Программа коррекции поведенческой сферы детей и подростков «Музыка для вас!»
Программа коррекции поведенческой сферы детей и подростков «Музыка для вас!»
Музыка воспитывала, помогала и облегчала жизнь греку во многих житейских ситуациях, она была одним из основных предметов его занятий в палестре, активизировала его деятельность в спортивных тренировках и состязаниях, услаждала его душу на отдыхе и в пиршествах с друзьями. В своем трактате “Политика” Аристотель констатирует: “Важнейшими предметами обучения являются для греков грамматика (чтение и письмо), гимнастика” музыка и иногда рисование... Предки наши поместили музыку в число общеобразовательных предметов потому, что сама природа стремится доставить нам возможность не только правильно направлять свою деятельность, но и прекрасно пользоваться нашим досугом”.
Как видите, в отличие от нас для древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения.
В связи с этим сведения о прикладном использовании музыки в самых разных видах деятельности человека сообщаются также в произведениях Платона, Аристотеля, Пиндара, Страбона, Лукиана, Архилоха, Аристофана, Эсхила, Гесиода, Вергилия, Плутарха и других всемирно известных античных авторов.
Эти представления, весьма разумно интегрировавшие гуманитарные достижения своего времени, стали на несколько последующих столетий основополагающими ориентирами для всего античного общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа коррекции поведенческой сферы детей и подростков «Музыка для вас!» »
Программа
коррекции поведенческой сферы
детей и подростков
«Музыка для вас!»
Автор - составитель:
Лобан Юлия Борисовна,
учитель музыки, педагог-психолог,
педагог дополнительного образования
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»
г. Курска.
Курск- 2014.
Пояснительная записка.
Музыка – феноменальное явление человеческой деятельности. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение.…Во время концерта по прошествии какого-то времени зал наполняется некой единой атмосферой, поскольку музыка роднит, объединяет людей. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, даже побеждают физическую боль.
"Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира", – так утверждали древние мудрецы. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека.
Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.
Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
Древние трактаты утверждают: Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.
Особого расцвета музыкальная стимуляция трудовых процессов и различных физических упражнений достигает в античной Греции. В понимании древних греков музыка была составной частью философии, поэтому интерес к ней проявляли почти все греческие философы. Идеал воспитания древние греки видели, в так называемой, калокагатии, под которой понималась неразрывная совокупность прекрасных физических, моральных и духовных качеств. Согласно этому принципу от каждого свободного гражданина требовалась необходимая психофизическая соразмерность, т.е. сильное тренированное тело и одновременно определенное духовное развитие и моральная чистота. И музыке как одухотворяющему, связующему началу в этом социальном процессе отводилась весьма важная роль.
Музыка воспитывала, помогала и облегчала жизнь греку во многих житейских ситуациях, она была одним из основных предметов его занятий в палестре, активизировала его деятельность в спортивных тренировках и состязаниях, услаждала его душу на отдыхе и в пиршествах с друзьями. В своем трактате “Политика” Аристотель констатирует: “Важнейшими предметами обучения являются для греков грамматика (чтение и письмо), гимнастика” музыка и иногда рисование... Предки наши поместили музыку в число общеобразовательных предметов потому, что сама природа стремится доставить нам возможность не только правильно направлять свою деятельность, но и прекрасно пользоваться нашим досугом”.
Как видите, в отличие от нас для древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения.
В связи с этим сведения о прикладном использовании музыки в самых разных видах деятельности человека сообщаются также в произведениях Платона, Аристотеля, Пиндара, Страбона, Лукиана, Архилоха, Аристофана, Эсхила, Гесиода, Вергилия, Плутарха и других всемирно известных античных авторов.
Эти представления, весьма разумно интегрировавшие гуманитарные достижения своего времени, стали на несколько последующих столетий основополагающими ориентирами для всего античного общества.
С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Но еще академик Б.В. Асафьев рассматривал колокольный звон и его типы как особую сферу народной музыки.
Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.
Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.
Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях, таких как:
влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
воздействие на организм человека традиционной народной музыки.
Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Используя классическую музыку с целью музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях.
Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связаннее с изменением кровообращения, дыхания.
«Мозг – это наша биологическая аптека, - объясняет врач- музыкотерапевт Рушель Блаво, - он сам вырабатывает лекарственные вещества. Надо только ему помочь избавиться от негативной информации. Если ее устранить, повышается общий иммунитет организма, он избавляется от первопричины болезни и сам начинает бороться с ее последствиями».
Наблюдая за поведением детей на уроках, мне хотелось проанализировать воздействие отдельных музыкальных произведений на психоэмоциональное состояние школьников. Но перед этим я просмотрела расписание уроков в различных классах, предшествующих моему предмету, и выяснила, что ими являются такие предметы, как русский язык, литература, иностранный язык, математика, история и даже физкультура. Представляете, как трудно мобилизовать детей после такого урока? Возбужденные они приходят в класс и им необходимо настроиться на совершенно другой урок – урок искусства, где царит соразмеренность и спокойствие.
Мои наблюдения и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание записей “звучащей” природы положительно влияют на психоэмоциональное состояние. Здесь учитель выступает в роли терапевта, которому нужно поставить правильный диагноз.
Так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств. Школьники в течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям: перевозбуждение, неспокойствие, эмоциональное расстройство. Поэтому на уроках в качестве прослушиваемого произведения можно использовать различные музыкальные произведения, способствующие регулированию эмоционального состояния школьников.
Всем известно, что музыка оказывает лечебное воздействие, но не всякая и не на всех. Например, под воздействием классической музыки улучшается рост растений. Увеличивает надои у коров. Она благотворно влияет на плод у беременных женщин. Ведь классика – это отобранное веками лучшее, что есть в человеческой культуре. То же можно сказать и о народной музыке, только её “история” уходит корнями в глубокую древность.
Формы и методы работы
Формы работы могут быть как групповыми, так и индивидуальными, в зависимости от рекомендации медработника и личного желания каждого обучающегося. Занятия объединяются в блоки по темам. Например, музыка, улучшающая работу сердца – это один блок, снижающая кровяное давление – другой блок, успокаивающая нервную систему – третий и т.д. На часах здоровья и групповых занятиях за одно занятие применяется музыка только какого-нибудь одного блока, но для того, чтобы от этой музыки вышла польза, необходимо использовать её несколько занятий подряд, а не применять каждый раз разный блок. Эффект оздоровления должен проходить в качестве постепенной и постоянной терапии, и должен восприниматься обучающимися, как отдых под воздействием непринуждённой музыки. На индивидуальных занятиях естественно идёт индивидуальный подбор музыки, соответствующий каждому человеку, и могут даже составляться индивидуальные блоки, если в этом есть необходимость. В зависимости от возраста и желания ребёнка подвергающегося лечению (коррекции) проводить её можно при помощи следующих методов работы:
слушание музыки в расслабленном состоянии тела и мозга (можно с открытыми или закрытыми глазами, кому как нравится) удобно расположившись в креслах или наиболее комфортных стульях, полностью отключившись от внешнего мира. Здесь допустимо, если даже человек уснёт, так как музыка может воздействовать и во сне;
для младших детей, да и для других желающих, под звучащую музыку, можно предложить, нарисовать впечатления, которые она у них вызывает;
можно выполнять под музыку движения. Но необходимо при этом помнить, - если человек не хочет их выполнять, то и не надо его к этому принуждать;
во время прослушивания музыки можно использовать слайды с зарисовками природы, животного мира, времён года, моря, движущейся вселенной и т.п., в соответствии с музыкой и с индивидуальными желаниями человека;
слушая лечебную музыку, можно применять специальный успокаивающий спектр светомузыки, но это используется осторожно, сугубо индивидуально, не каждому такое подойдёт;
с учётом отдельных заболеваний и, чтобы не было на то запрета врача, можно позволить обучающимся импровизировать под музыку танцевальные движения.
Формы и методы работы: тренинг, упражнение, слушание, танцевальная импровизация, рисование, музицирование, пение.
Данная программа предусматривает тесную связь между музыкой, медициной, ритмикой, живописью, танцем, географией и биологией. Только разумно используя единство всех этих наук можно добиться положительного результата в музыкальной терапии.
Цель: оказание помощи детям и подросткам в коррекции
поведенческой сферы.
Задачи:
учить ребёнка относиться к музыке и вокальному исполнительству, как к важной части жизни каждого человека, способной приносить пользу его здоровью;
прививать любовь к классической музыке и навыки правильного прослушания и восприятия, такого, чтобы её ощущала каждая клеточка человеческого тела;
установить тесную и эффективную связь учителя музыки с педагогом-психологом;
вести диагностику изменения в поведении ребёнка, в результате занятий музыкальной коррекцией;
выполнять условия смены деятельности, как условия эффективности релаксации ребенка.
Программа рассчитана на занятия с детьми с 6 летнего возраста до 12 лет. Эту программу можно использовать не только в школе, но и в других детских, в том числе лечебно-оздоровительных учреждениях. В процессе применения она должна варьироваться в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребёнка, занимающегося психо-эмоциональной коррекцией. Каждое занятие проводится два раза в неделю по 40 минут.
Тематический план
№
Раздел коррекции
Средства релаксации
Виды деятельности
Время занятий
Коли-чество часов
Раздел 1. Нервная система
1.
Гиперактивность
А.Вивальди. Фрагмент из концерта «Времена года».
Н.Паганини. Концерт для скрипки с оркестром. 1 часть.
И.С. Бах. Шутка.
Боккерини. Менуэт.
Глюк. Мелодия.
Слушание, игра, пение.
40 минут
10 часов
2.
Тревожность.
П.И.Чайковский. Осенняя песня из цикла «Времена года».
П.И.Чайковский. Баркарола из цикла «Времена года».
«Концерт для кларнета с оркестром» Моцарт, «Утро» Э.Грига
Слушание, рисование
40 минут
10час
4.
Успокоение и расслабление.
Соло лютни «Зелёные рукава»,
Кельтская арфа «Пробуждение»
Слушание.
40 минут
10час
5.
Снижение раздражительности
«Лунная соната» Л.Бетховена;
«Свет луны» Дебюсси; вальсы Штрауса – «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста», рапсодия в блюзовых тонах, тема любви из увертюры-фантазии к «Ромео и Джульетте» Чайковского, «Утро» Э. Григ. М.Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»
Слушание, игра, рисование
40 минут
10час
6.
Снижение озлобленности.
«Картинки с выставки» Мусоргского. («Старый замок», «Гном», «Баба Яга».)
«Баба Яга» Чайковского, «Утро» Э.Грига, рапсодия в блюзовых тонах.
Слушание, игра
40 минут
10час
7.
Снятие эмоционального стресса.
«Картинки с выставки» Чайковского. («Быдло», Старый замок», «Гном», «Баба Яга».
Слушание, рисование
40 минут
7 час
8.
Лечение бессонницы.
Хоровое пение (хор Турецкого); «Концерт для скрипки с оркестром» Сибелиуса; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвредика» Глюка; «Песня Сольвейг» «Пер Гюнт», «Сон» Грига, «Баркаролла» Чайковский, «Песня без слов» Мендельсона, «Грёзы».
Колыбельные, элегии и ноктюрны; «Аве, Мария» Шуберта; мазурки и прелюдии Шопена
Слушание
40 минут
7 час
Раздел 2. Сердечнососудистая система.
12.
Улучшение работы сердца
5 симфония Л.Бетховена;
«Колыбельная» Гершвина,
звучание гитары.
Слушание
40 минут
10 часов
13.
Снижение кровяного давления.
«Лебединое озеро» П.Чайковского; Концерт ре минор для скрипки И. Баха; ноктюрн ре минор
Ф. Шопена.
Слушание
По мере необходимости
По мере необходимости
Раздел 3. Бронхолёгочная система.
14.
Бронхолёгочные заболевания
«Аве, Мария!»
Ф.Шуберт
Слушание, пение (пластическое интонирование)
40 минут
10 часов
В зависимости от нагрузки педагога, количество часов, отведённых на занятия по программе, можно уменьшать или увеличивать.
В начальной школе слушание блока произведений не должно превышать 5-7 минут. Одно произведение из программы звучит 2-4 минуты. Музыкальные отрывки не должны прерываться, они плавно сменяют друг друга.
Содержание
Гиперактивность (10 часов)
1.Диагностика уровня гиперактивности каждого участника тренинга.
2.Игра «Гвалт» как средство сплочение учебной группы детей.
3.Диагностика объекта повышенной двигательной активности ребенка (изображение музыкального объекта в цвете). Слушание произведения А. Вивальди «Осень» из концерта «Времена года».
4.Игра «Музыкальный сон». Слушание произведения А.Вивальди «Осень» из концерта «Времена года».
5.Игра «Музыкальный сон». Слушание произведения А. Вивальди «Зима» из концерта «Времена года».
6.Игра «Музыкальный сон». Слушание произведения А. Вивальди «Осень» из концерта «Времена года».
7. Игра «Музыкальный сон». Слушание произведения А. Вивальди «Осень» из концерта «Времена года». Боккерини «Менуэт».
9.Самодиагностика настроения детей . Слушание А. Вивальди. Фрагменты из концерта «Времена года». Н. Паганини « Концерт для скрипки с оркестром». 1 часть. И.С. Бах « Шутка».Боккерини « Менуэт».
10.Игра «Гвалт». Изображение объекта гиперактивного поведения ребенка (пластическое интонирование, рисование).
11.Выявление музыкального художественного образа в произведениях: А. Вивальди. Фрагменты из концерта «Времена года». Н. Паганини « Концерт для скрипки с оркестром». 1 часть. И.С. Бах « Шутка».Боккерини « Менуэт».
II. Тревожность (10 часов)
1.Диагностикауровня тревожности каждого участника тренинга.
2. Игра «Воздушный шарик». Способствует успокоению и сплочению детей в группе.
3.Диагностика объекта повышенной тревожности ребёнка (рисуем то, что нас волнует). Слушание «Осенняя песнь» П.И. Чайковский. Игра «Дудочка».
4. Игра «Музыкальный сон» Слушание произведений П.И.Чайковский. Осенняя песня из цикла «Времена года».
П.И.Чайковский. Баркарола из цикла «Времена года».
Дворжак Юмореска.
5. Игра «Музыкальный сон». Слушание произведений П.И.Чайковский. Осенняя песня из цикла «Времена года».
П.И.Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года».
Дворжак «Юмореска».
Ф.Шопен « Экспромт».
6. Игра «Музыкальный сон». Слушание произведения П.И.Чайковского «Баркарола», «Дудочка». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песнь».
7. Игра «Солдат и тряпичная кукла». Слушание произведения В.Моцарт «Турецкий марш».
8. Игра «Музыкальный сон».
Дворжак «Юмореска».
Ф.Шопен « Экспромт».
В.А. Моцарт « Турецкий марш».
9. Самодиагностика состояния детей.
Слушание подборки музыкальных произведений.
П.И.Чайковский « Осенняя песня» из цикла «Времена года».
П.И.Чайковский « Баркарола» из цикла «Времена года».
Дворжак «Юмореска».
Ф.Шопен « Экспромт».
В.А. Моцарт « Турецкий марш».
10. В сопровождении музыкальных произведений провести игры с детьми.
«Воздушный шарик», «Дудочка», «Солдат и тряпичная кукла».
III. Подавленность (10 часов).
1.Диагностикауровня подавленности каждого участника тренинга.
Игра «Сдутый мяч» на фоне А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». Способствует сплочению детей. Умение взаимодействовать между собой, работа в парах.
2. Использование психотерапевтических игр.
Слушание произведения «Утро» Э.Грига.
3. Диагностика объекта подавленности ребёнка.
Игра «Музыкальный сон».
Слушание произведений «Концерт для кларнета с оркестром» А. Моцарта, «Утро» Э.Грига.
4. Пластическое интонирование.
Слушание произведений «Концерт для кларнета с оркестром» А. Моцарта, «Утро» Э.Грига.
«Нарисуй музыку».
Слушание произведения «Утро» Э.Грига.
Слушание «Времена года» А. Вивальди 1ч. «Осень», 2ч. «Зима».
Игра «Музыкальный сон».
Слушание произведениия А. Моцарта «Концерт для кларнета с оркестром».
Игра «Музыкальный сон».
Слушание произведений «Времена года» 1ч. «Осень», 2ч. «Зима»
А. Вивальди.
«Концерт для кларнета с оркестром» А. Моцарта, «Утро» Э.Грига.
Самодиагностика эмоционального состояния детей.
«Времена года» А. Вивальди 2,3ч. «Осень», 2,3ч. «Зима»;
«Утро» Э.Грига.
Рисование, пластическое интонирование.
Игра «Сдутый мяч» в сопровождении музыкальных произведений «Времена года» А. Вивальди 1ч. «Осень», 2ч. «Зима»;
«Концерт для кларнета с оркестром» А. Моцарта, «Утро» Э.Грига .
IV. Успокоение и расслабление (10 часов).
Игра «Молчу – шепчу – кричу».
Игра проводится несколько раз. Последний раз звучит музыкальное произведение «Зелёные рукава», английская народная песня. Заканчиваем игру на слове «Шепчу» и прислушиваемся к музыке.
Игра «Пластическое интонирование».
Игра «Дудочка».
Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Слушание музыкального произведения «Зелёные рукава».
3. Дыхательная гимнастика. Слушание музыкального произведения «Пробуждение», кельтская народная мелодия.
4. Игра «Музыкальный сон».
Слушание музыкальных произведений соло лютни «Зелёные рукава»,
кельтская арфа «Пробуждение».
5. Игра «Музыкальный сон». Слушание музыкальных произведений
6. Игра «Музыкальный сон». Психокоррекционные игры.
7. Психокоррекционные игры. «Лучик».
8. Игра «Музыкальный сон».
Слушание музыкальных произведенийсоло лютни «Зелёные рукава»,
кельтская арфа «Пробуждение».
9. Дыхательная гимнастика. Психокоррекционные игры.
10. Пластическое интонирование.
Слушание музыкальных произведений соло лютни «Зелёные рукава»,
кельтская арфа «Пробуждение».
V. Снижение раздражительности (10 часов).
1.Игра «Молчу – шепчу – кричу».
Игра проводится несколько раз. После последнего повторения звучит вальс И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Пластическое интонирование.
2. Дыхательная гимнастика Стрельниковой под музыкальное произведение П.И.Чайковского «Ромео и Джульетте», тема любви из увертюры-фантазии.
3. Игра «Музыкальный сон».
Слушание музыкального произведения «Лунная соната» Л. Бетховена.
Игра «Лучик».
Слушание музыкального произведения «Утро» Э.Грига.
Психокоррекционная игра.
Слушание и пластическое интонирование под музыкальное произведение М. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки». В зависимости от возраста детей произведения могут изменяться.
Психокоррекционная игра.
Слушание вальсов И.Штрауса – «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста».
Игра «Музыкальный сон».
Слушание музыкальных произведений «Лунная соната» Л. Бетховена;
«Свет луны» Дебюсси; вальсы И. Штрауса – «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста», «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина.
Игра «Музыкальный сон».
Слушание музыкальных произведений, тема любви из увертюры-фантазии к «Ромео и Джульетте» П. Чайковского, «Утро» Э.Грига.
9.Игра «Музыкальный сон».
Слушание музыкальных произведений «Лунная соната» Л. Бетховена, «Свет луны» К. Дебюсси, вальсы И. Штрауса – «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста», «Рапсодия в блюзовых тонах», тема любви из увертюры-фантазии к «Ромео и Джульетте» П. Чайковского, «Утро» Э.Грига.
10. Рисование образов под музыкальные произведения «Лунная соната» Л.Бетховена; «Свет луны» Дебюсси; вальсы Штрауса – «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста», рапсодия в блюзовых тонах, тема любви из увертюры-фантазии к «Ромео и Джульетте» Чайковского, «Утро» Э.Григ.
VI. Снижение озлобленности (10 часов).
1.Игра «Драка».
Самодиагностика детей, выявление объекта озлобленности.
2. Рисуем музыку.
Слушание музыкального произведения «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского.
3. Игра «Лучик».
Слушание музыкального произведения П.Чайковского «Баба Яга» из фортепианного цикла «Детский альбом».
4. Игра «Лучик».
Слушание музыкального произведения «Гном», «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского.
5. Игра «Музыкальный сон».
Слушание музыкального произведения «Утро» Э.Грига.
6. «Рисуем музыку».
Слушание музыкального произведения «Утро» Э.Грига.
7. Игра «Шалтай - Болтай» (инсценировка стихотворения). Можно предложить детям придумать свою мелодию под слова. Слушание музыкального произведения «Старый замок» М.Мусоргского.
8. Игра «Шалтай-Болтай» (инсценировка стихотворения), дети могут быть сами ведущими. Слушание музыкальных произведений «Картинки с выставки» М. Мусоргского («Старый замок», «Гном», «Баба Яга») .
«Баба Яга» Чайковского, «Утро» Э.Грига.
Игра «Музыкальный сон».
Слушание музыкального произведения «Рапсодия в блюзовых тонах».
Игра «Лучик». Рисуем под музыку Э.Грига «Утро».
VII. Снятие эмоционального стресса (10 часов).
Игра «Музыкальный сон», «Лучик».
Настрой детей на позитивное общение в группе.
Слушание музыкального произведения «Утро» Э.Григ.
Рисуем музыку.
Слушание музыкального произведения «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского.
Игра «Лучик».
Слушание музыкального произведения П.Чайковского «Баба Яга» из фортепианного цикла «Детский альбом».
Игра «Лучик».
Слушание музыкального произведения «Гном», «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского.
Рисуем музыку.
Слушание музыкального произведения «Утро» Э.Грига.
Игра «Музыкальный сон».
Слушание музыкального произведения «Утро» Э.Грига.
Игра «Шалтай - Болтай», инсценировка стихотворения. Можно предложить детям придумать свою мелодию под слова. Слушание музыкального произведения «Старый замок» М.Мусоргского.
Игра «Шалтай-Болтай» , инсценировка стихотворения, дети могут быть сами ведущими. Слушание музыкальных произведений «Картинки с выставки» М. Мусоргского («Старый замок», «Гном», «Баба Яга»). «Баба Яга» П. Чайковского, «Утро» Э.Грига.
Игра «Музыкальный сон».
Слушание музыкального произведения «Гном», «Баба Яга»
Пластическое интонирование. Музыкальное произведение «Утро» Э.Грига, видеоряд.
Ожидаемый результат и условия реализации программы
При систематических и направленных на выздоровление занятиях, с соблюдением всех медицинских норм, форм и методов работы, с применением различных видов музыкальной терапии, через некоторое время у детей, страдающих какими-либо недугами, должна появиться положительная динамика. А со временем при регулярных занятиях должно будет наступить и исцеление.
В процессе занятий у слушателей должны вырабатываться следующие умения:
откликаться на музыку различного характера и различать ее;
понимать, что музыка имеет содержание, воспринимать ее выразительно-изобразительные средства;
различать яркие средства музыкальной - выразительности, наиболее характерные интонации, тембры, темповые, динамические оттенки, регистровые изменения.
Для успешной реализации данной программы необходимы:
кабинет или другое помещение для занятий;
соответствующая музыкальной терапии музыка (диски, аудиозаписи и видеозаписи;
музыкальное оборудование (DVD, телевизор, компьютер, музыкальный центр, фортепиано и другие инструменты, которые могут быть необходимы в процессе занятий);
кресла или удобные мягкие стулья;
фонохрестоматия;
нотная хрестоматия;
книги с материалами по музыкальной терапии;
альбомы, кисточки, карандаши и краски;
коврики для занятий физическими упражнениями, играми.
Приложения
Примерные игры для гиперактивных детей.
«Гвалт»
Один из участников игры становится водящим и выходит за дверь. Игроки выбирают какую-либо фразу или строчку известной песни. Затем каждый берет себе одно слово из загаданной фразы. Желательно, чтобы участники повторили вслух доставшиеся им слова. Входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, какая фраза была задумана. Развивается способность к концентрации, слуховое внимание.
«Мельница»
Игроки становятся в круг на расстоянии около 2 метров друг от друга. Один человек берет мяч и передает его другому, тот третьему… Постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним. Игру можно усложнить, если кто-то начнет отбивать ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч. Ритм можно то замедлять, то ускорять. Развивается способность контролировать двигательную активность. Игра проходит под разнохарактерные произведения. Заканчиваем произведением того настроения, которого хотели добиться на занятии. ( Полька – медленный вальс или наоборот)
«Солдат и тряпичная кукла»
Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться — это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Пусть ребенок представит, что он солдат: вытянулся в струнку и замер. Затем произнесите другую команду: тряпичная кукла. Маленький актер максимально расслабляется: слегка наклоняется вперед, чтобы руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты, тело мягкое, податливое. Затем игрок снова становится солдатом и так далее.
Другой вариант — сдутый и накачанный мяч. Встаньте напротив друг друга. «Сдутый мяч» стоит с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть старается выглядеть как не надутая оболочка мяча). Второй игрок тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накачанным. Вот у «мяча» уже щеки надуты, руки с напряжением вытянуты в стороны. Владелец насоса осматривает свою работу. Да, он явно перестарался, теперь придется сдувать мяч. Изображается выдергивание шланга насоса. «Мяч» должен сдуться, вплоть до падения на пол. Чтобы показать ребенку, как играть, сначала предложите ему побыть в роли насоса, а сами станьте мячом. Заодно сами расслабитесь. Заканчивается такая игра всегда на стадии расслабления. Первый раз даём ребёнку команды словесно, потом ребёнок сам меняет положение тела под музыку (произведения по характеру образов).
«Замри»
Эта игра помогает ребенку преодолеть двигательный автоматизм, проконтролировать свои действия. Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок прыгает, кружится, танцует. Музыка остановилась — игрок замер на месте в той позе, в которой его застала тишина. Отличное развлечение на детском празднике. Дети часто стесняются танцевать в гостях, а в игре им легче раскрепоститься. Можно внести соревновательный мотив: кто не успел застыть после окончания музыки, выбывает из игры.
«Молчу — шепчу — кричу»
Гиперактивным детям трудно регулировать громкость своей речи — они часто говорят на повышенных тонах. В игре участники выбирают одно из трех действий (молчание — крик — шепот), ориентируясь на условный знак, который подает ведущий. Например, если палец приложен к губам, то все говорят шепотом и передвигаются очень медленно. Если ведущий положил руки под голову, как во время сна, следует замолчать и замереть на месте. А когда руки подняты вверх, можно разговаривать громко, кричать и бегать. Игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу».
Игры для тревожных детей
Упражнения на релаксацию и дыхание «Драка» Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. "Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!" Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. «Воздушный шарик» Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза. "Корабль и ветер" Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали. "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза. "Подарок под елкой" Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. "Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь". После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает. "Дудочка" Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. "Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!" Этюды на расслабление мышц . Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И. Чистяковой в книге "Психогимнастика" и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных. Все упражнения даны в нашей модификации. "Штанга" Вариант 1. Цель: расслабить мышцы спины. "Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз". Вариант 2 Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. "А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.
У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!" "Шалтай-Болтай" Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. "Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай". Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз".
"Винт" Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. "Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!" Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка". "Косое и мяч" Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. "Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. " Затем, играющие, меняются ролями.
Можно использовать дыхательную гимнастику по Н. Стрельниковой.
Психотерапевтические игры. Раскрывают глубинный смысл происходящих событий, помогающих слушателю увидеть ситуацию со стороны. Данный вид музыкальной игровой деятельности позволяет играющему «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроения, красок. Например, в небольшом, предваряющем слушание рассказе преподаватель настраивает играющих на восприятие определенной образной музыкальной картинки. Для активизации зрительных образов можно использовать различные музыкальные произведения, передающие картины природы. После прослушивания в процессе беседы выясняется, что слушатель «видел», чувствовал, «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он нарисовал. Такое восприятие музыки с момента «выхода» за пределы реальной ситуации обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующих жизненных ситуаций. С этой целью можно использовать музыкальные сочинения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и др. Основными задачами данного вида игровой музыкальной деятельности являются: 1) развитие умения передачи эмоций, чувств, образов посредством звуков, мимики, движения красок; 2) обучение распознаванию и анализу звуков окружающего мира; 3) развитие представления о различных характеристиках однотипного звукового явления; 4) обучение самостоятельному созданию звуковых образов на заданную тему. Например,игра «Эмоции». Для ее проведения используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность) и схематически нарисованными лицами людей, выражающих эти состояния. Карточки раздаются ее участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию (по очереди), а остальные, стремятся определить услышанное.
Общеизвестно, что музыкальному восприятию свойственны эмоциональность и образность, а также - целостность, осмысленность, ассоциативность, избирательность, вариативность и другие качества. Процесс восприятия музыки это процесс становление в сознании слушателя музыкального образа. Для раскрытия образного содержания музыкального произведения важен комплекс вопросов и заданий, который должен рождать у слушателей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важна направленность вопроса, нужно чтобы он заострял внимание учащегося не на вычленение отдельных средств выразительности (громко - тихо, медленно - быстро), а обращал бы его к своему внутреннему миру, к его осознанным и неосознанным чувствам, мыслям, впечатлениям, рождающимся в его душе под воздействием музыки.
Варианты вопросов:
Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом занятии?
Что важно в песне - музыка или слова? А в человеке, что важнее - ум или сердце?
Каким ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка?
Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел ее слушать?
Что переживал композитор, когда писал эту музыку?
Какие чувства он хотел нам передать?
Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?
Какие события в своей жизни вы смогли бы связать с этой музыкой?
Игра «Музыкальный сон», в процессе которой дается прослушивание фрагмента музыкального произведения (к примеру, Э. Григ «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»), после чего проводится беседа о содержании того, что «снилось». В ходе игры проводится анализ динамики воздействия восприятия произведений музыкального искусства на эмоциональное состояние слушателя.
Психокоррекционные игры - к ним можно отнести игры, целью которых является установление контактов с окружающим миром, снятие усталости, апатии. Игры помогают создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательности, облегчают процесс совместного обучения. Примером использования подобных игр может являться, например, такая ситуация: Перед началом игры педагог говорит: «Когда вы сосредоточены и внимательны, ваши уши как будто широко раскрываются; можете ли вы себе представить, что вы в состоянии слышать не только ушами, но и носом, ртом, кожей? Как бы вы стали слышать, если бы у вас по всему телу были бы расположены крошечные ушки? Это, наверное, очень хорошо, особенно, когда вы слушаете прекрасные звуки музыки; я сейчас поставлю вам фрагмент музыкального произведения, его очень приятно слушать; сядьте поудобнее и закройте глаза; три раза глубоко вздохните; когда начнется музыка, представьте себе, что вы вдыхаете звуки музыки ушами, носом и ртом, всеми порами вашей кожи; (звучит мелодия, к примеру, «Романс» из музыки к драме А.С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова);дышите глубоко через нос,… и через уши,… через кожу; почувствуйте, как звуки везде проникают в вас, в ваши руки, в ваши ноги, в ваш живот и ваше сердце;… пусть ваше тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается; почувствуйте, что музыка делает в вашем сердце, как она дарит вам покой, тепло и защиту…
Медитативные игры - направлены на осознание себя в настоящем «здесь и сейчас», улучшение взаимодействия, отношения к окружающему, раскрывающих личностный потенциал слушателя. Данный вид игровой музыкальной деятельности основан на благотворном воздействии музыки на психоэмоциональное состояние слушателя при помощи слуховых образов, имеющих различную эмоциональную окраску. Слушатель в процессе восприятия переносит свои мысли и чувства на образ героя музыкального произведения, воплощенного композитором, за которым можно видеть конкретного человека. При этом возникает невербальное общение. Необходимо отметить, что в качестве основы для музыкальной игры можно использовать практически любое произведение западноевропейского инструментального музыкального искусства.
Литература
1. Божественные звуки. Музыка мозга.//Наука и религия. – 1997.
2. Васильев А.К. Будь здоров. М.: Здоровье, 1986.
3. Мелодии для миллионов.// Муз. Жизнь. - № 6 . – 1999.
4. Мистицизм звука.//Наука и религия. – 1997, №11.
5. Музыка лечит. // Муз. Жизнь. – 1999, №5.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. //теория и практика. –
М.: Владос, 2000.
7. Петрушин В.И. Музыкальная психология. //2-е изд. Исправ. И
дополнен. Для студентов сред. И высш. Муз. Учеб. Заведений. – М.:
Владос, 1997.
8. Рушель Блаво. //Комсомольская правда. М., 2000.
9. Целебные свойства музыки. //Здоровье. 1987 год, №2.