиторов – классиков.
1
--
1
2
3
Произведения современных отечественных композиторов.
---
1
---
1
4
Сольное пение.
---
---
1
1
Игровая деятельность, театрализация
1
Игровая деятельность, театрализация
1
1
---
2
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры
1
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.
---
1
---
1
Концертно – исполнительская деятельность
1
Репетиции
---
1
1
2
2
Выступления, концерты.
---
1
1
2
Итого:
14
15
5
34 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1-2 класс.
Вокально - хоровые навыки:
Умение соблюдать певческую установку стоя и сидя.
Понимать дирижерские жесты: начало и окончание пения, громко и тихо.
Активный вдох, мягкая атака. Правильное формирован6ие гласных, Четкое формирование согласных.
Основные свойства детского голоса: звонкость, полетность, ровность к тембру.
Диапазон: до1 –до2, опевание этой зоны в аспекте формирования смешанного звучания.
Пение без сопровождения и с ним, умение слушать и контролировать себя при пении, слушать группу и весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности.
Соответственно возрасту – анализ и характеристика исполняемого произведения.
Примерный репертуарный список:
1.Учебно - тренировочный материал:
- игры - разминки;
- игры - распевки;
- распевки на нескольких звуках.
2. Народная песня:
«Ходила младешенька» - русская народная песня;
«Ай на горе» обр. Римского-Корсакова;
«Сел комарик на дубочек» обр. С. Полонского.
3. Классика:
«За рекою старый дом» И.С. Бах;
«Осень» Ц. Кюи.
4.Современная музыка:
«Пришла зима» М. Парцхаладзе;
«Старая кукла» Л. Марченко;
«Мой парус» Е. Сокольская;
«Собака» Л. Вихарева;
«Ручей» М. Парцхаладзе;
«Гном» Г. Струве;
«Пополам» В. Шаинский;
«Бегемот» Л. Марченко
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Уметь петь вместе, используя цепное дыхание.
2. Уметь петь в ансамбле (вместе, чётко, чисто интонируя).
3. Уметь исполнять свою партию в каноне.
4. Знать стили хоровых произведений.
5. Знать все музыкальные произведения, выученные за год.
3 класс.
Вокально-хоровые навыки:
Соблюдение певческой установки, сохранение основных свойств детского голоса: звонкость, полетность, пение с вибрато, сохранение индивидуального тембра.
Правильное звукообразование: формирование гласных, четкое и быстрое произношение согласных.
Диапазон: ре1-до1-ре2.
Формирование смешанного звукообразования.
Пение без сопровождения, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, динамике, выдерживание постоянного темпа, ускорение и замедление вместе со всем хором.
Пение простейших попевок по нотам.
Понимание элементарных требований дирижёра.
Примерный репертуарный список:
1. Учебно-тренировочный материал:
звуковедения;
формирование гласных звуков;
каноны.
2. Народная музыка:
«Со вьюном я хожу» б. н. п.
«Вей, ветерок» л. н. п.
«В сыром бору тропина» р. н. п.
«Я на камушке сижу» обр. Римского-Корсакова;
«Жаворонок» фр. н. п.
3. Классика русская и зарубежная
- «Окликание дождя» А. Лядов;
- «Мишка» В. Калинников;
«Киска» В. Калинников.
4. Современная музыка
«Клоун», «Яга и Бармалей» Л. Вихарева;
«Добрый родничок» М. Парцхаладзе;
«Лети скорее, поезд» Назаров;
«Ding, dong» К. Орф;
«Восемь поросят» Ю. Чичков;
«Перемена» Н. Песков;
«Колыбельная маме» Л. Марченко;
«Летающий слон» П. Самойлов;
«Стаккато» Я. Дубравин;
«Пополам» В. Шаинский.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Уметь слышать свой голос в хоровом звучании и анализировать пение.
2. Умение грамотно петь текст, следить за цепным дыханием.
3. Уметь исполнять свою партию в каноне и двухголосии.
4. Знать элементы музыкальной грамоты.
5. Знать все музыкальные произведения, выученные за год.
4 класс.
Вокально-хоровые навыки:
Непринужденное естественное льющееся пение, гибкое владение голосом. Умение петь в ансамбле, держать строй.
Пение с вибрато, ровность по тембру при переходе в головной резонатор через микст.
Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению», 2011
Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда
Приложение 1
Диагностика уровня развития певческих умений
№ п/п
Показатели (знания, умения, навыки)
0
н
с
в
1.
Качественное исполнение знакомых песен.
2.
Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации
3.
Умение импровизировать
4.
Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту
5.
Навыки выразительной дикции
не справляется с заданием
н (низкий) – справляется с помощью педагога
с (средний) – справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) – справляется самостоятельно
Приложение 2
Анкета для учащихся
Дорогие ребята!
Просим вас ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам организовать дальнейшую работу в кружке « Домисолька»